Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:42, курсовая работа
Как и в большинстве стран мира система по предоставлению образовательных услуг в Республике Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих составляющих:
-преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
-сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
-органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организацийВ».
1 Научные основы управления качеством
1.1 Методологические подходы к управлению качеством высшего образования
1.2 Качественное образование - как фактор стабильного социально-экономического развития страны
1.3 Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности учебных заведений
2. Анализ и оценка развития системы высшего образования в Казахстане
2.1 Состояние системы высшего образования в РК
2.2 Анализ моделей управления качеством вузовского образования
2.3 Государственный контроль и стимулирование качества профессионального образования
3. Разработка механизмов обеспечения качества вуза
3.1 Социально-экономическая оценка привлекательности вуза
3.2 Система внутреннего обеспечения качества деятельности вуза
Заключение
Наряду с государственными механизмами оценки качества вузовской деятельности в республике уже есть первый опыт проведения независимой общественной аккредитации, в основу которой легли критерии качества Европейской Системы Улучшения Качества Образования (EQUIS).
Промежуточный государственный контроль знаний студентов в Республике Казахстан введен с 2004 года. Проведение ПГК направлено на то, чтобы не допустить выпуск вузами слабо подготовленных специалистов [165]. Пороговый уровень ПГК в 2004 году МОН РК установлен на уровне 38 баллов, в 2005 году - 40 баллов, то есть сначала ниже, а затем на уровне проходного балла (порогового уровня) зачисления в вузы. Таким образом, как стандарт качества промежуточных знаний, на который должны ориентироваться высшие учебные заведения, предлагается минимально допустимый их уровень, что изначально лишает смысла цель проведения данной процедуры. Об этом свидетельствуют и результаты ПГК, которые в среднем по республике, по отдельным группам специальностей на порядок выше уровня, установленного МОН РК. С другой стороны, результаты ПГК обществом воспринимаются как своеобразный индикатор качества деятельности вузов, что заставляет высшие учебные заведения относиться к данной проблеме более серьезно.
Система государственного регулирования, контроля и оценки качества высшего профессионального образования динамично совершенствуется как с точки зрения состава элементов ее инфраструктуры, так и с точки зрения состава и содержания ее механизмов, инструментов и процедур.
В контексте задач
- внедрение процедур внутренней
и внешней оценки качества
образования. Наряду с
- совершенствование средств
и инструментов
- развитие инфраструктуры
национальной системы оценки
качества образования,
Процесс интеграции РК в мировое
образовательное пространство обусловил
тенденцию пересмотра и совершенствования
механизма процедуры
В этой связи, формирование эффективной национальной модели регулирования качества деятельности вузов РК предполагает решение ряда вопросов, в числе которых: определение роли процедуры лицензирования, государственной аттестации и аккредитации в системе государственного регулирования качества высшей школы, с одной стороны, и исключение дублирования их функций, целей и содержания, с другой; характер и статус процедуры аккредитации вузов РК, определение роли государства в ее реализации; принципы построения и содержание процедуры аккредитации.
Подходами к решению этих проблем будет определяться логическая целостность и согласованность элементов национальной системы оценки и контроля качества, а соответственно - эффективность обеспечения и регулирования качества образовательной деятельности вузов РК.
3. Разработка механизмов обеспечения качества вуза
3.1 Социально-экономическая оценка привлекательности вуза
При рассмотрении проблемы социально-экономической оценки привлекательности вуза в исследовании учитывались следующие положения:
а) объектом оценки является привлекательность вуза - интегральный показатель совокупности внешних и внутренних факторов, ее обеспечивающих, основообразующим среди которых является качество вузовской деятельности;
б) понятие Влсоциально-
в) социально-экономическая оценка как любой вид оценивания предполагает существование определенной процедуры, показателей и критериев оценки.
С учетом изложенного выше
и анализа зарубежного и
- определить (конкретизировать)
перечень заинтересованных в
данном виде оценки лиц, цель
ее проведения и роль в
- выявить и описать
существующие формальные и
- описать подходы к
определению состава и
Социально-экономическая
оценка привлекательности вуза, прежде
всего, требует конкретизации той
категории лиц, которые по определенным
причинам заинтересованы как в ее
проведении, так и в ее результатах.
В данном контексте, всю совокупность
заинтересованных лиц, представленных
в исследовании на рисунке можно
разбить на две группы, которые
в системе социально-
Первая группа может быть представлена государством и обществом, основной задачей которых в системе оценки деятельности вузов, и в том числе оценке социально-экономической привлекательности, является контроль качества, обеспечение его повышения и информирование общественности об уровне качества деятельности высших учебных заведений в рамках национального и международного рынка образовательных услуг.
Основными механизмами обеспечения
решения данных задач в Республике
Казахстан являются государственная
аттестация, государственная аккредитация
и определение рейтинга вузов. В
инициативном порядке вузами РК может
проводиться независимая
Рисунок - Субъекты социально-экономической оценки привлекательности высшего учебного заведения
К числу аналогичных механизмов за рубежом, наряду с оценкой и ранжированием вузов, относятся независимая общественная аккредитация, аккредитация, проводимая профессиональными ассоциациями, и внешний аудит деятельности вузов.
Как неформальная процедура
оценки социально-экономической
Ко второй группе лиц, заинтересованных
в социально-экономической
Работодателям эта информация позволяет судить о качестве подготовки выпускников - потенциальных работников. Абитуриентам и их родителям - ориентироваться в предложении образовательных услуг и более объективно делать свой выбор в пользу того или иного вуза, а высшему учебному заведению - владеть информацией о своем положении и уровне конкурентоспособности на национальном рынке образовательных услуг.
Понятие ВлпривлекательностьВ» - категория в большей степени качественная, чем количественная. Ее формирующими и составляющими факторами являются: общественное мнение, имидж и репутация вуза, официальная информация о качестве образовательной деятельности вуза по итогам аттестации, аккредитации и определения рейтинга высших учебных заведений.
Механизм формирования социально
- экономической
Он носит двухаспектный характер: формальный и неформальный
Рисунок - Механизм формирования привлекательности вуза
С одной стороны (неформальной),
привлекательность вуза следует
рассматривать как некий образ
(общественное мнение, слухи), который
создается потребителями его
услуг и другими, имеющие отношение
к образованию контактными
Для того чтобы вуз мог
целенаправленно управлять
Формальным аспектом проблемы оценки привлекательности вуза являются официально принятые в рамках государства или его национальной образовательной системы механизмы ее оценивания. К их числу в Республике Казахстан относятся следующие процедуры оценки качества вузовской деятельности: государственная аттестация, государственная аккредитация, ранжирование (определение рейтинга) вузов. При этом аттестацию и аккредитацию следует рассматривать как механизмы, формирующие и повышающие привлекательность вуза, а систему рейтинга - как механизм ее оценки и признания государством и общественностью, если иные официальные механизмы оценки независимого общественного мнения отсутствуют.
Имидж вуза, с точки зрения
его ценностного аспекта, имеет
двухаспектный характер: с одной
стороны, он является основой формирования
привлекательности и
Имидж и привлекательность
вуза напрямую зависят от таких его
факторов, как политика качества и
ее содержание, миссия, позиционирование
на региональном и национальном рынке
образовательных услуг, уровень
развития и качество корпоративных
связей, состояние внешних и внутренних
факторов, формирующих и определяющих
их качественный уровень. В числе
последних: качество материальной базы,
информационно-библиотечных ресурсов,
профессорско-
Внешние факторы, влияющие на
формирование имиджа и привлекательности
вуза, как правило, определяются критериями,
отражающими особенности его
территориального размещения: уровень
безработицы и доходов
Всю совокупность информационных
факторов, формирующих социально-
Блок факторов социально-экономической
оценки, формирующих уровень
Информация о работе Разработка механизмов обеспечения качества вуза