Разработка механизмов обеспечения качества вуза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Как и в большинстве стран мира система по предоставлению образовательных услуг в Республике Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих составляющих:
-преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
-сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
-органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организацийВ».

Содержание работы

1 Научные основы управления качеством
1.1 Методологические подходы к управлению качеством высшего образования
1.2 Качественное образование - как фактор стабильного социально-экономического развития страны
1.3 Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности учебных заведений
2. Анализ и оценка развития системы высшего образования в Казахстане
2.1 Состояние системы высшего образования в РК
2.2 Анализ моделей управления качеством вузовского образования
2.3 Государственный контроль и стимулирование качества профессионального образования
3. Разработка механизмов обеспечения качества вуза
3.1 Социально-экономическая оценка привлекательности вуза
3.2 Система внутреннего обеспечения качества деятельности вуза
Заключение

Файлы: 1 файл

referat 1 Pargev.docx

— 152.98 Кб (Скачать файл)

Содержание

1 Научные основы управления  качеством

1.1 Методологические подходы  к управлению качеством высшего  образования

1.2 Качественное образование  - как фактор стабильного социально-экономического  развития страны

1.3 Зарубежный опыт оценки  эффективности деятельности учебных  заведений

2. Анализ и оценка развития  системы высшего образования  в Казахстане

2.1 Состояние системы высшего  образования в РК

2.2 Анализ моделей управления  качеством вузовского образования

2.3 Государственный контроль  и стимулирование качества профессионального  образования

3. Разработка механизмов  обеспечения качества вуза

3.1 Социально-экономическая  оценка привлекательности вуза

3.2 Система внутреннего  обеспечения качества деятельности  вуза

Заключение

 

1. Научные основы управления  качеством

1.1 Методологические подходы  к управлению качеством высшего  образования

Как и в большинстве  стран мира система по предоставлению образовательных услуг в Республике Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих составляющих:

-преемственных образовательных  программ и государственных образовательных  стандартов различного уровня  и направленности;

-сети реализующих их  образовательных учреждений, независимо  от их организационно-правовых  форм, типов и видов;

-органов управления образованием  и подведомственных им учреждений  и организацийВ».

Ключевыми в этой совокупности являются образовательные учреждения, представляющие собой не только главные  Влисполнительные механизмыВ» системы  образования, но и основную, если так  можно сказать, Влформу существованияВ»  образовательной системы. Ведь качество и образовательных программ, и  управления образованием проявляется, в конечном счете, именно через качество образовательных учреждений. Более  того, сами органы управления образованием и государственные образовательные  стандарты составляют, по существу, лишь необходимую (и часто лишь минимальную) законодательно-нормативную основу, базу, платформу, на которой должны строить свою деятельность образовательные  учреждения. И, наконец, главное: именно образовательные учреждения напрямую и более всего (и по времени, и  по интенсивности контактов) взаимодействуют  с самими заказчиками и получателями образовательных услуг, которые  только и могут объективно оценить  качество существующей системы образования.

Таким образом, определяющим фактором качества системы образования  в целом является уровень качества образовательных учреждений, а, точнее, -- уровень качества оказываемых  ими образовательных услуг.

Выделяя из всего круга  образовательных учреждений именно вузы, хотелось бы с самого начала обратить внимание на два обстоятельства.

Первое особенно характерно именно для высшей школы и выражается в том, что деятельность вузов  осуществляется сегодня в условиях все возрастающей конкуренции. Это  оказывает сегодня чрезвычайно  сильное влияние на стремление вузов  заработать, удержать и повысить свою известность, т.е., если говорить по-современному, стать максимально конкурентоспособными. Добиться этого без предоставления качественных образовательных услуг  невозможно. Но любое сравнение предполагает наличие механизма сопоставления. Именно это сделало весьма актуальной и задачу сравнительного мониторинга  вузов, и в целом проблему квалиметрии  вузов.

Второе обстоятельство носит  более общий характер. Речь идет о том, что образовательная система  любого уровня, в том числе и  на уровне отдельно взятого вуза, представляется Влединой функциональной системой оценивания и управления качеством образованияВ», обладающей всеми системными атрибутами -- целью функционирования, структурой, алгоритмом (процессом), качеством (эффективностью) функционирования, а также технической (технологической) реализуемостью. На эту особенность указано, в частности, в работах. Данное обстоятельство имеет далеко идущие последствия и именно оно является принципиально важным при выборе методов управления качеством объекта, в том числе и вуза.

Результаты деятельности высших учебных заведений проявляются  в нескольких видах, а именно, в  виде:

- услуг образовательного  характера;

- научно-технической продукции;

- интегрированной продукции  на базе научно-технической продукции  и образовательных услуг;

- учебно-методической продукции.

Хотя в деятельности того или иного вуза, как правило, присутствует весь спектр указанных выше направлений  деятельности, образовательные услуги (образование), безусловно, являются определяющими -- для их оказания вузы, собственно, и создаются.

Это принципиально важно, так как четко определяет главную (целевую) составляющую деятельности любого вуза -- предоставление образовательных  услуг. Так, в работе отмечается: ВлтАжособое  внимание должно уделяться качеству образовательных услуг как одному из важнейших критериев оценки образовательной  деятельностиВ», имеют свои особенности, подробно рассмотренные в работах. Здесь под образовательными услугами понимают Влобъем учебной и научной  информации как суммы знаний общеобразовательного и специального характера и практических навыков, передаваемых личности по определенной программеВ».

Обратим внимание на важную особенность образовательных услуг, а именно: этому виду услуг присущи  те же характеристики, что и любой  услуге как таковой. Таких характеристик  несколько, среди них:

- низкая степень осязаемости.  Действительно, Влневозможно до  момента приобретения в полном  объеме попробовать на вкус, увидеть,  услышать или понюхать всю  ту совокупность знаний и практических  навыков, которые получит гражданин,  приобретая образовательные услугиВ».;

- неотделимость образовательной  услуги от своего источника,  т.е. от Влнаучно-педагогических  кадров вуза, его материально-технической  базы, информационных и финансовых  ресурсов или, другими словами,  совокупного научно-образовательного  потенциала вуза»»;

- с неосязаемостью и  неотделимостью образовательных  услуг связана Влневозможность  их хранения и транспортировки,  рассредоточенность и локальность  образовательных учреждений и  рынка этих услугВ»;

- непостоянство качества. ВлНеодинаковый уровень накопленного  научно-образовательного потенциала  вуза объективно предопределяет  и различный уровень качества  образовательных услуг, поэтому  уровень подготовки студентов  по одной и той же специальности  нередко резко отличается у  разных вузовВ».

Те, кто знакомился когда-либо с общими характеристиками услуг, без  труда увидит в перечисленном  все те отличительные признаки, которые  характерны для любой услуги как  таковой. Вместе с тем образовательные  услуги имеют и свои особенности:

-во-первых, своеобразный  характер образовательной деятельности  затрудняет оценку потребительских  свойств предоставляемых вузом  услуг. У потенциальных заказчиков (потребителей) сегодня имеется лишь  одна и притом косвенная возможность  оценки результатов образовательной  деятельности какой-либо конкретной  высшей школы -- на основе сбора  и анализа мнения тех, кто  уже воспользовался или пользуется  сейчас ее услугами, или на  основе соответствующей рекламы;

-во-вторых, в отличие от  материально-вещественного производства, процессы создания и потребления  услуги соединены: момент создания  профессорско-преподавательским составом  вуза образовательных услуг одновременно  выступает начальным моментом  их потребления обучающимися.

Отдельно следует остановиться и на объектах получения образовательных  услуг. В то время как субъект  оказания образовательных услуг  один -- вуз, объектов получения образовательных  услуг (потребителей) у него может  быть много: выпускники учреждений среднего (полного) образования, начального и  среднего профессионального образования, а также специалисты, индивидуально  заинтересованные в повышении квалификации или в переквалификации.

При оказании образовательной  услуги вуз может взаимодействовать:

-с государством.;

-с отдельными личностями (абитуриентами, слушателями);

-с отдельной личностью  и конкретным предприятием (организацией);

Все указанные особенности  не изменяют главного: основная деятельность вуза -- предоставление услуг в области  высшего образования.

Таким образом, на основе вышесказанного могут быть сделаны следующие  выводы:

- в совокупности элементов,  составляющих систему образования  Республики Казахстан, наиболее  важными с точки зрения обеспечения  высокого качества образования  являются образовательные учреждения, которые сегодня вынуждены действовать  в условиях все более усиливающейся  конкуренции между ними. Особенно  сильно это сказывается на  деятельности высших учебных  заведений.

- образовательная система  вуза относится к категории  функциональных систем и обладает  всеми системными атрибутами;

- предоставление образовательных  услуг -- ключевой вид деятельности  вуза;

- по своему характеру,  несмотря на наличие определенных  особенностей, образовательные услуги  являются типичным видом услуг  и обладают всеми свойствами, присущими услугам как таковым.

Учитывая огромную значимость системы образования, актуальным выглядит вопрос о качестве образовательных  услуг и комплексном подходе  к его управлению.

Качество -- комплексное понятие, характеризующее эффективность  всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация учебного процесса, маркетинг и другие. Важнейшей  составляющей всей системы качества образования является качество (в  широком смысле этого слова) выпускников  вуза. При этом последние должны рассматриваться, с одной стороны, как потребители (информации, которую  они получают в вузе), с другой -- как поставщики собственных знаний и умений работодателю. Под управлением  качеством выпускника будем понимать постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях  на факторы и условия, обеспечивающие формирование будущего специалиста  оптимального качества и полноценное  использование его знаний, умений и навыков.

Качество образования  опирается на три ключевых основания:

-цели и содержание образования;

-уровень профессиональной  компетентности преподавательского  персонала и организации их  деятельности;

-состояние материально-технической  и научно-информационной базы  процесса обучения.

Вопросы что есть качество образования, результаты (продукция) образовательного процесса -- до сих пор вызывают наибольшие дискуссии среди специалистов как  в области образования, так и менеджмент а качества.

Согласно ИСО 9000-2001, качество -- это степень соответствия присущих характеристик требованиям. В терминологии педагогики образовательный процесс  определяется как передача и освоение социально-культурного опыта, а также  формирование способности к его  обогащению.

В 2002 г. Министерство образования  и науки Республики Казахстан  дает определение, согласно которому качество образования рассматривается в  двух аспектах.

-качество результата образовательного  процесса: соответствие уровня знаний  студентов и выпускников требованиям  стандартов;

-характеристики системы  обеспечения этого качества: содержания  образования, уровня подготовки  абитуриентов, преподавательских кадров, информационно-методического обеспечения,  материально-технического обеспечения  качества подготовки, используемых  образовательных технологий, научной  деятельности.

Взаимосвязь всех аспектов качества высшего образования представлена на рисунке

Рисунок - Основные аспекты  качества высшего образования

Также определено, что заинтересованными  сторонами вуза являются: потребители (абитуриенты, студенты, родители, предприятия  и организации), Министерство Образования  и Науки РК, администрации административно-территориальных  единиц, совет ректоров вузов регионов, службы занятости, средства массовой информации, средние учебные и специальные  учебные заведения; работники вуза.

Дискуссионным и многоаспектным является вопрос об управлении качеством  в ВУЗе, поэтому для начала дадим  определение системе менеджмент а качества в вузе как таковой, а затем приведем перечень систем, применяемых в реальной практике.

Под системой менеджмент а качества вуза понимается система менеджмент а для руководства и управления организацией применительно к качеству, т.е. совокупность организационной структуры вуза, документации (внутренних положений, порядков документированных процедур, методических указаний, рабочих инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Говоря о системе менеджмент а качества вуза, необходимо, прежде всего, определить модель, в соответствии с которой она будет строиться. При этом под моделью системы менеджмент а качества понимается совокупность принципов, методов, показателей и требований к различным аспектам и процессам деятельности организации, критериев, определяющих уровень совершенства этих процессов и способов их оценки, которые в совокупности определяют все процессы деятельности организации, направленные на достижение требуемых результатов по качеству.

На данный момент в мире существует 10 наиболее распространенных моделей систем менеджмент а качества в вузах, включая следующие модели:

Информация о работе Разработка механизмов обеспечения качества вуза