Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 09:21, отчет по практике
В дипломной работе рассмотрены теоретические основы управления, по-казаны школы управления и методы. Проведен анализ эффективности управ-ления на примере конкретного предприятия, находящегося на территории г. Омска. Проведен расчет основных показателей предприятия, по которым можно судить о степени эффективности управления в настоящее время. Даны рекомендации по повышению эффективности управления данного предпри-ятия.
РЕФЕРАТ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ 9
1.1. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.2. ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ 11
1.2.1. ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ 11
1.2.2. ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ 25
1.3. ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО 1 ГЛАВЕ 37
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ 39
2.1. ЦЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 39
2.2. ПОСТРОЕНИЕ ОБЩЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ 41
2.3. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 49
2.4. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ 60
2.5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО 2 ГЛАВЕ 67
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗАО «ФОРУМ» 71
3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 71
3.2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ 74
3.2.1. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАО «ФОРУМ» 74
3.2.2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАО «ФОРУМ» 79
3.3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО 3 ГЛАВЕ 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЯ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 108
Существует огромное
множество небольших
Как считает Попов А.В. социальная задача коммерческих организаций − создание высококачественных товаров и услуг по умеренным ценам, доступным широким слоям потребителей»4. Главной целью создания организации является получение прибыли.
Для достижения главной цели организации необходимо решить социальную задачу. Для этого она должна эффективно функционировать, постоянно сокращая затраты, предлагая потребителям качественные товары по конкурентоспособным ценам
«Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех организаций характеристики»5.
Именно наличие этих общих характеристик помогает понять, почему для нормального функционирования организации управление является существенно важной деятельностью.
Общими характеристиками организации являются:
Итак, в организации существуют две органичные формы разделения труда. Первая − это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Вторая определяет работу по координированию исполнения конкретных заданий персоналом, т.е. вертикальное разделение труда.
Деятельность по координации работы других людей и представляет собой сущность управления организациями.
Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Во всех организациях, за исключением самых маленьких, управление занимает так много времени, что по мере увеличения организации его все труднее осуществлять мимоходом6.
Питер Ф. Друкер, известный в мире теоретик в области управления и теории организаций, подчеркивая важность управления, определяет его следующим образом: «Управление − это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу»7. А известный американский менеджер Ли Якокка видит в управлении «не что иное, как побуждение других людей на труд»8.
Проанализируем все существующие подходы к управлению.
1.2. ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.2.1. ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ
В первой половине XX в. получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественный подход). Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике показали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными. И, тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ9.
Наша цель − кратко проанализировать каждый из этих подходов и рассмотреть, что полезного они дали для практического управления и в чем заключаются основные недостатки каждого из них.
При рассмотрении упомянутых подходов будем опираться на труды как основоположников теории менеджмента, так и современных авторов.
В настоящее время известны четыре важнейших подхода к управлению, внесшие существенный вклад в развитие его теории и практики (табл. 1):
Таблица 1 10
Подходы к управлению |
ГОДЫ | ||||||
1885 |
1920 |
1930 |
1940 |
1950 |
1960 |
Настоящее время | |
школы в управлении |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
подход научного управления |
+ |
+ |
|||||
административный подход |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
подход с точки зрения человеческих отношений |
+ |
+ |
+ |
||||
подход с точки зрения науки о поведении |
+ |
+ |
+ | ||||
подход с точки зрения количественных методов |
+ |
+ |
+ | ||||
процессный подход |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
системный подход |
+ |
+ |
+ | ||||
ситуационный подход |
+ |
+ |
+ |
Подход с позиции выделения различных школ в управлении заключает фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения: это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, более всего соответствующий ей11.
Научное управление (1885-1820) является первой школой управления. У истоков этой школы стоял американский инженер Ф. Тейлор12.
Создатели школы научного управления основывались в своих подходах на двух важных принципах. Первый из них − принцип вертикального разделения труда − гласит о том, что за менеджером должна быть закреплена функция планирования, а за работником − функция исполнения поставленной задачи. Второй принцип измерения труда, суть которого заключается в том, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, администрация может усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.
В соответствии с их подходами труд каждого рабочего должен быть полностью спланирован и расписан заводским бюро по крайней мере на день вперед, а рабочий получает от него письменные инструкции (карточки). В них подробно указаны все детали «урока», который он должен выполнить в течение дня, а также соответствующие способы и орудия труда. Научная организация труда (НОТ) по большей части и состоит из подготовки подобных «уроков» и контроля за их исполнением13.
Основной вклад школы в теорию менеджмента
Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что модели и подходы! используемые в науке и технике, могут быть эффективно реализованы на практике для достижения целей организации14.
Методы научной организации труда позволили существенно сократить затраты живого труда, тем самым способствовав значительному повышению производительности работников.
Школа научного управления начала рассматривать само управление как определенную специальность. «Ясно, − писал Тейлор в связи с появлением существенных различий в специфике управленческого и исполнительского труда, − что в большинстве случаев для выработки планов требуется один тип людей, а для выполнения самой работы − совершенно другой»15.
Главная заслуга Тейлора состоит в том, что он продемонстрировал, сколь огромны могут быть потери рабочего времени при осуществлении данного подхода к управлению (уровень производительности труда при таком подходе оказывался в 2 и более раза ниже уровня производительности, достигаемого благодаря применению методов НОТ).
Учитывая важность применения на практике методов НОТ, Тейлор сформулировал на их основе новые обязанности администрации, в круг которых включил такие, как:
Тем самым Тейлор впервые показал, что именно администрация предприятия должна брать на себя всю инициативу в части планирования, организации труда, обучения персонала вплоть до подбора орудий труда на каждом рабочем месте. А все работники должны строго исполнять предписанные им задачи.
Необходимость управления трудом, замена грубо практических методов производства строго научными − вот наиболее характерные новации школы научного управления. Лейтмотивом школы можно считать следующее утверждение: «Чтобы быть прибыльной, всякая производственная деятельность должна планироваться и управляться». Без правильной, систематической организации труда со стороны администрации невозможно достичь его высокой производительности, постоянно подчеркивал Тейлор.
Он раскрыл глаза миру на важность использования научных подходов к управлению. С его точки зрения, только так и можно в и мере удовлетворить интересы как рабочих, так и предпринимателей: первым дать высокую заработную плату, вторым обеспечить низкие производственные затраты и высокие доходы.
Таким образом, Тейлор фактически сформулировал основную задачу менеджмента, актуальную и по сей день: обеспечение наибольшего процветания предпринимателя вкупе с максимумом благосостояния каждого работника17.
Вместе с тем Тейлор отнюдь не считал, что научное знание и научная организация труда сами по себе однозначно обеспечивают процветание как предпринимателя, так и работников. Безусловно, успех организации во многом зависит от могущественных общественных и экономических факторов, «стоящих решительно вне всякого контроля со стороны какой бы то ни было группы люден»18. На самом деле глубокие кризисные явления на уровне макроэкономики способны свести на нет все усилия менеджмента в деле повышения эффективности организаций. Но с другой стороны, влияние таких факторов существенно уменьшается, если организация, как указывал Тейлор, остается высокопроизводительной, чему, собственно говоря, и призваны способствовать принципы научного управления.
Информация о работе Повышение эффективности управления на предприятии