Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:42, курсовая работа
Как и в большинстве стран мира система по предоставлению образовательных услуг в Республике Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих составляющих:
-преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
-сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
-органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организацийВ».
1 Научные основы управления качеством
1.1 Методологические подходы к управлению качеством высшего образования
1.2 Качественное образование - как фактор стабильного социально-экономического развития страны
1.3 Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности учебных заведений
2. Анализ и оценка развития системы высшего образования в Казахстане
2.1 Состояние системы высшего образования в РК
2.2 Анализ моделей управления качеством вузовского образования
2.3 Государственный контроль и стимулирование качества профессионального образования
3. Разработка механизмов обеспечения качества вуза
3.1 Социально-экономическая оценка привлекательности вуза
3.2 Система внутреннего обеспечения качества деятельности вуза
Заключение
Содержание
1 Научные основы управления качеством
1.1 Методологические подходы
к управлению качеством
1.2 Качественное образование
- как фактор стабильного
1.3 Зарубежный опыт оценки
эффективности деятельности
2. Анализ и оценка развития системы высшего образования в Казахстане
2.1 Состояние системы высшего образования в РК
2.2 Анализ моделей управления
качеством вузовского
2.3 Государственный контроль
и стимулирование качества
3. Разработка механизмов обеспечения качества вуза
3.1 Социально-экономическая оценка привлекательности вуза
3.2 Система внутреннего
обеспечения качества
Заключение
1. Научные основы управления качеством
1.1 Методологические подходы
к управлению качеством
Как и в большинстве
стран мира система по предоставлению
образовательных услуг в
-преемственных
-сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
-органов управления
Ключевыми в этой совокупности
являются образовательные учреждения,
представляющие собой не только главные
Влисполнительные механизмыВ» системы
образования, но и основную, если так
можно сказать, Влформу существованияВ»
образовательной системы. Ведь качество
и образовательных программ, и
управления образованием проявляется,
в конечном счете, именно через качество
образовательных учреждений. Более
того, сами органы управления образованием
и государственные
Таким образом, определяющим фактором качества системы образования в целом является уровень качества образовательных учреждений, а, точнее, -- уровень качества оказываемых ими образовательных услуг.
Выделяя из всего круга образовательных учреждений именно вузы, хотелось бы с самого начала обратить внимание на два обстоятельства.
Первое особенно характерно
именно для высшей школы и выражается
в том, что деятельность вузов
осуществляется сегодня в условиях
все возрастающей конкуренции. Это
оказывает сегодня чрезвычайно
сильное влияние на стремление вузов
заработать, удержать и повысить свою
известность, т.е., если говорить по-современному,
стать максимально
Второе обстоятельство носит более общий характер. Речь идет о том, что образовательная система любого уровня, в том числе и на уровне отдельно взятого вуза, представляется Влединой функциональной системой оценивания и управления качеством образованияВ», обладающей всеми системными атрибутами -- целью функционирования, структурой, алгоритмом (процессом), качеством (эффективностью) функционирования, а также технической (технологической) реализуемостью. На эту особенность указано, в частности, в работах. Данное обстоятельство имеет далеко идущие последствия и именно оно является принципиально важным при выборе методов управления качеством объекта, в том числе и вуза.
Результаты деятельности высших учебных заведений проявляются в нескольких видах, а именно, в виде:
- услуг образовательного характера;
- научно-технической продукции;
- интегрированной продукции
на базе научно-технической
- учебно-методической продукции.
Хотя в деятельности того или иного вуза, как правило, присутствует весь спектр указанных выше направлений деятельности, образовательные услуги (образование), безусловно, являются определяющими -- для их оказания вузы, собственно, и создаются.
Это принципиально важно,
так как четко определяет главную
(целевую) составляющую деятельности любого
вуза -- предоставление образовательных
услуг. Так, в работе отмечается: ВлтАжособое
внимание должно уделяться качеству
образовательных услуг как
Обратим внимание на важную
особенность образовательных
- низкая степень осязаемости.
Действительно, Влневозможно
- неотделимость образовательной
услуги от своего источника,
т.е. от Влнаучно-
- с неосязаемостью и
неотделимостью
- непостоянство качества.
ВлНеодинаковый уровень
Те, кто знакомился когда-либо с общими характеристиками услуг, без труда увидит в перечисленном все те отличительные признаки, которые характерны для любой услуги как таковой. Вместе с тем образовательные услуги имеют и свои особенности:
-во-первых, своеобразный
характер образовательной
-во-вторых, в отличие от
материально-вещественного
Отдельно следует остановиться и на объектах получения образовательных услуг. В то время как субъект оказания образовательных услуг один -- вуз, объектов получения образовательных услуг (потребителей) у него может быть много: выпускники учреждений среднего (полного) образования, начального и среднего профессионального образования, а также специалисты, индивидуально заинтересованные в повышении квалификации или в переквалификации.
При оказании образовательной услуги вуз может взаимодействовать:
-с государством.;
-с отдельными личностями (абитуриентами, слушателями);
-с отдельной личностью и конкретным предприятием (организацией);
Все указанные особенности не изменяют главного: основная деятельность вуза -- предоставление услуг в области высшего образования.
Таким образом, на основе вышесказанного могут быть сделаны следующие выводы:
- в совокупности элементов,
составляющих систему
- образовательная система
вуза относится к категории
функциональных систем и
- предоставление
- по своему характеру,
несмотря на наличие
Учитывая огромную значимость системы образования, актуальным выглядит вопрос о качестве образовательных услуг и комплексном подходе к его управлению.
Качество -- комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация учебного процесса, маркетинг и другие. Важнейшей составляющей всей системы качества образования является качество (в широком смысле этого слова) выпускников вуза. При этом последние должны рассматриваться, с одной стороны, как потребители (информации, которую они получают в вузе), с другой -- как поставщики собственных знаний и умений работодателю. Под управлением качеством выпускника будем понимать постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие формирование будущего специалиста оптимального качества и полноценное использование его знаний, умений и навыков.
Качество образования опирается на три ключевых основания:
-цели и содержание
-уровень профессиональной
компетентности
-состояние материально-
Вопросы что есть качество образования, результаты (продукция) образовательного процесса -- до сих пор вызывают наибольшие дискуссии среди специалистов как в области образования, так и менеджмент а качества.
Согласно ИСО 9000-2001, качество -- это степень соответствия присущих характеристик требованиям. В терминологии педагогики образовательный процесс определяется как передача и освоение социально-культурного опыта, а также формирование способности к его обогащению.
В 2002 г. Министерство образования и науки Республики Казахстан дает определение, согласно которому качество образования рассматривается в двух аспектах.
-качество результата
-характеристики системы
обеспечения этого качества: содержания
образования, уровня
Взаимосвязь всех аспектов качества
высшего образования
Рисунок - Основные аспекты качества высшего образования
Также определено, что заинтересованными
сторонами вуза являются: потребители
(абитуриенты, студенты, родители, предприятия
и организации), Министерство Образования
и Науки РК, администрации административно-
Дискуссионным и многоаспектным
является вопрос об управлении качеством
в ВУЗе, поэтому для начала дадим
определение системе менеджмент
Под системой менеджмент а качества вуза понимается система менеджмент а для руководства и управления организацией применительно к качеству, т.е. совокупность организационной структуры вуза, документации (внутренних положений, порядков документированных процедур, методических указаний, рабочих инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Говоря о системе менеджмент а качества вуза, необходимо, прежде всего, определить модель, в соответствии с которой она будет строиться. При этом под моделью системы менеджмент а качества понимается совокупность принципов, методов, показателей и требований к различным аспектам и процессам деятельности организации, критериев, определяющих уровень совершенства этих процессов и способов их оценки, которые в совокупности определяют все процессы деятельности организации, направленные на достижение требуемых результатов по качеству.
На данный момент в мире существует 10 наиболее распространенных моделей систем менеджмент а качества в вузах, включая следующие модели:
Информация о работе Разработка механизмов обеспечения качества вуза