Предложения по совершенствованию системы управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Предприятие (организация, фирма), будучи целостной производственно-хозяйственной системой, тем не менее, может быть представлено как совокупность составляющих ее элементов (подсистем), естественно взаимосвязанных (взаимодействующих) друг с другом. Количество таких подсистем может быть разным и зависит от заложенной при декомпозиции концепции.
Так, одни авторы в качестве подсистем выделяют техническую, административную (управленческую) и человеческую, или личностно-культурную, подсистемы. Другие в управлении производством (предприятием) выделяют две части: управление деятельностью и управление персоналом.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1 Основы функционирования системы управления персоналом предприятия……………………………………………...

6
1.1 Кадровая структура современного предприятия…………......
6
1.2 Функции управления персоналом……………………………..
17
1.3 Взаимосвязь целей управления персоналом с общими целями организации……………………………………………………..

22
1.4 Основные теории и содержание процесса мотивации……….
29
1.5 Реализация теорий мотиваций на практике в рамках системы менеджмента качества (СМК)……………………………......

41
Глава 2 Оценка эффективности системы управления персоналом……………………………………………………………...

49
2.1 Анализ мотивационного механизма в системе управления персоналом………………………………………………………………

48
2.2 Анализ структуры управления и использования персонала организации………………………………………………………….…..

53
2.3 Анализ удовлетворенности персонала работой в организации………………………………………………………….…..

63
2.4 Правовое обеспечение системы управления персоналом…...
65
Глава 3 Предложения по совершенствованию системы управления персоналом……………………………………………….

68
3.1 Выявленные проблемы системы управления персоналом организации………………………………………………………………

68
3.2 Предложения по улучшению элементов системы управления персоналом организации…………………………………..

70
3.3 Преложение по совершенствованию кадровой политики организации………………………………………………………………

70
3.4 Предложение по совершенствованию системы мотивации работников………………………………………………..

72
3.5 Совершенствование критериев результативности функционирования процесса СМК «Управление персоналом»……...

73
3.6 Предложение по внедрению современной автоматизированной системы управления персоналом………………

74
Заключение………………………………………………………...
80
Библиография………………………………………….……
87

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1,007.00 Кб (Скачать файл)

- подчиненность всей  работы с кадрами задачам бесперебойного  и качественного обеспечения  основной хозяйственной деятельности  потребным числом работников  необходимого профессионально-квалификационного состава;

 

- рациональное использование  кадрового потенциала, имеющегося в распоряжении предприятия, организации, объединения;

- формирование и поддержание работоспособных, дружных производственных коллективов, разработка принципов организации трудового процесса; развитие внутрипроизводственной демократии;

- разработка критериев и методика подбора, отбора и расстановки квалифицированных кадров; подготовки и повышения квалификации остальной части работающих; развитие их гражданского самосознания;  всестороннего развития личности;

- разработка теории управления персоналом, принципов определения социального и экономического эффекта от мероприятий, входящих в этот комплекс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 

                             

                                           


                                          

 

                                   КАДРОВАЯ

                                   ПОЛИТИКА


 

 

 



 

 

Рис. 4. Содержание кадровой политики предприятия.

 

      Элементы кадровой политики предприятия представлены на рис. 5. На эффективность деятельности оказывают влияния следующие виды факторов (табл. 2):

 

 

 



 







 










 

 

Рис. 5. Элементы кадровой политики предприятия.

Таблица 2

Факторы, влияющие на эффективность совместной деятельности.

Факторы

Содержание факторов

1. Естественно-биологические.

  • Возраст
  • Состояние здоровья работников
  • Географическая среда
  • Сезонность

 

 

Продолжение таблицы 2

 

Факторы

Содержание факторов

2. Социально-экономические

  • Состояние экономики;
  • Законодательство в области труда и заработной платы;

          -    Уровень социальной защищенности.

3. Технико-организационные

  • Техническая вооруженность и механизация труда;
  • Условия труда (санитарно-гигиенические и др.);

          -   Рациональный режим труда и отдыха.

4. Социально-психологические

  • Отношение к труду;

          -    Психологический климат.

5. Рыночные

  • Конкуренция;
  • Инфляция;
  • Банкротство;
  • Безработица;

          -    Выбор сферы деятельности.


 

 

1.3 Взаимосвязь целей управления персоналом с общими целями организации

 

В условиях стремительного технологического прогресса и усиления конкуренции теория и практика управления сформулировали новый подход к управлению персоналом. В его рамках человеческие ресурсы фирмы рассматриваются как наиболее ценный ресурс, а развитие их потенциала — как важная стратегическая задача фирмы для достижения успеха в бизнесе. Персонал фирмы признается объектом корпоративной стратегии и инвестиций, фактором преимущества в конкурентной борьбе. В этой связи постулируется

 

тесная взаимосвязь  управления человеческими ресурсами  с другими управленческими решениями  фирмы. Каких бы сфер функционирования фирмы не касались, управленческие решения (финансы, технология, смена руководства, рыночная стратегия и т. п.), они во всех случаях проходят через отношения людей и выражаются в их трудовом поведении. И если руководство фирмой размышляет перспективно, то оно должно подвергать человеческому измерению все свои управленческие решения.

Для наглядности представим схему взаимосвязи целей управления персоналом с общими целями фирмы (рис. 6):

-цели управления персоналом  производны от целей фирмы  (прямая связь блоков 1 и 2);

-между целями управления  персоналом и целями фирмы  существуют обратные связи. На них указывают три стрелки. Первая из них отражает участие персонала в формировании целей. Вторая — корректировку целей, обусловленную параметрами процессов управления персоналом. Третья — корректировку целей, обусловленную ограничениями при поиске подходящих работников;

-блок 3, состоящий из  двух фрагментов, обозначает, что  цели управления персоналом могут решаться как на основе деятельности специализированных служб по управлению персоналом, так и на основе структурных направлений работы фирмы. Первый фрагмент указывает, что цели управления персоналом — это задачи и функции соответствующих служб. Второй — на то, что цели управления персоналом реализуются через структурные направления работы фирмы (стратегия, принципы построения, направления развития и т. д.).

 

 

 

 

 




                    1. Формирование целей


              2. Корректировка и уточнение целей


                    3. Корректировка и уточнение целей


Рис. 6. Схема взаимосвязи целей управления персоналом с общими целями фирмы.

 

Взаимосвязь целей управления персоналом и общих целей фирмы  хорошо иллюстрирует сегодняшний опыт реформирования российских фирм. Центральной проблемой для них оказалось проведение производственной и организационной реструктуризации, так как в советское время (в отсутствие рынка) почти любое предприятие вынуждено было производить для себя все комплектующие изделия и услуги. При этом оно имело сложную структуру — разнообразные производства, включая литейный и инструментальный цехи, гараж, авторемонтную мастерскую и т. п. Это обстоятельство чрезвычайно усложняло состав персонала советского предприятия, делало его плохо управляемым, увеличивало издержки на конечную продукцию.

Проводимая сегодня  реструктуризация оказывается системной  работой, в которой невозможно разделить цели менеджмента.

Управление людьми, их поведением, развитием, трудовой отдачей, межличностными и групповыми отношениями  – это специфический вид 

 

 

деятельности в системе  управления предприятием. Участниками  процесса управления персоналом выступают:

    • отдел кадров;
    • руководители;
    • работники;
    • совет предприятия (совет акционеров, если акционерное общество).

Каждый из этих участников вносит свой вклад в выполнение производственных задач, являясь либо субъектом, либо объектом управления или тем и другим одновременно. Каждый выполняет определенные задачи как в трудовой сфере, так в сфере взаимоотношений, а значит и задачи управления персоналом.

В настоящее время  качество управления персоналом становится стратегически значимым фактором повышения конкурентоспособности отечественных производителей. Негативное влияние внешней среды на фоне кризисного состояния большинства предприятий привело к возникновению новых кадровых проблем. Так, вследствие старения работников и уменьшения притока молодых в промышленности серьезно ухудшилась возрастная структура занятых. Деградация системы профподготовки рабочих привела к острому дефициту квалифицированных рабочих кадров. Дальнейшее развитие реального сектора может оказаться под угрозой, если не будет корректным образом модернизировано производство, не улучшатся условия труда и не увеличатся затраты на персонал.

Динамично меняющаяся ситуация требует новых подходов к кадровой политике, повышению ее активности, взаимосвязи со стратегией развития предприятия.

Анализ качества управления персоналом организации можно провести со следующими критериями, представленными в табл. 3.

 

 

 

Таблица 3

 Характеристика объектов и критериев управления

 персоналом  организации

Объект анализа

Используемые критерии

1. Кадровая политика.

  • Последовательность, непротиворечивость.
  • Соответствие декларируемых целей реальной политике.

2. Качество основных  документов, регламентирующих процесс  управления персоналом.

  • Четкость и полнота изложения.
  • Отсутствие в документах и в практике управления персоналом нарушений кодекса законов о труде.
  • Степень влияния на эффективность работы персонала.

3. Правила и процедуры,  обеспечивающие процесс управления  персоналом организации

  • Трудовые показатели.
  • Эффективность работы организации.
  • Соответствие Трудовому Кодексу.
  • Морально-психологический климат в коллективе.

4. Основные элементы  организационной структуры, оказывающие  воздействие на поведение работников.

  • Состояние трудовой этики.
  • Имидж организации в глазах персонала, партнеров, клиентов.
  • Приверженность работников своей организации.

5. Показатели, характеризующие  качество управления персоналом.

  • Трудовые показатели.
  • Уровень текучести кадров.
  • Удовлетворенность работой.
  • Морально-психологический климат в коллективе.
  • Состояние трудовой и исполнительской документации.

 

Решение производственных задач, которые в значительной степени  зависят от квалификации кадров, тесно  связаны с их экономическим поведением.

Экономическое поведение – это поведение связанное с рассмотрением вариантов экономических решений с целью эффективного выбора, то есть выбора, в котором минимализируются издержки (себестоимость) и максимизируется чистая выгода (доход).

 

 




 

 



 

 




 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7 Факторы, влияющие на экономическое поведение человека

В основе экономического поведения лежат ценностные ориентации людей (деньги, статус, роль, идеалы).

На экономическое поведение  оказывают влияние следующие факторы (рис.7):

Различают четыре стратегии  экономического поведения:

    • минимум труда – минимум дохода;
    • минимум труда – максимум дохода;
    • максимум труда – гарантированный доход;
    • максимум труда – максимум дохода.

 

Поведение человека в  рамках одной стратегии регулируется исключительно его мотивами. Переход  от одной стратегии к другой регулируется системой стимулов. Исключение – стратегия  «максимум труда – максимум дохода», где поведение человека определяется стимулами. Стратегия «минимум труда – минимум дохода», возникшая как вынужденная реакция человека на ситуацию, формирует у работника чувства «внутреннего увольнения», подавленности, способствует становлению агрессивного поведения.

Рыночная экономика  предъявляет более высокие требования, чем плановая особенно к квалификации специалистов – руководителей (в особенности тех, кто принимает стратегические решения). Важнейшей функцией высшего руководства любой организации становятся разработка и реализация эффективной стратегии, ориентированной на рыночные критерии (конкуренция, цена и др.). Необходима совершенно новая концепция (новый подход) развития организации, жизнеспособной в новых хозяйственных условиях. Постоянное обновление продукции и видов услуг должно стать определяющим фактором выживания отдельных предприятий, стабилизации и дальнейшего процветания российской экономики.

И здесь необходим  учет мировой практики. Это повышает престиж не только специалистов-руководителей, но и страны в целом. И чем быстрее будут преодолены недостатки в области управления предприятием и, в первую очередь, персоналом, тем полнее раскроются потенциальные возможности подъема экономики предприятий и в целом по России.

 

 

1.4 Основные теории и содержание процесса мотивации

Информация о работе Предложения по совершенствованию системы управления персоналом