Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:42, курсовая работа
Как и в большинстве стран мира система по предоставлению образовательных услуг в Республике Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих составляющих:
-преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
-сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
-органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организацийВ».
1 Научные основы управления качеством
1.1 Методологические подходы к управлению качеством высшего образования
1.2 Качественное образование - как фактор стабильного социально-экономического развития страны
1.3 Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности учебных заведений
2. Анализ и оценка развития системы высшего образования в Казахстане
2.1 Состояние системы высшего образования в РК
2.2 Анализ моделей управления качеством вузовского образования
2.3 Государственный контроль и стимулирование качества профессионального образования
3. Разработка механизмов обеспечения качества вуза
3.1 Социально-экономическая оценка привлекательности вуза
3.2 Система внутреннего обеспечения качества деятельности вуза
Заключение
Целенаправленная работа
по формированию имиджа и повышению
привлекательности вуза предполагает
определение основных блоков факторов
и функциональных зон деятельности
вуза, в наибольшей степени влияющих
на уровень привлекательности. Их состояние
должно быть постоянно в поле зрения
и анализироваться и
Ресурсный блок включает совокупность
показателей, оценивающих состояние
и динамику развития материально-технической
базы вуза и уровень квалификации
профессорско-
Удовлетворенность образовательными
услугами заинтересованных лиц, несмотря
на свою субъективность - один из основных
показателей в исследовании и
оценке привлекательности вуза. В
основе методологии изучения степени
удовлетворенности
Например, по социальному блок-пакету оценки удовлетворенности идентичными для всех респондентов вопросами, характеризующими состояние и эффективность работы вуза на этом направлении являются:
- обеспеченность учебного
процесса техническими
- комфортность условий труда / обучения, студенческого быта и досуга;
- оснащенность рабочих мест ППС / аудиторий и лабораторий;
- условия для выполнения научной деятельности;
- эффективность и доступность информационных ресурсов;
- размер заработной платы / стоимость обучения;
- эффективность системы
софинансирования научной
- пакет программ социальной поддержки и т.д.
Международная составляющая деятельности вуза - одно из направлений деятельности, повышающих его привлекательность для абитуриентов - потребителей образовательных услуг. Вуз самостоятельно определяет для себя направления и показатели оценки состояния ее развития.
Связь с общественностью
целесообразно анализировать и
оценивать с точки зрения эффективности
организации корпоративных
Ценовая политика вуза, как
правило, определяется целями ценообразования.
Чаще всего цена используется вузом
как инструмент формирования спроса
или как индикатор качества его
образовательных услуг. При эластичном
спросе более низкие цены увеличивают
набор, а более высокие - сокращают.
Поэтому статистика и динамика набора
- один из основных показателей ценовой
привлекательности вуза. Наряду со
стоимостью обучения, к числу показателей
ценовой привлекательности вуза
следует отнести условия
Набор и его качество следует
рассматривать двухаспектно: как
результат эффективности
Показатели и критерии оценки могут быть детализированы в зависимости от фактически сложившегося уровня привлекательности вуза (в том числе в сравнении с конкурентами) и значимости того или иного фактора оценки для формирования его имиджа. Имеют свою специфику и вузовские формы и механизмы формирования и оценки его привлекательности.
В Инновационном Евразийском университете, как и в большинстве вузов РК, наибольшее распространение в оценке качества и различных аспектов привлекательности вуза получили количественные методы, в основе которых контрольные показатели - как механизм формирования и эталон оценки привлекательности и система нормативов для расчета текущего уровня параметров привлекательности.
Контрольные нормативы в
ИнЕУ формируются по 9 направлениям
деятельности вуза, в числе которых:
учебно-методическая и научно-методическая
работа; развитие системы довузовского
образования и
Рисунок - Внутренний механизм управления процессом формирования привлекательности вуза
В рамках установленных нормативов
структурные подразделения
3.2 Система внутреннего
обеспечения качества
Эффективность и результативность
управления качеством вузовской
деятельности во многом определяется
уровнем организации и
Несмотря на это, именно этап
оценки сегодня является наиболее слабым
звеном внутренних систем управления
качеством образовательной
Рисунок - Модель обеспечения качества деятельности высшего учебного заведения на основе процедуры самооценки
Усиление роли самооценки
как внутреннего механизма
Процедура самооценки в системе
внутреннего механизма
При ее разработке в исследовании учитывались следующие факторы:
- зарубежный опыт
- отечественный опыт
- направления реформирования
системы высшей школы,
- национальные особенности
и специфика содержания
Концептуально-методологический
подход к разработке модели самооценки.Методологиче
Шаг 1. Основой, формирующей концептуальный подход к проектированию процедуры самооценки, определяющий ее направленность, целеполагание, содержание и принципы, на которых она базируется, являются концепция и программные документы, определяющие направления развития и реформирования высшей школы Республики Казахстан.
Анализ содержания проекта
новой редакции закона об образовании
и Государственной программы
развития образования Республики Казахстан
на 2005-2010 годы свидетельствует о
тенденции направленности системы
управления деятельностью вузов РК на
управление на основе стратегического
планирования и внедрение стратегического мене
Отсюда вывод первый: ключевым элементом концептуального подхода к проектированию процедуры самооценки вуза является использование метода оценки на основе миссии, стратегии, стратегических целей и индикаторов. Это не исключает использование системы количественных показателей, но в процедуре самооценки они не являются доминирующими и приоритетными.
Вывод второй (как следствие вывода 1): результаты самооценки - информационная база стратегического планирования и текущей деятельности по совершенствованию качества образовательной деятельности вуза. Управление качеством тем эффективнее, чем полнее и объективнее результаты самооценки. Поэтому вуз, в первую очередь, заинтересован во всесторонней и честной самооценке.
Шаг 2. В Республике Казахстан процедура аккредитации (а соответственно, система самооценки вузов) является элементом системы контроля и регулирования качества высшей школы, в том числе - государственного уровня. В этой связи модель национальной системы обеспечения качества и концепция государственного (законодательного) видения содержания процедуры аккредитации являются основными факторами, определяющими модель процедуры самооценки и принципы, на которых она базируется. Согласно проекта новой редакции закона об образовании процедура аккредитации вузов РК - это не только механизм оценивания и признания качества вузовской деятельности, но и оценки наличия в вузе эффективных механизмов его постоянного совершенствования и повышения. Это условие выполнимо только в случае, если модель процедуры самооценки имеет динамический характер и основана на оценке имеющих системный характер внутривузовских формализованных процедур (механизмов и процессов) управления качеством.
Отсюда вывод третий: основа процедуры самооценки - динамическая модель оценки, ориентированная на постоянное стимулирование совершенствования и повышение качества образовательной деятельности вуза.
Вывод четвертый: основным методологическим подходом измерения качества,отвечающим содержанию процедуры аккредитации и самооценки являетсяпроцессный подход.
Модель самооценки на основе процессного подхода, с одной стороны обеспечивает требование системности в характере и содержании внутривузовских формализованных процедур (механизмов) управления качеством. С другой стороны, наиболее полно согласуется с содержанием процесса управления вузом на основе систем менеджмент а качества, внедрение которых является одним из приоритетов развития и реформирования системы высшей школы РК.
Принципы самооценки. С учетом изложенного выше, основными принципами построения и функционирования процедуры самооценки, на наш взгляд, являются: системность, процессный подход, комплексность и целостность, гибкость, динамичность, внутренняя направленность, честность и объективность, вовлеченность, ресурсная обоснованность, гласность.
Информация о работе Разработка механизмов обеспечения качества вуза