Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:42, курсовая работа
Как и в большинстве стран мира система по предоставлению образовательных услуг в Республике Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих составляющих:
-преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
-сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
-органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организацийВ».
1 Научные основы управления качеством
1.1 Методологические подходы к управлению качеством высшего образования
1.2 Качественное образование - как фактор стабильного социально-экономического развития страны
1.3 Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности учебных заведений
2. Анализ и оценка развития системы высшего образования в Казахстане
2.1 Состояние системы высшего образования в РК
2.2 Анализ моделей управления качеством вузовского образования
2.3 Государственный контроль и стимулирование качества профессионального образования
3. Разработка механизмов обеспечения качества вуза
3.1 Социально-экономическая оценка привлекательности вуза
3.2 Система внутреннего обеспечения качества деятельности вуза
Заключение
Становление в республике рыночных отношений находит свое отражение и в системе высшего образования: формируется негосударственный сектор образования, получают развитие альтернативные формы обучения, растет число частных вузов, увеличивается количество обучающихся в них студентов, в том числе на платной основе. Уже в 1994 году в республике функционировало 89 высших учебных заведений (в 1991 году - 55). В 1996 году их число возросло в 1,6 раза и составило 111 единиц. С 1996 по 2004 год темпы роста количества вузов в среднем по годам составляют 10-20%, максимальный рост численности вузов приходится на 2001 год - 185 и в дальнейшем он сокращается до 181 - в 2004 году. Динамика численности вузов Республики Казахстан представлена на рисунке.
Несмотря на рост численности
вузов РК и расширение доступности
высшего образования, что проявляется
в росте контингента студентов,
говорить о равном доступе к образованию,
по словам госпожи Шоджи (представитель
программы человеческого
Рисунок - Динамика численности вузов Республики Казахстан
Центром вузовской подготовки можно считать г. Алматы, в котором сосредоточена третья часть всех вузов республики (39%), контингент которых составляет свыше 20% всего контингента студентов казахстанских вузов. В двух регионах республики (Карагандинская и Южно-Казахстанская область) сосредоточено 18,9% вузов РК, 6 регионов из 14 имеют от 6 до 9 вузов, что в сумме составляет 23,3% численности всех вузов, 6 регионов РК имеют от 3 до 5 вузов(13,3%). Динамично растет число вузов в городе Астане (5,6%).
Неравномерность распределения вузов по регионам, а соответственно высокая концентрация специалистов с высшим образованием в одних регионах и низкая - в других, не может не вызывать диспропорции на региональных рынках труда.
Статистика показывает, что
рост вузов РК более чем в 3 раза
в период с 1991 по 2005 год обусловлен,
в основном, увеличением в системе
высшего образования республики
численности негосударственных
вузов, что объясняется развитием
рынка образовательных услуг
и становлением его негосударственного
сектора. Если в 1994/1995 учебном году число
негосударственных вузов в
В целях повышения качества
подготовки специалистов в республике,
особенно в последние годы, проводится
ряд мер по ужесточению требований
к качеству образования в части
его контроля и оценки. С 2003/2004 учебного
года МОН РК запретило прием в
вузы абитуриентов, набравших по итогам
тестирования ниже 40 баллов (40 баллов -
минимальный пороговый уровень
для поступающих в вузы, соответствующий
оценке ВлудовлетворительноВ»). Закрываются
вузы, деятельность которых не соответствует
условиям лицензирования. По данным статистической
отчетности, в 2002/2003 учебном году в
республике функционировало на 8 вузов
меньше, чем в 2001/2002 учебном году.
С начала 2002 года, после прохождения
аттестации, было закрыто 10 вузов, 30 филиалов
университетов, отозвано более 100 лицензий.
В 2004/2005 учебном году по результатам
государственной аттестации в 23 вузах
отозваны лицензии по 83 специальностям
высшего и послевузовского
Увеличение количества высших
учебных заведений привело к
росту общей численности
В структуре численности
студентов вузов РК, о чем свидетельствует
статистика представленная на рисунке
11, удельный вес контингента студентов
негосударственных вузов по годам
стабильно растет: с 8,9% в 1996/1997 до 46,5%
в 2004/2005 учебном году, одновременно
наблюдается наметившаяся тенденция
сокращения в совокупном контингенте
обучающихся удельного веса численности
студентов государственных
Рисунок - Структура контингента студентов вузов Республики Казахстан
Однако наполняемость негосударственных вузов по состоянию на 2004/2005 учебный год составляет в среднем 3,0 тысячи человек, в то время как в государственных вузах она свыше 7,8 тысячи человек.
В республике формируется
многоуровневая структура высшего
образования, направленная на повышение
гибкости и обеспечение его
В 2004/2005 учебном году число абитуриентов, сдавших ЕНТ и комплексное тестирование с проходным баллом свыше 40, составило 235500 человек. Даже при условии, что все они станут студентами дневной формы обучения, удельный вес данной категории обучающихся в общей численности студентов этого года (747100 человек) максимально составит 65%. То есть тенденция роста контингента студентов заочной формы обучения остается достаточно стабильной. Это объясняется рядом общеизвестных причин, в числе которых: лояльные условия поступления в вузы на заочную форму обучения, низкая стоимость обучения (по сравнению с обучением на дневной форме), менее жесткие требования по контролю и оценке знаний, возможность без отрыва совмещать работу и обучение в вузе.
Таблица - Контингент студентов вузов РК по формам подготовки
Наименование показателей |
Учебный год |
|||||||
1998/1999 |
1999/2000 |
2000/2001 |
2001/2002 |
2002/2003 |
2003/2004 |
2004/2005 |
||
Число ВУЗов |
144 |
163 |
170 |
185 |
177 |
180 |
181 |
|
Контингент студентов, всего тыс. чел / % всего, тыс. чел / % |
318,8/100 |
365,4/100 |
440,7/100 |
514,7/100 |
597,5/100 |
628,0/100 |
747,1/100 |
|
В том числе по формам подготовки: - дневная |
204,8/64,2 |
226,2/61,9 |
254,6/57,8 |
288,2/56 |
300,3/50,3 |
312,0/49,7 |
Информация отсутствует |
|
- вечерняя |
2,6 /0,9 |
2,8/0,9 |
2,0/0,4 |
1,9/0,4 |
1,8/0,3 |
2,0/0,3 |
||
- заочная |
111,4/34,9 |
136,4/37,2 |
184,1/41,8 |
224,6/43,6 |
295,4/49,4 |
314,0/50 |
||
В системе высшего образования
Казахстана прочно укрепился принцип
двухканального финансирования затрат
на обучение: за счет средств республиканского
бюджета и за счет средств населения,
что можно рассматривать как
одно из направлений расширения его
доступности и демократизации. При
этом формируется очевидная
Как негативный момент следует
отметить, что рост численности студентов
платной формы обучения наблюдается
на фоне неуклонного снижения удельного
веса студентов, обучающихся за счет
средств республиканского бюджета.
Несмотря на увеличение госзаказа в
2004/2005 учебном году на 5500 единиц (в
их числе 80% - педагогические специальности),
наблюдается уменьшение доли внутреннего
валового продукта (ВВП) страны, расходуемого
на высшее образование, в то время
как расходы населения на приобретение
высшего образования
Как позитивный процесс следует
рассматривать предоставление в
Республике Казахстан вузам всех
форм собственности равных прав на
ведение образовательной
Статистика показывает, что в Казахстане, как и во многих других странах, происходит перенасыщение рынка труда специалистами с высшим образованием при недостатке специалистов со средним специальным образованием и существующей потребностью в рабочих профессиях.
Обеспечение отраслей экономики
квалифицированными кадрами является
одной из основных задач учреждений
образования. В этих целях в Республике
Казахстан ежегодно уточняется Государственный
образовательный заказ по формированию
студенческого контингента в
разрезе специальностей. До 2005/2006 учебного
года госзаказ формировался через предоставление
государственных
Следует отметить, что динамика
приема по годам выше динамики тестирующихся,
что говорит о росте
Согласно Постановлению
Правительства Республики Казахстан
№ 317 от 13 марта 2004 года ВлО введении
единого национального
Поскольку в ЕНТ принимали участие только выпускники, намеревавшиеся продолжить обучение в средних профессиональных и высших учебных заведениях, доля участия выпускников по регионам РК была неодинаковой.
Начиная с 2002 года при формировании
контингента студентов
В республике, в последние
годы, особое внимание уделяется проблемам
качества подготовки специалистов. Действия
государства в решении этой проблемы
носят двунаправленный
Ужесточаются правила приема в вузы: вводится единое национальное тестирование, минимальный пороговый проходной балл для зачисления в вузы, а с 2003 года обязательный промежуточный государственный контроль знаний (ПГК). ПГК является промежуточной оценкой знаний студентов и соответственно, качества подготовки специалистов по вузам республики. По результатам ПГК в прессе публикуется рейтинг казахстанских вузов. Население республики впервые информируется о качестве образовательной деятельности высших учебных заведений.
Несмотря на то, что по
уровню развития человеческого потенциала
Казахстан в 2005 году в рейтинге ООН
опустился на 2 пункта (с 78 на 80 место),
при презентации национального
отчета о человеческом развитии представителем
программы развития ООН в Казахстане
госпожой Шоджи было отмечено, что
в Казахстане наблюдаются положительные
перемены в области образования.
Казахстанская система
Как положительный момент
следует отметить существующую в
системе ВПО РК очевидную тенденцию
постоянного роста заработной платы
профессорско-
В целом по состоянию на
2004/2005 учебный год численность
преподавателей высших учебных заведений
по республике составляла 42300 человек,
в том числе работающих по совместительству
(на 0,5 или 0,25 ставки) 8000 человек и
персонал, зачисленный на условиях
штатных совместителей - 8100 человек.
По сравнению с 2003/2004 учебным годом
численность штатных
Информация о работе Разработка механизмов обеспечения качества вуза