Разработка механизмов обеспечения качества вуза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Как и в большинстве стран мира система по предоставлению образовательных услуг в Республике Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих составляющих:
-преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
-сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
-органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организацийВ».

Содержание работы

1 Научные основы управления качеством
1.1 Методологические подходы к управлению качеством высшего образования
1.2 Качественное образование - как фактор стабильного социально-экономического развития страны
1.3 Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности учебных заведений
2. Анализ и оценка развития системы высшего образования в Казахстане
2.1 Состояние системы высшего образования в РК
2.2 Анализ моделей управления качеством вузовского образования
2.3 Государственный контроль и стимулирование качества профессионального образования
3. Разработка механизмов обеспечения качества вуза
3.1 Социально-экономическая оценка привлекательности вуза
3.2 Система внутреннего обеспечения качества деятельности вуза
Заключение

Файлы: 1 файл

referat 1 Pargev.docx

— 152.98 Кб (Скачать файл)

Наряду с государственными механизмами оценки качества вузовской  деятельности в республике уже есть первый опыт проведения независимой  общественной аккредитации, в основу которой легли критерии качества Европейской Системы Улучшения  Качества Образования (EQUIS).

Промежуточный государственный  контроль знаний студентов в Республике Казахстан введен с 2004 года. Проведение ПГК направлено на то, чтобы не допустить  выпуск вузами слабо подготовленных специалистов [165]. Пороговый уровень  ПГК в 2004 году МОН РК установлен на уровне 38 баллов, в 2005 году - 40 баллов, то есть сначала ниже, а затем на уровне проходного балла (порогового уровня) зачисления в вузы. Таким образом, как стандарт качества промежуточных  знаний, на который должны ориентироваться  высшие учебные заведения, предлагается минимально допустимый их уровень, что  изначально лишает смысла цель проведения данной процедуры. Об этом свидетельствуют  и результаты ПГК, которые в среднем  по республике, по отдельным группам  специальностей на порядок выше уровня, установленного МОН РК. С другой стороны, результаты ПГК обществом  воспринимаются как своеобразный индикатор  качества деятельности вузов, что заставляет высшие учебные заведения относиться к данной проблеме более серьезно.

Система государственного регулирования, контроля и оценки качества высшего  профессионального образования  динамично совершенствуется как  с точки зрения состава элементов  ее инфраструктуры, так и с точки  зрения состава и содержания ее механизмов, инструментов и процедур.

В контексте задач Государственной  программы развития образования  Республики Казахстан до 2010 года основными  направлениями обеспечения качества образования определены:

- внедрение процедур внутренней  и внешней оценки качества  образования. Наряду с лицензированием,  аттестацией и аккредитацией  в системе внешнего оценивания  предусматривается процедура ранжирования  и прямые мониторинговые исследования;

- совершенствование средств  и инструментов стандартизированной  оценки для определения уровня  учебных достижений обучающихся;

- развитие инфраструктуры  национальной системы оценки  качества образования, создание  организационных структур, осуществляющих  мониторинг состояния системы  образования, аккредитацию вузов  и образовательных программ, внешнюю  оценку учебных достижений обучающихся,  организационно-методическое обеспечение  проведения независимой оценки  профессиональной подготовленности, подтверждение и присвоение квалификаций  и др.

Процесс интеграции РК в мировое  образовательное пространство обусловил  тенденцию пересмотра и совершенствования  механизма процедуры государственной  аккредитации. В 2006 году в рекомендациях  по проведению государственной аккредитации вузов РК делаются первые шаги по ее адаптации к процедуре международной  аккредитации: состав факторов значительно  видоизменяется и включает в себя по 13 группам показателей не только количественные, но и качественные параметры оценки вузовской деятельности. В отличие от процедуры государственной  аккредитации 2001 года она по своему содержанию призвана решить двуединую  задачу: стать инструментом признания  и оценивания качества вузовской  деятельности и механизмом его постоянного  совершенствования и повышения.

В этой связи, формирование эффективной  национальной модели регулирования  качества деятельности вузов РК предполагает решение ряда вопросов, в числе  которых: определение роли процедуры  лицензирования, государственной аттестации и аккредитации в системе государственного регулирования качества высшей школы, с одной стороны, и исключение дублирования их функций, целей и  содержания, с другой; характер и  статус процедуры аккредитации вузов  РК, определение роли государства  в ее реализации; принципы построения и содержание процедуры аккредитации.

Подходами к решению этих проблем будет определяться логическая целостность и согласованность  элементов национальной системы  оценки и контроля качества, а соответственно - эффективность обеспечения и  регулирования качества образовательной  деятельности вузов РК.

 

3. Разработка механизмов  обеспечения качества вуза

3.1 Социально-экономическая  оценка привлекательности вуза

При рассмотрении проблемы социально-экономической  оценки привлекательности вуза в  исследовании учитывались следующие  положения:

а) объектом оценки является привлекательность вуза - интегральный показатель совокупности внешних и  внутренних факторов, ее обеспечивающих, основообразующим среди которых  является качество вузовской деятельности;

б) понятие Влсоциально-экономическая  оценкаВ» подчеркивает ее направленность на учет мнения всех заинтересованных в ней лиц и инвариантность форм и технологий оценки;

в) социально-экономическая  оценка как любой вид оценивания предполагает существование определенной процедуры, показателей и критериев  оценки.

С учетом изложенного выше и анализа зарубежного и отечественного опыта проведения социально-экономической  оценки привлекательности высшего  учебного заведения необходимо:

- определить (конкретизировать) перечень заинтересованных в  данном виде оценки лиц, цель  ее проведения и роль в системе  обеспечения качества образования;

- выявить и описать  существующие формальные и неформальные  механизмы и процедуры социально-экономической  оценки привлекательности вузов;

- описать подходы к  определению состава и содержания  показателей и критериев ВлпривлекательностиВ»  вуза в контексте ее социально-экономической  оценки.

Социально-экономическая  оценка привлекательности вуза, прежде всего, требует конкретизации той  категории лиц, которые по определенным причинам заинтересованы как в ее проведении, так и в ее результатах. В данном контексте, всю совокупность заинтересованных лиц, представленных в исследовании на рисунке можно  разбить на две группы, которые  в системе социально-экономической  оценки привлекательности высших учебных  заведений отличаются своими целевыми установками и ожиданиями, что  в итоге находит отражение  в составе целей и функций  проведения данной процедуры.

Первая группа может быть представлена государством и обществом, основной задачей которых в системе  оценки деятельности вузов, и в том  числе оценке социально-экономической  привлекательности, является контроль качества, обеспечение его повышения  и информирование общественности об уровне качества деятельности высших учебных заведений в рамках национального  и международного рынка образовательных  услуг.

Основными механизмами обеспечения  решения данных задач в Республике Казахстан являются государственная  аттестация, государственная аккредитация и определение рейтинга вузов. В  инициативном порядке вузами РК может  проводиться независимая аккредитация.

Рисунок - Субъекты социально-экономической  оценки привлекательности высшего  учебного заведения

К числу аналогичных механизмов за рубежом, наряду с оценкой и  ранжированием вузов, относятся  независимая общественная аккредитация, аккредитация, проводимая профессиональными  ассоциациями, и внешний аудит  деятельности вузов.

Как неформальная процедура  оценки социально-экономической привлекательности  вузов обществом может рассматриваться  опубликование результатов исследования общественного мнения по различным  аспектам данной проблемы международными фондами и общественными организациями, национальными независимыми общественными  фондами, организациями и ассоциациями.

Ко второй группе лиц, заинтересованных в социально-экономической оценке деятельности вузов РК, относятся  работодатели, абитуриенты - потенциальные  потребители образовательных услуг (отдельно взятая личность, и в их числе родители абитуриентов), студенты вузов и непосредственно сам  вуз. С учетом существующих в рамках национальной системы образования  и республике в целом процедур оценки социально-экономической привлекательности  вузов основные ожидания и целевые  установки данной категории лиц  заключаются в получении наиболее полной и объективной информации о качестве вузовской деятельности.

Работодателям эта информация позволяет судить о качестве подготовки выпускников - потенциальных работников. Абитуриентам и их родителям - ориентироваться  в предложении образовательных  услуг и более объективно делать свой выбор в пользу того или иного  вуза, а высшему учебному заведению - владеть информацией о своем  положении и уровне конкурентоспособности  на национальном рынке образовательных  услуг.

Понятие ВлпривлекательностьВ» - категория в большей степени  качественная, чем количественная. Ее формирующими и составляющими  факторами являются: общественное мнение, имидж и репутация вуза, официальная  информация о качестве образовательной  деятельности вуза по итогам аттестации, аккредитации и определения рейтинга высших учебных заведений.

Механизм формирования социально - экономической привлекательности  вуза представлен на рисунке.

Он носит двухаспектный  характер: формальный и неформальный

Рисунок - Механизм формирования привлекательности вуза

С одной стороны (неформальной), привлекательность вуза следует  рассматривать как некий образ (общественное мнение, слухи), который  создается потребителями его  услуг и другими, имеющие отношение  к образованию контактными аудиториями. В их числе: студенты и преподаватели  вуза, родители, работодатели, конкуренты. Несмотря на свою субъективность, этот вид оценки привлекательности вуза очень сильно влияет на его имидж  и репутацию, а соответственно, и  конкурентоспособность высшего  учебного заведения. Это влияние  тем сильнее, чем менее развиты  официальные механизмы оценивания и информирования общественности о  качестве вузовской деятельности.

Для того чтобы вуз мог  целенаправленно управлять формированием  своего имиджа и привлекательного для  потребителей его услуг образа, ему  необходимо в своей деятельности систематически исследовать потребности  рынка, тщательно анализировать  и оценивать слабые и сильные  стороны своей деятельности, правильно  позиционировать себя на рынке образовательных  услуг. Важным инструментом формирования привлекательности вуза является его  реклама. Эффективно организованная реклама  позволяет вузу систематически информировать  общественность о своей деятельности и ее качестве и тем самым не допускать появления и распространения  порочащей его информации.

Формальным аспектом проблемы оценки привлекательности вуза являются официально принятые в рамках государства  или его национальной образовательной  системы механизмы ее оценивания. К их числу в Республике Казахстан  относятся следующие процедуры  оценки качества вузовской деятельности: государственная аттестация, государственная  аккредитация, ранжирование (определение  рейтинга) вузов. При этом аттестацию и аккредитацию следует рассматривать  как механизмы, формирующие и  повышающие привлекательность вуза, а систему рейтинга - как механизм ее оценки и признания государством и общественностью, если иные официальные  механизмы оценки независимого общественного  мнения отсутствуют.

Имидж вуза, с точки зрения его ценностного аспекта, имеет  двухаспектный характер: с одной  стороны, он является основой формирования привлекательности и престижности высшего учебного заведения в  глазах потенциальных потребителей образовательных услуг и результатов  его деятельности, общественности региона  и местных органов власти. С  другой стороны, имидж вуза выступает  своеобразной рекламой региона. Например, высокие показатели по результатам  ЕНТ (единого национального тестирования) выпускников средних школ Павлодарской области и города Павлодара формируют  устойчивое общественное мнение о Павлодарской области, как регионе с высоким  уровнем качества подготовки в сфере  общего среднего образования. Привлекательность  вуза, его престижность и узнаваемость становятся его брэндом и зачастую брэндом региона, на территории которого он функционирует.

Имидж и привлекательность  вуза напрямую зависят от таких его  факторов, как политика качества и  ее содержание, миссия, позиционирование на региональном и национальном рынке  образовательных услуг, уровень  развития и качество корпоративных  связей, состояние внешних и внутренних факторов, формирующих и определяющих их качественный уровень. В числе  последних: качество материальной базы, информационно-библиотечных ресурсов, профессорско-преподавательского состава, организация научной деятельности и ее направленность на решение проблем  региона, спектр реализуемых образовательных  программ и специальностей подготовки и их соответствие потребностям региона, степень участия вуза в трудоустройстве  выпускников и поддержке их карьерного роста, ценовая политика вуза, определяющая стоимость обучения и его расходы  на подготовку специалистов, состав и  содержание программ социальной и финансовой поддержки студентов, обустроенность студенческого быта и досуга и  других.

Внешние факторы, влияющие на формирование имиджа и привлекательности  вуза, как правило, определяются критериями, отражающими особенности его  территориального размещения: уровень  безработицы и доходов населения  региона, качество базовой подготовки выпускников школ, характер специализации  и уровень развития промышленно-производственного  потенциала и инфраструктуры региона  и т.д.

Всю совокупность информационных факторов, формирующих социально-экономическую  привлекательность вуза, на наш взгляд, можно представить двумя блоками: факторами, условно относящимися к  сфере контроля вуза и факторами, которые по отношению к вузу являются неконтролируемыми.

Блок факторов социально-экономической  оценки, формирующих уровень привлекательности  вуза, относящихся к числу неподконтрольных ему, как правило, представлен результатами опроса общественного мнения независимыми общественными организациями, профессиональными  союзами (альянсами), международными организациями, ассоциациями работодателей. За рубежом  данный механизм отработан и носит  организованный характер, а инвариантность форм оценки повышает ее объективность. В Республике Казахстан система  исследования общественного мнения и независимой оценки качества образовательной  деятельности находится в стадии своего становления и, наряду с положительными моментами, имеет и ряд недостатков, обусловленных проблемами географии  охвата контактных аудиторий и представительством и валидностью групп респондентов, что снижает эффективность проводимых процедур и не обеспечивает достижение стоящих перед ними целей. Вуз  не может напрямую повлиять на результаты изучения независимого общественного  мнения, но они связаны с качеством  его образовательной деятельности причинно-следственными связями, поэтому, идентифицируя причины, высшее учебное  заведение может в той или  иной степени управлять данной ситуацией. Важной составляющей воздействия на формирование общественного мнения на этом этапе, с одной стороны, является активная реклама, освещающая все аспекты  деятельности вуза и формирующая  параллельное неофициальное общественное мнение, а с другой стороны - качество корпоративных связей с местным  сообществом, в значительной степени  влияющее на результаты официального общественного мнения.

Информация о работе Разработка механизмов обеспечения качества вуза