Повышение эффективности управления на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 09:21, отчет по практике

Описание работы

В дипломной работе рассмотрены теоретические основы управления, по-казаны школы управления и методы. Проведен анализ эффективности управ-ления на примере конкретного предприятия, находящегося на территории г. Омска. Проведен расчет основных показателей предприятия, по которым можно судить о степени эффективности управления в настоящее время. Даны рекомендации по повышению эффективности управления данного предпри-ятия.

Содержание работы

РЕФЕРАТ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ 9
1.1. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.2. ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ 11
1.2.1. ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ 11
1.2.2. ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ 25
1.3. ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО 1 ГЛАВЕ 37
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ 39
2.1. ЦЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 39
2.2. ПОСТРОЕНИЕ ОБЩЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ 41
2.3. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 49
2.4. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ 60
2.5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО 2 ГЛАВЕ 67
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗАО «ФОРУМ» 71
3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 71
3.2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ 74
3.2.1. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАО «ФОРУМ» 74
3.2.2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАО «ФОРУМ» 79
3.3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО 3 ГЛАВЕ 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЯ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 108

Файлы: 1 файл

10133.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Количество штатных  единиц специалистов финансовых служб  определяется количеством и характером деятельности юридических лиц предприятия, характером и количеством хозяйственных операций.

  1. Департамент по развитию и управлению собственностью.

Руководитель департамента по развитию и управлению собственностью непосредственно подчиняется заместителю генерального директора по развитию (или вице-президенту по развитию − при неявной схеме управления). Руководителю департамента по развитию и управлению собственностью непосредственно подчиняются специалисты, сотрудники, менеджеры, экономисты, отвечающие за работу с ценными бумагами, за стратегическое планирование (новые проекты, расширение бизнеса и т.д.), за корпоративное управление на предприятии − организация, подготовка и проведение общих собраний акционеров, работа с дочерними организациями. Количество штатных единиц специалистов департамента по развитию и управлению собственностью определяется числом и характером деятельности юридических лиц предприятия, характером и количеством проектов развития.

  1. Специальные службы по работе с офшорами.

Руководитель специальных  служб по работе с офшорами починяется исключительно собственникам. Данная служба является абсолютно закрытой от сотрудников предприятия и находиться на территории управляющей компании она не должна. Руководитель данной службы может также выполнять некоторые поручения исполнительных органов управления предприятия или в свою очередь давать некоторые распоряжения исполнительным органам управления предприятия. Количество штатных единиц специалистов служб по работе с офшорами определяется числом и характером деятельности юридических лиц предприятия, офшоров.

  1. Юридический департамент.

Руководитель юридического департамента должен подчиняться непосредственно собственникам. Руководитель юридического департамента может также выполнять многие поручения исполнительных органов управления предприятия. Количество штатных единиц юристов − сотрудников юридического департамента определяется числом и характером деятельности юридических лиц предприятия.

  1. Контрольно-ревизионное управление (далее КРУ).

Руководитель КРУ обязан починяться исключительно собственникам. Основной задачей КРУ является проведение проверок всех структур и подразделений предприятия на предмет возможных неправомерных действий в отношении собственников − хищений, мошенничества и т.п. Количество штатных единиц сотрудников КРУ определяется числом и характером деятельности юридических лиц предприятия. Полномочия и сфера деятельности также регулируются корпоративным законодательством.

  1. Департамент по безопасности.

Руководитель департамента по безопасности непосредственно подчиняется заместителю генерального директора по общим вопросам (или вице-президенту по общим вопросам − при неявной схеме управления).

Руководителю департамента по безопасности непосредственно подчиняются:

  • оперативный отдел (оперативники, бойцы) − курирует все вопросы оперативного характера: выезды по вызову в случае чрезвычайных обстоятельств, проведение спецмероприятий;
  • отдел охраны (общая охрана и личная охрана собственников, руководителей) − курирует все вопросы охраны объектов, руководящих лиц;
  • отдел информационной безопасности (компьютерщики, технически специалисты) − курирует все вопросы информационной безопасности средств и коммуникаций связи и т.д.;
  • отдел экономической безопасности (специалисты по работе с внешними контрагентами и государственными, в том числе правоохранительными, органами) − курирует все вопросы по предотвращению противоправных действий физических, юридических лиц, государственных органов власти;
  • отдел разведки (специалисты, технические специалисты) − курирует все вопросы промышленной разведки.
  1. Департамент по информационным технологиям.

Руководитель департамента по информационным технологиям непосредственно подчиняется заместителю генерального директора по общим вопросам (или вице-президенту по общим вопросам − при неявной схеме управления). В состав штатных единиц департамента по информационным технологиям входят программисты по обслуживанию корпоративной информационной системы (далее КИС), программисты, системщики, администраторы сетей. Количество штатных единиц сотрудников департамента по информационным технологиям определяется числом и характером деятельности юридических лиц предприятия, уровнем его технического оборудования и программного обеспечения.

  1. Служба делопроизводства, архив, секретариат.

Руководитель службы делопроизводства, архива и секретариата непосредственно подчиняется заместителю генерального директора по общим вопросам (или вице-президенту по общим вопросам − при неявной схеме управления). В состав штатных единиц службы делопроизводства, архива и секретариата входят секретари, делопроизводители, специалисты по архивному делу. Количество штатных единиц сотрудников службы делопроизводства, архива и секретариата определяется числом и характером деятельности юридических лиц предприятия.

  1. Департамент по персоналу.

Руководитель департамента по персоналу непосредственно подчиняется заместителю генерального директора по общим вопросам (или вице-президенту по общим вопросам − при неявной схеме управления). В состав штатных единиц департамента по персоналу входят инспектора по кадрам, помощники. Количество штатных единиц сотрудников департамента по персоналу определяется количеством персонала, а также числом и характером деятельности юридических лиц предприятия.

  1. Департамент по связям с общественностью.

Руководитель департамента по связям с общественностью непосредственно подчиняется заместителю генерального директора по общим вопросам (или вице-президенту по общим вопросам − при неявной схеме управления). Основная задача департамента по связям с общественностью − поддержание общего имиджа в глазах общественности путем рекламы, представления торговых марок, торговых знаков, публикациях в СМИ, организация предвыборных компаний руководителей предприятия и т.п. В состав штатных единиц департамента по связям с общественностью входят специалисты, помощники. Количество штатных единиц сотрудников департамента по связям с общественностью определяется характером деятельности юридических лиц предприятия.

  1. Департамент по административным и хозяйственными вопросам.

Руководитель департамента по административным и хозяйственным вопросам непосредственно подчиняется заместителю генерального директора по общим вопросам (или вице-президенту по общим вопросам − при неявной схеме управления). В состав штатных единиц департамента по административным и хозяйственным вопросам входят специалисты, помощники. Количество штатных единиц сотрудников департамента по административным и хозяйственным вопросам определяется числом и характером деятельности юридических лиц предприятия.

Приведенные выше механизмы  построения организационно-управленческой структуры являются примерными и всегда требуют анализа и учета особенностей конкретной специфики предприятия или отдельно взятой организации. Вместе с тем некоторые основные принципы построения организационно-управленческих моделей предприятий могут быть использованы в подавляющем большинстве организаций и групп. В частности, организационно-управленческая структура предприятия или организации должна быть:

  • простой (без лишних элементов − управленческая структура должна всегда отвечать тем функциям и задачам, ради управления которыми она создана);
  • понятной собственникам;
  • практически реализуемой, чтобы благодаря ей управление предприятием было эффективным.

Таким образом, при формировании в организационном проекте создания предприятия собственникам, прежде всего, необходимо:

  • выбрать тип организационной структуры управления (либо линейно-функциональную, что более предпочтительно для российских условий; либо дивизиональную);
  • выбрать тип управленческих отношений (явный, или неявный, или сочетание обоих типов);
  • четко определить состав всех звеньев управления (высшего, среднего и низшего звена);
  • четко определить состав, структуру и задачи всех основных служб на предприятии (производственный, коммерческий департаменты, департамент логистики и т.д.);
  • составить применительно к условиям своего бизнеса с учетом его индивидуальной специфики примерное максимально детализированное организационно-штатное расписание.

 

 

2.3. ТЕХНОЛОГИИ  УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Управленческие технологии (далее УТ) − это искусство, мастерство и умение руководителя осуществлять управленческое воздействие на персонал для достижения общих и ключевых целей организации. УТ включают43:

  • методы и средства сбора и обработки информации;
  • приемы эффективного воздействия на персонал;
  • принципы, законы и закономерности организации и управления;
  • системы контроля.

Управление компанией  как вид профессиональной деятельности основано на обоснованном применении технологий. В отличие от технократических технологий (в машиностроении, металлообработке и др.) управленческие технологии допускают использование не только традиционных, но и новых приемов и способов их реализации, так как их объектами являются человек, бригада, бюро и др. Поэтому требуется постоянная работа по совершенствованию условий применения тех или иных УТ. В состав УТ входят целевые технологии (далее ЦТ) и процессорные (далее ПТ). ЦТ включают инициативно-целевую, программно-целевую и регламентную технологию.

Целевые технологии (ЦТ) − это технология, основанная на приоритете целей над ситуациями. ЦТ ориентирует решение на достижение цели, а не на устранение возмущающих воздействий. При реализации ЦТ различают солидарное и пропорциональное авторство. Солидарное авторство − это равные права руководителей и исполнителей на всю программу выполнения задания и результаты. Пропорциональное авторство − это права на всю или части программы и результатов задания, определяемые соотношениями затрат (материальных, интеллектуальных и др.) всех участников, принимавших участие в программе. Процессорные технологии обслуживают целевые, являясь по отношению к ним инструментарием.

  1. Целевые технологии

Инициативно-целевая  технология основана на выдаче заданий  без указаний средств и методов их выполнения и рассчитана на творческого и профессионального исполнителя. Эта технология предусматривает разработку руководителем только конечной цели управления работника или группы, а также срока выполнения (Твып.) без указания механизма ее достижения (рис. 4).

Рисунок 4

При этом цель может быть не достигнута по каким-либо причинам (кривая 1), достигнута в предусмотренные сроки или раньше (кривая 2), достигнута за пределами установленного срока (кривая 3). Инициативно-целевая технология дает большой простор для творческих решений подчиненных.

Основные условия использования данной технологии:

  • штат работников организации или ее подразделения не должен превышать 10 человек;
  • время выполнения задания не должно превышать одного месяца со дня его выдачи;
  • высокий профессионализм персонала или большое доверие к нему со стороны руководителя;
  • производство новых товаров, услуг, информации или знаний;
  • наличие устойчивых неформальных отношений в коллективе.

Для рассматриваемой  технологии эффективной является линейная схема организационных отношений, когда исполнитель подчиняется и получает указания только от одного руководителя, прост, понятен каждому и вполне логичен. В этом случае структурное подразделение возглавляет наделенный необходимыми полномочиями начальник и осуществляет единолично все функции управления. Его решения обязательны для выполнения сотрудниками, оптимальной рабочей группой следует считать коллектив, с руководством которым справляется один человек.

Достоинством линейных структур управления является их простота, четкость построения, явно и недвусмысленно выраженная подчиненность и ответственность структурных элементов, но диапазон их применения ограничен из-за возникающих организационных трудностей при решении многоуровневых неоднозначных задач. Сложно решаются вопросы, возникающие между подразделениями, часто наблюдаются случаи неравномерной загрузки руководителей, успех работы во многом зависит от их мастерства и опыта.

Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией  исполнителя, выполняющего задание, а квалификация руководителя играет вторичную роль. Технология не гарантирует достижения цели.

  1. Программно-целевая технология.

Информация о работе Повышение эффективности управления на предприятии