Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 10:52, курсовая работа
Целью данной работы является анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг на рынке и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО «СТО Рыбацкое». Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1)Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара (услуги);
2)Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность услуги;
3)Оценить уровень конкурентоспособности ООО «СТО Рыбацкое».
4)Определить возможные пути повышения конкурентоспособности услуг оказываемых данным предприятием.
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1.Понятия, сущность и виды конкуренции. Закон конкуренции 9
1.2.Методы оценки конкурентоспособности предприятия 15
1.3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия 28
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 36
2.1 Общая характеристика предприятия 36
2.2. Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия 39
2.3. Анализ финансовых показателей деятельности предприятия 44
2.4. Анализ трудовых ресурсов предприятия 54
3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТО «РЫБАТСКОЕ» 58
3.1 Анализ привлекательности отрасли 58
3.2Анализ внешней и внутренней среды организации (SWOT) 64
3.3Оценка конкурентоспособности предприятия 68
4.ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТО «РЫБОЦКОЕ» 75
4.1. Методы повышения конкурентоспособности СТО «Рыбацкое» 75
4.2. Прямая приемка как метод повышения конкурентоспособности СТО «Рыбацкое»
4.3. Организация гибких графиков обслуживания в СТО «Рыбацкое» 781
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 88-92
Такое сравнение дает возможность установить правильно ли подобран и расставлен персонал.
Обеспеченность предприятия
Квалификационный уровень
Таблица 2.14.
Показатели качественного
Показатель |
Численность работников на конец 2007г. |
Численность работников на конец 2008г. |
Удельный вес, % 2007 год |
Удельный вес, % 2008 год |
По возрасту, лет до 20 20-30 30-40 40-50 50-60 |
13 20 10 10 3 |
12 16 15 12 1 |
23,2 35,7 17,9 17,9 5,3 |
21,4 28,6 26,8 21,4 1,8 |
ИТОГО |
56 |
56 |
100 |
100 |
По образованию среднее среднее специальное незакончен. высшее высшее |
13
28
3 12 |
12
24
7 13 |
23,3
50
5,3 21,4 |
21,5
42,8
12,5 23,2 |
ИТОГО |
56 |
56 |
100 |
100 |
По трудовому стажу, лет
до 1 1 - 5 5 - 10 |
15 26 15 |
13 28 15 |
26,8 46,4 26,8 |
23,2 50,0 26,8 |
ИТОГО |
56 |
56 |
100 |
100 |
Большинству работников от 20 до 30 лет. В 2008 году уменьшилось количество работников в возрасте до 20 лет (на 1,8%). Количество сотрудников от 20 до 30 лет снизилось на 7,1%. Состав сотрудников от 30 до 40 лет увеличился на (8,9%). Количество работников от 40 до 50 лет увеличилось на (2,5%),а количество работников от 50 до 60 лет уменьшилось на (3,5%) Исходя из этого анализа видно,что наш сервис доверяет более зрелым и опытным людям.
Большая часть работников имеет
среднее специальное
Неизменным остается состав работников, трудовой стаж которых от 5 до 10 лет. В основном, это руководящий состав, стоящий у истоков предприятия.
Изменения
качественного состава
Таблица 2.15.
Показатели движения качественного состава персонала
Показатель |
2007 год |
2008 год |
Численность персонала на начало года |
56 |
56 |
Приняты на работу |
6 |
10 |
Выбыли, в том числе по собственному желанию за нарушение трудовой дисциплины |
6 6 0 |
10 8 2 |
Численность персонала на конец года |
56 |
56 |
Среднесписочная численность персонала |
56 |
56 |
Коэффициент оборота по приему работников |
0,1 |
0,26 |
Коэффициент оборота по выбытию работников |
0,1 |
0,26 |
Коэффициент текучести кадров |
0,1 |
0,26 |
Коэффициент постоянства кадров |
0,89 |
0,82 |
В 2008 году текучесть кадров составила 10%, к концу 2008 года она увеличилась на 5%. Как правило, уходят молодые и перспективные сотрудники. Основной причиной их увольнений является невысокая заработная плата.
Рассмотрим эту ситуацию более
подробно. К концу 2008 года уволилось
3 работников – молодые люди в
возрасте от 20 до 30 лет. Все они имеют
среднее специальное
Для установления причин увеличения фонда оплаты труда, проведем факторный детерминированный анализ (табл. 2.16).
Таблица 2.16
Данные для анализа фонда оплаты труда
Показатель |
Ед. измер. |
Усл. обозн. |
2007 год |
2008 год |
Среднесписочная численность работников |
чел. |
Ч |
56 |
56 |
Количество отработанных дней одним рабочим в среднем за год |
дни |
Д |
248 |
259 |
Средняя продолжительность рабочего дня |
час |
П |
8 |
8 |
Среднечасовая заработная плата одного работника |
руб. |
З |
31,396 |
41,023 |
Влияние факторов на объем реализации продукции рассчитываем способом цепных подстановок:
1). ФОТ2007 = Ч2007 * Д2007 * П2007 * З2007 =3446464 тыс. р.
ФОТусл1 = Ч2008 * Д2007 * П2007 * З2007 = 3446464 тыс. р.
ФОТусл2 = Ч2008 * Д2008 * П2007 * З2007 = 3642940,7 тыс. р.
ФОТусл3 = Ч2008 * Д2008 * П2008 * З2007 = 3642940,7 тыс. р.
ФОТ2008 = Ч2008 * Д2008 * П2008 * З2008 = 4759980 тыс. р.
2). ∆ФОТ (Ч) = ФОТусл1 – ФОТ2007 = 0
∆ФОТ (Д) = ФОТусл2 – ФОТусл1 = 196476,67 тыс. р.
∆ФОТ (П) = ФОТусл3 – ФОТусл2 = 0
∆ФОТ (З) = ФОТ2008 – ФОТусл3 = 1117039,3 тыс. р.
3).∆ФОТ = ФОТ2008 – ФОТ2007 = 1313516 тыс. р.
В 2008 году фонд оплаты труда на предприятии увеличился на 1313516 тысяч рублей вследствие увеличения количества отработанных дней одним работником (11 дней) и увеличения среднечасовой заработной платы одного работника на 9,6 рубля.
Таким образом, получается, что заработная плата выросла незначительно (с учетом инфляции и сравнения с оплатой труда на предприятиях, занимающихся аналогичной деятельностью), а фонд оплаты труда большей частью вырос за счет увеличения количества отработанных дней и увеличением среднечасовой заработной платы одного рабочего.
По степени использования
Таблица 2.17.
Использование персонала предприятия
Показатель |
Ед. изм. |
Усл. обозн. |
2007г. |
2008г. план |
2008г. факт |
Откло-нение от 2007г. |
Откло-нение от плана |
Среднегодовая численность работников |
чел. |
ЧР |
56 |
62 |
56 |
0 |
- 6 |
Отработано за год одним работником: дней часов |
дни час |
Д Ч |
248 1984 |
259 2072 |
259 2072 |
+ 11 + 88 |
0 0 |
Средняя продолжительность рабочего дня про-должительность рабочего дня |
час |
П |
8 |
8 |
8 |
0 |
0 |
Фонд рабочего времени, в том числе: сверхурочноотработанное время |
час |
Т
|
111104
1130 |
128464
- |
116032
840 |
+ 4928
- 290 |
-12432
+ 840 |
Фактический фонд рабочего времени меньше планового на 12432 часа. Влияние факторов на его изменение можно оценить способом абсолютных разниц:
∆ ТЧР = (ЧРфакт – ЧРплан) * Дплан * Пплан = - 12432 ч
∆ ТД = (Дфакт – Дплан) * ЧРфакт * Пплан = 0
∆ ТП = (Пфакт – Пплан) * Дфакт * ЧРфакт = 0
На отклонение фактического фонда рабочего времени от планового повлияла разница между запланированным количеством работников и фактическим. В целом, автосервис использует персонал достаточно полно, так как в среднем одним сотрудником было отработано запланированных 2072 часа. По этой же причине отсутствуют сверхплановые потери рабочего времени (целодневные и внутрисменные).
Для определения уровня концентрации и состояния конкуренции на рынке (в отрасли) существуют два показателя: более простой — индекс Р3(или Р4) и чуть более сложный — индекс Херфиндаля—Хиршмана.
Индекс
РЗ рассчитывается как сумма рыночных
долей трех самых крупных игроков.
Федеральная Антимонопольная
• если Р3 составляет менее 45%, то такая отрасль считается относительно слабо концентрированной;
• если Р3 от 45 до 70 %, то уровень концентрации считается сильным;
• при Р3 более 70 % уровень концентрации в отрасли признается очень сильным, и такая отрасль попадает под пристальное внимание ФАС.
Иногда
рассчитывают совокупную долю 4 крупнейших
игроков рынка .
Если он составляет менее 40 % —
то такой рынок характеризует слабая концентрация
и близость к свободной конкуренции; от
40 до 60 % — средняя концентрация, скорее
монополистическая конкуренция; от 61 до
80 % — высокая концентрация, монополистическая
или олигополистическая конкуренция;
более 80 %-очень высокая концентрация,
явная олигополия.
Индекс Херфиндаля—Хиршмана (ННI) рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех значимых (с долей более 1 %) участников рынка.
Где:
xi – доля i фирмы на рынке в %,
n – общее число фирм на рынке.
Значение индекса меньше 500 соответствует свободной конкуренции.
Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятия