Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:42, курсовая работа
Как и в большинстве стран мира система по предоставлению образовательных услуг в Республике Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих составляющих:
-преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
-сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
-органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организацийВ».
1 Научные основы управления качеством
1.1 Методологические подходы к управлению качеством высшего образования
1.2 Качественное образование - как фактор стабильного социально-экономического развития страны
1.3 Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности учебных заведений
2. Анализ и оценка развития системы высшего образования в Казахстане
2.1 Состояние системы высшего образования в РК
2.2 Анализ моделей управления качеством вузовского образования
2.3 Государственный контроль и стимулирование качества профессионального образования
3. Разработка механизмов обеспечения качества вуза
3.1 Социально-экономическая оценка привлекательности вуза
3.2 Система внутреннего обеспечения качества деятельности вуза
Заключение
Второй момент касается самооценки. Почти все университеты считают, что повышение качества образования является их основной целью, вследствие этого логично то, что большинство активно применяют самооценку. Чаще всего в процесс самооценки включены руководители и преподаватели учебных заведений
Система разработки показателей
такая же, как при разработке показателей
в экономической или социальной
сферах. Проблема образовательных индикаторов
заключается в сложности
Рассмотрев основные методики проведения оценки, необходимо провести небольшой сравнительный анализ европейской и американской систем оценки качества высшего образования.
Для начала следует отметить, что в западных странах, существует также деление по признаку наличия или отсутствия в государстве органов государственного управления образовательным процессом. В странах, где присутствуют органы государственного управления и регулирования высшего образования, такие как, Министерство образования, Министерство просвещения, основной акцент в оценивании делается как раз на этих структурах, которые являются системами внешне оценки образовательного процесса. Внутренней оценке, а также самооценке уделяется гораздо меньше внимания. В то же время, существуют страны, где системы государственного управления высшим образованием играют гораздо меньшую роль, на первый план выходит как раз самооценка. Помимо этого присутствует оценка образования профессиональными экспертами, или же общественными представителями.
Основное отличие европейских систем оценки высшего образования от американской основывается на полномочиях правительства в формулировке конечных целей оценивания, определении ключевых ступеней, а также в организации образовательного процесса после применения результатов оценки. Это кажется логичным, так как различия в оценивании часто основываются на начальных условиях государств, институциональных и культурных традициях, а также национальными дискурсами в рамках проводимы политик. Образовательная политика не является исключением. Так, в странах, где система образования достаточно централизована, оценка проводится с подачи государственных ведомств, при отсутствии такой системы задача возлагается либо на сами университеты, либо на внешних экспертов.
Особенностью американской системы оценки является развитие системы самооценки. Этот факт связан с тем, что до недавнего времени контроль над университетами со стороны администрации штатов и государственных органов в целом был достаточно слабым. Несмотря на это, американские ВУЗы всегда стремились улучшить систему образования, акцент в данном стремлении делался именно на систему самооценки, проводимой на уровне учебного заведения.
Тем не менее, последнее время наблюдаются тенденции к тому, что во многих скандинавских странах развивается самооценка. Одним из наиболее ярких примеров является Норвегия, где, по данным Сетевого Совета Норвегии (Network Norway Council), за последнее десятилетие количество университетов, проводящих оценку собственных программ, значительно возросло.
Говоря об экспертных оценках, важно отметить, что в США профессиональные общественные организации, такие, как ассоциации медиков или юристов, играют важную роль, они строго оценивают программы университетов, так как заинтересованы в поднятии престижа своих профессий и получении специалистов, уверенно ориентирующихся в их поле. В Европе такие ассоциации появились позже, но сейчас их количество увеличивается.
Следует также обратить внимание
на опыт стран более близких к
Казахстану по состоянию и развитию
высшего образования, особенно тех,
где сочетается система государственной
оценки, общественной оценки и самооценки.
Такими странами по отношению к современному
Казахстану в известном смысле являются
страны Восточной Европы и страны
СНГ, поэтому имеет смысл
В Эстонии лицензирование и аккредитация учебных заведений осуществляется Советом по оценке качества в высшем образовании. В состав совета входят ученые, представители профессиональных органов и организаций, занимающихся поддержкой научных исследований. Открывающиеся вузы должны отвечать установленным требованиям по вопросам, касающимся помещений, преподавательского состава и программ. Частные вузы дополнительно контролируются комитетом, который проверяет их соответствие образовательным и финансовым нормативам. По Закону об университетах Совет по оценке качества также занимается аккредитацией, которая должна проводиться, по меньшей мере, один раз в семь лет и охватывает как программы, так и сами учебные заведения. То есть аккредитация, с одной стороны, подразумевает оценку качества программы, квалификацию преподавателей, уровень знаний студентов и эффективность учебного процесса, а, с другой, - оценивает деятельность вуза в целом.
В Чехии имеется Агентство
по аккредитации, которое также как
и эстонский Совет, занимается аккредитацией
и регулярной оценкой системы
высшего образования. Однако в Чехии,
как и во многих других странах, школы
высшего профессионального
В Латвии аккредитация государственных и частных вузов проводится под контролем Министерства образования и науки, по крайней мере, один раз в шесть лет в соответствии с нормативами, одобренными Кабинетом министров. Аккредитация вузов должна быть одобрена Советом по высшему образованию после консультаций с зарубежными экспертами и официально признана Министерством образования и науки. Министерство также публикует в газетах список аккредитованных учебных заведений и программ.
В Словении, напротив, вузы совместно
учреждают Комитет по оценке качества
в высшем образовании и сами отвечают
за надзор. В Польше в соответствии
с законом вузы сами оценивают
качество образования. При этом польский
Совет по высшему образованию
предлагает три уровня оценки: аккредитованный
статус, базовый уровень качества
и высший уровень качества. Процедура
аккредитации также была введена
в Венгрии и Хорватии. Так, в
Хорватии каждые пять лет экспертная
комиссия, назначаемая министерством
науки и техники, оценивает уровень
качества и эффективности преподавания,
а также научную и
Что касается Российской Федерации,
опыт которой для Казахстана важен,
то там изначально сложилась система
нескольких раздельных типов оценки,
где процедура лицензирования отделена
от процедуры аттестации. Однако, приказом
Министерства образования РФ от 12 ноября
1999 года (№ 864), в целях совершенствования
процедур оценивания деятельности вузов,
утвержден новый порядок
В целом, следует отметить,
что в странах Восточной и
Центральной Европы (по уровню развития
образования близких к
Подводя итоги, хотелось бы акцентировать внимание на том, что основными способами оценки в рамках американской системы являются оценка ВУЗов профессиональными экспертами, оценка через специализированную аккредитацию и самооценка, а в рамках Европы - это оценивание и аккредитация, часто со стороны государственных агентств, таких как Финский Совет по Оценке Высшего Образования (Finnish Higher Education Evaluation Council), Национальный Комитет по Оценке Франции (Comite Nationale d'Evaluation), Национальное Агентство Высшего Образования Швеции (National Agency for Higher Education (Hogskoleverket), Научный Совет Германии (Wissenschaftsrat). Вышестоящими структурами часто являются государственные структуры: Министерство Народного Образования, Научных Исследований и Технологий Франции, Министерство Образования и Науки Латвии и т.п.
Сравнение действующего в Казахстане механизма оценки высших учебных заведений с системами оценки высшего образования в развитых странах показывает, что казахстанской высшей школе еще преждевременно полностью переходить на американскую систему самооценки и внешней оценки профессиональными ассоциациями. Разумеется, это не означает отказа от самооценки или от общественной оценки - в перспективе. Но сегодня, когда, с одной стороны, в вузах еще отсутствуют отделы оценки и анализа и, с другой стороны, в социальной сфере слабо развиты профессиональные ассоциации, которые бы могли выступать в качестве экспертов, для Казахстана сохраняет актуальность полноценная реализация потенциала государственной оценки. При этом, разумеется, не следует абсолютно отказываться от процедур общественной оценки и самооценки. Однако эти формы оценки высшего образования должны внедряться постепенно.
2. Анализ и оценка развития системы высшего образования в Казахстане
2.1 Анализ состояния системы
высшего профессионального
За годы независимости
Республики Казахстан система высшего
профессионального образования
прошла сложный путь своего становления.
Преобразования в системе высшей
школы прослеживаются в этапах ее
реформирования, специфических по своему
содержанию и направленности: от становления
законодательной и нормативно - правовой
базы высшего образования (1 этап, 1991-1994
годы), его модернизации и обновления
содержания (2 этап, 1995-1998 годы) до децентрализации
управления финансированием образования,
расширением академической
Права граждан Республики
Казахстан на получение образования
закреплены в статье 30 Конституции
РК. В Основном законе государства
провозглашены конституционные
основы реализации права на образование
и предусмотрен непосредственный механизм
правового регулирования
Развитие высшего
Становление рыночных отношений
в системе высшего образования
сопровождается сокращением сферы
государственного образования и
объема государственного финансирования,
выделяемого на образование; разрушением
единой системы централизованного
обеспечения сферы образования
научно-педагогической, программной, учебно-методической
документацией и учебным
Все это вызывало необходимость
реформирования высшего образования,
разработки нормативно-правовой базы
его регулирования, определения
концепции развития системы высшего
образования, ее модернизации, включая
совершенствование системы
В результате проводимых реформ
в системе высшего образования
в последние годы наметился ряд
позитивных тенденций, в числе которых:
демократизация высшего образования
и постепенный переход к
Формирование и развитие
образовательной системы в
Основной концепцией развития высшего образования РК является отказ от государственной монополии на образование, в результате чего в республике сформировался рынок образовательных услуг, где функционируют на равных правах государственные и негосударственные высшие учебные заведения.
С 2001 года в республике вводится
Классификатор направлений
В настоящее время учебные
заведения системы высшего
10 лет Казахстан по численности
студентов на 10000 населения лидирует
среди стран СНГ, о чем
В 2004/2005 учебном году в
системе высшего
Информация о работе Разработка механизмов обеспечения качества вуза