Разработка механизмов обеспечения качества вуза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Как и в большинстве стран мира система по предоставлению образовательных услуг в Республике Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих составляющих:
-преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
-сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
-органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организацийВ».

Содержание работы

1 Научные основы управления качеством
1.1 Методологические подходы к управлению качеством высшего образования
1.2 Качественное образование - как фактор стабильного социально-экономического развития страны
1.3 Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности учебных заведений
2. Анализ и оценка развития системы высшего образования в Казахстане
2.1 Состояние системы высшего образования в РК
2.2 Анализ моделей управления качеством вузовского образования
2.3 Государственный контроль и стимулирование качества профессионального образования
3. Разработка механизмов обеспечения качества вуза
3.1 Социально-экономическая оценка привлекательности вуза
3.2 Система внутреннего обеспечения качества деятельности вуза
Заключение

Файлы: 1 файл

referat 1 Pargev.docx

— 152.98 Кб (Скачать файл)

Анализ зарубежных исследований по внедрению в управление качеством  принципов TQM показывает, что успех их реализации определяется не только эффективностьюменеджмент а, но и лидерством в системе высшего менеджмент а организации. С учетом этого G. K. Kangi представил модифицированную модель управления качеством, реализующую четыре принципа TQM: восхищение потребителя,менеджмент , основанный на фактах, менеджмент , сфокусированный на людях, и непрерывное улучшение.

Каждый принцип подразделяется на концепции, через которые происходит достижение высоких результатов. Постоянное, непрерывное улучшение деятельности вуза - главная функция лидерства  при трансформации деятельности учебных заведений к TQM.

Модель управления, основанная на требованиях международных стандартов качества ISO 9000:2000. Данная модель представлена на рисунке 5. Она базируется на восьми основополагающих принципах менеджмент а качества, в том числе процессном подходе и предполагает установление заинтересованных в деятельности вуза лиц, выявление их требований к качеству продукции и создание системы его непрерывного совершенствования.

Условные обозначения:

деятельность, добавляющая  ценность

поток информации

Рисунок - Модель системы менеджмент а качества (процессный подход)

В отличие от модели TQM, в этой модели основным инструментарием менеджмент а является документированная система управления, ориентированная на качество. Разрабатывается ВлРуководство по качествуВ» и руководства по управлению всеми процессами системы. Например, ВлУправление документациейВ», ВлУправление персоналомВ», ВлУправление аудиторным фондомВ», ВлУправление материально-техническим обеспечениемВ», ВлУправление информационными ресурсами библиотекиВ», ВлУправление процессом отбора абитуриентовВ» и т.д. Для поддержки и удобства использования этой документации создается информационная модель системы управления качеством, доступ к которой имеют все заинтересованные аудитории. Особенностью моделей на базе ISO является то, что они не предполагают единообразия в структуре менеджмент а качества и единообразия документации, что вносит специфику в вузовские модели системменеджмент а качества (СМК).

Если в вузах России уже наблюдается переход от систем менеджмент а качества на базе стандартов качества ISO к моделям управления качеством на принципах TQM, то в вузах Казахстана системы менеджмент а качества (СМК) только внедряются. В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2005-2010 годы внедрение в вузах СМК определено как одно из направлений развития высшей школы республики;

Процедуры, методы, показатели и критерии оценки качества. Многообразие моделей управления качеством высшего образования, обусловленное подходами к построению и структурированию систем, дополняется и расширяется внутри каждой модели за счет специфики содержания используемых оценочных характеристик. Эта специфика определяется составом и содержанием процедур контроля и оценки качества (самооценка, аудит (внешний и/или внутренний), самоаттестация, различные формы мониторинга и текущей оценки, которые проводятся с определенной периодичностью во времени). Отмечается большое разнообразие и в подходах к выбору методов оценки.

В.Н. Нуждин, Г.Г. Кадамцева, Е.Р. Пантелеев, А.И.Тихонов, с точки зрения концепции многомерного качества, предлагают измерять (а соответственно, и оценивать) уровень качества вуза с помощью  системы расчетных формул.

Данная методология внедрена в системе Тотального менеджмент а качества Ивановского государственного энергетического университета.

Качество вуза предлагается измерять по формуле:

Q(вуз) = (Qэ(упр) + Q(спец) + Q(тов) + Q(наука) + Q(проч) + Q(соц) + Q(тех))/7, (1)

 

где: Qэ(упр) - эффективность процессов управления качеством образования; Q(спец) - сумма качеств специальностей вуза; Q(тов) - сумма качеств товаров учебного назначения, выпускаемых вузом; Q(наука) - сумма качеств научных работ вуза; Q(проч) - сумма качеств прочих услуг и товаров вуза; Q(соц) - качество социальной системы вуза; Q(тех) - качество технической системы вуза.

Каждый фактор оценки формулы  качества вуза, в свою очередь, также  определяется по формуле, исходя из факторов, формирующих его качество. Например, качество специальностей (Q(спец)) определяется по формуле:

Q(спец)j = (Q(входа)j + Q(обр.процесса)j + Q(выхода)j + Q(ресурсов)j)/4,

где: Q(спец)j - качество j-й специальности вуза, Q(входа)j - качество входных данных специальности; Q(обр.процесса)j - качество процессов обучения по j-й специальности; Q(выхода)j - качество результатов обучения по j-й специальности; Q(ресурсов)j - качество ресурсов j-й специальности.

В рамках систем управления качеством как метод его оценки, достаточно часто используется представленная на рисунке 6 лепестковая диаграмма.

Рисунок - Лепестковая диаграмма  по уровням совершенства критериев  модели СМК вуза

Достоинством лепестковых  диаграмм является, с одной стороны, простота и наглядность интерпретации  результатов, а с другой - наглядность  тенденций развития (изменений) и  позиции вуза (слабая, сильная) по направлениям оценки. Лепестковая диаграмма предусматривает  два уровня оценки: требуемый, нормативный (соответствие государственным стандартам качества) и уровень совершенствования, отражающий фактический рост качества. Лепестковая диаграмма может  строиться как по факторам модели качества вуза в целом, так и по каждому фактору модели, в разрезе  его критериев.

Наиболее универсальным  и чаще применяемым в практике оценки качества методом является метод  количественной оценки факторов качества на соответствие их государственным  или установленным вузом нормативам качества с использованием натуральных  единиц измерения [70,.

Метод взвешивания и суммирования (в баллах или, в отдельных случаях, в процентах). Как правило, такой  метод оценки используется в рамках моделей премии по качеству. Например, модель премии Правительства Республики Казахстан ВлЗа достижения в области  качестваВ», модель отраслевого конкурса Министерства образования России в  области качества ВлВнутривузовские  системы обеспечения качества подготовки специалистовВ» и при определении  рейтинга вузов: зарубежных и отечественных.

И, наконец, в рамках выбранной  структуры модели управления на качество ее содержания в значительной степени  влияет перечень параметров и критериев  оценки, которые отличаются очень  большим разнообразием. С точки  зрения ситуационного подхода к  управлению, отсутствие единообразия в выборе показателей и критериев  оценки объективно объясняется различными уровнями развития вузов и внедрения  систем стратегического управления, содержанием их образовательной  деятельности, фактическим состоянием факторов, эту деятельность обеспечивающих, целями и задачами (текущими и стратегическими) и многими другими факторами  внутренней среды высших учебных  заведений. Большую роль на выбор  системы показателей и критериев  оценки оказывает уровень конкуренции  на рынке образовательных услуг, в рамках которого функционирует  вуз и требования, предъявляемые к качеству в рамках национальной системы его обеспечения. Важным моментом является то, с какой целью разрабатываются критерии оценки, и что с их помощью вуз хочет увидеть по результатам оценки. В одних случаях критерии могут быть ориентированы на оценку на уровне констатации фактов, а в других - оценивать качество в динамике его развития. В первом случае достаточно использовать систему количественных показателей, а во втором случае разрабатывается система количественных и качественных показателей. В первом случае для проверки объективности оценки достаточно провести проверку документации, подтверждающей правдивость оценки, а во втором случае, как правило, исследуется мнение о качестве всех лиц, заинтересованных в образовательных услугах вуза.

Интеграция казахстанских  вузов в Болонский процесс, характерным  для которого является подход к качеству с позиции соответствия целей, требует  от высших учебных заведений Республики Казахстан четко сформулированной миссии, корпоративного видения вуза, наличия стратегии развития и  системы стратегических целей и  задач, без которых управление превратится  в самоцель и игру в моделирование. Системы управления качеством должны быть гибкими, позволяющими оценивать  качество деятельности не только всего  вуза, но и факультетов, специальностей, отдельных образовательных программ. Такая ВлмодульностьВ» позволяет  проводить сертификацию или аккредитацию отдельных структурных единиц вуза, если в целом он еще не готов  к подобной оценке, и использовать полученный опыт совершенствования  систем управления качеством в других его подразделениях.

2.3 Государственный контроль  и стимулирование качества высшего  профессионального образования  Республики Казахстан

Деятельность высших учебных  заведений Республики Казахстан  осуществляется в соответствии с  Законом ВлОб образованииВ» от 7 июня 1999 года №389-1, который впервые  в Казахстане провозглашает образование  приоритетной сферой государственной  политики.

Все основные контролирующие функции и функции по управлению высшей школой, включая формирование политики, определение концептуальных основ развития и нормативно-правовое регулирование отношений в сфере  образования, реализацию механизмов оценки качества подготовки и т.д., являются прерогативой центральных органов  управления образованием. Закон содержит ряд новых концептуальных моментов, направленных на демократизацию системы  образования, в числе которых: демократический  характер управления образованием и  расширение полномочий образовательных  учреждений; принцип стимулирования образованности и развития одаренности; внедрение принципа триязычия; негосударственный  сектор узаконивается как составная  часть единой системы образования; разграничиваются компетенции всех структур образования; вводится трехуровневая  система образования и ряд  др.

Все эти вопросы получили свое логическое развитие и в проекте  новой редакции закона об образовании, основной особенностью которого является демократизация системы государственного регулирования и контроля. В системе  трехкомпонентной модели регулирования  качества высшей школы РК лицензирование и государственная аттестация носят  ведомственный характер. Концепцию  процедуры аккредитации характеризует  относительная децентрализация  функций контроля и оценивания. Концептуальное видение реформирования процедуры  аккредитации касается и ее содержания: переход от системы количественных индикаторов, в том числе, к оценке на основе миссии и принципах стратегического менеджмент а.

Несмотря на процессы децентрализации  управления высшей школой, регулирование  системы высшего образования  в республике по-прежнему носит выраженный централизованный характер и охватывает широкий спектр вопросов. В их числе: порядок организации учебного процесса и формирование контингента студентов, определение номенклатуры и содержания подготовки по специальностям и образовательным  программам, регулирование доступа  высших учебных заведений к ресурсам, в том числе распределение  по вузам госзаказа на подготовку специалистов, контроль качества и  оценка образовательной деятельности учреждений образования и ряд  других.

Анализ процессов реформирования системы образования Республики Казахстан и происходящих в ней  изменений показывает, что главным  позитивным приобретением суверенного  Казахстана является воплощенная в  жизнь политика Влчеловеческого  развитияВ» и сохранение социального  единства казахстанского общества.

В числе основных позитивных тенденций развития системы высшей школы Казахстана на современном  этапе ее реформирования:

- модернизация национальной  системы образования на основе  гармонизации национальных традиций  и мировых тенденций в области  образования;

- переход от модели  Влобразование на всю жизньВ»  к модели Влобразование на  протяжении всей жизниВ». Содержание  высшего профессионального образования  РК характеризуется единством  его элементов и требований, непрерывной  структурой образования с преемственностью  всех ступеней обучения и равенством  доступа к ним, что создает  условия возможности обучения  в течение всей жизни;

- в системе образования  Республики Казахстан, на равных  правах, получил развитие негосударственный  сектор образовательных услуг;

- диверсифицированы источники  финансирования обучения. Доступ  граждан РК к высшему образованию,  в основном, осуществляется через  систему платного образования,  которое на паритетных началах  реализуется вузами всех форм  собственности и ориентировано  на удовлетворение потребностей  и социальных нужд личности;

- госзаказ на подготовку  является главным инструментом  регулирования соответствия предложения  образовательных услуг существующему  в отраслях экономики республики  спросу на специалистов и механизмом  реализации принципа бесплатного  образования для социально незащищенных  слоев населения и населения  с низким уровнем доходов. Через  госзаказ обеспечивается отбор  наиболее одаренной молодежи, создаются  условия для повышения доступности  образования для выпускников  сельских школ;

- существенно расширяется  самостоятельность учебных заведений.

Вместе с тем, реформирование высшего профессионального образования  вызвало к жизни ряд проблем, которые не потеряли своей актуальности и сегодня. Наиболее значимыми из них являются: несовершенство нормативно-правовой базы регулирования динамичных преобразований в системе высшей школы РК, дисбаланс  видовой, отраслевой и территориальной  структуры спроса и предложения  кадров с высшим образованием и снижение, в целом по республике, уровня качества подготовки кадров высшей квалификации.

Последнее объективно связывается  с лояльностью мер государственного регулирования деятельности частных  вузов, недостаточностью средств финансирования развития материально-технической  базы государственных учреждений образования, ориентированностью образования на получение диплома и, как следствие, неразвитостью форм социального  партнерства на всех уровнях управления качеством образования.

Информация о работе Разработка механизмов обеспечения качества вуза