Разработка механизмов обеспечения качества вуза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Как и в большинстве стран мира система по предоставлению образовательных услуг в Республике Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих составляющих:
-преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
-сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
-органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организацийВ».

Содержание работы

1 Научные основы управления качеством
1.1 Методологические подходы к управлению качеством высшего образования
1.2 Качественное образование - как фактор стабильного социально-экономического развития страны
1.3 Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности учебных заведений
2. Анализ и оценка развития системы высшего образования в Казахстане
2.1 Состояние системы высшего образования в РК
2.2 Анализ моделей управления качеством вузовского образования
2.3 Государственный контроль и стимулирование качества профессионального образования
3. Разработка механизмов обеспечения качества вуза
3.1 Социально-экономическая оценка привлекательности вуза
3.2 Система внутреннего обеспечения качества деятельности вуза
Заключение

Файлы: 1 файл

referat 1 Pargev.docx

— 152.98 Кб (Скачать файл)

Эти и ряд других проблем  концептуально - программного, нормативно-правового, организационно-методического, административного, финансово-экономического характера  и определяют, сегодня, основные направления  государственного регулирования развития высшего образования и обеспечения  его качества (приложение В).

Важным направлением государственного контроля и регулирования развития системы высшего профессионального  образования РК является структурированиеэлементов и стандартизация содержания образования. Принятым в 1999 году Законом ВлОб образованииВ» введено разделение учреждений высшей школы на университеты, академии и институты, выделены различные ступени высшего профессионального образования: высшее базовое (бакалавр), высшее специальное (специалист), высшее научно-педагогическое (магистр).

Тенденция перехода национальной системы высшего профессионального  образования на трехуровневую модель подготовки и систематизация, имеющегося в этом направлении более пятилетнего  опыта отечественных вузов в  проекте новой редакции закона об образовании нашли отражение  в пересмотре уровней ВПО: в системе  непрерывного образования основной формой реализации высшего образования  РК является бакалавриат. Подготовка по программам магистратуры и докторантуры являются формами послевузовского  образования.

Таким образом, в законодательном  порядке идентифицируются структуры  высшего профессионального образования  РК и направления их деятельности, что позволяет унифицировать, упорядочить  и привести к единообразию всю  совокупность действующих в республике высших учебных заведений и по структуре, и по содержанию деятельности.

Стандартизация  образования направлена на обеспечение качества содержания образовательной деятельности вузов РК и включает в себя определение состава, структуры и содержания образовательных программ. Основными механизмами их регулирования в рамках национальной системы образования являются: классификатор специальностей, государственный образовательный стандарт, типовой учебный план специальности и типовые учебные программы по дисциплинам специальности.

Совершенствование Классификатора является позитивной тенденцией, характеризующей  ориентированность высшего образования  республики на мировые образовательные  стандарты и приведение специальностей высшего профессионального образования  РК к Международной стандартной  классификации образования, рекомендованной  ЮНЕСКО на заседании ее 29 сессии в 1997 году.

Согласно Закону Республики Казахстан ВлОб образованииВ» подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется в соответствии с  государственными стандартами образования (ГОСО). ВлДеятельность любых учебных  заведений должна соответствовать  этим стандартамВ».

Соответствие учебных  программ высших учебных заведений  национальным образовательным стандартам повышает мобильность студентов  при их переводе из вуза в вуз.

Внесение изменений и  дополнений в Классификатор специальностей сопровождается пересмотром ГОСО. Так, например, по специальностям экономического направления сегодня подготовка осуществляется в соответствии с  ГОСО ВлОбразование высшее базовое. БакалавриатВ», утвержденным МОН РК от 26 августа 2003года, № 577; ГОСО ВлОбразование  высшее профессиональное. БакалавриатВ», утвержденным от 07 августа 2004 года, № 671 и ГОСО ВлОбразование высшее профессиональное. БакалавриатВ», введенный в действие 01.09.2006 года.

Современной тенденцией мер  структурирования и стандартизации государством деятельности вузов РК является нацеленность системы образования  на международные стандарты качества и интеграцию в мировое образовательное  пространство. В республике осуществлен  переход на многоуровневую подготовку специалистов высшей квалификации - бакалавр - магистр - доктор Ph.D, а с 2003 года наблюдается поэтапный переход вузов на кредитную технологию обучения, в основе которой модель подготовки специалистов, определенная Болонской декларацией. Первыми на новую технологию обучения, в порядке эксперимента, приказом МОН РК переведены специальности экономического профиля подготовки.

Государственными стандартами  и типовыми учебными планами 2004 года для специальностей, обучение по которым  ведется по кредитной технологии, степень свободы вузов в определении  состава и содержания образовательных  программ значительно расширяется: 55,5% - составляют дисциплины обязательного  компонента и 44,5% - дисциплины компонента по выбору. Это позволяет вузам  наиболее полно учитывать специфику  требований различных категорий  работодателей, а также национальные и мировые тенденции подготовки специалистов в сфере их профессиональной деятельности.

В разработке новых стандартов образования принимают участие  ученые вузов РК, представители общественных, научных, государственных организаций, работодателей и международных  организаций в области образования, то есть впервые в республике стандарты  образования разрабатываются с  учетом интересов и мнения потребителей образовательных услуг и заинтересованных в них лиц. Новые государственные  образовательные стандарты разработаны  на основе компетентностной модели специальности (в отличие от традиционно существовавшей в казахстанской системе образования  модели знаниецентризма как способа  получения, поддержания или подтверждения  профессиональных возможностей). Меняются требования не только к содержанию, но и формам подготовки. Большая  роль в подготовке специалистов отводится  самостоятельной работе студентов. Уровень образованности выпускников  по циклам дисциплин отражается в  требованиях к их общей образованности; социально-личностным, экономическим, профессиональным и специальным  компетенциям; готовности выпускников  к географической мобильности и  смене социальных, экономических  и профессиональных ролей в условиях нарастающего динамизма перемен  и неопределенности.

В рамках национальной системы  образования для всех высших учебных  заведений обеспечен свободный  доступ к ресурсам, формирующим их контингент (обучающихся), который регулируется Законом ВлОб образованииВ» и  Типовыми правилами приема в высшее учебное заведение. Механизм регулирования  включают в себя следующие элементы: обязательное прохождение ЕНТ (единое национальное тестирование) с получением соответствующего сертификата, минимальный  проходной балл - 40 и соответствие четвертого предмета ЕНТ профильному  предмету по специальности. В целях  повышения качества набора в 2006 году в Правила приема в высшие учебные заведения внесено ряд изменений: минимальный проходной балл - 60; обязательное соответствие по специальностям четвертого предмета ЕНТ; введение проходного балла по профильному предмету специальности (не менее 7).

С 2004 года, впервые, Министерством  образования в централизованном порядке определяются специальности, по которым учреждение образования  имеет право вести подготовку специалистов по госзаказу. Условия  реализации госзаказа в проекте  новой редакции закона об образовании  РК дополняются еще одним обязательным требованием - прохождение вузами процедуры  аккредитации.

Обеспечение качественной подготовки специалистов напрямую связано с  принципами формирования студенческого  контингента.

В 1999 году, в целях упорядочения организации набора и стимулирования поступления в вузы по госзаказу  наиболее одаренной молодежи Постановлением Правительства Республики Казахстан  № 464 от 24 апреля 1999 года вводится новая  модель формирования студенческого  контингента государственных вузов. Вступительные экзамены в государственные  вузы осуществляются по единой технологии специализированными центрами комплексного тестирования. Прием студентов по государственному заказу проводится на основе государственных образовательных  грантов и кредитов. Абитуриент впервые  получает право выбора не только специальности, но и конкретного вуза, в котором  ведется подготовка по избранной  специальности, в том числе не выезжая для этого за пределы  своего региона.

В 2004 году Постановлением Правительства  Республики Казахстан №317 от 13 марта 2004 года вводится единое национальное тестирование (ЕНТ), обеспечивающее совмещение итоговой государственной аттестации выпускников организаций среднего общего образования и приемных комиссий в средние профессиональные и  высшие учебные заведения.

Вводятся новые правила  присуждения государственных образовательных  грантов и кредитов, согласно которым  первоочередность на их получение имеет  абитуриент, набравший наиболее высокий  балл при тестировании, независимо от последовательности указания специальностей в заявлении на конкурс. Это ведет  к увеличению проходного балла по специальностям госзаказа и, соответственно, повышению качества набора.

Таким образом, единое национальное тестирование и принципы, на которых  оно базируется, выступают механизмом обеспечения социальной справедливости в доступе к высшему образованию, повышения объективности и достоверности  оценки его качества. Через прозрачность и гласность результатов ЕНТ  формируются механизмы общественного  контроля качества образования. С помощью  единых измерительных материалов (одновременное  использование аттестационных и  конкурсных тестовых заданий) обеспечивается государственный контроль в управлении качеством образования.

Как показывает статистика, система грантов и кредитов поставила  уровень доступности высшего  образования в зависимость от текущей социально-экономической  ситуации в стране. В период с 1997 по 2001 год объем бюджетного финансирования высшего образования в ВВП  республики сокращается с 4,7 % (65,6 млрд. тенге) до 3,3% (105 млрд. тенге) [160] и за последние 4 года его рост не превышает 0,2% (3,5%).

Важной особенностью развития и реформирования системы финансирования высшего образования РК в направлении  ее демократизации и приближения  к аналогичным процедурам финансирования высшего образования за рубежом  сегодня являются два принципиально  важных момента: переход с 2005 года от системы государственных образовательных  грантов и кредитов к системе  госзаказа на основе государственных  образовательных грантов и широкое  развитие системы коммерческого  кредитования образования через  банки второго уровня.

Задача концептуального  определения роли государства в  развитии и функционировании высшей школы остается одной из актуальных задач РК.

Одним из современных направлений  обеспечения качества высшего образования  РК становится стимулирование развития в этой сфере форм социального  партнерства. Подготовка конкурентоспособных  специалистов невозможна без прочных  связей вузов с производством, которые  существенно расширяются с переходом  высших учебных заведений на кредитную  технологию и новые государственные  стандарты образования. Привлечение  работодателей к определению  состава элективных дисциплин является принципиально новой формой их участия  и сотрудничества в управлении качеством  образовательных программ вузов. Организационной  формой участия работодателей в  управлении качеством вузовской  деятельности в Концепции развития образования РК до 2015 года предусмотрено  создание попечительских советов вуза. МОН РК активно привлекает работодателей  и представителей общественности республики к разработке государственных стандартов образования. Совместно с Конфедерацией  работодателей проводятся совещания  по вопросам подготовки кадров с высшим образованием и проблемам социального  партнерства в этой сфере. На заседании  VI Ассамблеи работодателей и предпринимателей 1 декабря 2003 года как одна из актуальных проблем подчеркивается необходимость консолидации усилий всех заинтересованных лиц в процессе профессиональной подготовки и важность трехстороннего диалога в нахождении наилучших путей инвестирования подготовки кадров.

Одной из мер государственного регулирования подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации РК является переход с 2007 года на трехуровневую  систему их подготовки. Одновременно упраздняется существующая, традиционная система получения ученого звания кандидата и доктора наук. Переход  на международные стандарты (процедуры) подготовки научно-педагогических кадров расширяет возможности их подготовки не только в Республике Казахстан, но и за рубежом.

С переходом на трехуровневую  систему подготовки упраздняется такая  форма послевузовской подготовки научно-педагогических кадров как институт соискательства, что в условиях ограниченного  госзаказа формирует проблему финансирования их подготовки.

Основными контрольными механизмами  оценки качества образовательной деятельности в рамках системы образования  Республики Казахстан являются: лицензирование, аттестация, аккредитация, рейтинг  вузов, единое национальное тестирование, промежуточный государственный  контроль знаний и итоговая государственная  аттестация обучающихся.

В разделе ВлНациональная система оценки качества образованияВ»  Государственной программы развития образования Республики Казахстан  на 2005-2010 годы проведение оценивания качества через процедуры аттестации, аккредитации и мониторинга входит в задачи Национальной системы оценки качества образования (НСОКО) [6, 162]. Ее функционирование поддерживается соответствующей инфраструктурой, в составе которой: Национальный аккредитационный центр (НАЦ), Национальный центр оценки качества образования (НЦОКО), Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования (НЦГСОТ), Центр сертификации, менеджмент а качества и консалтинга (ЦСМКК).

Лицензирование - процедура  государственной оценки наличия  в вузе необходимых минимальных  условий для получения им права  на реализацию деятельности по тем  или иным образовательным программам. Включает 11 пунктов требований, при  соблюдении которых вуз имеет  право получить лицензию на свою образовательную  деятельность.

Государственная аттестация учебного заведения следует за процедурой лицензирования, проводится с периодичностью в 5 лет и включает проверку и оценку на соответствие государственным стандартам качества содержания образовательных  программ, образовательной деятельности и знаний студентов. Среди наиболее значимых показателей оценки деятельности вуза, подконтрольных Министерству образования  и науки Республики Казахстан: укомплектованность штатными ППС (не менее 60 %), остепененность ППС (не менее 40% по специальности) и  ряд других.

Первый опыт проведения в 2001 году государственной аккредитации вузов РК свидетельствует о ее формальном характере и дублировании механизма аттестации как по процедуре  проведения, так и по содержанию. По этой причине ее действие временно было приостановлено.

Информация о работе Разработка механизмов обеспечения качества вуза