Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:42, курсовая работа
Предприятие (организация, фирма), будучи целостной производственно-хозяйственной системой, тем не менее, может быть представлено как совокупность составляющих ее элементов (подсистем), естественно взаимосвязанных (взаимодействующих) друг с другом. Количество таких подсистем может быть разным и зависит от заложенной при декомпозиции концепции.
Так, одни авторы в качестве подсистем выделяют техническую, административную (управленческую) и человеческую, или личностно-культурную, подсистемы. Другие в управлении производством (предприятием) выделяют две части: управление деятельностью и управление персоналом.
Введение
3
Глава 1 Основы функционирования системы управления персоналом предприятия……………………………………………...
6
1.1 Кадровая структура современного предприятия…………......
6
1.2 Функции управления персоналом……………………………..
17
1.3 Взаимосвязь целей управления персоналом с общими целями организации……………………………………………………..
22
1.4 Основные теории и содержание процесса мотивации……….
29
1.5 Реализация теорий мотиваций на практике в рамках системы менеджмента качества (СМК)……………………………......
41
Глава 2 Оценка эффективности системы управления персоналом……………………………………………………………...
49
2.1 Анализ мотивационного механизма в системе управления персоналом………………………………………………………………
48
2.2 Анализ структуры управления и использования персонала организации………………………………………………………….…..
53
2.3 Анализ удовлетворенности персонала работой в организации………………………………………………………….…..
63
2.4 Правовое обеспечение системы управления персоналом…...
65
Глава 3 Предложения по совершенствованию системы управления персоналом……………………………………………….
68
3.1 Выявленные проблемы системы управления персоналом организации………………………………………………………………
68
3.2 Предложения по улучшению элементов системы управления персоналом организации…………………………………..
70
3.3 Преложение по совершенствованию кадровой политики организации………………………………………………………………
70
3.4 Предложение по совершенствованию системы мотивации работников………………………………………………..
72
3.5 Совершенствование критериев результативности функционирования процесса СМК «Управление персоналом»……...
73
3.6 Предложение по внедрению современной автоматизированной системы управления персоналом………………
74
Заключение………………………………………………………...
80
Библиография………………………………………….……
87
2) в области повышения квалификации
Квалификация работников
повышается за счет организации в
соответствии с планом подготовки,
переподготовки и повышения квалификации.
В план включается также подготовка
специалистов в специализированных
учебных центрах вне организаци
3) в обеспечении социальных благ
Ежегодно на социальную сферу организация выделяет около 80 млн. руб. В эту сумму компании обходится содержание своей медико-санитарной части, профилактория, базы отдыха. В среднем на каждого человека в год выделяется около 13000 руб. Это те средства, которые каждый работник может потратить на посещение дома отдыха (обычная путевка стоит около 15000 руб., но работник компании оплачивает только 10% этой суммы), отправить своего ребенка в лагерь. Все эти блага являются существенными для человека и позволяют сохранить часть своего бюджета.
4) в поддержку работников в возрасте до 35 лет:
- с 2009 года в компании существует институт помощника руководителя отдела. Молодой специалист назначается на должность помощника руководителя отдела в период на 1 год. В течение года молодой специалист
проходит курс ознакомительных семинаров. Молодому специалисту, назначаемому на должность помощника руководителя отдела, назначается месячный оклад в следующем размере:
- 90% от минимального размера оклада по схеме руководителя отдела – молодым специалистам, имеющим профильную специальность по образованию, соответствующую будущей работе;
- 90% от минимального размера оклада по схеме руководителя отдела – молодым специалистам, не имеющим профильной специальности, но имеющим рабочий стаж в данном цехе по профилю не менее года;
- 80% от минимального размера оклада по схеме руководителя отдела – молодым специалистам, не имеющим профильной специальности.
Также выплачивается материальное поощрение:
- после аттестации – 75% от начисленной премии по отделу;
- после 6 месяцев стажировки, при положительных отзывах о работе во время стажировки – 100% от начисленной премии по отделу.
По истечении года
после ввода в штатное
Занимающий данную должность работник переводится на вакантную должность в отделе или в акционерном обществе.
- проведение конкурсов
среди молодых специалистов на
звание лучших в своей
2.2 Анализ структуры
управления и использования
Структура управления приведена в Приложении 2.
В соответствии с данным дипломным проектом структуру управления можно отнести к иерархическому типу.
Такой вывод можно сделать на основании следующих ситуационных факторов:
В Приложении 3 приведена структура управления отделом организации труда и управления персоналом (ООТиУП). Данной структуре управления также присущ иерархический тип.
В основные задачи ООТиУП входят:
1) совершенствование организации нормирования процессов труда, форм и систем заработной платы, материального и морального стимулирования в целях обеспечения выполнения установленных планов производства, повышения эффективности производства и улучшения качества работы;
2) формирование фонда
заработной платы структурных
подразделений; контроль и
3) комплектование завода квалифицированными кадрами рабочих, специалистов, служащих, руководителей в необходимом количестве в соответствии с потребностью производства и перспективного развития завода.
Для оценки эффективности
системы воспользуемся
1. Расчет нормы управляемости (Ну) – это отношение общей численности работников (Чобщ., чел.) к численности управленческого персонала (Чу, чел.):
Ну = Чобщ. / Чу
2008 год:
Ну = 6350/769=8,26
2009 год:
Ну = 6452/779=8,28
Коэффициент нормы управляемости в 2009 году выше, чем в 2008 году. На это оказало влияние увеличение общей численности персонала и численности управленческого персонала в 2009 году по сравнению с 2008 годом.
2. Расчет коэффициента
численности управленческих
Кч = Чу / Чобщ.
2008 год:
Кч = 769/6350=0,12
2009 год:
Кч = 779/6452=0,12
Коэффициенты численности управ
3. Расчет коэффициента затрат на управление (Кз) – это отношение затрат на управление (С, руб.) к общим затратам (Собщ., руб.):
Кз=С/Собщ.
2008 год:
Кз = 130 000 000/360 000 000 = 0,36
2009 год:
Кз = 160 000 000/391 850 000 =0,41
Коэффициент затрат на управление в 2009 году увеличился по сравнению с 2008 годом в связи с увеличением затрат на управление.
Отслеживание данных показателей в динамике, например, по результатам квартала или полугодия, позволяет вовремя увидеть как негативные, так и позитивные тенденции. Благодаря этому появляется возможность своевременно вносить корректировки в стратегию развития организации.
Также для оценки эффективности системы управления используется метод её определения через ресурсную эффективность:
Э=П/С, где
Э – коэффициент эффективности управления;
П – прибыль организации, руб.;
С – затраты на управление, руб.
2008 год:
Э = 300 000 000 / 130 000 000 = 2,3
2009 год:
Э = 320 000 000 / 160 000 000 = 2,0
Снижение коэффициента эффективности управления с 2,3 в 2008 году до 2,0 в 2009 году свидетельствует о том, что затраты на управление неоправданно увеличиваются.
Анализ использования персонала организации
Основные
задачи анализа использования
- объективная
оценка использования рабочей
силы, рабочего времени,
- определение
факторов и количественное
- выявление резервов более полного и эффективного использования трудовых ресурсов.
Обеспеченность
предприятия кадрами
Структура численности промышленно-
4. Расчет коэффициент приема кадров (Кпк) - определяется отношением количества принятых работников за анализируемый период (Чпр) к среднесписочной численности работников (Чсс) за тот же период (в %) – см. Табл. 8:
Таблица 8
Данные для расчета коэффициента приема кадров
2007 год |
2008 год |
2009 год | |
Количество принятого на работу персонала |
948 |
772 |
904 |
Средняя списочная численность (Чсс) |
6 220 |
6 329 |
6 326 |
2007 год:
Кпк (2007)=948/6 220=0,15 или 15%;
2008 год:
Кпк (2008)=772/6 329=0,12 или 12%;
2009 год:
Кпк (2009)=904/6 326=0,14 или 14%;
Из данных расчетов видно, что коэффициент приема кадров в 2008 году по сравнению с 2007 годом снизился; в 2009 году по сравнению с 2008 годом – увеличился.
5. Расчет коэффициента выбытия кадров (Квк) - определяется отношением количества уволенных работников за анализируемый (Чув) к среднесписочной численности работников (Чсс) за тот же период (в %) - см. Табл. 9:
Таблица 9
Данные для расчета коэффициента выбытия кадров
2007 год |
2008 год |
2009 год | |
Количество выбывших работников |
804 |
963 |
801 |
Средняя списочная численность (Чсс) |
6 220 |
6 329 |
6 326 |
2007 год:
Квк (2007)=804/6 220=0,13 или 13%;
2008 год:
Квк (2008)=963/6 329=0,15 или 15 %;
2009 год:
Квк (2009)=801/6 326=0,13 или 13%.
Из данных расчетов видно, что коэффициент оборота по выбытию работников в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличился; в 2009 году по сравнению с 2008 годом – снизился.
6. Расчет коэффициента текучести кадров (Ктк) - определяется делением числа работников организации (подразделения), уволенных по неплановым причинам (Чунп) на среднесписочное число работников (Чсс) за тот же период (в %) – см. Табл. 10:
Таблица 10
Данные для расчета коэффициента текучести кадров
2007 год |
2008 год |
2009 год | |
Количество человек, уволенных по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины |
589 |
546 |
468 |
Средняя списочная численность (Чсс) |
6 220 |
6 329 |
6 326 |
2007 год:
Ктк=589/6 220=0,095 или 9,5%;
2008 год:
Ктк=546/6 329=0,086 или 8,6%;
2009 год:
Ктк=468/6 326=0,074 или 7,4%.
Из данных расчетов видно, что с коэффициент текучести кадров в 2009 году имеет тенденцию снижения по сравнению с 2007-2008 гг.
7. Расчет
индекса среднесписочной численности
работающих (Iчсс) -
определяется отношением среднесписочной
численности работающих в
организации (структурном подразделении) в расчете на один календарный день в отчетном (планируемом) году (Чсс1) и в базисном году (Чсс0 ) – см. Табл. 11:
Таблица 11
Данные
для расчета индекса
2007 год |
2008 год |
2009 год | |
Средняя списочная численность, чел. |
6 220 |
6 329 |
6 326 |
Iчсс (2008/2007)=6 329/6 220=1,02;
Iчсс (2009/2008)=6 326/6 329=0,9995 или 1,0.
Индекс среднесписочной численности работников в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизился на 0,02 или на 2%.
8. Расчет индекса удельного веса персонала данной категории (Iувi) – определяется отношением удельного веса i-й категории работников в общей численности персонала в отчетном (планируемом) году (Уув1) к удельному их весу в базисном году (Уув0) – см. Табл. 12:
(Iув1)2009/2008=78,21/78,43=0,
(Iув2) 2009/2008=12,07/12,11=0,997;
(Iув3) 2009/2008=8,93/8,91=1,002;
(Iув4) 2009/2008=0,79/0,55=1,436
Таблица 12
Данные для расчета индекса удельного веса персонала
Категории работников |
Количество работников, чел. |
Удельный вес,% | ||
2009 год (отчетный год) |
2008 год (базисный год) | |||
2009 год (Уув1) |
2008 год (Уув0) | |||
Рабочие (Iув1) |
5046 |
4980 |
78,21 |
78,43 |
Руководители (Iув2) |
779 |
769 |
12,07 |
12,11 |
Специалисты (Iув3) |
576 |
566 |
8,93 |
8,91 |
Служащие (Iув4) |
51 |
35 |
0,79 |
0,55 |
Общая численность |
6452 |
6350 |
100% |
100% |
Информация о работе Предложения по совершенствованию системы управления персоналом