Разработка элементов системы управления ОАО «Аэропорт Толмачево»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка структуры организации. Для достижения цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. рассмотреть системный подход в управлении.
2. изучить природу и состав функций менеджера.
3. проанализировать внешнюю и внутреннюю среду организации с учетом ее миссии и целей.
4. исследовать целеполагание в управлении.
5. спроектировать элементы системы управления организации.

Содержание работы

Введение 2
1.Системный подход в управлении 3
2.Природа и состав функций менеджмента 10
3. Анализ внешней и внутренней среды экономического объекта с учетом его миссии и целей. 21
4. Целеполагание в управлении 24
5. Проектирование элементов системы управления организации 26
Заключение 30
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

менеджмент3.DOC

— 523.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Дневной  факультет высшего профессионального образования

 

КАФЕДРА: Менеджмент и управление инновациями

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

  по дисциплине: Теория менеджмента

  на тему: Разработка  элементов системы управления ОАО «Аэропорт Толмачево»

 

 

 

Выполнила:             Проверил:

студент группы  ИСД  –115м           канд. экон. наук

Котова К.А.                                        Черепанов А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК

2012

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 Структура организации - это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при  данных условиях достижение целей организации. В настоящее время многие организации испытывают потребность в изменении организационной структуры. Главными причинами проведения подобных преобразований являются желание приобрести новые активы или бизнес; стремление выделить и продать непрофильные активы; необходимость адекватно реагировать на постоянно обостряющуюся конкуренцию; потребность в повышении управляемости большим количеством бизнес-единиц и подразделений.

Целью курсовой работы является разработка структуры организации. Для достижения цели необходимо реализовать следующие задачи:

    1. рассмотреть системный подход в управлении.
    2. изучить природу и состав функций менеджера.
    3. проанализировать внешнюю и внутреннюю среду организации с учетом ее миссии и целей.
    4. исследовать целеполагание в управлении.
    5. спроектировать элементы системы управления организации.

Для реализации задач  применяются следующие методы исследования:

    1. анализ и синтез.
    2. дифференциальный анализ.

Теоретической и методологической основой написания курсовой работы послужили периодические печатные издания отечественных и зарубежных авторов.

Курсовая работа состоит  из введения, основной части, включающей в себя 5 параграфов, заключения и  списка использованной литературы.

1.Системный подход в управлении

 

Термин «система» применяется  во многих значениях, что приводит к опасности упустить основное содержание этого понятия. Под системой понимается:

  1. «Комплекс элементов находящихся во взаимодействии» (Л. Берталанфи).
  2. «Нечто такое, что может изменяться с течением времени» (Р.Эшби).
  3. «Множество элементов с соотношением между ними и между их атрибутами» (А.Холл, Р.Фейдшин).
  4. «Совокупность элементов, организованных таким образом, что изменения, исключения или введение нового элемента закономерно отражаются на остальных элементах» (В.Н.Топоров).
  5. «Взаимосвязь самых различных элементов» (С.Бир).

Правильно было бы сказать, что строгого, единого определения  для понятия «система» в настоящее  время нет. Существует несколько  десятков определений этого понятия.  Их анализ показывает, что определение  изменялось не только по форме, но и  по содержанию.

Так Людвик Фон Берталанфи определяет систему, как «комплекс  взаимодействующих компонентов  или как совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой».

Система – это полный, целостный набор элементов, взаимосвязанных между собой так, чтобы могла реализовываться функция системы. Отличительным свойством системы является ее целостность.   Очевидно, что необходимо рассматривать и связи системы с внешней средой.  Система проявляется как целостный материальный объект, представляющий собой закономерно обусловленную совокупность функционально взаимодействующих элементов. Основные свойства системы проявляются через целостность, взаимодействие и взаимосвязанность процессов преобразования вещества, энергии и информации, через ее функциональность, структуру, связи, внешнюю среду и прочее.

Можно выделить четыре основных свойства системы:

  1. система есть, прежде всего, совокупность элементов, которые при определенных условиях могут рассматриваться как системы.
  2. наличие существенных связей между элементами их свойствами, превосходящих по мощности связи этих элементов с элементами не входящими в данную систему. Под существенными связями понимаются такие, которые закономерно, с необходимостью определяют интегративные свойства системы. Указанное свойство отличает систему от просто конгломерата и выделяет ее из окружающей среды.
  3. наличие определенной организации, что проявляется в системе энтропии;
  4. существование интегративных свойств, т.е. присущих системе в целом, но не свойственным ни одному ее элементу в отдельности.1

Классификация системы.

Таблица 1 – Характеристика системы по С. Бирну

Системы

Признаки систем

Простые

Сложные

Очень сложные

Детерминированные

Число элементов

Небольшое

Большое

__

Число связей

Небольшое

Большое

__

Поведение

Вполне определенное

Вполне определенное

__

Вероятностные

Число элементов

Небольшое

Большое

Весьма большое

Число связей

Небольшое

Большое

Весьма большое

Поведение

Случайное, поддается описанию

Случайное, поддается описанию

Случайное, не поддается описанию


 

Термодинамическая классификация

Системы классифицируются по характеру связей параметров системы  с окружающей средой.

  1. Закрытые системы — какой-либо обмен энергией, веществом и информацией с окружающей средой отсутствует. Для закрытых систем характерно увеличение энтропии (второй закон термодинамики).
  2. замкнутые системы — обмениваются только энергией, но не обмениваются веществом;
  3. изолированные системы — любой обмен исключен.
  4. Открытые системы — свободно обменивающиеся энергией, веществом и информацией с окружающей средой. В открытых системах могут происходить явления самоорганизации, усложнения или спонтанного возникновения порядка.

Двухуровневая  классификация  систем по происхождению (природной  принадлежности):

  1. Естественные (природные)
    1. неорганические
    2. биологические
    3. экологические
  2. Искусственные

2.2материальные

2.3 абстрактные

2.3 абстрактно-материальные

  1. Смешанные
    1. социо-технологические
    2. организационно-технические
    3. социально-экономические

 

Аэропорт Толмачево – международный аэропорт, расположенный в городе Обь, в 17 км от Новосибирска. Аэропорт был открыт в 1957 году, а в 1992 году аэропорту был присвоен статус международного. В 2004 году одержал победу в конкурсе "Лучший аэропорт России и СНГ". Сегодня аэропорт относится к классу «А» и может принимать все виды воздушных судов.

Аэропорт Толмачёво имеет платиновый сертификат IATA, подтверждающий 100 % внедрение инновационной технологии по упрощению аэропортовых формальностей BCBP, Толмачёво — четвертый аэропорт в России, после Домодедово, Шереметьево и Пулково, полностью внедрившим технологию BCBP.

Регулярными пассажирскими рейсами  аэропорт связан с крупнейшими городами России и стран СНГ, c ОАЭ, Турцией, Болгарией, Германией, Китаем, Южной Кореей, Японией и Таиландом. Также в Толмачёво производят промежуточную посадку грузовые самолёты при перелётах между Восточной Азией и Европой. Промежуточная посадка позволяет брать на борт меньше топлива и увеличивать полезную нагрузку.

Площадь аэропорта — 618 га, из них 441 га — авиационно-техническая территория. Аэропорт принимает все современные типы воздушных судов, в том числе: Ил-96, Ту-214, Ан-124, Б-777(с 27 июля 2009), Б-767, Б-747, A-321, DC-10, MD-11, ATR-42 и даже A-380, причём последний аэробус в России, помимо собственно Толмачёво, может принимать лишь аэропорт Домодедово.

Пропускная способность  аэропорта (при условии работающих двух ВПП) — 40 взлётно-посадочных операций в час. Аэропорт имеет 61 место для стоянки самолётов, 16 из них оборудованы централизованной заправочной системой.

В 2006 году аэропорт обслужил 1 миллион 656 тысяч 901 пассажира (рост на 0,5 %, в сравнении с 2005). Было обработано 16 тыс. тонн грузов. На предприятиях «Толмачёво» (включая дочерние) работало 2383 человека.

В 2006 году доходы от обычных  видов деятельности предприятия  превысили 2,3 млрд рублей, а чистая прибыль акционерного общества составила 155,7 млн рублей, что на 48,6 млн рублей больше, чем в 2005 году. Доходы от авиационной деятельности аэропорта составили 783 миллионов 97 тысяч рублей (рост на 11,2 %).

В 2007 году аэропорт обслужил 1 873 500 человек. Общее количество груза и почты, обработанного в аэропорту в 2007 году — 18 667,3 тонн (на 2 158,1 тонн или 113,1 % больше, чем в 2006 году).

В 2008 году аэропорт обслужил 2 109 424 человек (рост на 12,6 %; показатель впервые за 16 лет превысил 2 млн). Из них отправлено 997 706 пассажиров (рост к 2007 на 10,7 %), прибыло 963 768 пассажиров (10,7 %), количество транзитных пассажиров составило 167 950 человек (40,5 %). В 2008 году доходы от авиационной деятельности составили 1 213 978,3 тыс. рублей (рост на 34,3 % в сравнении с 2007).

В 2009 году аэропорт обслужил 1 млн 804 тыс. 297 человек (сокращение на 14,5 %). Доходы от авиационной деятельности в 2009 — 1 млрд 58 млн 875 тыс. рублей.

В 2010 году аэропорт обслужил 2 261 630 человек (рост на 25,3 %). 

В 2011 году было обслужено 2 765 884 пассажиров (+22,3%). 

Рисунок – 1. Количество людей, обслуживаемых аэропортом «Толмачево».

 

 

 

Рисунок1 – Количество людей, обслуживаемых аэропортом «Толмачево».

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 – Основные понятия, характеризующие функционирование и развитие систем

Понятие

Определение

Пример

Состояние

Множество существенных свойств, которыми система обладает на данный момент времени

Площадь аэропорта — 618 га, из них 441 га — авиационно-техническая территория.

Поведение

Способность системы переходить из одного состояния в другое

В 2011 году было обслужено 2 765 884 пассажиров

Равновесие 

Способность системы в отсутствие внешних возмущающих воздействий  сохранять свое состояние сколь  угодно долго

Замена сотрудников, оборудования.

Устойчивость 

Способность системы возвращаться в состояние равновесия после  того, как она была из этого состояния выведена под влиянием внешних возмущений

Возобновление полетов, после их отмены, в связи с нелетной погодой.

Развитие 

Необходимость создания эластичной организации  и производственной системы, которая  позволяет системе изменяться с  течением времени.

Внедрение инновационных технологий.


 

 

 

 

 

 

Таблица 3 – Свойства системы

Свойство

Сущность

Пример

Историчность

Фактор времени, учитываемый при  управлении системой.

Расписание полетов.

Целостность

Все составляющие системы взаимосвязаны  и взаимодействуют друг с другом и вследствие этого реагируют на внешние изменения как нечто целое.

Взаимодействие пилотов во время  полета.

Интегративность

Наличие системообразующих и системосохраняющих факторов.

Общая цель у сотрудников.

Коммуникативность

Связь системы со средой множеством коммуникаций.

Взаимодействие с поставщиками.

Иерархичность

Строгое соподчинение.

Соподчиненность элементов системы.

Самоорганизация

Способность системы противостоять  энтропийным тенденциям, адаптироваться к внешним возмущениям, изменяя при необходимости свою структуру.

Отмена полетов, во время нелетной погоды.

Гомеостазис

Способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций. направленных на поддержание динамического равновесия.

Пропускная способность аэропорта (при условии работающих двух ВПП) — 40 взлётно-посадочных операций в час.

Эквифинальность

Характеризует предельные возможности системы.

Количество полетов, совершаемых  за один день.

Информация о работе Разработка элементов системы управления ОАО «Аэропорт Толмачево»