Разработка механизмов обеспечения качества вуза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Как и в большинстве стран мира система по предоставлению образовательных услуг в Республике Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих составляющих:
-преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
-сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
-органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организацийВ».

Содержание работы

1 Научные основы управления качеством
1.1 Методологические подходы к управлению качеством высшего образования
1.2 Качественное образование - как фактор стабильного социально-экономического развития страны
1.3 Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности учебных заведений
2. Анализ и оценка развития системы высшего образования в Казахстане
2.1 Состояние системы высшего образования в РК
2.2 Анализ моделей управления качеством вузовского образования
2.3 Государственный контроль и стимулирование качества профессионального образования
3. Разработка механизмов обеспечения качества вуза
3.1 Социально-экономическая оценка привлекательности вуза
3.2 Система внутреннего обеспечения качества деятельности вуза
Заключение

Файлы: 1 файл

referat 1 Pargev.docx

— 152.98 Кб (Скачать файл)

Следуя стратегическому  плану развития Республики Казахстан  до 2010 года, Министерство образования  и науки РК разработало Программу  модернизации национальной системы  многоуровневого образования для  повышения качества подготовки человеческих ресурсов, удовлетворения потребностей личности и общества. Объем расходов государственного бюджета, необходимых  для реализации Программы, по предварительным  подсчетам, составил 330812,0 млн. тенге, в  том числе из средств республиканского бюджета предполагается выделить 175769,8 млн. тенге, из средств местных бюджетов - 155 042,2 млн. тенге. В ближайшие три  года в структуре ВВП расходы  на образование планируется увеличить  до 4,1%.

Одним из интегральных показателей  развития высшего образования, принятым в мировом сообществе, является количество студентов, приходящихся на 10 тысяч  населения. По данному показателю в  Республике Казахстан прослеживается устойчивая тенденция роста, в основе которой различные по своему характеру  и содержанию процессы. В течение 90-х годов (особенно второй их половине) рост численности студентов, в основном, объяснялся Влмассовой доступностьюВ» высшего образования по его стоимости  и лояльности условий поступления  в вузы. Как следствие, число студентов, приходящееся на 10 000 населения, в 2004/2005 учебном году составило 497 человек  против 440 в 2003/2004, 297 - в 2000/2001, 245 - в 1999/2000, 187 - в 1997/1998 и 175 - в 1990/1991 учебном году.

Если количественный показатель развития говорит о позитивных процессах  в системе высшего образования  РК, то проводимые социологические  исследования выявляют существующую тенденцию  снижения качества образования. По результатам  анкетирования, проведенного в 2001 году в рамках проекта ВлСоциальное партнерство  в профессиональном образовании  и обученииВ», на низкое качество подготовки специалистов указало 36% респондентов и необходимость в обновлении учебных программ в соответствие с требованиями производства -19%.

ВВЕДЕНИЕ ряда мер государственного регулирования качества образовательной  деятельности, таких как ужесточение  условий лицензирования, установление порогового уровня знаний для получения  государственного образовательного гранта и кредита и зачисления в вузы на платной основе, практика промежуточного государственного контроля знаний обучающихся, дифференцированное повышение государственной  сметы на подготовку молодых специалистов (служит индикатором финансовой деятельности и для негосударственных вузов), с одной стороны, и повышение  ответственности вузов за качество своей деятельности, с другой стороны, постепенно формирует в системе  высшего образования эффект ВлситаВ». Доступность высшего образования  перестает носить всеобщий, массовый характер. Ежегодно, в среднем на 25-30%, повышается стоимость обучения в вузах. Несмотря на это, численность  обучающихся в высших учебных  заведениях в 2003/2004 учебном году составляет 658,2 тысячи человек, в 2004/2005 -747,1 тысячи человек и возрастает по сравнению  с аналогичным показателем 1999/2000 учебного года в 2 раза. Количество студентов, приходящихся на 10000 населения, за этот период времени тоже возрастает в 2 раза - с 245 до 497 человек. В значительной степени, это объясняется стабилизацией экономики Казахстана, которая сопровождается ростом потребности на рынке труда в высококвалифицированных специалистах, особенно по техническим и гуманитарным направлениям подготовки. Рынок предъявляет новые требования к знаниям специалистов. Эти требования подвержены рыночной конъюнктуре, а в условиях глобализации приобретают в высшей степени динамичный характер.

Стремление получить высшее образование в обществе становится более осознанным и целенаправленным. Это проявляется в росте численности  не только выпускников школ, стремящихся  поступить в вузы для получения  образования. Мотивы образовательной  деятельности расширяются. Динамика конъюнктуры  на рынке труда требует опережающего образования, то есть подготовки специалистов с ориентацией на технологический  прогресс, подготовки специалистов широкого профиля, способных быстро менять профессию. Получает развитие спрос на доучивание в вузе на базе среднего профессионального  образования и формы послевузовской подготовки, переподготовки и повышения  квалификации. Несмотря на то, что большая  часть затрат на подготовку возмещается  за счет средств обучающихся, спрос  на образовательные услуги варьирует  в широком диапазоне возрастных категорий, от выпускников средних  школ до ведущих специалистов и топ-менеджеров фирм и госучреждений.

Вместе с тем в структуре  образования прослеживается очевидная  негативная тенденция: увеличение спроса на модные, престижные специальности (гуманитарно-социальные, юридические, экономические, управленческие) и сокращение на другие (естественнонаучные, педагогические, те6хнические). Данная тенденция, несмотря на приоритетность бюджетного финансирования по этим направлениям подготовки сохраняется и отрицательно сказывается на равновесии рынка  труда, создавая избыток кадров с  высшим образованием по одним специальностям и дефицит по другим. Одновременно наблюдаются диспропорции в системе  образования и профессионального  обучения. При объективно существующей на рынке труда потребности в  рабочих профессиях, численность  учащихся в профессиональных лицеях (школах) в 2004 году по сравнению с 1999 годом возросла с 92 до 99 тысяч человек, то есть на 7,6%, при росте (за этот же период) численности обучающихся  в колледжах - на 68,7% и в вузах - на 106%.

По показателю количество вузов на 1 млн. населения Казахстан  опережает такие страны, как США, Франция, Япония, Германия и Россия. Анализ количественного состава  высших учебных заведений свидетельствует  о том, что на этапе рыночного  становления ВПО количество вузов  динамично возрастает с 55 в 1991 году до 181 в 2004 году, то есть в 3,3 раза (таблица 2).

По данным переписи населения  РК 1999 года наиболее высокий уровень  жителей, имеющих высшее образование  отмечался в городах Алматы и  Астана, а самый низкий зафиксирован в Северо - Казахстанской области, что объясняется географическим положением, существующим уровнем социально-культурного  развития и проблемой неравномерной  концентрации учебных заведений  по регионам республики.

В системе высшей школы  РК проблема неравномерной концентрации учебных заведений по регионам остается актуальной и сегодня, формируя проблемы кадрового обеспечения отраслей регионов и диспропорции в спросе и предложении рабочей силы на региональных рынках труда. Данная проблема в РК нашла свое решение, в том  числе, за счет расширения сети действующих  вузов, которое осуществляется в  основном путем открытия негосударственных учебных заведений, число которых за период с 1996/1997 по 2004/2005 учебный год возросло с 52 до 130 (в 2,5 раза), а численность студентов - с 25 до 400 тысяч человек (в 16 раз).

Таблица - Динамика высших учебных  заведений, контингента студентов  и наполняемости вузов РК

 

Учебный год

Количество учебных заведений, единиц

Контингент студентов, тыс. чел.

Наполняемость вузов, человек

 

Все вузы республики

       

1990/1991

55

287,4

5225

 

1996/1997

111

280,8

2530

 

1998/1999

144

318,8

2214

 

1999 /2000

163

365,4

2242

 

2003/2004

180

658,2

3657

 

2004/2005

181

747,1

4128

 

Государственные вузы

       

1990/1991

55

287,4

225

 

1996/1997

59

255,8

4336

 

1998/1999

56

254,9

4552

 

1999 /2000

57

271,0

4754

 

2003/2004

46

360,1

7828

 

2004/2005

51

347,1

6806

 

Негосударственные вузы

       

1990/1991

-

-

-

 

1996/1997

52

25,0

481

 

1998/1999

88

63,9

626

 

1999 /2000

106

94,4

891

 

2003/2004

134

298,1

2245

 

2004/2005

130

400,0

3077

 
         

Объективная необходимость  закрепления позитивных тенденций  экономического роста и достижения его устойчивости требует совершенствования  политики человеческого развития, обеспечивающей формирование трудовых ресурсов, востребованных конкурентоспособной экономикой страны, и иных подходов к рассмотрению человеческого  фактора в общем процессе формирования в стране тенденций устойчивого  экономического роста. Эта новая  парадигма социально-экономического развития общества, когда во главу  угла ставится человек, была воплощена  в разработанной и опубликованной в 1997 году Стратегии ВлКазахстан-2030В» и названной ВлПроцветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцевВ». В Стратегии одним  из приоритетов выдвигается Влздоровье, образование и благополучие граждан КазахстанаВ», то есть главные элементы, обеспечивающие позитивную тенденцию человеческого развития.

1.3 Зарубежный опыт оценки  эффективности деятельности учебных  заведений

Сегодня одной из наиболее актуальных тем в рамках высшего  образования является вступление Казахстана в Болонский процесс. В связи  с этим невозможно не акцентировать  внимание на эффективности высшего  образования, неотъемлемым элементом  которого является постоянное проведение оценки его качества. Данная тема становится все более популярной, поэтому  представляется целесообразным провести некоторый анализ методов оценки, применяющихся на Западе - в Европе и США. Рассмотрение зарубежного  опыта позволит нам понять, насколько  данные методики оптимальны для Казахстана, и какие шаги нам необходимо сделать  на пути к качественному высшему  образованию.

В мировой практике применяются  различные подходы к оценке качества работы вузов: репутационный, результативный и общий.

Репутационный подход использует экспертный механизм для оценки уровня профессиональных образовательных  программ и учебных заведений  в целом. Результативный основан  на измерении количественных показателей  деятельности вуза. Общий подход базируется на принципах "всеобщего управления качеством" (Total Quality Management, TQM) и требований к системам менеджмент а качества Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO).

Итак, говоря о методиках  оценивания высшего образования, следует  отметить, что основными акторами в данном процессе с европейской  стороны являются Европейская Ассоциация Университетов, Европейская Сеть по Обеспечению Качества Высшего Образования, Европейская Комиссия, Национальный Союз Студентов Европы, а также  национальные агентства и ассоциации, университеты и министерства. В Америке  основная роль отводится самим университетам, причем во многих есть собственные  оценочные центры, и независимым  оценочным организациям.

Главными целями структур, проводящих оценку качества высшего  образования, являются следующие:

-во-первых, обеспечение качества  высшего образования в различных  контекстах: экономическом, социальном  и культурном;

-во-вторых, поддержание и  оказание поддержки высшим учебным  заведениям в применении мер  по улучшению качества преподавания  и обучения;

-в-третьих, стимулирование  взаимного обмена информацией  по вопросам обеспечения качества  образования.

Основными методами оценивания являются оценка, аккредитация, аудит  и ранжирование Далее каждый из методов  будет рассмотрен более детально.

ВлОценкаВ» - в глобальном смысле термин обеспечения качества, однако, довольно часто она рассматривается  параллельно другим методам, таким  как, например, аудит. Различают Влоценку предметаВ», Влоценку программыВ», Влоценку учебного заведенияВ», Влоценку темыВ».

Наиболее распространенными  оценками, используемыми и в Европе, и в США, являются оценка программ и учебного заведения. Связано это  с тем, что два других типа более  частные и требуют больше усилий для оценивания, тогда более востребованные виды оценок позволяют довольно быстро дать представление о состоянии  университета.

Далее рассмотрим ВлаккредитациюВ», этот метод в последнее время  особенно активно применяется в  Европейской системе обеспечения  качества образования, в частности  в Германии, Норвегии и Нидерландах, где этот метод является основным. Во-первых, необходимо отметить, что  оценка и аккредитация - это разные вещи. В отчете Европейской Сети по Обеспечению Качества Высшего  Образования за 2001 год, аккредитация была охарактеризована по следующим  признакам: аккредитация должна признавать или не признавать, что тоже возможно, что программа университета или  он сам отвечают необходимым стандартам. Помимо этого аккредитация включает в себя оценку на основе ранжирования, данные основываются на критериях качества и всегда ВлдвоичныВ» - это всегда либо ВлдаВ», либо ВлнетВ». Последнее  время аккредитация получила особое распространение: в Германии аккредитуются  все новые учебные программы, это позволяет сделать институты  более гибкими в создании новых  программ; в Нидерландах недавно  появилась Национальная Организация  по Аккредитации, которая занимается внешней оценкой университетов.

ВлАудитВ» - это метод, в  рамках которого должны быть оценены  сильные и слабые стороны механизмов, обеспечивающих качество образования, которые распространены в оцениваемом  учебном заведении Традиционно  аудит наиболее распространен в  Великобритании и Ирландии.

ВлРанжированиеВ» является элементом оценки, в ходе которого сравниваются результаты по предметам, программам, учебным заведениям или  темам. Это, по мнению Европейской Ассоциации Университетов, ведет к постоянному  обмену положительным опытом. Это  наиболее молодой и неизученный  метод в рамках оценивания.

Основными принципами, на которых  строится оценка, являются самостоятельность  и независимость от государства  и других ВУЗов в выборе процедур оценки, применение самооценки, внешняя  оценка экспертами и опубликование  отчета. В рамках Европейской системы  оценки качества эта модель получила название ВлчетырехступенчатойВ». Здесь  хотелось бы акцентировать внимание на двух аспектах.

Во-первых, экспертная группа: она чаще всего состоит из представителей университетов, а также представителей предметной области, международных  экспертов, в некоторых случаях  выпускников и студентов, плюс профессиональных организаций.

Информация о работе Разработка механизмов обеспечения качества вуза