Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:42, курсовая работа
Как и в большинстве стран мира система по предоставлению образовательных услуг в Республике Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих составляющих:
-преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
-сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
-органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организацийВ».
1 Научные основы управления качеством
1.1 Методологические подходы к управлению качеством высшего образования
1.2 Качественное образование - как фактор стабильного социально-экономического развития страны
1.3 Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности учебных заведений
2. Анализ и оценка развития системы высшего образования в Казахстане
2.1 Состояние системы высшего образования в РК
2.2 Анализ моделей управления качеством вузовского образования
2.3 Государственный контроль и стимулирование качества профессионального образования
3. Разработка механизмов обеспечения качества вуза
3.1 Социально-экономическая оценка привлекательности вуза
3.2 Система внутреннего обеспечения качества деятельности вуза
Заключение
Анализ зарубежных исследований по внедрению в управление качеством принципов TQM показывает, что успех их реализации определяется не только эффективностьюменеджмент а, но и лидерством в системе высшего менеджмент а организации. С учетом этого G. K. Kangi представил модифицированную модель управления качеством, реализующую четыре принципа TQM: восхищение потребителя,менеджмент , основанный на фактах, менеджмент , сфокусированный на людях, и непрерывное улучшение.
Каждый принцип подразделяется
на концепции, через которые происходит
достижение высоких результатов. Постоянное,
непрерывное улучшение
Модель управления, основанная
на требованиях международных
Условные обозначения:
деятельность, добавляющая ценность
поток информации
Рисунок - Модель системы менеджмент а качества (процессный подход)
В отличие от модели TQM, в этой модели основным инструментарием менеджмент а является документированная система управления, ориентированная на качество. Разрабатывается ВлРуководство по качествуВ» и руководства по управлению всеми процессами системы. Например, ВлУправление документациейВ», ВлУправление персоналомВ», ВлУправление аудиторным фондомВ», ВлУправление материально-техническим обеспечениемВ», ВлУправление информационными ресурсами библиотекиВ», ВлУправление процессом отбора абитуриентовВ» и т.д. Для поддержки и удобства использования этой документации создается информационная модель системы управления качеством, доступ к которой имеют все заинтересованные аудитории. Особенностью моделей на базе ISO является то, что они не предполагают единообразия в структуре менеджмент а качества и единообразия документации, что вносит специфику в вузовские модели системменеджмент а качества (СМК).
Если в вузах России уже наблюдается переход от систем менеджмент а качества на базе стандартов качества ISO к моделям управления качеством на принципах TQM, то в вузах Казахстана системы менеджмент а качества (СМК) только внедряются. В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2005-2010 годы внедрение в вузах СМК определено как одно из направлений развития высшей школы республики;
Процедуры, методы, показатели и критерии оценки качества. Многообразие моделей управления качеством высшего образования, обусловленное подходами к построению и структурированию систем, дополняется и расширяется внутри каждой модели за счет специфики содержания используемых оценочных характеристик. Эта специфика определяется составом и содержанием процедур контроля и оценки качества (самооценка, аудит (внешний и/или внутренний), самоаттестация, различные формы мониторинга и текущей оценки, которые проводятся с определенной периодичностью во времени). Отмечается большое разнообразие и в подходах к выбору методов оценки.
В.Н. Нуждин, Г.Г. Кадамцева, Е.Р. Пантелеев, А.И.Тихонов, с точки зрения концепции многомерного качества, предлагают измерять (а соответственно, и оценивать) уровень качества вуза с помощью системы расчетных формул.
Данная методология внедрена
в системе Тотального менеджмен
Качество вуза предлагается измерять по формуле:
Q(вуз) = (Qэ(упр) + Q(спец) + Q(тов) +
где: Qэ(упр) - эффективность процессов управления качеством образования; Q(спец) - сумма качеств специальностей вуза; Q(тов) - сумма качеств товаров учебного назначения, выпускаемых вузом; Q(наука) - сумма качеств научных работ вуза; Q(проч) - сумма качеств прочих услуг и товаров вуза; Q(соц) - качество социальной системы вуза; Q(тех) - качество технической системы вуза.
Каждый фактор оценки формулы качества вуза, в свою очередь, также определяется по формуле, исходя из факторов, формирующих его качество. Например, качество специальностей (Q(спец)) определяется по формуле:
Q(спец)j = (Q(входа)j + Q(обр.
где: Q(спец)j - качество j-й специальности вуза, Q(входа)j - качество входных данных специальности; Q(обр.процесса)j - качество процессов обучения по j-й специальности; Q(выхода)j - качество результатов обучения по j-й специальности; Q(ресурсов)j - качество ресурсов j-й специальности.
В рамках систем управления
качеством как метод его
Рисунок - Лепестковая диаграмма по уровням совершенства критериев модели СМК вуза
Достоинством лепестковых
диаграмм является, с одной стороны,
простота и наглядность интерпретации
результатов, а с другой - наглядность
тенденций развития (изменений) и
позиции вуза (слабая, сильная) по направлениям
оценки. Лепестковая диаграмма
Наиболее универсальным
и чаще применяемым в практике
оценки качества методом является метод
количественной оценки факторов качества
на соответствие их государственным
или установленным вузом
Метод взвешивания и суммирования (в баллах или, в отдельных случаях, в процентах). Как правило, такой метод оценки используется в рамках моделей премии по качеству. Например, модель премии Правительства Республики Казахстан ВлЗа достижения в области качестваВ», модель отраслевого конкурса Министерства образования России в области качества ВлВнутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистовВ» и при определении рейтинга вузов: зарубежных и отечественных.
И, наконец, в рамках выбранной
структуры модели управления на качество
ее содержания в значительной степени
влияет перечень параметров и критериев
оценки, которые отличаются очень
большим разнообразием. С точки
зрения ситуационного подхода к
управлению, отсутствие единообразия
в выборе показателей и критериев
оценки объективно объясняется различными
уровнями развития вузов и внедрения
систем стратегического управления,
содержанием их образовательной
деятельности, фактическим состоянием
факторов, эту деятельность обеспечивающих,
целями и задачами (текущими и стратегическими)
и многими другими факторами
внутренней среды высших учебных
заведений. Большую роль на выбор
системы показателей и
Интеграция казахстанских
вузов в Болонский процесс, характерным
для которого является подход к качеству
с позиции соответствия целей, требует
от высших учебных заведений Республики
Казахстан четко
2.3 Государственный контроль
и стимулирование качества
Деятельность высших учебных заведений Республики Казахстан осуществляется в соответствии с Законом ВлОб образованииВ» от 7 июня 1999 года №389-1, который впервые в Казахстане провозглашает образование приоритетной сферой государственной политики.
Все основные контролирующие
функции и функции по управлению
высшей школой, включая формирование
политики, определение концептуальных
основ развития и нормативно-правовое
регулирование отношений в
Все эти вопросы получили
свое логическое развитие и в проекте
новой редакции закона об образовании,
основной особенностью которого является
демократизация системы государственного
регулирования и контроля. В системе
трехкомпонентной модели регулирования
качества высшей школы РК лицензирование
и государственная аттестация носят
ведомственный характер. Концепцию
процедуры аккредитации характеризует
относительная децентрализация
функций контроля и оценивания. Концептуальное
видение реформирования процедуры
аккредитации касается и ее содержания:
переход от системы количественных
индикаторов, в том числе, к оценке
на основе миссии и принципах стратегического ме
Несмотря на процессы децентрализации управления высшей школой, регулирование системы высшего образования в республике по-прежнему носит выраженный централизованный характер и охватывает широкий спектр вопросов. В их числе: порядок организации учебного процесса и формирование контингента студентов, определение номенклатуры и содержания подготовки по специальностям и образовательным программам, регулирование доступа высших учебных заведений к ресурсам, в том числе распределение по вузам госзаказа на подготовку специалистов, контроль качества и оценка образовательной деятельности учреждений образования и ряд других.
Анализ процессов
В числе основных позитивных тенденций развития системы высшей школы Казахстана на современном этапе ее реформирования:
- модернизация национальной
системы образования на основе
гармонизации национальных
- переход от модели
Влобразование на всю жизньВ»
к модели Влобразование на
протяжении всей жизниВ».
- в системе образования
Республики Казахстан, на
- диверсифицированы источники
финансирования обучения. Доступ
граждан РК к высшему
- госзаказ на подготовку
является главным инструментом
регулирования соответствия
- существенно расширяется
самостоятельность учебных
Вместе с тем, реформирование
высшего профессионального
Последнее объективно связывается
с лояльностью мер
Информация о работе Разработка механизмов обеспечения качества вуза