Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 13:18, дипломная работа
Цель исследования – разработка проекта совершенствования системы управления адаптацией персонала ООО «Прогресс». В соответствие с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
Изучить теоретические и методические основы построения системы управления адаптацией персонала на отечественных и зарубежных предприятиях.
Провести исследование состояния системы управления персоналом Инструментального центра «Прогресс»
Проанализировать эффективность мероприятий по управлению адаптацией персонала ООО «Прогресс».
Разработать проект совершенствования системы управления адаптацией в ООО «Прогресс».
Дать экономическую оценку предложенных мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления адаптацией персонала торговой организации.
1.1 Технология управления адаптацией персонала 7
1.2 Инструменты управления адаптацией работников 17
ГЛАВА 2. Анализ существующей системы управления адаптацией персонала ООО "Прогресс"
2.1 Характеристика организации 36
2.1.1 Организационная структура 39
2.1.2 Анализ эффективности управления персоналом ООО «Прогресс» 42
2.2.Характеристика состояния деятельности менеджмента организации по управлению процессом адаптации новых работников 47
ГЛАВА 3. Проект совершенствования системы адаптации персонала ООО «Прогресс»
3.1 Структура и разработка проекта 55
3.2 Проектная документация 61
3.3 Экономический эффект от внедрения проекта 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
Формой управления процессами адаптации новых работников является совокупность кадровых процедур, называемых введением в должность. Введение в должность – комплекс мероприятий, предназначенных для быстрой и эффективной адаптации новых работников; направления адаптации, преимущественно охватываемые программами введения в должность, – организационная и профессиональная. Однако при эффективно работающей системе управления вхождением нового работника в организацию частично решаются также вопросы социально-психологической и культурно-бытовой адаптации.
Разрабатывая и реализуя программы введения в должность, руководство организации ставит перед службой управления персоналом и линейными менеджерами главную цель – повысить эффективность труда персонала за счет повышения качества управления человеческими ресурсами на стадии вхождения новых сотрудников в организацию. Эта цель реализуется посредством решения следующих задач:
Для решения этих задач на предприятии по каждой группе должностных позиций разрабатываются конкретные программы введения в должность, которые представляют собой набор ознакомительных и адаптационных мероприятий, строго определенных по последовательности и срокам. Макет такой программы, разработанный автором, приведен ниже в таблице 2.
Таблица 2
Макет программы введения в должность
№ |
Название этапа |
Содержание этапа |
Ответственный |
1. |
Подготовительный этап |
|
Менеджер по персоналу |
|
Руководитель розничных продаж | ||
|
Менеджер по персоналу | ||
|
Менеджер по персоналу | ||
2. |
Первый рабочий день |
|
Менеджер по персоналу |
|
Менеджер по персоналу | ||
|
Руководитель розничных продаж | ||
|
Заведующий магазином | ||
|
Руководитель отдела ТБ | ||
|
Заведующий магазином | ||
|
Заведующий магазином | ||
|
Администратор магазина | ||
3. |
Второй рабочий день |
|
Заведующий магазином |
|
Заведующий магазином | ||
|
Заведующий магазином | ||
4. |
Третий-пятый рабочие дни |
|
Администратор магазина |
|
Менеджер по персоналу | ||
|
Руководитель розничных продаж | ||
5. |
Вторая неделя |
|
Заведующий магазином |
|
Заведующий магазином | ||
|
Руководитель розничных продаж | ||
|
Менеджер по персоналу | ||
6. |
Третья-четвертая неделя |
|
Заведующий магазином, Администратор магазина, Менеджер по персоналу |
|
Заведующий магазином | ||
|
Заведующий магазином | ||
|
Менеджер по персоналу, Руководитель РП |
Таким образом, программа введения в должность, разработанная в организации, позволяет обеспечить наилучший трудовой старт новому члену коллектива. Посредством ее осуществления происходит ознакомление новых сотрудников с общими правилами работы в организации, требованиями техники безопасности и охраны здоровья, с новыми рабочими условиями, корпоративными традициями и нормами поведения. На ряде отечественных предприятий большое внимание уделяется проведению с новичками тренингов, позволяющих существенным образом снизить уровень стресса у вновь принятых работников.
Не менее важно разрабатывать аналогичные программы для быстрейшего введения в должность новых работников, принятых на рабочие должности (таб. 3).
Краткая программа введения в должность продавца консультанта
Таблица 3
Имя |
|
Должность |
Продавец консультант |
Дата начала работы |
__.__.20__ |
Непосредственный руководитель (наставник) (старший продавец) |
|
Инструктор по введению в должность (специалист службы управления персоналом) |
|
1. Предварительное посещение | |
Поскольку новый продавец не знаком ни с новой должностью, негде ему предстоит работать (не знает, на каком общественном транспорте добраться и как найти здание), специалист службы управления персоналом принимает решение организовать для него посещение места работы до официальной даты выхода на работу. Это посещение намечено на ________201__ года. Утром он придет в предприятие, чтобы познакомится с непосредственным руководителем, узнать, какие документы необходимо будет представить для оформления на работу и задать другие интересующие ее вопросы. | |
2. Начальный этап введения в должность | |
Специалист службы персонала встречает нового сотрудника, вручает ему рекламный буклет организации, памятку новичка и представляет его будущему руководителю (наставнику). Руководитель проводит с ним краткую беседу о содержании работы, выявляет навыки продаж. После посещения рабочего места новый сотрудник идет в службу управления персоналом со следующими документами: паспорт, страховое свидетельство, диплом, ИНН, справка о прохождении медицинской комиссии. На основании этих документов и подписанного начальником отдела кадров заявления о приёме на работу издаётся соответствующий приказ. Затем он получает направление для прохождения вводных инструктажей по технике безопасности и охране труда. | |
Вопросы охраны здоровья и безопасности, которым необходимо уделить в ходе инструктажей особое внимание: нахождение средств пожаротушения, план экстренной эвакуации. | |
Организационные вопросы решаются непосредственным руководителем. Он должен: представить нового сотрудника работникам подразделения, рассказать о сменном графике работы, убедиться, что рабочее место для нового сотрудника готово, ознакомить с местонахождением помещений общего пользования | |
Должностные обязанности и функции доводятся до нового сотрудника и его наставником посредством ознакомления с должностной инструкцией и Положением о подразделении. | |
Формы и порядок отчетности о проделанной работе оговариваются особо в процессе ознакомления с книгой прибытия, бланков и образцов сопроводительных ведомостей, накопительных и учетных ведомостей, которые необходимо формировать и сдавать в конце рабочей смены. | |
Неделя 1 (ознакомительная) | |
Ознакомление со спецификой работы, с клиентами магазина, ведением документации, изучение компьютерной программы «С1» и кассового аппарата, где осуществляется оформление покупки или договора на поставку товара. | |
Неделя 2 | |
Новый сотрудник продолжает обучение на рабочем месте под руководством старшего продавца (в этот период она является учеником). В конце рабочей недели назначена ее встреча со специалистом отдела кадров. Цель встречи: выявление негативных и позитивных сторон процесса адаптации нового работника на рабочем месте и возможности дальнейшего обучения. | |
Неделя 3 | |
Новый сотрудник продолжает обучение и в конце недели сдает аттестационный экзамен комиссии, в которую входят Управляющий магазином, Администратор магазина, Старший продавец (наставник), специалист службы управления персоналом. Вопросы заранее не выдаются. Руководители задают свои вопросы, касающиеся практической и теоретической части. После сдачи экзамена издается приказ о назначении на должность продавца консультанта 2 класса. Повторная проверка знаний по должностным обязанностям проводится через год, по результатам которой производится повышение разряда при наличии вакантной ставки. |
В процессе реализации программ введения в должность очень важно предоставлять новому сотруднику обратную связь. Она может устанавливаться как путем регулярных бесед руководителя и наставника с новичком, так и с помощью опросных методик (таб. 4).
Опросный лист нового сотрудника1
Наименование параметра адаптации |
Балльная оценка | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1. Уровень выполнения заданий |
|||||
2. Удовольствие от выполнения заданий |
|||||
3. Удовольствие от выполнения каждого отдельного Задания |
|||||
4. Степень значимости |
|||||
5. Степень законченности |
|||||
6. Степень разнообразия работ |
|||||
7. Степень самостоятельности в организации и выполнении работ |
|||||
8. Возможность повышения |
|||||
9. Удовлетворенность характером обратной связи по результатам выполнения работ |
|||||
10.Удовлетворенность от |
|||||
11.Удовлетворенность от |
|||||
12.Удовлетворенность от |
|||||
13.Удовлетворенность от систем |
|||||
14.Удовлетворенность от |
|||||
15.Степень удовлетворенности |
|||||
16.Удовлетворенность |
|||||
17.Удовлетворенность уровнем |
|||||
18.Удовлетворенность |
|||||
19.Удовлетворенность от |
|||||
20.Оценка социально- |
]
Наставничество как элемент введения в должность
Для успешного функционирования системы введения в должность новых сотрудников в организациях, стремящихся к закреплению принятых работников, создается и развивается институт наставничества. В целях успешного функционирования данного института в компании разрабатывается Положение о наставничестве, организуется система выдвижения и обучения наставников, определяются критерии оценки эффективности деятельности данного института и т.д.
Наставничество – явление многогранное, сущность которого можно выразить следующими утверждениями:
В любом случае наставничество представляет собой преимущественно индивидуальную форму шефства опытных профессионалов над вновь принятыми в организацию работниками с целью скорейшей адаптации последних, предполагающую передачу опыта наставника и привитие и корпоративных ценностей новичку.
Выбор наставника – непростой вопрос для любой организации, так как именно он является ключевой фигурой при введении в должность, олицетворением ее стандартов работы и носителем организационной культуры. С небольшой долей преувеличения можно утверждать, что вновь принятые работники, особенно проходящие первичную адаптацию и стремящиеся закрепиться в организации, на первых порах вынуждены будут копировать модели поведения своего наставника – ведь наставник направляет действия нового сотрудника, реализуя принцип «Делай, как я!».
Исходя из этого, менеджмент компаний предъявляет особые требования к наставникам. При подборе подходящей кандидатуры в компаниях, как правило, исходят из следующих критериев: