Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:42, курсовая работа
Как и в большинстве стран мира система по предоставлению образовательных услуг в Республике Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих составляющих:
-преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
-сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
-органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организацийВ».
1 Научные основы управления качеством
1.1 Методологические подходы к управлению качеством высшего образования
1.2 Качественное образование - как фактор стабильного социально-экономического развития страны
1.3 Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности учебных заведений
2. Анализ и оценка развития системы высшего образования в Казахстане
2.1 Состояние системы высшего образования в РК
2.2 Анализ моделей управления качеством вузовского образования
2.3 Государственный контроль и стимулирование качества профессионального образования
3. Разработка механизмов обеспечения качества вуза
3.1 Социально-экономическая оценка привлекательности вуза
3.2 Система внутреннего обеспечения качества деятельности вуза
Заключение
Эти и ряд других проблем
концептуально - программного, нормативно-правового,
организационно-методического, административного,
финансово-экономического характера
и определяют, сегодня, основные направления
государственного регулирования развития
высшего образования и
Важным направлением государственного
контроля и регулирования развития
системы высшего
Тенденция перехода национальной
системы высшего
Таким образом, в законодательном
порядке идентифицируются структуры
высшего профессионального
Стандартизация образования направлена на обеспечение качества содержания образовательной деятельности вузов РК и включает в себя определение состава, структуры и содержания образовательных программ. Основными механизмами их регулирования в рамках национальной системы образования являются: классификатор специальностей, государственный образовательный стандарт, типовой учебный план специальности и типовые учебные программы по дисциплинам специальности.
Совершенствование Классификатора
является позитивной тенденцией, характеризующей
ориентированность высшего
Согласно Закону Республики Казахстан ВлОб образованииВ» подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется в соответствии с государственными стандартами образования (ГОСО). ВлДеятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартамВ».
Соответствие учебных программ высших учебных заведений национальным образовательным стандартам повышает мобильность студентов при их переводе из вуза в вуз.
Внесение изменений и дополнений в Классификатор специальностей сопровождается пересмотром ГОСО. Так, например, по специальностям экономического направления сегодня подготовка осуществляется в соответствии с ГОСО ВлОбразование высшее базовое. БакалавриатВ», утвержденным МОН РК от 26 августа 2003года, № 577; ГОСО ВлОбразование высшее профессиональное. БакалавриатВ», утвержденным от 07 августа 2004 года, № 671 и ГОСО ВлОбразование высшее профессиональное. БакалавриатВ», введенный в действие 01.09.2006 года.
Современной тенденцией мер
структурирования и стандартизации
государством деятельности вузов РК
является нацеленность системы образования
на международные стандарты
Государственными стандартами
и типовыми учебными планами 2004 года
для специальностей, обучение по которым
ведется по кредитной технологии,
степень свободы вузов в
В разработке новых стандартов
образования принимают участие
ученые вузов РК, представители общественных,
научных, государственных организаций,
работодателей и международных
организаций в области
В рамках национальной системы образования для всех высших учебных заведений обеспечен свободный доступ к ресурсам, формирующим их контингент (обучающихся), который регулируется Законом ВлОб образованииВ» и Типовыми правилами приема в высшее учебное заведение. Механизм регулирования включают в себя следующие элементы: обязательное прохождение ЕНТ (единое национальное тестирование) с получением соответствующего сертификата, минимальный проходной балл - 40 и соответствие четвертого предмета ЕНТ профильному предмету по специальности. В целях повышения качества набора в 2006 году в Правила приема в высшие учебные заведения внесено ряд изменений: минимальный проходной балл - 60; обязательное соответствие по специальностям четвертого предмета ЕНТ; введение проходного балла по профильному предмету специальности (не менее 7).
С 2004 года, впервые, Министерством
образования в централизованном
порядке определяются специальности,
по которым учреждение образования
имеет право вести подготовку
специалистов по госзаказу. Условия
реализации госзаказа в проекте
новой редакции закона об образовании
РК дополняются еще одним
Обеспечение качественной подготовки специалистов напрямую связано с принципами формирования студенческого контингента.
В 1999 году, в целях упорядочения
организации набора и стимулирования
поступления в вузы по госзаказу
наиболее одаренной молодежи Постановлением
Правительства Республики Казахстан
№ 464 от 24 апреля 1999 года вводится новая
модель формирования студенческого
контингента государственных
В 2004 году Постановлением Правительства
Республики Казахстан №317 от 13 марта
2004 года вводится единое национальное
тестирование (ЕНТ), обеспечивающее совмещение
итоговой государственной аттестации
выпускников организаций
Вводятся новые правила
присуждения государственных
Таким образом, единое национальное
тестирование и принципы, на которых
оно базируется, выступают механизмом
обеспечения социальной справедливости
в доступе к высшему
Как показывает статистика,
система грантов и кредитов поставила
уровень доступности высшего
образования в зависимость от
текущей социально-
Важной особенностью развития
и реформирования системы финансирования
высшего образования РК в направлении
ее демократизации и приближения
к аналогичным процедурам финансирования
высшего образования за рубежом
сегодня являются два принципиально
важных момента: переход с 2005 года от
системы государственных
Задача концептуального определения роли государства в развитии и функционировании высшей школы остается одной из актуальных задач РК.
Одним из современных направлений
обеспечения качества высшего образования
РК становится стимулирование развития
в этой сфере форм социального
партнерства. Подготовка конкурентоспособных
специалистов невозможна без прочных
связей вузов с производством, которые
существенно расширяются с
Одной из мер государственного
регулирования подготовки научно-педагогических
кадров высшей квалификации РК является
переход с 2007 года на трехуровневую
систему их подготовки. Одновременно
упраздняется существующая, традиционная
система получения ученого
С переходом на трехуровневую систему подготовки упраздняется такая форма послевузовской подготовки научно-педагогических кадров как институт соискательства, что в условиях ограниченного госзаказа формирует проблему финансирования их подготовки.
Основными контрольными механизмами оценки качества образовательной деятельности в рамках системы образования Республики Казахстан являются: лицензирование, аттестация, аккредитация, рейтинг вузов, единое национальное тестирование, промежуточный государственный контроль знаний и итоговая государственная аттестация обучающихся.
В разделе ВлНациональная
система оценки качества образованияВ»
Государственной программы
Лицензирование - процедура государственной оценки наличия в вузе необходимых минимальных условий для получения им права на реализацию деятельности по тем или иным образовательным программам. Включает 11 пунктов требований, при соблюдении которых вуз имеет право получить лицензию на свою образовательную деятельность.
Государственная аттестация учебного заведения следует за процедурой лицензирования, проводится с периодичностью в 5 лет и включает проверку и оценку на соответствие государственным стандартам качества содержания образовательных программ, образовательной деятельности и знаний студентов. Среди наиболее значимых показателей оценки деятельности вуза, подконтрольных Министерству образования и науки Республики Казахстан: укомплектованность штатными ППС (не менее 60 %), остепененность ППС (не менее 40% по специальности) и ряд других.
Первый опыт проведения в 2001 году государственной аккредитации вузов РК свидетельствует о ее формальном характере и дублировании механизма аттестации как по процедуре проведения, так и по содержанию. По этой причине ее действие временно было приостановлено.
Информация о работе Разработка механизмов обеспечения качества вуза