Проблемы и перспективы развития федеральной целевой программы «Электронная Россия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:41, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: комплексный анализ внедрения программы в органы государственной власти и местного самоуправления, влияние на сферы социально-экономической, политической и культурной жизни общества, выявление проблем, стоящих на пути ее реализации, изучение положительных результатов, дать характеристику нормативно-правовой базы, разработанной в рамках информатизации страны и разработка конструктивных предложений для оптимизации внедрения программы.

Содержание работы

Введение
1. Электронное правительство как элемент формирования информационного общества
1.1. Электронное правительство, как концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу
1.2. Нормативно-правовая база электронного правительства Российской Федерации и региона на примере Саратовской области
1.3. Электронный документооборот в концепции электронного правительства
2. Практический аспект реализации функций электронного правительства в информационном обществе
2.1. Международный опыт внедрения электронного правительства
2.2. Оценка информатизации органов государственной власти Российской Федерации и Саратовской области
Заключение
Список источников и литературы
Приложения (№№ 1-12)

Файлы: 1 файл

Диплом1.docx

— 127.57 Кб (Скачать файл)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: Проблемы и перспективы развития федеральной  целевой программы «Электронная Россия» 

Студента …………………

Специальность «Документоведение  и документационное обеспечение  управления»

Специализация «Документирование  деятельности органов государственной  власти и органов местного самоуправления»

Научный руководитель ……………..

Работа допущена к защите……………

Содержание

Введение

1. Электронное правительство как элемент формирования информационного общества

1.1. Электронное правительство, как концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу

1.2. Нормативно-правовая база электронного правительства Российской Федерации и региона на примере Саратовской области

1.3. Электронный документооборот в концепции электронного правительства

2. Практический аспект реализации функций электронного правительства в информационном обществе

2.1. Международный опыт внедрения электронного правительства

2.2. Оценка информатизации органов государственной власти Российской Федерации и Саратовской области

Заключение

Список источников и литературы

Приложения (№№ 1-12)

Введение

Развитие системы  электронного правительства как  части государственного управления, посредством внедрения информационных компьютерных технологий с учетом административных преобразований происходящих в России, является непременным требованием для вхождения в глобальное информационное общество.

Актуальность  темы вызвана, прежде всего, стремительным развитием современных информационно-коммуникационных технологий и общим ростом информационного взаимодействия, основанного на электронном обмене информацией. ФЦП «Электронная Россия» - программа по разработке и финансированию мероприятий реформы государственного управления. Она выполняет проекты административной реформы по решению проблем межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных услуг и исполнению других функций государства, а также создания «одной точки входа» для получения информации о структуре и функциях органов власти и государственных учреждений. Способствует повышению информационной открытости органов государственной власти и местного самоуправления для общества, рост эффективности их взаимодействия с гражданами и повышение качества услуг, оказываемых ими гражданам и организациям. Реформирование государственного управления, посредством внедрения электронного правительства – это системная и долгосрочная задача, итогом которой должно стать вхождение России в глобальное информационное общество.

Цель  дипломной работы: комплексный анализ внедрения программы в органы государственной власти и местного самоуправления, влияние на сферы социально-экономической, политической и культурной жизни общества, выявление проблем, стоящих на пути ее реализации, изучение положительных результатов, дать характеристику нормативно-правовой базы, разработанной в рамках информатизации страны и разработка конструктивных предложений для оптимизации внедрения программы.

Задачи  работы:

·изучение внедрения электронного правительства в органы государственной власти и местного самоуправления и в общество в целом;

·дать анализ исторического развития программы;

·рассмотреть зарубежный опыт реформ государственного сектора;

·раскрыть влияние административной реформы на реализацию программы;

·проанализировать разработку нормативно-правовой базы для внедрения программы на уровне страны и Саратовского региона;

·выявить проблемы стоящие на пути реализации программы, дать их краткую характеристику и возможные пути решения.

Научная новизна дипломной работы состоит в самой постановке проблемы в условиях, проводимых в РФ административных реформ, внедрении принципов электронного правительства, в комплексном анализе нормативно – правовой базы информатизации страны и Саратовского региона, разработке рекомендаций по устранению проблем при введении программы.

Практическая  ценность дипломного сочинения: состоит в том, что полученный материал может быть использован в учебном процессе со студентами документоведами, и студентами других специальностей в качестве обзорной лекции, отражающей взаимосвязь проводимой административной реформы и ФЦП «Электронная Россия».

Источниковедческая  база: Конституция РФ, Федеральные законы: Об электронной цифровой подписи, О связи, О персональных данных, Об информации, информационных технологиях и защите информации, Положения, Доктрина информационной безопасности РФ, Концепции: Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, Концепция региональной информатизации до 2010 года, Концепция информатизации Саратовской области до 2010 года, программа «Электронная Россия», областная программа «Информатизация Саратовской области на 2008-2010 годы», ГОСТы, имеющие отношение к изучению данной темы, паспорт информатизации Саратовского региона. Научно-методическая литература, в частности работы таких авторов: Кузнецовой Т.В., Рогожина М.Ю., Ларина М.В., Чугунова А.В., Голобуцкого А.П. и ряда других. Публикации в периодической печати и издания сети Интернет.

Структура дипломной работы: Введение, Глава 1 - Электронное правительство как элемент формирования информационного общества, Глава 2 - Практический аспект реализации функций электронного правительства в информационном обществе, Заключение, Перечень источников и литературы, Приложения(№№ 1-12).

Глава 1 Электронное  правительство как элемент формирования информационного общества

1.1. Электронное  правительство, как концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу.

По историческим меркам, срок существования на планете  информационных компьютерных технологий (далее ИКТ) - мгновение. Но человечество уже успело определить путь развития цивилизации - информационное общество. По современным воззрениям информационное общество – это такое общество, в котором производство и потребление  информации является важнейшим видом  деятельности, а информация признается наиболее значимым ресурсом, новые  информационные и телекоммуникационные технологии и техника становятся базовыми технологиями и техникой, а информационная среда наряду с  социальной и экологической –  новой средой обитания человека.1

Сегодня все развитые страны мира переходят к информационному  обществу, формирование которого признается неизбежным этапом развития человечества. Уже более двадцати лет формирование информационного общества является предметом программных разработок на национальном, международном и  региональном уровнях. Данные разработки нацелены на выявление и реализацию эффективных путей продвижения  стран к информационному обществу, а также на полноценное использование  возможностей и преимуществ, возникающих  у этих стран по мере продвижения  по выбранному пути.

Процесс становления  информационного общества протекает  в разных странах с различной  интенсивностью и особенностями. В  самом общем виде можно выделить две модели такого становления: «западную» и «восточную».В «западной» модели основная роль отводится либерализации рынка информационных супермагистралей и их универсальному обслуживанию. В «восточной» уделяется большее внимание сотрудничеству государства и рынка, наблюдается стремление установить связь между традиционными культурными ценностями и, неизбежными с формированием глобального информационного общества, социальными изменениями. В то же время в рамках каждой из этих моделей существуют свои различия, которые во многом определяются уровнем экономического и социально-политического развития того или иного социума. Сегодня становится ясно, что пока еще далеко не все страны готовы переступить новую ступень эволюции человеческого общества или даже подойти к ней, однако, если оценивать мировое развитие в целом, процесс формирования глобального информационного общества представляется необратимым.

В ходе Брюссельской встречи стран «большой семерки» в 1995 г. создание и использование  глобальной информационной инфраструктуры определялось в качестве одной из приоритетных задач, требующих усилий всего мирового сообщества.

В 2000 году лидеры семи ведущих государств и Президент  России подписали Окинавскую хартию глобального информационного общества.Как подчеркивается в Окинавской хартии глобального информационного общества, ИКТ становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. По мнению многих ведущих экспертов, ИКТ, хотя и не являются решением от всех бед, могут помочь создать новую социальную и экономическую инфраструктуры, обеспечивающие устойчивое экономическое развитие за счет качественного улучшения возможностей обмена информацией.

На Всемирном  Саммите по информационному обществу, проходившем в Женеве (2003 год) и  в Тунисе (2005 год) было отмечено, что  предоставляемая информация должна быть высококачественной, многообразной и надежной4. Как следует из документов ЮНЕСКО, «ни одно общество не может претендовать на то, что оно является подлинным обществом знаний, если хотя бы одна часть населения лишена доступа к знаниям и информации.5

Органы  государственной власти […] обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

– Конституция РФ, статья 24 п.2

Каждый  имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную  тайну, определяется федеральным законом.

– Конституция РФ, статья 29 п.4

Устойчивость глобального  информационного общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких  как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей. Для этого нужно, чтобы ИКТ служили достижению взаимодополняющих целей: обеспечения устойчивого экономического роста, улучшения государственного управления, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, прав человека, развития культурного многообразия и укрепления международного мира и стабильности. Задача создания предсказуемой, транспарентной и недискриминационной политики и нормативной базы, необходимой для информационного общества, лежит на международных правительствах.

Первая программа  формирования информационного общества «Национальная информационная инфраструктура»  появилась в начале 90-х годов  в США. Европа для преодоления  наметившегося отставания объявила проект «Технологии информационного  общества», который нашел свое развитие в инициативе Европейской Комиссии 1999 года «Электронная Европа». Она была призвана активизировать деятельность по формированию общеевропейского информационного  общества.

Ключевая цель этих программ состоит в достижении лидирующих позиций в экономике и социальном развитии общества. Они имеют четко  выраженную социально-экономическую  направленность, а главным их объектом являются человек, его ценности и  потребности.

Приоритетные направления, обозначенные в программах, практически  совпадают между собой в областях правового развития, кадровых вопросов, совершенствования информационно-коммуникационной инфраструктуры и становления «электронных правительств». Большое внимание в  них уделяется укреплению доверия  граждан к ИКТ, поддержке развития малого и среднего бизнеса в этой сфере и мониторингу качества и конкурентоспособности «человеческого капитала».

Отличительная особенность  большинства западных программ и  стратегий их реализации состоит  в том, что все используемые ИКТ: электронную коммерцию, электронное  правительство, электронный бизнес и т. д. они рассматривают не как  самостоятельные изолированные  сферы деятельности, а как интегрированную  среду, представляющую собой единый фундамент для перехода к цифровой экономике и информационному  обществу.

Реализация информационного  общества невозможна без внедрения  электронного правительства. Электронное  правительство – это концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу. Составляющими качественного государственного управления являются: подотчетность(ответственность), прозрачность(открытость) органов власти, оперативность принятия решений.

Существует множество  определений электронного правительства, в зависимости от подходов к его  использованию. Вот некоторые из них. Электронное правительство:

·Организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставления услуг государственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан (пенсионерам, рабочим, бизнесменам, государственным служащим и т.п.) электронными средствами, информирования теми же средствами граждан о работе государственных органов.

·Информационные технологии в государственном управлении.

·Государство в Сети.

·Метафора, которая означает информационное взаимодействие органов государственной власти и общества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

·Трансформированные для правительственных и государственных организаций идеи электронного бизнеса, в которых правительство выступает как разновидность корпоративного пользователя информационных технологий.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития федеральной целевой программы «Электронная Россия»