Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 13:18, дипломная работа
Цель исследования – разработка проекта совершенствования системы управления адаптацией персонала ООО «Прогресс». В соответствие с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
Изучить теоретические и методические основы построения системы управления адаптацией персонала на отечественных и зарубежных предприятиях.
Провести исследование состояния системы управления персоналом Инструментального центра «Прогресс»
Проанализировать эффективность мероприятий по управлению адаптацией персонала ООО «Прогресс».
Разработать проект совершенствования системы управления адаптацией в ООО «Прогресс».
Дать экономическую оценку предложенных мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления адаптацией персонала торговой организации.
1.1 Технология управления адаптацией персонала 7
1.2 Инструменты управления адаптацией работников 17
ГЛАВА 2. Анализ существующей системы управления адаптацией персонала ООО "Прогресс"
2.1 Характеристика организации 36
2.1.1 Организационная структура 39
2.1.2 Анализ эффективности управления персоналом ООО «Прогресс» 42
2.2.Характеристика состояния деятельности менеджмента организации по управлению процессом адаптации новых работников 47
ГЛАВА 3. Проект совершенствования системы адаптации персонала ООО «Прогресс»
3.1 Структура и разработка проекта 55
3.2 Проектная документация 61
3.3 Экономический эффект от внедрения проекта 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
Однако наличие особых способностей и личностных качеств – это только необходимое, но недостаточное условие для успешного осуществления наставничества. В некоторых компаниях существует система подготовки и обучения наставников, которая включает в себя изучение положений о наставничестве и других локальных актов, программ адаптации, основ педагогики и психологии, приемов установления контактов и поддерживающей коммуникации и т.д. Такое обучение может вестись в рамках корпоративных обучающих центров в форме однодневных семинаров либо цикловых курсов.
Решение о назначении наставника принимает руководитель предприятия либо подразделения; они же контролируют успешность процесса введения в должность. При назначении наставника важно убедиться в искреннем желании опытного работника передавать секреты своего мастерства новичку. Неплохо организовать тестирование будущего наставника на профпригодность и организовать соответствующее обучение. После его успешного завершения всех подготовительных процедур кандидатуры утверждает руководитель службы персонала.
Целями института наставничества, по мнению большинства работников служб управления персоналом, являются:
Наставник выполняет различные процедуры, которые должны привести к полному освоению новичком своих обязанностей, а также правил и норм организации и коллектива. Так, Положение о наставничестве и адаптации персонала на Свердловской железной дороге определяет следующий круг обязанностей наставника по введению в должность нового работника:
Очень важным для эффективного функционирования института наставничества является вопрос о стимулировании работы наставников. При разработке системы поощрений необходимо учитывать опыт отечественных предприятий.
Во-первых, на многих предприятиях производится оплата труда наставников. Размер оплаты варьируется в пределах 5-10% должностного оклада по основному месту работы. Выплата денежного вознаграждения проводится либо за фактически отработанный с новичком период, либо жестко привязывается к результатам работы нового сотрудника.
Во-вторых, наставничество расценивается руководством организации и коллегами наставника как одна из наиболее важных форм нематериального поощрения – работник признается носителем стандартов работы предприятия, агентом социализации вновь принятого сотрудника, средоточием организационной культуры, образцом для подражания. Все это повышает его статус в организации и уровень самооценки, создает новые возможности профессионального и личностного роста, повышает уровень удовлетворенности трудом.
В-третьих, наставничество рассматривается как ступень в служебной карьере и поддерживается моральными стимулами, например, награждением почетной грамотой, присвоением звания "Лучший наставник" и т.д.
Однако в тех случаях, когда процесс введения в должность осуществляет непосредственный руководитель нового сотрудника, вопрос об оплате может и не возникать, так как эта работа часто закрепляется за линейным менеджером должностной инструкцией.
Для оценки эффективности деятельности института наставничества консультант может использовать следующие методы и инструменты:
Отзыв молодого специалиста об эффективности
деятельности института наставничества
ОТЗЫВ (заполняется молодым специалистом по истечении срока наставничества) Ф.И.О. наставника____________________ Подразделение_________________ Должность_____________________ Период наставничества с «___» ________ 20__ г. по «___» _______ 20__ г.
1. Краткое содержание видов 2. С какой нормативной 3. Какие навыки вы приобрели в процессе общения с наставником? 4. Какое обучение Вы прошли
в течение периода ли)? 5. Что сделал наставник для
Вашей адаптации в новом коллек 6. Кто из сотрудников наставничества (ФИО, виды работ)? 7. Как Вы считаете, необходимо
ли назначать молодому му? 8. Оцените, пожалуйста, качество преподавания Вашего наставника по 10-бальной шкале 9. Ваши пожелания по 10. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: | ||||
№ |
Критерий |
Да |
Нет |
Коммен-тарии |
1. |
Была ли в подразделении работа по Вашей специальности? |
|||
2. |
Умеет ли Ваш наставник делиться опытом, передавать свои знания молодому поколению? |
|||
3. |
Был ли наставник заинтересован в Вашем профессиональном развитии? |
|||
4. |
Осуществлялась ли проверка качества выполняемых Вами работ? |
|||
5. |
Проводился ли анализ совершенных ошибок? |
|||
6. |
Помогал ли Вам наставник адаптироваться в коллективе? |
|||
7. |
Готовы ли Вы к наиболее сложной и самостоятельной работе? |
|||
Молодой специалист (ФИО)______________________ Подпись _________ |
Наибольшая эффективность достигается при составлении плана по наставничеству для каждого работника. Необходим развернутый план с точным указанием сроков проведения мероприятий (таб. 6).
ПЛАН
по наставничеству работника
Ф.И.О. ______________________________
Должность_____________________
На период с «___» по «___» 20___ года
№ |
Мероприятия |
Срок вы-полнения |
Отметка о выполне-нии |
|
Встреча в день начала работы |
||
|
Разъяснение должностной инструкции |
||
|
Представление руководству среднего и высшего звена |
||
|
Представление коллегам |
||
|
Ознакомление со зданием: входы и выходы, туалеты, доски информации, буфеты, медицинский кабинет |
||
|
Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте |
||
|
Ознакомление с историей и традициями организации, с его структурой и технологическим процессом, перспективами роста и развития |
||
|
Знакомство с основными нормативными документами, технической документацией |
||
|
Разъяснение общих требований к работе сотрудника |
||
|
Условия работы: рабочее место, рабочее время, перерывы, нерабочие дни |
||
|
Процедуры отчетности, контроля рабочего времени |
||
|
Процедуры начисления заработной платы и премирования |
||
|
Процедуры рассмотрения жалоб, нарушений |
||
|
Освоение основных технологий и методов работы в структурном подразделении |
||
|
Мероприятия по обучению, предусмотренные общим учебным планом |
||
|
Выполнение производственных заданий: разработка, расчет, представление и т.п. |
Однако внедрение института наставничества на предприятии сталкивается с серьезными трудностями, некоторые из которых следует проанализировать.
Прежде всего, подчеркнем, что многие руководители по-прежнему не уделяют должного внимания персоналу, полагая, что хорошие работники в избытке представлены на внешнем рынке труда, а условия работы на их предприятии настолько привлекательны, что в любой момент времени высокопрофессиональный персонал сам «привлечется», «наймется» и «введется в должность». Как правило, такие предприятия влачат жалкое существование, а их менеджмент бесконечно сетует на то, что работники ленивы, тупы и безразличны.
В тех компаниях, где (хотя бы декларативно) осознается необходимость управления адаптацией персонала и закрепления работников, допускаются следующие ошибки:
- во многих организациях
- не проводится учеба
- отсутствует связь между
- часто наставниками
- наставниками становятся