Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:42, курсовая работа
Как и в большинстве стран мира система по предоставлению образовательных услуг в Республике Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих составляющих:
-преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
-сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
-органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организацийВ».
1 Научные основы управления качеством
1.1 Методологические подходы к управлению качеством высшего образования
1.2 Качественное образование - как фактор стабильного социально-экономического развития страны
1.3 Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности учебных заведений
2. Анализ и оценка развития системы высшего образования в Казахстане
2.1 Состояние системы высшего образования в РК
2.2 Анализ моделей управления качеством вузовского образования
2.3 Государственный контроль и стимулирование качества профессионального образования
3. Разработка механизмов обеспечения качества вуза
3.1 Социально-экономическая оценка привлекательности вуза
3.2 Система внутреннего обеспечения качества деятельности вуза
Заключение
Следуя стратегическому
плану развития Республики Казахстан
до 2010 года, Министерство образования
и науки РК разработало Программу
модернизации национальной системы
многоуровневого образования
Одним из интегральных показателей развития высшего образования, принятым в мировом сообществе, является количество студентов, приходящихся на 10 тысяч населения. По данному показателю в Республике Казахстан прослеживается устойчивая тенденция роста, в основе которой различные по своему характеру и содержанию процессы. В течение 90-х годов (особенно второй их половине) рост численности студентов, в основном, объяснялся Влмассовой доступностьюВ» высшего образования по его стоимости и лояльности условий поступления в вузы. Как следствие, число студентов, приходящееся на 10 000 населения, в 2004/2005 учебном году составило 497 человек против 440 в 2003/2004, 297 - в 2000/2001, 245 - в 1999/2000, 187 - в 1997/1998 и 175 - в 1990/1991 учебном году.
Если количественный показатель развития говорит о позитивных процессах в системе высшего образования РК, то проводимые социологические исследования выявляют существующую тенденцию снижения качества образования. По результатам анкетирования, проведенного в 2001 году в рамках проекта ВлСоциальное партнерство в профессиональном образовании и обученииВ», на низкое качество подготовки специалистов указало 36% респондентов и необходимость в обновлении учебных программ в соответствие с требованиями производства -19%.
ВВЕДЕНИЕ ряда мер государственного
регулирования качества образовательной
деятельности, таких как ужесточение
условий лицензирования, установление
порогового уровня знаний для получения
государственного образовательного гранта
и кредита и зачисления в вузы
на платной основе, практика промежуточного
государственного контроля знаний обучающихся,
дифференцированное повышение государственной
сметы на подготовку молодых специалистов
(служит индикатором финансовой деятельности
и для негосударственных вузов)
Стремление получить высшее
образование в обществе становится
более осознанным и целенаправленным.
Это проявляется в росте
Вместе с тем в структуре
образования прослеживается очевидная
негативная тенденция: увеличение спроса
на модные, престижные специальности (гуманитарно-социальные,
юридические, экономические, управленческие)
и сокращение на другие (естественнонаучные,
педагогические, те6хнические). Данная
тенденция, несмотря на приоритетность
бюджетного финансирования по этим направлениям
подготовки сохраняется и отрицательно
сказывается на равновесии рынка
труда, создавая избыток кадров с
высшим образованием по одним специальностям
и дефицит по другим. Одновременно
наблюдаются диспропорции в системе
образования и
По показателю количество
вузов на 1 млн. населения Казахстан
опережает такие страны, как США,
Франция, Япония, Германия и Россия.
Анализ количественного состава
высших учебных заведений
По данным переписи населения РК 1999 года наиболее высокий уровень жителей, имеющих высшее образование отмечался в городах Алматы и Астана, а самый низкий зафиксирован в Северо - Казахстанской области, что объясняется географическим положением, существующим уровнем социально-культурного развития и проблемой неравномерной концентрации учебных заведений по регионам республики.
В системе высшей школы РК проблема неравномерной концентрации учебных заведений по регионам остается актуальной и сегодня, формируя проблемы кадрового обеспечения отраслей регионов и диспропорции в спросе и предложении рабочей силы на региональных рынках труда. Данная проблема в РК нашла свое решение, в том числе, за счет расширения сети действующих вузов, которое осуществляется в основном путем открытия негосударственных учебных заведений, число которых за период с 1996/1997 по 2004/2005 учебный год возросло с 52 до 130 (в 2,5 раза), а численность студентов - с 25 до 400 тысяч человек (в 16 раз).
Таблица - Динамика высших учебных заведений, контингента студентов и наполняемости вузов РК
Учебный год |
Количество учебных заведений, единиц |
Контингент студентов, тыс. чел. |
Наполняемость вузов, человек |
|
Все вузы республики |
||||
1990/1991 |
55 |
287,4 |
5225 |
|
1996/1997 |
111 |
280,8 |
2530 |
|
1998/1999 |
144 |
318,8 |
2214 |
|
1999 /2000 |
163 |
365,4 |
2242 |
|
2003/2004 |
180 |
658,2 |
3657 |
|
2004/2005 |
181 |
747,1 |
4128 |
|
Государственные вузы |
||||
1990/1991 |
55 |
287,4 |
225 |
|
1996/1997 |
59 |
255,8 |
4336 |
|
1998/1999 |
56 |
254,9 |
4552 |
|
1999 /2000 |
57 |
271,0 |
4754 |
|
2003/2004 |
46 |
360,1 |
7828 |
|
2004/2005 |
51 |
347,1 |
6806 |
|
Негосударственные вузы |
||||
1990/1991 |
- |
- |
- |
|
1996/1997 |
52 |
25,0 |
481 |
|
1998/1999 |
88 |
63,9 |
626 |
|
1999 /2000 |
106 |
94,4 |
891 |
|
2003/2004 |
134 |
298,1 |
2245 |
|
2004/2005 |
130 |
400,0 |
3077 |
|
Объективная необходимость
закрепления позитивных тенденций
экономического роста и достижения
его устойчивости требует совершенствования
политики человеческого развития, обеспечивающей
формирование трудовых ресурсов, востребованных
конкурентоспособной экономикой страны,
и иных подходов к рассмотрению человеческого
фактора в общем процессе формирования
в стране тенденций устойчивого
экономического роста. Эта новая
парадигма социально-
1.3 Зарубежный опыт оценки
эффективности деятельности
Сегодня одной из наиболее актуальных тем в рамках высшего образования является вступление Казахстана в Болонский процесс. В связи с этим невозможно не акцентировать внимание на эффективности высшего образования, неотъемлемым элементом которого является постоянное проведение оценки его качества. Данная тема становится все более популярной, поэтому представляется целесообразным провести некоторый анализ методов оценки, применяющихся на Западе - в Европе и США. Рассмотрение зарубежного опыта позволит нам понять, насколько данные методики оптимальны для Казахстана, и какие шаги нам необходимо сделать на пути к качественному высшему образованию.
В мировой практике применяются различные подходы к оценке качества работы вузов: репутационный, результативный и общий.
Репутационный подход использует экспертный механизм для оценки уровня профессиональных образовательных программ и учебных заведений в целом. Результативный основан на измерении количественных показателей деятельности вуза. Общий подход базируется на принципах "всеобщего управления качеством" (Total Quality Management, TQM) и требований к системам менеджмент а качества Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO).
Итак, говоря о методиках оценивания высшего образования, следует отметить, что основными акторами в данном процессе с европейской стороны являются Европейская Ассоциация Университетов, Европейская Сеть по Обеспечению Качества Высшего Образования, Европейская Комиссия, Национальный Союз Студентов Европы, а также национальные агентства и ассоциации, университеты и министерства. В Америке основная роль отводится самим университетам, причем во многих есть собственные оценочные центры, и независимым оценочным организациям.
Главными целями структур, проводящих оценку качества высшего образования, являются следующие:
-во-первых, обеспечение качества
высшего образования в
-во-вторых, поддержание и
оказание поддержки высшим
-в-третьих, стимулирование
взаимного обмена информацией
по вопросам обеспечения
Основными методами оценивания являются оценка, аккредитация, аудит и ранжирование Далее каждый из методов будет рассмотрен более детально.
ВлОценкаВ» - в глобальном смысле термин обеспечения качества, однако, довольно часто она рассматривается параллельно другим методам, таким как, например, аудит. Различают Влоценку предметаВ», Влоценку программыВ», Влоценку учебного заведенияВ», Влоценку темыВ».
Наиболее распространенными оценками, используемыми и в Европе, и в США, являются оценка программ и учебного заведения. Связано это с тем, что два других типа более частные и требуют больше усилий для оценивания, тогда более востребованные виды оценок позволяют довольно быстро дать представление о состоянии университета.
Далее рассмотрим ВлаккредитациюВ»,
этот метод в последнее время
особенно активно применяется в
Европейской системе
ВлАудитВ» - это метод, в рамках которого должны быть оценены сильные и слабые стороны механизмов, обеспечивающих качество образования, которые распространены в оцениваемом учебном заведении Традиционно аудит наиболее распространен в Великобритании и Ирландии.
ВлРанжированиеВ» является элементом оценки, в ходе которого сравниваются результаты по предметам, программам, учебным заведениям или темам. Это, по мнению Европейской Ассоциации Университетов, ведет к постоянному обмену положительным опытом. Это наиболее молодой и неизученный метод в рамках оценивания.
Основными принципами, на которых строится оценка, являются самостоятельность и независимость от государства и других ВУЗов в выборе процедур оценки, применение самооценки, внешняя оценка экспертами и опубликование отчета. В рамках Европейской системы оценки качества эта модель получила название ВлчетырехступенчатойВ». Здесь хотелось бы акцентировать внимание на двух аспектах.
Во-первых, экспертная группа: она чаще всего состоит из представителей университетов, а также представителей предметной области, международных экспертов, в некоторых случаях выпускников и студентов, плюс профессиональных организаций.
Информация о работе Разработка механизмов обеспечения качества вуза