Разработка механизмов обеспечения качества вуза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Как и в большинстве стран мира система по предоставлению образовательных услуг в Республике Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих составляющих:
-преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
-сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
-органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организацийВ».

Содержание работы

1 Научные основы управления качеством
1.1 Методологические подходы к управлению качеством высшего образования
1.2 Качественное образование - как фактор стабильного социально-экономического развития страны
1.3 Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности учебных заведений
2. Анализ и оценка развития системы высшего образования в Казахстане
2.1 Состояние системы высшего образования в РК
2.2 Анализ моделей управления качеством вузовского образования
2.3 Государственный контроль и стимулирование качества профессионального образования
3. Разработка механизмов обеспечения качества вуза
3.1 Социально-экономическая оценка привлекательности вуза
3.2 Система внутреннего обеспечения качества деятельности вуза
Заключение

Файлы: 1 файл

referat 1 Pargev.docx

— 152.98 Кб (Скачать файл)

Начавшийся выход казахстанской  образовательной системы на мировой  рынок образовательных услуг  делает актуальным развертывание работы по признанию документов об образовании  за рубежом и аналогичных зарубежных документов в республике. Этому способствует ратификация и утверждение Указом Президента Республики Казахстан № 202-1 от 13 декабря 1997 года Лиссабонской конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию и намеченные этапы реализации в Казахстане условий Болонского соглашения, включая уже начавшийся в вузах республики переход на кредитную технологию обучения. В ноябре 1998 года заключено соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании правительствами Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Казахстан.

Система высшего образования  республики формирует потенциал  своего обновления в контексте удовлетворения долгосрочных стратегических интересов  казахстанского общества, государства  и личности в получении качественного  высшего образования и предоставления каждому человеку широких возможностей в выборе содержания, формы и сроков обучения.

Основные направления  и стратегия развития высшего  образования республики определены в Концепции развития образования  Республики Казахстан (2004-2015 гг.) и Государственной  программе развития образования  Республики Казахстан до 2010 года.

Реформы в системе высшего  образования призваны сформировать эффективно функционирующую казахстанскую  модель образования, достигнуть качественно  высокого уровня обучения и подготовки кадров, позволяющего Казахстану занять достойное место в современном  мире.

2.2 Анализ моделей управления  качеством вузовского образования

Высшее образование XXI века отличается целым рядом особенностей и требует определенных изменений содержания и организации обучения. Одним из объективно существующих факторов, стимулирующих изменения в системе вузовского образования, является стремительно возрастающий поток информации. Этот рост происходит такими темпами, что прежние методы коммуникаций и сама система образования уже не могут с ним справиться. Изменения, которые при всём этом наблюдаются в вузовской деятельности могут носить многоплановое проявление, включая новые технологии обучения, методики преподавания, средства технического обеспечения организации, управления и обслуживания учебного процесса и т.д, что требует от системы управления вузом высокой гибкости и мобильности.

Еще одним важным фактором, влияющим сегодня на принятие вузами решений, связанных с определением структуры и содержания системы  управления качеством и его обеспечением является глобальный характер данной проблемы и общемировые тенденции  в подходах к ее решению. При этом важно отметить, что система обеспечения  качества имеет более широкую  трактовку, чем система управления качеством.

Взаимосвязь и включенность этих понятий схематично выглядит следующим  образом: оценка качества - управление качеством - обеспечение качества.

Системы управления качеством  вузовской деятельности, независимо от специфики используемых механизмов, процедур и форм, как правило, обладают всеми системными атрибутами: цель функционирования, процессы, алгоритм реализации, качество (эффективность  результата), средства его организационного и технико-технологического обеспечения (условий реализации: структура, материально-техническая  база, учебно-методическое обеспечение, технологии и методы обучения и т.д.).

Как следствие высокого уровня конкуренции и развития процессов  глобализации, системы управления вузовской  деятельностью за рубежом носят  стратегическую направленность. Стратегическое управление качеством в высшей школе  в странах постсоветского пространства находится в начальной стадии развития.

Важным моментом стратегического  управления является выбор модели системыменеджмент а качества. Анализ концепции и программы развития отечественного образования свидетельствует о том, что казахстанской системе характерна приверженность системы управления качеством принципам модели Европейском системы образования. Этим объясняется существование четко прослеживаемой тенденции формирования национальной модели образования с учетом принципов Болонской декларации и Европейских стандартов качества. В зависимости от степени вовлеченности вузов в данный процесс, это, в большей или меньшей степени, находит отражение в структуре и содержании систем управления качеством вузовской деятельности. С точки зрения структуры, этот факт объясняется существованием в рамках кредитной технологии ряда новых структурных образований, задействованных в управлении качеством (служба офис-регистратора, служба эдвайзера, комитет по ресурсам и ряд других), а с точки зрения содержания - спецификой содержания самой кредитной технологии и связанной с ней спецификой форм и методов преподавания и оценки знаний, с одной стороны и пересмотром, с учетом зарубежного опыта, системы показателей национальных процедур оценки, с другой.

Утверждение концепции и  Государственной программы развития образования РК на 2005-2010 годы, которыми определена структура и задачи НСОКО, позволяет делать вывод о том, что от обсуждения общей концепции  качества образования и общетеоретических  подходов к вопросам контроля качества казахстанским вузам предстоит  переход к конкретным действиям, связанным с определением принципов  построения и функционирования своих  внутривузовских систем управления качеством и систем его обеспечения.

Анализ отечественного и  зарубежного опыта структурирования работ по управлению и обеспечению  качества образовательной деятельности высших учебных заведений показывает, что независимо от подходов, используемых в решении данной проблемы, и многообразия существующих моделей управления качеством  их конкретное содержание определяется совокупностью общих по составу  и специфических по содержанию внешних  и внутренних факторов вуза (объективных  и субъективных). Кроме того, прослеживается некая универсальность в методологии  включения этих факторов в механизм принятия решений по формированию модели, которая, на наш взгляд, может быть представлена следующим алгоритмом: тип структуры управления высшим учебным заведением; миссия вуза, политика качества, система целей его функционирования и развития; содержание подходов и  методов построения модели управления качеством; процедуры, методы, показатели и критерии оценки качества.

Тип структуры  управления высшим учебным заведением. Исследования показывают, что тип структуры вуза является производной таких факторов, как: правовой статус вуза и его взаимоотношения с правительством; степень независимости лиц, ответственных за его деятельность; степень академической и финансовой автономии, предоставленной вузу правительством; ресурсные возможности, политика качества и компетентность руководства вуза в вопросах качества и технологиях его обеспечения.

Кроме характера государственного администрирования (внешний фактор) на тип модели университета (и, соответственно, содержание модели управления качеством) оказывают влияние ряд внутренних факторов. Этим объясняется большое  разнообразие подходов к классификации  типов университетов. Дж. Болдридж указывает  на существование бюрократической и коллегиальной модели и с учетом их недостатков предлагает новую, политическую модель, в которой большое значение придается процессам изменений. Миддлхарст Р. дифференцирует организационные типы университетов следующим образом: сообщество профессионалов; политическая бюрократия; кибернетические, электронные университеты. Четыре модели организационных структур: коллегиальная, бюрократическая, предпринимательская и корпоративная определяет МакНей И.. В основе существующих подходов к классификации моделей вузов: организационная культура, степень адаптивности структуры к процессам изменений, наличие политики управления качеством и ряд других, фактическое состояние которых варьирует в широком диапазоне, определяя содержание работ вуза по управлению качеством его образовательной деятельности;

Миссия вуза, политика качества, система целей его функционирования и развития. Прямо и непосредственно определяют содержание работ по управлению качеством и состояние его организационного и ресурсного обеспечения, включая финансовое. В свою очередь содержание миссии вуза, политики качества и системы реализующих их целей определяются видением вуза его места и роли на региональном, национальном и международном рынке образовательных услуг, степенью компетентности руководства, включая топ-менеджеров и ВлзрелостьюВ» и мотивированность коллектива;

Содержание подходов и методов, на принципах которых формируется модель управления качеством. Наиболее распространенные в международной практике подходы к качеству вузовского образования основаны на соответствии целям: традиционный (цель - престиж вуза); научный (соответствие стандартам качества); менеджерский (нацеленность на удовлетворенность клиента); потребительский (качество определяется потребителем, а удовлетворяется вузом); демократический (качество оценивается как польза, которую вуз приносит обществу или региону).

В настоящее время в  Европе существуют два взаимодополняющих  подхода к качеству образования. Первый подход - практический, который  заключается в определении качества, как степени соответствия целям (различные цели потребителя формируют  различное качество, что и диктует  необходимость управления им). Второй подход органически продолжает первый и касается внутренних процессов  вуза, протекающих в рамках его  образовательного процесса.

Широкое распространение  в качестве моделей управления получили системыменеджмент а качества. В мире существует 10 наиболее распространенных моделей систем менеджмент а качества в вузах, в числе которых: модели национальных и региональных премий по качеству, например, модель национальной американской премии по качеству ВлBaldrige National Quality AwardВ» в области образования или модель Европейского фонда по менеджмент у качества(EFQM), используемая при присуждении Европейской премии по качеству ВлСовершенство в бизнесеВ»(EQA); модель, построенная в соответствии с принципами Всеобщего менеджмент а качества (TQM), требованиями и рекомендациями международных стандартов серии ISO 9000:2000 и ряд других.

При этом под моделью системы менеджмент а качества понимается совокупность принципов, методов, показателей и требований к различным аспектам и процессам деятельности организации, критериев, определяющих уровень совершенства этих процессов и способов их оценки, которые в совокупности определяют все процессы деятельности организации, направленные на достижение требуемых результатов по качеству.

В настоящее время в  вузах Казахстана и России при  разработке модели управления качеством  подготовки специалистов используются следующие методы и подходы:

- оценочный метод управления  качеством деятельности вуза;

- концепция, основанная  на принципах Всеобщего управления  качеством, TQM;

- подход, основанный на  требованиях международных стандартов  качества ISO 9000:2000.

Оценочный метод базируется на всестороннем обследовании функциональных зон вуза, самооценке деятельности и принятии по их результатам определенных мер. Подход, основанный на требованиях  международных стандартов качества ISO 9000:2000, предполагает создание и сертификацию документированной системы качества и, как отмечает А. Фейгенбаум направлен ВлтАжна снижение вероятности сделать что-нибудь неверноВ». Поскольку подходы и методы специфичны по содержанию, то специфичны по содержанию и модели управления, которые на их основе проектируются. Эта специфика находит отражение в технологии, используемых механизмах и инструментах управления, содержании процедур (например, процедуры оценки), системе показателей и критериев оценки и т.д.

Модель управления качеством, основанная на оценочном методе, предполагает систематическое проведение самооценки, выявление на основе SWOT-анализа сильных и слабых сторон и разработку мер для решения существующих проблем или улучшения ситуации. Модель самооценки широко применяется при аккредитации вузами США, Канады, странами Западной Европы. По мнению Г. Келса, для того чтобы процесс самооценки достиг своих целей, он должен базироваться на ряде принципов и состоять из следующих этапов: подготовка и организация процесса; организация процесса изучения; проведение процесса изучения; обсуждение результатов и подготовка отчета. Каждый из перечисленных этапов, в свою очередь, состоит еще из ряда действий. При этом параметры и характеристики применяемых оценочных систем могут значительно различаться в зависимости от национальных и местных особенностей. Так, например, оценка качества в рамках независимой аккредитации ряда вузов Центральной Азии в 2005 году (в их числе Павлодарский университет) осуществлялась по модели, представленной на рисунке. Это адаптированная к Центральной Азии модель, разработанная на основе Динамической Модели повышения качества в бизнес-образовании Европейской федерации национальных агентств и ассоциаций (EQUAL). Она содержит семь областей измерения качества. В модели развития качества EQUAL таких областей 10. Для оценки качества используются как количественные, так и качественные показатели.

Рисунок - Динамическая модель повышения качества

В практике отечественных  вузов более широкое распространение  получила представленная на рисунке 3 традиционная модель самоаттестации высшего  учебного заведения,.

Рисунок - Модель самоаттестации деятельности вузов РК

Это метод оценки, основанный на проверке состояния деятельности и ревизии документации вуза и  его структурных подразделений. Если самооценка направлена на саморазвитие и определение соответствия деятельности вуза его миссии и целям, то самоаттестация - это форма контроля, призванная обеспечить соответствие государственным стандартам качества. Модель оценки качества деятельности вуза в виде самоаттестации, как правило, является этапом оценки, предшествующим государственной аттестации высшего учебного заведения.

Модель управления, основанная на принципах TQM (всеобщее управление качеством), тоже использует метод оценок, но основана на более глубоком, чем SWOT-анализ, обследовании и анализе деятельности вуза как производителе услуг (образовательных, консалтинговых и т.д.) и продукции (научно-технической, методической и др.). Концепция TQM предполагает наличие у вуза ясно сформулированной миссии и стратегических целей, обеспечивающих ее реализацию. Система стратегических целей разрабатывается с учетом всестороннего исследования ресурсных возможностей вуза, его видения, состояния и тенденций развития его внешней среды. Всеобщее управление качеством в образовании предполагает использование, как технологии управления, процессного подхода в оптимальном сочетании с такими подходами, как комплексный, системный, ситуационный, маркетинговый, культурологический, и ряда специфических методов и инструментов управления: организационных, экономических, социально-психологических, инновационных и др. Модель всеобщего управления качеством базируется на следующих принципах: менеджмент процессов; ответственность перед обществом; уверенное руководство; постоянное обучение сотрудников, инновации; ориентация на потребителя; ориентация на результат и достижение целей; вовлечение, участие и мотивация сотрудников; развитие корпоративного сотрудничества.

Информация о работе Разработка механизмов обеспечения качества вуза