Разработка механизмов обеспечения качества вуза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Как и в большинстве стран мира система по предоставлению образовательных услуг в Республике Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих составляющих:
-преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
-сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
-органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организацийВ».

Содержание работы

1 Научные основы управления качеством
1.1 Методологические подходы к управлению качеством высшего образования
1.2 Качественное образование - как фактор стабильного социально-экономического развития страны
1.3 Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности учебных заведений
2. Анализ и оценка развития системы высшего образования в Казахстане
2.1 Состояние системы высшего образования в РК
2.2 Анализ моделей управления качеством вузовского образования
2.3 Государственный контроль и стимулирование качества профессионального образования
3. Разработка механизмов обеспечения качества вуза
3.1 Социально-экономическая оценка привлекательности вуза
3.2 Система внутреннего обеспечения качества деятельности вуза
Заключение

Файлы: 1 файл

referat 1 Pargev.docx

— 152.98 Кб (Скачать файл)

Становление в республике рыночных отношений находит свое отражение и в системе высшего  образования: формируется негосударственный  сектор образования, получают развитие альтернативные формы обучения, растет число частных вузов, увеличивается  количество обучающихся в них  студентов, в том числе на платной  основе. Уже в 1994 году в республике функционировало 89 высших учебных заведений (в 1991 году - 55). В 1996 году их число возросло в 1,6 раза и составило 111 единиц. С 1996 по 2004 год темпы роста количества вузов в среднем по годам составляют 10-20%, максимальный рост численности  вузов приходится на 2001 год - 185 и  в дальнейшем он сокращается до 181 - в 2004 году. Динамика численности вузов  Республики Казахстан представлена на рисунке.

Несмотря на рост численности  вузов РК и расширение доступности  высшего образования, что проявляется  в росте контингента студентов, говорить о равном доступе к образованию, по словам госпожи Шоджи (представитель  программы человеческого развития ООН в РК), для Казахстана еще  рано. По мировым стандартам не менее 30% взрослого населения должны иметь  высшее образование. Казахстан такого уровня обеспечить не может. Сказывается (в том числе) неравномерность  распределения высших заведений  по регионам.

Рисунок - Динамика численности  вузов Республики Казахстан

Центром вузовской подготовки можно считать г. Алматы, в котором  сосредоточена третья часть всех вузов республики (39%), контингент которых  составляет свыше 20% всего контингента  студентов казахстанских вузов. В двух регионах республики (Карагандинская и Южно-Казахстанская область) сосредоточено 18,9% вузов РК, 6 регионов из 14 имеют от 6 до 9 вузов, что в сумме составляет 23,3% численности всех вузов, 6 регионов РК имеют от 3 до 5 вузов(13,3%). Динамично растет число вузов в городе Астане (5,6%).

Неравномерность распределения  вузов по регионам, а соответственно высокая концентрация специалистов с высшим образованием в одних  регионах и низкая - в других, не может  не вызывать диспропорции на региональных рынках труда.

Статистика показывает, что  рост вузов РК более чем в 3 раза в период с 1991 по 2005 год обусловлен, в основном, увеличением в системе  высшего образования республики численности негосударственных  вузов, что объясняется развитием  рынка образовательных услуг  и становлением его негосударственного сектора. Если в 1994/1995 учебном году число  негосударственных вузов в республике составляло 32 единицы (31,7% в общей  численности), то уже в 1997/1998 учебном  году на их долю приходилось 53,4% всех действующих  высших учебных заведений (71 из 133), в 2003/2004 - 74,4% (134 из 180) и в 2004/2005 учебном  году - 71,8% (130 из 181). Одной из актуальных проблем подготовки специалистов в  период бурного роста высших учебных  заведений становится проблема качества образования.

В целях повышения качества подготовки специалистов в республике, особенно в последние годы, проводится ряд мер по ужесточению требований к качеству образования в части  его контроля и оценки. С 2003/2004 учебного года МОН РК запретило прием в  вузы абитуриентов, набравших по итогам тестирования ниже 40 баллов (40 баллов - минимальный пороговый уровень  для поступающих в вузы, соответствующий  оценке ВлудовлетворительноВ»). Закрываются  вузы, деятельность которых не соответствует  условиям лицензирования. По данным статистической отчетности, в 2002/2003 учебном году в  республике функционировало на 8 вузов  меньше, чем в 2001/2002 учебном году. С начала 2002 года, после прохождения  аттестации, было закрыто 10 вузов, 30 филиалов университетов, отозвано более 100 лицензий. В 2004/2005 учебном году по результатам  государственной аттестации в 23 вузах  отозваны лицензии по 83 специальностям высшего и послевузовского профессионального  образования и приостановлено на различные сроки действие лицензий 22 вузов по 106 специальностям [138, с.23]. Закрываются 4 негосударственных вуза, но одновременно открываются 5 государственных  педагогических вузов. Однако в целом  статистика показывает, что в составе  учреждений высшего образования  Республики Казахстан сегодня доминируют негосударственные вузы, удельный вес  которых в общей их численности  составляет 71,8%.

Увеличение количества высших учебных заведений привело к  росту общей численности студентов  Республики Казахстан. Наблюдаемое  в начале 90-х годов сокращение числа студентов высших учебных  заведений в 1996 году сменилось тенденцией устойчивого роста. В результате, общее число студентов вузов  республики с 1996/1997 по 2004/2005 учебный  год увеличилось с 280,8 до 747,1 тысячи человек, то есть возросло в 2,7 раза. В  том числе в государственных  вузах - с 255,8 до 400,0 тысячи человек (в 1,6 раза) и в негосударственных вузах - в 13,9 раза (с 25 до 347,1 тысячи человек).

В структуре численности  студентов вузов РК, о чем свидетельствует  статистика представленная на рисунке 11, удельный вес контингента студентов  негосударственных вузов по годам  стабильно растет: с 8,9% в 1996/1997 до 46,5% в 2004/2005 учебном году, одновременно наблюдается наметившаяся тенденция  сокращения в совокупном контингенте  обучающихся удельного веса численности  студентов государственных вузов.

Рисунок - Структура контингента  студентов вузов Республики Казахстан

 

Однако наполняемость  негосударственных вузов по состоянию  на 2004/2005 учебный год составляет в среднем 3,0 тысячи человек, в то время как в государственных  вузах она свыше 7,8 тысячи человек.

В республике формируется  многоуровневая структура высшего  образования, направленная на повышение  гибкости и обеспечение его многоступенчатости по вертикали и альтернативности по горизонтали. Создаются условия  получения образования по дневной, заочной, вечерней и дистанционной  форме обучения.

В 2004/2005 учебном году число  абитуриентов, сдавших ЕНТ и комплексное  тестирование с проходным баллом свыше 40, составило 235500 человек. Даже при  условии, что все они станут студентами дневной формы обучения, удельный вес данной категории обучающихся  в общей численности студентов  этого года (747100 человек) максимально  составит 65%. То есть тенденция роста  контингента студентов заочной  формы обучения остается достаточно стабильной. Это объясняется рядом  общеизвестных причин, в числе  которых: лояльные условия поступления  в вузы на заочную форму обучения, низкая стоимость обучения (по сравнению  с обучением на дневной форме), менее жесткие требования по контролю и оценке знаний, возможность без  отрыва совмещать работу и обучение в вузе.

Таблица - Контингент студентов  вузов РК по формам подготовки

 

Наименование

показателей

Учебный год

 
 

1998/1999

1999/2000

2000/2001

2001/2002

2002/2003

2003/2004

2004/2005

 

Число ВУЗов

144

163

170

185

177

180

181

 

Контингент

студентов,

всего

тыс. чел / %

всего, тыс. чел / %

318,8/100

365,4/100

440,7/100

514,7/100

597,5/100

628,0/100

747,1/100

 

В том числе по формам

подготовки:

- дневная

204,8/64,2

226,2/61,9

254,6/57,8

288,2/56

300,3/50,3

312,0/49,7

Информация

отсутствует

 

- вечерняя

2,6 /0,9

2,8/0,9

2,0/0,4

1,9/0,4

1,8/0,3

2,0/0,3

   

- заочная

111,4/34,9

136,4/37,2

184,1/41,8

224,6/43,6

295,4/49,4

314,0/50

   
                 

В системе высшего образования  Казахстана прочно укрепился принцип  двухканального финансирования затрат на обучение: за счет средств республиканского бюджета и за счет средств населения, что можно рассматривать как  одно из направлений расширения его  доступности и демократизации. При  этом формируется очевидная тенденция  роста численности студентов, оплачивающих обучение за счет собственных средств  и сокращение числа студентов, обучающихся  за счет средств республиканского бюджета. Статистика свидетельствует, что в  структуре контингента удельный вес студентов всех курсов платной  формы обучения в 2003/2004 учебном году составил 90% (45% и 45%, соответственно, в  государственных и негосударственных  вузах) и в 2004/2005 учебном году - 86% (40% в государственных и 46% в негосударственных  вузах). Дать этому процессу однозначную  оценку не представляется возможным, так  как он носит достаточно противоречивый характер.

Как негативный момент следует  отметить, что рост численности студентов  платной формы обучения наблюдается  на фоне неуклонного снижения удельного  веса студентов, обучающихся за счет средств республиканского бюджета. Несмотря на увеличение госзаказа в 2004/2005 учебном году на 5500 единиц (в  их числе 80% - педагогические специальности), наблюдается уменьшение доли внутреннего  валового продукта (ВВП) страны, расходуемого на высшее образование, в то время  как расходы населения на приобретение высшего образования увеличиваются. С 1997 по 2001 год расходы на финансирование высшего образования в ВВП  республики сократились с 4,7 до 3,3. В  последние годы эта цифра в  Казахстане составляет порядка 3,5%. Несмотря на то, что в тенговом эквиваленте  это стабильный и заметный рост объема выделяемых средств (15506 млн. тенге в 2004 году по сравнению с 9344 млн. тенге  в 2001 году), в целом для успешного  развития сферы образования необходимо, чтобы объем финансирования был  не менее 6% от общего объема ВВП государства. В Республике Казахстан в ближайшие  три года (к 2010 году) расходы на образование  в структуре ВВП планируется  увеличить до 4,1%.

Как позитивный процесс следует  рассматривать предоставление в  Республике Казахстан вузам всех форм собственности равных прав на ведение образовательной деятельности и создание условий развития конкурентного  рынка образовательных услуг.

Статистика показывает, что  в Казахстане, как и во многих других странах, происходит перенасыщение  рынка труда специалистами с  высшим образованием при недостатке специалистов со средним специальным  образованием и существующей потребностью в рабочих профессиях.

Обеспечение отраслей экономики  квалифицированными кадрами является одной из основных задач учреждений образования. В этих целях в Республике Казахстан ежегодно уточняется Государственный  образовательный заказ по формированию студенческого контингента в  разрезе специальностей. До 2005/2006 учебного года госзаказ формировался через предоставление государственных образовательных  грантов и государственных образовательных  кредитов и с 2005/2006 учебного года - только по государственным грантам.

Следует отметить, что динамика приема по годам выше динамики тестирующихся, что говорит о росте востребованности высшего образования не только среди  выпускников школ, но и среди специалистов, уже имеющих среднее профессиональное и высшее образование.

Согласно Постановлению  Правительства Республики Казахстан  № 317 от 13 марта 2004 года ВлО введении единого национального тестированияВ» в 2004 году впервые при тестировании было совмещена итоговая государственная аттестация выпускников организаций среднего общего образования и приемных экзаменов в средние профессиональные и высшие профессиональные учебные заведения.

Поскольку в ЕНТ принимали  участие только выпускники, намеревавшиеся продолжить обучение в средних профессиональных и высших учебных заведениях, доля участия выпускников по регионам РК была неодинаковой.

Начиная с 2002 года при формировании контингента студентов государством большее внимание акцентируется  на технические, сельскохозяйственные и педагогические специальности. На этих направлениях подготовки госзаказ увеличивается. Одновременно сокращается  госзаказ на экономические и юридические  специальности.

В республике, в последние  годы, особое внимание уделяется проблемам  качества подготовки специалистов. Действия государства в решении этой проблемы носят двунаправленный характер.

Ужесточаются правила  приема в вузы: вводится единое национальное тестирование, минимальный пороговый  проходной балл для зачисления в  вузы, а с 2003 года обязательный промежуточный  государственный контроль знаний (ПГК). ПГК является промежуточной оценкой  знаний студентов и соответственно, качества подготовки специалистов по вузам республики. По результатам  ПГК в прессе публикуется рейтинг  казахстанских вузов. Население  республики впервые информируется  о качестве образовательной деятельности высших учебных заведений.

Несмотря на то, что по уровню развития человеческого потенциала Казахстан в 2005 году в рейтинге ООН  опустился на 2 пункта (с 78 на 80 место), при презентации национального  отчета о человеческом развитии представителем программы развития ООН в Казахстане госпожой Шоджи было отмечено, что  в Казахстане наблюдаются положительные  перемены в области образования. Казахстанская система совершенствуется с учетом евростандартов.

Как положительный момент следует отметить существующую в  системе ВПО РК очевидную тенденцию  постоянного роста заработной платы  профессорско-преподавательского состава  вузов, одного из главных ресурсов системы  образования и фактора качества подготовки молодых специалистов.

В целом по состоянию на 2004/2005 учебный год численность  преподавателей высших учебных заведений  по республике составляла 42300 человек, в том числе работающих по совместительству (на 0,5 или 0,25 ставки) 8000 человек и  персонал, зачисленный на условиях штатных совместителей - 8100 человек. По сравнению с 2003/2004 учебным годом  численность штатных преподавателей вузов РК снизилась на 3% (в Кырзызстане - увеличилась на 15%, России, Азербайджане, Армении, Таджикистане - на 4-8%. В Грузии снизилась на 22%, Украине - на 2%). В  вузах республики каждый седьмой - восьмой  преподаватель является совместителем (Россия, Молдова, Кыргызстан - каждый четвертый  преподаватель).

Информация о работе Разработка механизмов обеспечения качества вуза