Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:42, курсовая работа
Как и в большинстве стран мира система по предоставлению образовательных услуг в Республике Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих составляющих:
-преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
-сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
-органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организацийВ».
1 Научные основы управления качеством
1.1 Методологические подходы к управлению качеством высшего образования
1.2 Качественное образование - как фактор стабильного социально-экономического развития страны
1.3 Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности учебных заведений
2. Анализ и оценка развития системы высшего образования в Казахстане
2.1 Состояние системы высшего образования в РК
2.2 Анализ моделей управления качеством вузовского образования
2.3 Государственный контроль и стимулирование качества профессионального образования
3. Разработка механизмов обеспечения качества вуза
3.1 Социально-экономическая оценка привлекательности вуза
3.2 Система внутреннего обеспечения качества деятельности вуза
Заключение
-Модель системы менеджмент а качества по международному стандарту ISO 9001;
-Модель на основе всеобщего управления качеством;
-Модель Европейского фонда по менеджмент у качества (EFQM) и ее модификации для высшего образования;
-Модель премий Правительства и Министерства образования в области качества;
-Модель Центра исследований политики в области высшего образования (CHEPS) университета Твенте (Нидерланды);
-Модель Ассоциации
- Бельгийско-нидерландская модель;
-Модель национальной
-Модель эталонного
Однако известно, что стандарты
серии ИСО 9000 и аналогичные нормативные
документы разработаны в
Система качества как необходимый
элемент сертификации, помогает предприятию
обозначить свою нишу в области сбыта
продукции, является предупредительным
шагом в конкурентной борьбе, способствует
выходу на зарубежные рынки и повышению
качества продукции, что в конечном
итоге позволяет увеличить
В общем плане цели системы качества промышленного предприятия и вуза не имеют расхождений, но некоторые их отличия присутствуют. Сертификация высшего образования в прямом смысле слова для Республики Казахстан - дело неопределенного будущего.
Четко оговаривая требования к системе качества промышленного предприятия, указывая, что надо сделать, что должно быть, эти стандарты не дают ответ на вопрос о том, как это сделать, какими инструментами воспользоваться. Поэтому при разработке системы качества вуза от стандартов ИСО 9000 можно взять основные положения: терминологию, системный подход, жизненный цикл продукции и т.п. Используя философию TQM в современной казахстанской действительности, нельзя забывать о ее конфликтах с постсоветским менеджмент ом, о чем убедительно и красочно говорится в работе.
1.2 Качественное образование
как фактор стабильного
Особая роль образования в общекультурном развитии общества, формировании его духовного и нравственного уровня, развитии экономического потенциала государства и повышении уровня благосостояния населения подтверждается эволюцией развития и прогресса всей человеческой цивилизации. Во все времена уровень образованности личности был центром особого общественного внимания, определял социальный статус и служил основой ее материального благополучия.
В современном мире развитие системы образования де-факто осознается как основа социально-экономического развития государства и роста благосостояния его граждан.
По оценке Всемирного банка
в современной экономике доля
человеческого капитала в формировании
национального богатства
Во второй половине XX века стало очевидным, что лидирующей нацией XXI века будет та, которая сформирует наиболее эффективную систему образования. Это обстоятельство привело к пересмотру в развитых государствах роли, места и миссии образования в обществе и необходимости его приоритетного развития.
О возрастающей в глобальном
аспекте роли высшего образования
свидетельствуют исследования ЮНЕСКО,
которые выявили несколько
- рост численности студентов
с 1960 по 1995 год более чем в
6 раз (13 и 82 млн. человек, соответственно).
При таких темпах в 2010 году
прогнозируется рост числа
- значительный рост расходов
государства на его содержание
(за исключением стран,
- рост миграции научных
работников в развитые страны,
расслоение единства науки и
образования, расширение
- открытость и вариативность
высшего образования как
Сегодня уровень и качество
образования оказывают
С этой точки зрения уровень образованности населения региона может рассматриваться как один из основных факторов, определяющих размер валового регионального продукта. Существующая корреляция между уровнем образования и экономическим ростом доказывается практикой развития целого ряда государств.
В условиях рынка обеспечение
достаточного инвестирования в образование
считается одной из важнейших
задач политики поддержки образовательного
потенциала страны. Через систему
высшего образования и его
качество, в соответствие с рисунком
7, достигаются жизненные цели отдельной
личности, экономические интересы работодателей
и связанные с развитием
Рисунок - Взаимосвязь образования с целями заинтересованных в нем лиц
Стремление общества к саморазвитию, его трансформация в Влразвитое обществоВ» как главная цель и успешность в этом, прежде всего, определяются развитием сферы образования.
В цивилизованном, развитом обществе цель государства заключается в повышении уровня жизни своих граждан и реализуется через развитие национальной экономики, обеспечение всех ее отраслей кадрами высокой квалификации, подготовленными системой высшего образования.
Работодатели как субъекты
экономической системы
Современные подходы к
управлению организацией основываются
на необходимости максимального
раскрытия потенциала работающих в
ней людей, когда персонал рассматривается
в качестве ключевого фактора, определяющего
эффективность использования
Сфера образования в странах с развитой рыночной экономикой является одним из наиболее высокодоходных направлений инвестирования средств. К тому же образовательная сфера обладает достаточно невысокой степенью риска потерь инвестиций и дохода по ним. По оценкам американских экономистов, один доллар, вложенный в развитие системы образования, приносит от трех до шести долларов прибыли.
Образование как социальное явление, как социальный процесс и, наконец, как социальный институт, являясь элементом общества, испытывает на себе практически все изменения, происходящие в нем. Это вдвойне справедливо по отношению к образованию в обществе, переживающем глубокие, качественные трансформации. Именно таким и является сегодня казахстанское общество.
Несмотря на существование
проблем, связанных со становлением
в Республике Казахстан рыночных
отношений, сегодня социальная и
экономическая ситуация в стране
значительно улучшается. Если за 1991-2000
гг. численность населения страны
уменьшилась на 1,2 млн. чел. или на
7,7%, то в 2004 году по сравнению с 2000 годом
наблюдается рост населения на 1,3%
(202 тыс. чел.). К 2004 году на 9,6% по сравнению
с 1994 годом увеличивается
Обобщающим показателем
человеческого развития, благополучия
и благосостояния государства принято
считать индекс человеческого развития
(ИЧР). По данным ООН, в 1990 году шесть
стран СНГ имели высокий
Индекс развития человеческого
потенциала оценивает уровень средних
достижений государства по трем направлениям:
продолжительность жизни
Социально-экономическое развитие суверенного Казахстана в 90-е годы проходило в плоскости рыночных преобразований, охвативших все сферы жизни общества, включая и систему образования. Переходный характер процессов, происходящих в стране, экономические, политические, социальные реформы, связанные с демократизацией общества, его движением к построению рыночных отношений, не могли не повлиять на социальный институт образования. В республике наблюдается диверсификация институциональных структур, программ и форм обучения, их адаптация под условия рынка. Расширяется академическая свобода вузов. Заметным явлением этого периода стало значительное расширение частного сектора рынка образовательных услуг. Реформирование системы высшего образования происходит на фоне очевидной тенденции снижения качества образования, сопровождающегося резким ухудшением материальной базы и социального престижа образовательной деятельности.
С момента обретения
Экономическое развитие государства
прямо зависит от эффективности
развития и функционирования его
системы образования. В условиях
глобализации и формирования мирового
научно-технологического пространства
в последние 10-15 лет иной ценностный
аспект приобретает проблема конкурентоспособности
отраслей экономики. В информационном
обществе знания превращаются в основной
источник стоимости. Становится очевидным,
что экономический рост и конкурентоспособность
все в большей степени
В контексте мировых тенденций
обеспечения
Информация о работе Разработка механизмов обеспечения качества вуза