Повышение конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг на рынке и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО «СТО Рыбацкое». Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1)Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара (услуги);
2)Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность услуги;
3)Оценить уровень конкурентоспособности ООО «СТО Рыбацкое».
4)Определить возможные пути повышения конкурентоспособности услуг оказываемых данным предприятием.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1.Понятия, сущность и виды конкуренции. Закон конкуренции 9
1.2.Методы оценки конкурентоспособности предприятия 15
1.3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия 28
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 36
2.1 Общая характеристика предприятия 36
2.2. Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия 39
2.3. Анализ финансовых показателей деятельности предприятия 44
2.4. Анализ трудовых ресурсов предприятия 54
3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТО «РЫБАТСКОЕ» 58
3.1 Анализ привлекательности отрасли 58
3.2Анализ внешней и внутренней среды организации (SWOT) 64
3.3Оценка конкурентоспособности предприятия 68
4.ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТО «РЫБОЦКОЕ» 75
4.1. Методы повышения конкурентоспособности СТО «Рыбацкое» 75
4.2. Прямая приемка как метод повышения конкурентоспособности СТО «Рыбацкое»
4.3. Организация гибких графиков обслуживания в СТО «Рыбацкое» 781
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 88-92

Файлы: 1 файл

диплом конкуренция.docx

— 221.69 Кб (Скачать файл)

Прежде  всего, необходимо оценить конкурентоспособность  продукции.7

Качество  выступает как главный фактор конкурентоспособности товара, составляя  его «стержень». В принципе низкокачественный  товар обладает и низкой конкурентоспособностью, равно как и товар высокого качества, — это конкурентный или  высоко конкурентный товар. Имеющиеся  на практике исключения в этом отношении  лишь подтверждают общие положения.

 

Понятие «конкурентоспособность товара» шире понятий «качество товара» и «технический уровень товара». Последние — главная составляющая конкурентоспособности товара, предопределяющая его уровень, но не единственная. Уровень конкурентоспособности наряду с параметрами, раскрывающими непосредственную потребительскую ценность товара в сопоставлении с аналогами-конкурентами, определяется также внешними по отношению к собственно товару факторами и характеристиками, не обусловленными его свойствами: сроки поставки, качество сервиса, реклама, повышение (снижение) уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, изменение соотношения спроса и предложения, финансовые условия и др. Сказанное подтверждает приводимая ниже схема ( рисунок 1.3.).

В целях  оценки степени соответствия продвигаемой продукции или услуги требованиям  рынка может применяться методика, базирующаяся на использовании системы  взаимоувязанных критериев.

Методы  оценки состояния рыночных позиций  должны основываться на процессах закрепления фирмы (предприятия) на рынке в динамике. Учетной базой этих методов может служить жизненный цикл продукции или услуги, с момента ее появления на рынке и до исчезновения (вытеснения более совершенным товаром).  К основным стадиям жизненного цикла относятся: внедрение, рост, зрелость (насыщение), старение (спад). На каждой стадии  предприятие может реализовать продукцию или услугу в определенных масштабах, что объективно сказывается на его доле рынка и динамике продаж. Эффективно должна использоваться методика последовательного усиления рыночных позиций предприятий (расширения контролируемой доли рынка) на основе поэтапного приближения качественных и стоимостных характеристик продукции к запросам потребителей с учетом стратегии конкурентов и стадий жизненного цикла продукции.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.4. Классификационная схема показателей, раскрывающих конкурентоспособность продукции

 

Далее необходимо определиться с выбором  сегмента рынка

Смысл сегментации  рынка не только в том, чтобы выделить какие-то особые группы потребителей, но и в том, чтобы определить различия в требованиях, предъявляемых к продукции (услугам) и методам ее реализации. Важное значение имеет информационная насыщенность сегмента рынка, т. е. возможность получения необходимой рыночной информации для формирования банка данных по этому сегменту, наличию в нем закрытых зон.

После проведения сегментации необходимо выбрать  целевой рынок, т. е. определить наиболее подходящую и выгодную для организации группу сегментов рынка (или один сегмент), на которую направить хозяйственную деятельность, учитывая, что предлагаемые товар или услуга должны удовлетворить запросы как можно большего числа покупателей. Этот так называемый недифференцированный маркетинг (массовый маркетинг) используется на насыщенном и однородном рынке. Когда ассортимент продукции достаточно широк, больше подходит дифференцированный маркетинг с выделением и охватом возможно большего числа сегментов рынка. Иногда бывает выгодной и работа только на одном сегменте рынка, с одной группой потребителей (концентрированный маркетинг). Благодаря последнему подходу предприятие обеспечивает сильную рыночную позицию на обслуживаемом сегменте.

Направления расширения деловой активности предприятия  в значительной мере определяются тем, на каком рынке действует предприятие (старом или новом для него), с какой продукцией (старой традиционной или новой для предприятия) оно выходит на рынок. Возможны четыре основных стратегических направления поведения в этой области. Эти направления представлены в виде матрицы (см. рис. 1.4.).

 

 

Рынок

Старый

Новый

продукция

или

услуга

 

Старая

Маркетинговая стратегия углубленного проникновения

Маркетинговая стратегия расширения позиций

Новая

Маркетинговая стратегия разработки продукции

Маркетинговая стратегия диверсификации


 

Рис. 1.4. Матрица «продукция (услуга) / рынок»

Маркетинговая стратегия углубленного проникновения («старая продукция — старый рынок») эффективна, когда рынок еще не насыщен. Предлагая старый ассортимент на старом рынке, преимущества можно добиться, лишь снижая издержки и продавая продукцию по ценам ниже конкурентов. Маркетинговая стратегия расширения позиций («старая продукция — новый рынок») создает возможность расширения сбыта существующего ассортимента продукции на новых рынках (в том числе в новых сегментах существующего рынка). Стратегия разработки продукции («новая продукция — старый рынок») эффективна при наличии у фирмы новых ассортиментных позиций, отличающихся качественными характеристиками (например, новым дизайном, новыми комплектующими и т. д.). Стратегия диверсификации («новая продукция — вый рынок») может быть использована для устранения зависимости предприятия от какого-либо одного рынка или вида продукции (услуги). Возможным является и продуманное сочетание (комбинация) указанных четырех стратегий.

Рассмотрим  теперь еще один путь повышения конкурентоспособности  предприятия – ресурсосбережение8.

В современных  условиях крайне важной становится мобилизация всех резервов хозяйствования. Ресурсосбережение является крупным резервом, который используется пока недостаточно. Сочетание потребности в рациональном, экологически безопасном использовании ресурсного потенциала и возможности осуществления этих мероприятий представляет собой одну из важнейших черт, отличающих процесс воспроизводства на современном этапе. При этом одним из важнейших направлений ресурсосберегающей деятельности является эффективное использование отходов производства.

Среди различных  факторов, определяющих степень рациональности применения отходов производства, важную роль играют организационные факторы (в том числе уровень управления ресурсопотреблением). Управление маркетингом использования вторичных ресурсов должно быть направлено, во-первых, на расширение объема их полезного использования (вовлечения) и, во-вторых, на повышение результативности их переработки (отдачи) без дополнительных капитальных вложений и в относительно короткие сроки. Управление рациональным материалопотреблением в системе маркетинга возможно в едином процессе производства теми же органами управления, с распределением между ними функций, прав и ответственности.

Системный подход предполагает выделение процесса рационального использования вторичного сырья в качестве самостоятельного объекта управления и определение перечня конкретных функций, реализуемых соответствующими подразделениями по его обеспечению. Комплексный характер рассматриваемой системы означает, что в ее рамках должны проводиться мероприятия:

•  научно-технического характера (использование передовой  техники и технологии по сбору  и переработке вторичного сырья);

• экономического характера (внутрихозяйственное планирование сбора и реализации отходов, установление цен на эти ресурсы и продукты их переработки, материальное стимулирование их рационального применения, комплексный учет и анализ результатов работы с вторичным сырьем);

•  правового  характера (использование правительственных  инструкций в работе с вторичным сырьем, расширение и упорядочение договорных отношений между поставщиками и потребителями, претензионно-исковая работа);

• экологического характера (организация использования  вторичного сырья с учетом аспектов защиты окружающей среды).

Таким образом, должен осуществляться комплекс мероприятий, так или иначе влияющих на показатели рационального использования ресурсного потенциала. Управление должно охватывать все основные элементы производства, связанные с материалопотреблением (средства труда, предметы труда, собственно труд и его организацию). Успешная реализация подобных мероприятий может значительно повысить конкурентоспособность предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

2.1 Общая характеристика предприятия

 

Станция технического обслуживания ООО «СТО Рыбацкое » -  автомобильный сервис-центр  в Невском районе города Санкт-Петербурга. За 15 лет своего успешного развития автосервис приобрел репутацию надежного  партнера  на петербургском рынке  автоохранных технологий и комплексного обслуживания автомобилей.

Становление станции «СТО Рыбацкое » началось с того момента, когда  осенью 1993 года на ул. Караваевская д. 47 на станции появилась первая услуга для автомобилей - установка автосигнализации.

В 1995 г. компания, одна из первых в городе, предложила услугу коммерческой мойки  автомобилей аппаратами высокого давления.

Станция, помимо традиционных услуг  по клинингу автомобилей (мойка, химчистка салона, полировка кузова) и установке охранных и противоугонных систем и аудиоаппаратуры, предлагала новые услуги. Среди новых услуг можно отметить тонирование стекол, антикоррозийную обработку и установку защит картера, замену и экспресс-замену масла, установке широкого спектра дополнительного оборудования (комплектов громкой связи, парковочных радаров, омывателей фар, ксенонового света и т.д.), шумоизоляцию.

На протяжении последних лет  «СТО Рыбацкое»  производит реконструкцию сервис-центра с целью не только совершенствования внешнего вида станций, но и с целью увеличения видов оказываемых услуг. Так, в 2006 году ООО «СТО Рыбацкое» предложила автовладельцам новый уникальный проект – автоматическую портальную мойку за 8 минут с традиционно высоким уровнем качества.

 Автосервис предлагает широкий спектр услуг по диагностике и ремонту легковых автомобилей, внедорожников, ГАЗелей и микроавтобусов. Компьютерная диагностика и ремонт всех систем автомобиля, двигателя, ходовой, КПП и электрики, развал-схождение (безпроводной компьютерный стенд), заправка кондиционеров, ремонт и промывка инжекторов, ремонт блоков управления, ЧИП-тюнинг, ремонт и регулировка карбюраторов, замена масла, тормозных колодок, кузовной ремонт, окраска и другие работы производятся специалистами высочайшего уровня.

Учредительными документами ООО «СТО Рыбацкое» являются устав и учредительный договор. Деятельность предприятия осуществляется на основе внедрения и реализации новейших достижений научно-технического прогресса через самостоятельно заключаемые договора с заказчиками и исполнителями с реализацией результатов своей деятельности по установленным, самостоятельно устанавливаемым или договорным ценам.

Предприятие самостоятельно формирует свою структуру, штатное  расписание, определяет формы, систему  и размеры оплаты труда, а также другие виды доходов работников с учетом действующего законодательства. Режим труда и отдыха работников, их социальное страхование и обеспечение, вопросы отпуска и иные вопросы труда регулируются действующим законодательством и правилами внутреннего трудового распорядка.

При этом предприятие принимает  меры к улучшению и повышению  уровня социальной защищенности своих  работников, имея в виду решение  ряда вопросов (продолжительность отпуска, рабочего дня и недели, оплаты командировочных  расходов, выплаты дополнительных пособий  при уходе в отпуск и т.п.) в  сторону улучшения, против официально действующих.

 Структура предприятия представлена на рис 2.1

 

 

 

 

 



 




 





 

 

 


 

 

 

 

Рис. 2.1. Организационная  структура предприятия 

Глядя на рис.2.1 видно, что на нём изображена линейная организационная структура управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель – единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления .

Преимущества  и недостатки линейной организационной  структуры управления.

        К преимуществам можно отнести:

  • Единство и четкость распределительства;
  • Согласованность действий исполнителей;
  • Простота управления;
  • Оперативность в принятии решения;
  • Четко выраженная ответственность;
  • Личная ответственность руководителя.

   К  недостаткам относится:

  • Высокие требования к руководителю;
  • Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;
  • Затруднительные связи между инстанциями;
  • Концентрация власти в управляющей верхушкею.

2.2. Анализ технико-экономических  показателей деятельности предприятия

Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятия