Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 10:52, курсовая работа
Целью данной работы является анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг на рынке и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО «СТО Рыбацкое». Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1)Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара (услуги);
2)Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность услуги;
3)Оценить уровень конкурентоспособности ООО «СТО Рыбацкое».
4)Определить возможные пути повышения конкурентоспособности услуг оказываемых данным предприятием.
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1.Понятия, сущность и виды конкуренции. Закон конкуренции 9
1.2.Методы оценки конкурентоспособности предприятия 15
1.3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия 28
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 36
2.1 Общая характеристика предприятия 36
2.2. Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия 39
2.3. Анализ финансовых показателей деятельности предприятия 44
2.4. Анализ трудовых ресурсов предприятия 54
3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТО «РЫБАТСКОЕ» 58
3.1 Анализ привлекательности отрасли 58
3.2Анализ внешней и внутренней среды организации (SWOT) 64
3.3Оценка конкурентоспособности предприятия 68
4.ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТО «РЫБОЦКОЕ» 75
4.1. Методы повышения конкурентоспособности СТО «Рыбацкое» 75
4.2. Прямая приемка как метод повышения конкурентоспособности СТО «Рыбацкое»
4.3. Организация гибких графиков обслуживания в СТО «Рыбацкое» 781
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 88-92
Значение индекса от 500 до 1500 говорит о монополистической конкуренции. Индекс ННI от 1500 до 3000 указывает на олигополистическую конкуренцию. Индекс свыше 3000 пунктов указывает на монополию.
Антимонопольная служба подходит к использованию индекса Херфиндаля — Хиршмана еще проще:
• НИI < 1000 — слабая концентрация;
• 1000 < НН1 < 2000 — сильная концентрация;
• НHI> 2000 — очень сильная концентрация.
Определим рыночные доли фирм СТО работающих на рынке Невского района Петербурга, это можно сделать по данным о ресурсах фирм и объёмах рынка.
а) На конец базисного периода:
б) На конец анализируемого периода:
Где: Vb – объём ресурсов фирмы находящихся на рассматриваемом рынке.
1. СТО «Рыбацкое»
2. ООО« ЭКСПЕРТ-АВТО»
3. OOO «Линко»
4. «ООО«Автостанция ProСТО»
Полученные результаты сведём в таблицу.
Таблица 2.1.
Распределение рыночных долей между СТО Невского района
№ |
Фирма |
Рыночная доля, наконец, базисного периода в %. |
Рыночная доля на конец анализируемого периода в %. |
1 |
СТО «Рыбацкое» |
16 |
22 |
2 |
ООО«ЭКСПЕРТ-АВТО» |
12 |
10 |
3 |
OOO «Линко» |
13 |
10 |
4 |
«ООО«Автостанция ProСТО» |
49 |
49 |
5 |
Другие мелкие СТО |
10 |
9 |
Из таблицы следует, что рыночная доля в анализируемом году увеличилась у следующих организаций:
СТО «Рыбацкое»– на 0,6 %; в свою очередь уменьшение рыночной доли в анализируемом году наблюдается у таких фирм как: ООО«ЭКСПЕРТ-АВТО»– на 0,02 %, OOO «Линко»- на 0,03%.Прочно сохраняет свою лидирующую рыночную позицию «ООО«Автостанция ProСТО».
Для определения характера рынка автосервисных услуг
рассчитаем индекс Херфиндаля Хиршмана (INN):
В данном случае полученное значение INN = 0,31свидетельствует о том, что рынок автосервисных услуг представляет собой монополистическую конкуренцию.
Характеристика конкурентов по указанным критериям (таблица 3.2.):
Таблица 3.2.
Характеристика конкурентов
Характеристика |
ЭКСПЕРТ-АВТО |
Линко |
Автостанция ProСТО |
Масштаб конкуренции |
районный |
районный |
районный |
Стратегические намерения |
сохранение лидерских позиций |
сохранение лидерских позиций |
укрепление позиций |
Цели по достижению определенной доли рынка |
расширение спектра предлагаемых услуг, открытие сети моек |
открытие нового сервис-центра |
открытие нового сервис-центра |
Конкурентная позиция |
сильная |
сильная |
претендент на лидерство |
Применяемые стратегии |
дифференциация; разработка продукта (новая услуга), освоение нового рынка (новый сервис-центр) |
дифференциация; освоение нового рынка (новый сервис-центр) |
проникновение на рынок (совершенсвование деятельности), освоение нового рынка (новый сервис-центр) |
Другие сведения |
реализуется клиентоориентированный подход |
высокая квалификация персонала |
активное продвижение |
Прогноз основных намерений |
повышение
эффективности |
активное развитие бизнеса, вложение средств в модернизацию сервис-центров |
совершенствование деятельности, введение единых стандартов в сети |
Проведем анализ привлекательности рынка автосервиса, используя пять сил конкуренции по Портеру.
Автосервис СТО Рыбацкое сотрудничает с несколькими крупными оптовыми магазинами запасных частей и материалов,компаниями нуждающимися в ремонте и обслуживании своих автомобильных парков, страховыми компаниями, такими, как: ОАО «АльфаСтрахование, ОАО «Государственная страховая компания «Югория» Санкт-Петербургский филиал,ООО «АвтоДок», Технический центр «ГЕРКОН» (независимая оценка ущерба после ДТП) и с многими другими крупными компаниями и фирмами.
Угрозы со стороны поставщиков в целом расцениваются как слабые. Компания является надежным потребителем. Ее доля в закупках у 10-15 основных поставщиков весьма высока. Так что зависимость носит обоюдный характер. Единственное, чего следует ожидать, — это сокращения срока кредитования со стороны поставщиков. В связи с этим компания намерена сократить сроки оплаты за поставленную продукцию, а для этого необходимо увеличить оборотные средства.
Угрозы со стороны потребителей состоят в постоянно растущей требовательности с их стороны. Сегодня недостаточно просто иметь хороший товар. Он должен быть лучшим. К тому же изменяется структура спроса: по одним позициям он снижается, по другим — растет.
СТО «Рыбацкое» постоянно работает над качеством и имиджем своей станции. Ведутся исследования по изучению перспективных направлений деятельности , в частности намечено внедрение новой услуги по «тюнингу» автомобилей это позволит увеличить долю рынка и привлечь новых клиентов -потенциальных потребителей.
Угрозы со стороны новых потенциальных участников рынка расцениваются как весьма высокие. Барьеры входа в отрасль достаточно низки. В принципе начать деяельность можно, имея сумму в 50-100 тыс. руб..
Противостоит этой угрозе компания с помощью инвестиций на развитие новых видов услуг, стоимость которых уже составляет несколько миллионов рублей.
ООО «СТО Рыбацкое» имеет такие услуги-заменители,как: предпродажная подготовка автомобилей и восстановление автомобиля после серьёзных аварий и дальнейшей его продажи через автосалон.
Ключевые факторы успеха на рынке:
-квалификация
персонала/ репутация сервис-
-качество обслуживания/
-уровень цен/
широта ассортимента
-уровень рекламной активности;
-широкое покрытие рынка.
3.2. Анализ внешней и внутренней среды организации (SWOT)
Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.
SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Таблица 3.3.
Анализ внешней среды
Группа факторов |
Фактор |
Проявление |
Возможные ответные меры предприятия |
1. Экономические |
1.1.Угроза высоких темпов инфляции |
Обесценивание накоплений предприятия |
Введение финансовых операций, сохраняющих
покупательную способность |
Трудности с получением долгосрочных кредитов |
Сокращение инвестиций в отдаленными во времени результатами | ||
1.2.Спад производства |
Рост цен на новые автомобили |
Стимулирование оказания услуг по кооперации поставок с помощью кредитов поставщиками автозапчастей, и комплектующих | |
1.4.Рост безработицы |
Удешевление рабочей силы, высвобождение работников |
Формирование рациональной кадровой структуры | |
1.5. Установление высоких |
Отток средств из сферы производства в бюджет, сокращения платежеспособного спроса |
Увеличение себестоимости | |
2. Правовые |
2.1.Принятие нормативных |
Необходимость изыскания финансовых ресурсов для покрытия вновь установленных отчислений |
Добиться льгот по начислению налогообложения ссуд и по налоговым ставкам |
3. Социальные |
3.1.Рост мобильности населения |
Рост спроса на автомобили |
Расширение видов услуг и увеличение производственных мощностей. |
3.2.Снижение уровня |
Проблемы освоения новых технологий |
Увеличение расходов на профессиональную подготовку кадров | |
4. НТП |
4.1. НТП в сфере производства |
Появление новых материалов, оборудования технологий |
Вложения в ноу-хау и |
Сокращение сроков амортизации |
Увеличение амортизационных | ||
4.2НТП в автомобиле строении |
Рост уровня потребностей населения |
Модернизация производства |
Таблица 3.4.
Анализ непосредственного окружения предприятия
Группа факторов |
Фактор |
Проявления |
Влияние на предприятие |
Возможная реакция со стороны предприятия |
1. Потребители |
1.1. Авторемонт |
Большие сезонные колебания спроса |
Не равномерная ритмичность производства |
Разработка эффективных |
1.2. Автомойка |
Снижение спроса из-за высокой конкуренции |
Снижение прибыли предприятия. |
Покупка новой более совершенной установки | |
1.3. Магазин |
Увеличение спроса вследствие увеличения автомобилистов |
Рост выручки |
Увеличение ассортимента автозапчастей и шин. | |
1.4.Прочие услуги а) рехтовка б) механика в) электрика |
Рост спроса по всем направлениям |
Рост производства |
Расширение производства | |
2. Поставщики |
1. Автозапчастей и комплектующих |
Удорожание стоимости поставляемых товаров |
1) перебои в снабжении особенно на импортные запчасти. 2) увеличение себестоимости |
Поиск новых путей сотрудничества |
2.2. Поставщики финансовых ресурсов |
Высокие ставки процентов за кредит |
Нет финансовых ресурсов для внедрения новых проектов. |
Поиск новых источников финансирования. | |
3. Конкуренты |
3.1.На районном рынке высокий уровень концентрации СТО |
Увеличение спроса на продукцию конкурентов |
Снижение объемов производства и продаж |
Разработка маркетинговой |
Таблица 3.5.
Сильны и слабые стороны предприятия
Аспект среды |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Производство |
1. Возможность расширения 2.Высокий уровень качества 3.Эффективная система 4.Разработка новых услуг «тюнинг» автомобилей |
1.Стареющие производственные 2. Большая энергоемкость. 3. Сезонные колебания объемов спроса |
2. Кадры |
1.Постоянство коллектива 2. Высокий уровень социальной поддержки работников. 3. Низкая текучесть кадров |
1. Невысокий уровень сотрудников с высшим образованием. 2. Высокая оплата труда (сдельно-премиальная) |
3. Маркетинг |
1. Эффективные каналы |
1. Узкая сеть рекламы. 2. Отсутствие стратегии 3. Неясные конкурентные |
4. Организация |
Компетентное руководство |
Не приспособленная к |
5. Финансы |
1. Эффективный финансовый учет. 2. Возможность бартера |
1. Нехватка оборотных средств. 2. Ограниченные инвестиционные возможности |
По результатам SWOT-анализа можно сделать вывод о том, что автосервис ООО «СТО Рыбацкое» располагает достаточными силами для использования возможностей и преодоления угроз. Слабые стороны могут быть исправлены за довольно короткий промежуток времени. Основные проблемы компании заключаются в проблемах в сфере маркетинга, которую можно ликвидировать с помощью рекламирования организации в печатных изданиях для автомобилистов, расклейки листовок, рекламирования на автомобильных сайтах.
Таким образом, автосервису ООО«СТО Рыбацкое» необходимо совершенствовать свою маркетинговую деятельность.
3.3.Оценка конкурентоспособности предприятия
Проблема оценки
Оценка конкурентоспособности ООО «СТО Рыбацкое» была выявлена в результате проведения экспертного опроса. На основании анкет составлена сводная матрица (табл. 3.6). Данные, представленные в табл.3.6. были рассчитаны по следующим формулам:
где - среднее значение весомости;
- оценка весомости i-го эксперта;
n – количество оценок экспертов
где - среднее значение бальной оценки;
- бальная оценка i-го эксперта
где - средняя оценка критериев.
Таблица 3.6.
Индикатор конкурентоспособности рынка
№ п/п |
Критерии |
Вес % |
Балл |
Оценка |
1 |
Доступность рынка |
45,8 |
45,8 |
20,98 |
2 |
Темп роста рынка |
7,5 |
10 |
0,75 |
3 |
Острота конкуренции |
34,2 |
45,8 |
15,66 |
4 |
Возможность неценовой конкуренции |
7,5 |
10 |
0,75 |
5 |
Концентрация потребителей |
5 |
20 |
1 |
Сумма |
100 |
131,6 |
39,14 |
Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятия