Разработка механизмов обеспечения качества вуза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Как и в большинстве стран мира система по предоставлению образовательных услуг в Республике Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих составляющих:
-преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
-сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
-органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организацийВ».

Содержание работы

1 Научные основы управления качеством
1.1 Методологические подходы к управлению качеством высшего образования
1.2 Качественное образование - как фактор стабильного социально-экономического развития страны
1.3 Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности учебных заведений
2. Анализ и оценка развития системы высшего образования в Казахстане
2.1 Состояние системы высшего образования в РК
2.2 Анализ моделей управления качеством вузовского образования
2.3 Государственный контроль и стимулирование качества профессионального образования
3. Разработка механизмов обеспечения качества вуза
3.1 Социально-экономическая оценка привлекательности вуза
3.2 Система внутреннего обеспечения качества деятельности вуза
Заключение

Файлы: 1 файл

referat 1 Pargev.docx

— 152.98 Кб (Скачать файл)

-Модель системы менеджмент а качества по международному стандарту ISO 9001;

-Модель на основе всеобщего  управления качеством;

-Модель Европейского фонда  по менеджмент у качества (EFQM) и ее модификации для высшего образования;

-Модель премий Правительства  и Министерства образования в  области качества;

-Модель Центра исследований  политики в области высшего  образования (CHEPS) университета Твенте (Нидерланды);

-Модель Ассоциации университетов  Нидерландов (VSNU);

- Бельгийско-нидерландская  модель;

-Модель национальной американской  премии по качеству "Baldrige National Quality Award" в области образования;

-Модель эталонного тестирования  для Австралийских университетов.

Однако известно, что стандарты  серии ИСО 9000 и аналогичные нормативные  документы разработаны в интересах  сертификации промышленной продукции.

Система качества как необходимый  элемент сертификации, помогает предприятию  обозначить свою нишу в области сбыта  продукции, является предупредительным  шагом в конкурентной борьбе, способствует выходу на зарубежные рынки и повышению  качества продукции, что в конечном итоге позволяет увеличить прибыль. Немаловажным результатом внедрения  системы качества является повышение  имиджа предприятия. Успех предприятия  даже в одном каком-либо направлении  может оправдать затраты на освоение системы качества. Как эти направления  сообразуются с деятельностью высших учебных заведений?

В общем плане цели системы  качества промышленного предприятия  и вуза не имеют расхождений, но некоторые  их отличия присутствуют. Сертификация высшего образования в прямом смысле слова для Республики Казахстан - дело неопределенного будущего.

Четко оговаривая требования к системе качества промышленного  предприятия, указывая, что надо сделать, что должно быть, эти стандарты  не дают ответ на вопрос о том, как  это сделать, какими инструментами  воспользоваться. Поэтому при разработке системы качества вуза от стандартов ИСО 9000 можно взять основные положения: терминологию, системный подход, жизненный  цикл продукции и т.п. Используя  философию TQM в современной казахстанской действительности, нельзя забывать о ее конфликтах с постсоветским менеджмент ом, о чем убедительно и красочно говорится в работе.

1.2 Качественное образование  как фактор стабильного социально-экономического  развития страны

Особая роль образования  в общекультурном развитии общества, формировании его духовного и  нравственного уровня, развитии экономического потенциала государства и повышении  уровня благосостояния населения подтверждается эволюцией развития и прогресса  всей человеческой цивилизации. Во все  времена уровень образованности личности был центром особого  общественного внимания, определял  социальный статус и служил основой  ее материального благополучия.

В современном мире развитие системы образования де-факто  осознается как основа социально-экономического развития государства и роста  благосостояния его граждан.

По оценке Всемирного банка  в современной экономике доля человеческого капитала в формировании национального богатства составляет от 60 до 80%. Аналогичная тенденция  наблюдается и в динамике составляющих стоимости компаний. Исследования Уотсона  Уэтта показывают, что в структуре  активов корпорации ВлNokiaВ» 95% составляют нематериальные активы, включающие квалификацию, навыки, талант работников и ноу-хау.

Во второй половине XX века стало очевидным, что лидирующей нацией XXI века будет та, которая сформирует наиболее эффективную систему образования. Это обстоятельство привело к пересмотру в развитых государствах роли, места и миссии образования в обществе и необходимости его приоритетного развития.

О возрастающей в глобальном аспекте роли высшего образования  свидетельствуют исследования ЮНЕСКО, которые выявили несколько общемировых  тенденций в развитии высшего  образования за последние десятилетия. Наиболее очевидными и значимыми  из них являются:

- рост численности студентов  с 1960 по 1995 год более чем в  6 раз (13 и 82 млн. человек, соответственно). При таких темпах в 2010 году  прогнозируется рост числа студентов  до 120 млн. человек и к 2020 году  до 130-140 млн. человек, то есть  практически в 2 раза больше  по сравнению с 1995 годом. Это  приведет к расширению материально-технической  базы системы высшего образования  и увеличению расходов на ее  содержание;

- значительный рост расходов  государства на его содержание (за исключением стран, входивших  в состав социалистического лагеря). В США эти расходы выросли  в 3 раза, в Западной Европе - в  3,4 раза, в Китае - в 2 раза, в  странах Восточной Азии - в 4 раза. В бывших социалистических странах  наблюдается уменьшение расходов  на 25 %;

- рост миграции научных  работников в развитые страны, расслоение единства науки и  образования, расширение влияния  многоуровневой англосаксонской  системы образования и появление  глобальных образовательных мегасистем. В настоящее время к мегасистемам  относятся: США (14 млн. студентов), Индия (5,7 млн.), Китай (5,7 млн.), Россия (4,4 млн.), Япония (3,9 млн.), Индонезия (2,3 млн.), Корея (2,2 млн.), Германия (2,1 млн.), Филиппины (2 млн.), Канада (2 млн.). При  этом из общего числа иностранных  студентов 28 % обучаются в США, 12 % - в Великобритании, 10 % - в Германии., 8 % - во Франции, 4 % - в России, 3 % - в  Японии. Высшее образование из  образовательной системы превратилось  в глобальную индустрию образования  и повышения квалификации, оцениваемую  свыше 27 млрд. долларов США;

- открытость и вариативность  высшего образования как следствие  наблюдающихся во всех сферах  жизни процессов глобализации  и унификации и расширяющихся  возможностей информационных технологий. Интеграция в экономической и  социальной сфере обусловила  интеграцию систем высшего образования  западноевропейских стран, где  высшее образование рассматривается  как один из главных национальных  приоритетов развития.

Сегодня уровень и качество образования оказывают непосредственное воздействие на экономическое развитие любой страны. Современное производство предъявляет все большие требования не только к техническому оснащению, но и к ВлвооружениюВ» работников необходимыми знаниями и их систематическому расширению и обновлению.

С этой точки зрения уровень  образованности населения региона  может рассматриваться как один из основных факторов, определяющих размер валового регионального продукта. Существующая корреляция между уровнем образования  и экономическим ростом доказывается практикой развития целого ряда государств.

В условиях рынка обеспечение  достаточного инвестирования в образование  считается одной из важнейших  задач политики поддержки образовательного потенциала страны. Через систему  высшего образования и его  качество, в соответствие с рисунком 7, достигаются жизненные цели отдельной  личности, экономические интересы работодателей  и связанные с развитием человеческих ресурсов цели государства и общества.

Рисунок - Взаимосвязь образования  с целями заинтересованных в нем  лиц

Стремление общества к  саморазвитию, его трансформация  в Влразвитое обществоВ» как главная  цель и успешность в этом, прежде всего, определяются развитием сферы  образования.

В цивилизованном, развитом обществе цель государства заключается  в повышении уровня жизни своих  граждан и реализуется через  развитие национальной экономики, обеспечение  всех ее отраслей кадрами высокой  квалификации, подготовленными системой высшего образования.

Работодатели как субъекты экономической системы государства  заинтересованы в рабочей силе, обладающей развитыми профессиональными качествами и высокой работоспособностью, как  основном факторе повышения эффективности  и дохода. При этом под эффективностью понимается не только прибыль, но и  выполнение социально значимых функций, в том числе не ориентированных  на получение прибыли.

Современные подходы к  управлению организацией основываются на необходимости максимального  раскрытия потенциала работающих в  ней людей, когда персонал рассматривается  в качестве ключевого фактора, определяющего  эффективность использования всех остальных ресурсов, имеющихся в  ее распоряжении. Опыт наиболее успешных отечественных и зарубежных компаний показывает, что инвестиции в персонал, создание условий для профессионального  роста работников и повышения  их готовности решать возникающие проблемы дают быструю и высокую отдачу на вложенные средства. Ежегодно крупные  западные корпорации тратят от 2 до 5% своего бюджета на обучение и развитие своих  работников.

Сфера образования в странах  с развитой рыночной экономикой является одним из наиболее высокодоходных направлений  инвестирования средств. К тому же образовательная  сфера обладает достаточно невысокой  степенью риска потерь инвестиций и  дохода по ним. По оценкам американских экономистов, один доллар, вложенный  в развитие системы образования, приносит от трех до шести долларов прибыли.

Образование как социальное явление, как социальный процесс  и, наконец, как социальный институт, являясь элементом общества, испытывает на себе практически все изменения, происходящие в нем. Это вдвойне  справедливо по отношению к образованию  в обществе, переживающем глубокие, качественные трансформации. Именно таким  и является сегодня казахстанское  общество.

Несмотря на существование  проблем, связанных со становлением в Республике Казахстан рыночных отношений, сегодня социальная и  экономическая ситуация в стране значительно улучшается. Если за 1991-2000 гг. численность населения страны уменьшилась на 1,2 млн. чел. или на 7,7%, то в 2004 году по сравнению с 2000 годом  наблюдается рост населения на 1,3% (202 тыс. чел.). К 2004 году на 9,6% по сравнению  с 1994 годом увеличивается численность  экономически активного населения. Пик численности безработного населения  республики приходится на период с 1996 года по 2000 год и составляет 968 тыс. чел. в 1997 году. В 2004 году этот показатель составляет 660 тыс. чел., то есть сокращается  на 31,8%. По статистическим данным в 2004 году в экономике Республики Казахстан  было занято 7,2 млн. чел. Уровень занятости  населения составил 91,6 %, уровень  безработицы - 8,4%. Доля низкодоходного населения, имеющего доходы (используемые на потребление) ниже величины прожиточного минимума, в среднем по республике сократилась с 28,4% в 2001 году до 24,2% в 2002 и 19,8% в 2003 году [115]. По итогам 2005 года ВВП на душу населения РК составил 3700 долларов США. К 2010 году в РК планируется  повышение душевого ВВП до семи тысячи долларов США, а по паритету покупательской способности - до 15 тысяч долларов.

Обобщающим показателем  человеческого развития, благополучия и благосостояния государства принято  считать индекс человеческого развития (ИЧР). По данным ООН, в 1990 году шесть  стран СНГ имели высокий уровень  человеческого развития (ИЧР>0,8), в их число входил и Казахстан (0,82) [116]. В настоящее время позиция Казахстане по ИЧР по годам выглядит следующим образом: 2000 год-73, 2001-75, 2002-80, 2003-76, 2004-78, 2005 год - 80 место.

Индекс развития человеческого  потенциала оценивает уровень средних  достижений государства по трем направлениям: продолжительность жизни граждан; знания, измеряемые уровнем грамотности  взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом поступивших  в начальные, средние и высшие учебные заведения, и уровень  жизни, оцениваемый ВВП на душу населения. Несмотря на рост в 2005 году численности  студентов на 10000 населения до 497 человек, высокий уровень грамотности  населения РК (99,4% - по уровню грамотности  Казахстан находится в числе  первых трех процентов стран в  мире) и степень охвата населения  республики обучением (81%), уровень доступности  образования не обеспечивает мировых  стандартов (30% взрослого населения).

Социально-экономическое  развитие суверенного Казахстана в 90-е годы проходило в плоскости  рыночных преобразований, охвативших все сферы жизни общества, включая  и систему образования. Переходный характер процессов, происходящих в  стране, экономические, политические, социальные реформы, связанные с  демократизацией общества, его движением  к построению рыночных отношений, не могли не повлиять на социальный институт образования. В республике наблюдается диверсификация институциональных структур, программ и форм обучения, их адаптация под условия рынка. Расширяется академическая свобода вузов. Заметным явлением этого периода стало значительное расширение частного сектора рынка образовательных услуг. Реформирование системы высшего образования происходит на фоне очевидной тенденции снижения качества образования, сопровождающегося резким ухудшением материальной базы и социального престижа образовательной деятельности.

С момента обретения независимости  система высшего образования  Казахстана преодолела несколько этапов реформирования, содержание которых  в различные периоды времени  было направлено на становление законодательной  и нормативной правовой базы высшего  образования; модернизацию системы  высшего образования, обновление ее содержания; децентрализацию управления финансированием образования, расширением  академических свобод учреждений образования; стратегическим развитием системы  высшего профессионального образования (современный этап, берущий начало в 2001 году).

Экономическое развитие государства  прямо зависит от эффективности  развития и функционирования его  системы образования. В условиях глобализации и формирования мирового научно-технологического пространства в последние 10-15 лет иной ценностный аспект приобретает проблема конкурентоспособности  отраслей экономики. В информационном обществе знания превращаются в основной источник стоимости. Становится очевидным, что экономический рост и конкурентоспособность  все в большей степени определяются Влэкономикой знанийВ» и в меньшей  степени Влэкономикой производстваВ». ВлВ современном западном мире лишь 15% активного населения непосредственное отношение имеют к производству товаров, остальные 85% добавляют стоимость  в процессе творчества, менеджмент а и передачи информацииВ». В мировой таблице конкурентоспособности экономического роста за 2005-2006 годы по ВлДавосскомуВ» индексу из 117 стран Казахстан занимает 61 место, опережая все государства СНГ.

В контексте мировых тенденций  обеспечения конкурентоспособности  национальной экономики в Республике Казахстан наблюдается качественно  новое переосмысление роли высшего  образования в социально-экономическом  развитии государства. ВлСамо понятие  ВлобразованиеВ» трансформируется и расширяетсяВ». ВлПроисходит переход  от концепции функциональной подготовки к концепции развития личностиВ». ВлВсе большее значение приобретает  непрерывное образование и образование  взрослыхВ». Перечисленные тенденции  определяют основные направления современного этапа в развитии науки и системы  образования Казахстана.

Информация о работе Разработка механизмов обеспечения качества вуза