Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 10:52, курсовая работа
Целью данной работы является анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг на рынке и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО «СТО Рыбацкое». Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1)Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара (услуги);
2)Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность услуги;
3)Оценить уровень конкурентоспособности ООО «СТО Рыбацкое».
4)Определить возможные пути повышения конкурентоспособности услуг оказываемых данным предприятием.
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1.Понятия, сущность и виды конкуренции. Закон конкуренции 9
1.2.Методы оценки конкурентоспособности предприятия 15
1.3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия 28
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 36
2.1 Общая характеристика предприятия 36
2.2. Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия 39
2.3. Анализ финансовых показателей деятельности предприятия 44
2.4. Анализ трудовых ресурсов предприятия 54
3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТО «РЫБАТСКОЕ» 58
3.1 Анализ привлекательности отрасли 58
3.2Анализ внешней и внутренней среды организации (SWOT) 64
3.3Оценка конкурентоспособности предприятия 68
4.ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТО «РЫБОЦКОЕ» 75
4.1. Методы повышения конкурентоспособности СТО «Рыбацкое» 75
4.2. Прямая приемка как метод повышения конкурентоспособности СТО «Рыбацкое»
4.3. Организация гибких графиков обслуживания в СТО «Рыбацкое» 781
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 88-92
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
5 |
1. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ |
9 |
1.1.Понятия, сущность и виды конкуренции. Закон конкуренции |
9 |
1.2.Методы оценки |
15 |
1.3. Пути повышения |
28 |
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО- |
36 |
2.1 Общая характеристика предприятия |
36 |
2.2. Анализ технико-экономических
показателей деятельности |
39 |
2.3. Анализ финансовых показателей деятельности предприятия |
44 |
2.4. Анализ трудовых ресурсов предприятия |
54 |
3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТО «РЫБАТСКОЕ» |
58 |
3.1 Анализ привлекательности |
58 |
|
64 |
|
68 |
4.ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ |
75 |
4.1. Методы повышения конкурентоспособности СТО «Рыбацкое» |
75 |
4.2.
Прямая приемка как метод 4.3. Организация гибких графиков обслуживания в СТО «Рыбацкое» |
78
81 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
83 |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ |
88-92 |
ВВЕДЕНИЕ
Современная
экономика характерна взаимодействием
трех основных ее субъектов: производителя,
потребителя и государства. Каждый
из этих участников хозяйственных процессов
имеет конкретные цели, в соответствие
с которыми и строит свою деятельность.
В условиях рыночного хозяйства
для успешной работы его субъектов
особое значение приобретают глубокие
знания рынка и способность умело
применять инструменты
В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.
Готовая продукция — конечный продукт производственного процесса предприятия.
Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.
Промышленные предприятия не только производят продукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующую запросам потребителя, но и обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту готовой продукции. В условиях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняются задачи.
Предприятиям необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.
Россия - часть мировой экономики,
и это свершившийся факт. Промышленность
– основа экономического потенциала
страны. Только конкурентоспособная
промышленность в состоянии обеспечить
конкурентоспособность
После экономического
кризиса многие российские предприятия,
выпускающие недорогую и
В настоящее время в России далеко не все предприятия способны выпускать конкурентоспособную продукцию.
Самое главное в экономике любой страны – это малый бизнес. Во многих экономически развитых странах, по словам электронных СМИ, доля продукции, производимой малыми предприятиями в годовом ВВП, доходит до 60%. В этих странах на малых предприятиях работает минимум половина всего населения. Новые предприятия успешно создаются и функционируют, производят качественную и конкурентоспособную продукцию.
В России сейчас доля продукции, производимой малыми предприятиями в годовом ВВП, не превышает 12%, а это очень мало. Возникает вопрос: почему в России так мало малых предприятий? Дело в том, что малые предприятия составляют основу экономики любой страны. Поэтому, в экономически развитых странах существует четко сформированная государственная политика поддержки малого бизнеса: льготные кредиты, упрощенная система налогообложения, а в некоторых странах (например, в Объединенных Арабских Эмиратах) малый бизнес вообще не облагается налогами. Существуют четкие методы оценки качества и конкурентоспособности продукции, единые государственные стандарты.
В России, в настоящее время, такой четко сформированной государственной политики поддержки малого бизнеса пока нет. Этим и объясняется такой низкий процент малых предприятий в нашей стране.
Для развития и успешного функционирования малых предприятий России необходима такая же государственная политика, которая функционирует в экономически развитых странах, Только в этом случае малый бизнес будет успешно развиваться, функционировать и производить конкурентоспособную продукцию.
Что касается
крупных промышленных предприятий,
то для их развития и успешного
функционирования тоже необходима соответствующая
государственная программа
Объектом исследования является ООО «СТО Рыбацкое».
Предмет исследования – конкурентоспособность товаров и услуг данной фирмы на рынке Невского района г.Санкт-Петербурга.
Тема конкурентоспособности предприятия достаточно полно освещена в специальной литературе. Основы построения и развития организационных структур рассматриваются в работах Виханского О.С., Наумова А.И., Веснина В.Р., Герчиковой И.Н., Фатхутдинова Р.А., Румянцевой З.П., Русинова Ф.М., Мескона М.Х, и др.
Методам оценки конкурентоспособности посвятили свои труды Мильнер Б.З., Портер В.И., Ж-Ж Ламбен и др.
Методологическую и
Целью данной работы является анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг на рынке и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО «СТО Рыбацкое». Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Конкуренция (от лат. сoncurre - сталкиваться) - это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за “кошелек” потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является “невидимой рукой”, которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. ссмотрим подробнее составляющие определения термина «конкуренция».
«Закон конкуренции — закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс постоянного повышения качества продукции и услуг, снижения их удельной цены. Закон конкуренции — объективный процесс «вымывания» с рынка некачественной дорогой продукции» 1. Таким образом и действует закон конкуренции.
Процессы могут быть общественными и личными; экономическими, правовыми, социальными и природными; управленческими и производственными; обеспечивающими, преобразующими и завершающими; материальными и виртуальными; объективными и субъективными; поддерживающими паритет (баланс) и воспроизводственными; логическими и эмоциональными и т.д.
На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема — экономия ресурсов у потребителей товаров за счет упрощения их конструкции и повышения качества.
По степени
интенсивности конкуренция
• привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;
• умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;
• ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента;
• ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо изгоняет субъект из данного сегмента.
Перечислим теперь формы (виды) конкуренции:
1) предметная — конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;
- чистая (совершенная) конкуренция;
- монополистическая конкуренция;
- олигополия;
- чистая монополия;
Рынок чистой (совершенной) конкуренции.
Для него характерно то, что в борьбе за внимание и деньги покупателей сталкиваются между собой множество производителей однотипных, стандартизированных товаров. При этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяет ему навязать остальным выгодные ему условия сбыта.
Препятствия для вступления в отрасль
и неценовая конкуренция при
чистой конкуренции отсутствуют. Именно
так конкурировали некогда
Экономисты называют такую конкуренцию совершенной потому, что здесь она развивается без всяких ограничений, и рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые не могут навязать друг другу свою волю и вынуждены искать компромисс в виде рыночной цены (цены рыночного равновесия). В такой ситуации достоинства рыночных механизмов (впрочем, как и их недостатки) проявляются наиболее полно.
Именно рынок совершенной
Рынок монополистической конкуренции.
Экономисты говорят о
Если таких фирм много, то мы имеем
дело монополистической
Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятия