Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 09:21, отчет по практике
В дипломной работе рассмотрены теоретические основы управления, по-казаны школы управления и методы. Проведен анализ эффективности управ-ления на примере конкретного предприятия, находящегося на территории г. Омска. Проведен расчет основных показателей предприятия, по которым можно судить о степени эффективности управления в настоящее время. Даны рекомендации по повышению эффективности управления данного предпри-ятия.
РЕФЕРАТ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ 9
1.1. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.2. ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ 11
1.2.1. ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ 11
1.2.2. ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ 25
1.3. ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО 1 ГЛАВЕ 37
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ 39
2.1. ЦЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 39
2.2. ПОСТРОЕНИЕ ОБЩЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ 41
2.3. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 49
2.4. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ 60
2.5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО 2 ГЛАВЕ 67
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗАО «ФОРУМ» 71
3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 71
3.2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ 74
3.2.1. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАО «ФОРУМ» 74
3.2.2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАО «ФОРУМ» 79
3.3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО 3 ГЛАВЕ 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЯ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 108
Численность персонала, задействованного в данной технологии, не ограничивается. Основной функцией, реализуемой руководителями, является планирование и организация взаимодействия между участниками трудового процесса, положительный результат гарантируется.
В рамках данной технологии руководитель:
Данная технология воздействует на выбор и удовлетворение потребностей и интересов работников прямо от руководителя, а не от решения самого работника, как в технологии управления на базе активизации деятельности персонала. Для реализации данной технологии необходимо осуществить следующую организационную и функциональную подготовку:
Технология «Управление путем постоянных проверок и указаний» основана на приоритете контроля и жесткого управления персоналом над другими средствами и методами для формирования взаимодействия между работниками, участвующими в реализации поставленной цели. Контроль и проверка со стороны руководителя реализуют важнейшую потребность подчиненного в самовыражении и самопроявлении. Данная технология эффективно реализуется в небольших организациях, в которых авторитет и профессионализм руководителя вне сомнений, в особенности для новых наукоемких организаций, учебных заведений или для предприятий, где на договорной основе работают консультанты-менеджеры.
Технология предусматривает линейную структуру управления и многоцикловой процесс управления.
В рамках данной технологии руководитель:
Для реализации данной технологии
необходимо осуществить следующую
организационную и функциональн
Технология «Управление в исключительных случаях» основана на приоритете профессионализма исполнителей или отработанной и хорошо выполнимой производственной технологии над другими средствами и методами для успешного выполнения порученных или выбранных заданий.
Исключительный случай − это устойчивый набор ситуаций, мешающих исполнителю надлежащим образом и в срок выполнить порученное задание. Исключительный случай не относится к форс-мажорным ситуациям. Например, болезнь или увольнение сотрудников, отключение электроэнергии в производственных помещениях, брак при производстве изделий. Обычно интеллектуальный уровень исключительной ситуации значительно ниже, чем уровень предмета деятельности специалистов. Поэтому данная технология полезна для руководителя, менее квалифицированного, чем его ключевые работники. Например, руководителем физической лаборатории назначен хозяйственник. Если он будет придерживаться этой технологии, то дела лаборатории пойдут успешно, если нет − то возникнут устойчивые конфликты. Данная технология эффективно реализуется в небольших организациях, работающих по жестко регламентированной технологии, либо в организациях с доверительной (функциональной) структурой управления. Жестко регламентированная технология предусматривает четкое распределение всех управленческих и производственных функций среди персонала, создание отлаженного взаимодействия с поставщиками и потребителями. Доверительная структура управления — это феномен рыночной экономики. Она обычно формируется при создании новой организации (ООО, артель, ОАО, ЗАО и др.), в которой:
Технология предусматривает
линейно-патронажную структуру
В рамках данной технологии руководитель:
Данная управленческая технология предусматривает точное следование духу и букве производственной технологии и полное доверие решениям руководителей всех ключевых подразделений.
Технология «Управление на базе искусственного интеллекта» основана на приоритете отработанной практики, статистики и современных экономико-математических методов, реализованных в виде баз знаний или баз данных в ауре современных информационных компьютерных технологий над другими средствами и методами для успешного выполнения порученных или выбранных заданий. Искусственный интеллект − это система современных информационных технологий, моделирующих некоторые стороны мыслительной деятельности человека при разработке и реализации решений.
Данная технология особо эффективна при часто меняющейся номенклатуре выпускаемой продукции, эффективна для любых организаций, имеющих большой объем типовых сложных процедур.
Технология основана на том, что подавляющее большинство отклонений в работе организаций являются штатными, т. е. повторяющимися с известным набором решений по их устранению. Внештатные отклонения обычно возникают на базе штатных, и поэтому набор решений по их устранению может быть получен путем корреляции штатных методов решений с помощью информационной системы.
В рамках данной технологии руководитель:
Технология требует высокого уровня профессиональной подготовки специалистов по работе с информационными системами и предусматривает функциональную структуру управления. В данной структуре функции управления делятся на линейные, включающие административно-командные функции, и функциональные, включающие технологические, экономические, правовые и другие функции, обязательные для исполнения. Руководители не вмешиваются в дела друг друга. Общий руководитель только координирует действия руководителей подразделений и выполняет ограниченный перечень своих функций. Каждый руководитель замыкает на себя только часть функций, необходимых для выполнения работы конкретным исполнителем.
Технология «Управление на базе активизации деятельности персонала» основана на приоритете стимулов и поощрений для работника над другими средствами и методами для успешного выполнения порученных или выбранных заданий.
Данная технология эффективна при преимущественно ручном производстве, когда производительность труда и качество выпускаемой продукции в основном определяются настроением, психологией и состоянием здоровья работника, а также социально-психологическим климатом в коллективе. Штат сотрудников не ограничен. Технология требует наличия системы слежения за действием стимулов и поощрений на деятельность каждого работника или коллектива.
Активизация объединяет два понятия: стимулирование (моральное и материальное) и мобилизацию. К моральному стимулированию относятся: выдача ответственных заданий, доверие, благодарности, правительственные награды, повышение в должности или представление к ним и т. п. К материальному стимулированию относятся выплаты в денежной и товарной форме, в форме услуг знаний и информации. Мобилизация − это формирование в работнике на базе патриотизма моральных ценностей человека и общества, новых движущих сил («второго дыхания») для достижения поставленных целей. К приемам мобилизации относятся: лозунги, призывы, просьбы, приказы, личный пример руководителя или коллег, самоосознание важности выполняемого задания и т. п.
Данная технология воздействует на удовлетворение потребностей и интересов работников не прямо от руководителя, как в технологии управления на базе потребностей и интересов, а через решения самого работника.
Технология требует высокого уровня профессиональной подготовки специалистов по работе с персоналом.
В мировой практике активизации деятельности персонала успешно применяется ряд теорий мотивации (побуждения) к эффективному труду. К ним относятся теория X, теория Y, теория ожидания, теория справедливости.
Технология предусматривает линейно-функциональную структуру управления.
2.4. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
Решение − это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям. Например, полное бездействие, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация. Решение может быть направлено на достижение разовых результатов, создание постоянно идущих процессов, поддержание идущих процессов, на прекращение какой-либо деятельности. На разработку и реализацию решений оказывает влияние множество факторов. В том числе личностные качества человека, отношения в семье, религия и др. С точки зрения методики разработки и реализации решений их удобно разделить на три группы: социальные, технические и биологические. Это объясняется наличием трех основных подсистем земной цивилизации, на которые направлены решения.
Руководителю практически приходится разрабатывать и реализовывать все три группы решений в компании. Однако наибольшее место в его деятельности занимают решения, принятые в социальной системе, − такие решения называют управленческими (далее УР). Они направлены на организацию работы персонала, осуществление внешних связей, стратегическое планирование, совершенствование системы управления компанией и др. Если руководитель считает себя специалистом в какой-то технической области (электроники, строительства, мелиорации и т. д.), то наряду с управленческими он вправе разрабатывать и реализовывать технические или биологические решения. Следует иметь в виду, что методы разработки и технологии реализации решений различных групп существенно различаются. Не случайно в среде руководителей встречаются технократы и гуманитарии. Технократы − это обычно бывшие хорошие технические специалисты, выдвинутые на руководящую работу в компании. Часто они переносят многие элементы процесса разработки и реализации технических решений в социальную сферу деятельности. Мы в дальнейшем рассмотрим особенности этих подходов. Гуманитарии − это специалисты, подготовленные к работе с персоналом и учитывающие особенности организационного поведения личности в коллективе. Они наиболее приспособлены к управленческой деятельности, учитывая, что человек и машина по-разному воспринимают и реализуют решение.
Информация о работе Повышение эффективности управления на предприятии