Разработка механизмов обеспечения качества вуза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Как и в большинстве стран мира система по предоставлению образовательных услуг в Республике Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих составляющих:
-преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
-сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
-органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организацийВ».

Содержание работы

1 Научные основы управления качеством
1.1 Методологические подходы к управлению качеством высшего образования
1.2 Качественное образование - как фактор стабильного социально-экономического развития страны
1.3 Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности учебных заведений
2. Анализ и оценка развития системы высшего образования в Казахстане
2.1 Состояние системы высшего образования в РК
2.2 Анализ моделей управления качеством вузовского образования
2.3 Государственный контроль и стимулирование качества профессионального образования
3. Разработка механизмов обеспечения качества вуза
3.1 Социально-экономическая оценка привлекательности вуза
3.2 Система внутреннего обеспечения качества деятельности вуза
Заключение

Файлы: 1 файл

referat 1 Pargev.docx

— 152.98 Кб (Скачать файл)

Целенаправленная работа по формированию имиджа и повышению  привлекательности вуза предполагает определение основных блоков факторов и функциональных зон деятельности вуза, в наибольшей степени влияющих на уровень привлекательности. Их состояние  должно быть постоянно в поле зрения и анализироваться и оцениваться  в первую очередь. Предлагается выделить семь блоков факторов, подлежащих диагностике  при анализе и оценке привлекательности  вуза: ресурсный блок; удовлетворенность  заинтересованных лиц; международная  составляющая; связь с общественностью; ценовая политика; качество набора и официальный рейтинг вуза.

Ресурсный блок включает совокупность показателей, оценивающих состояние  и динамику развития материально-технической  базы вуза и уровень квалификации профессорско-преподавательского состава. Учитывая, что внутренняя оценка привлекательности  вуза направлена на повышение его  рейтинга в системе внешней социально-экономической  оценки, целесообразно для данной группы факторов использовать показатели по аналогичному блоку факторов, применяемых  МОН РК при оценке рейтинга высших учебных заведений республики.

Удовлетворенность образовательными услугами заинтересованных лиц, несмотря на свою субъективность - один из основных показателей в исследовании и  оценке привлекательности вуза. В  основе методологии изучения степени  удовлетворенности образовательными услугами - анкетирование. Материалы  анкетирования являются необходимой  и обязательной информацией для  SWOT-анализа состояния удовлетворенности заинтересованных лиц. Группы респондентов процедуры анкетирования: студенты, выпускники, профессорско-преподавательский состав вуза и работодатели. Содержание анкет должно отражать специфику интересов и социально-экономических ожиданий групп респондентов. Для выявления определенных закономерностей анкеты студентов и преподавателей рекомендуется структурировать по идентичным блок-пакетам: ресурсный, социальный, информационный. По аналогичному принципу должны структурироваться анкеты и для выпускников и работодателей. Это позволит увидеть не только отдельные плюсы и минусы в организации деятельности вуза, но и оценивать в целом эффективность его политики по отдельным направлениям работы.

Например, по социальному  блок-пакету оценки удовлетворенности  идентичными для всех респондентов вопросами, характеризующими состояние  и эффективность работы вуза на этом направлении являются:

- обеспеченность учебного  процесса техническими средствами;

- комфортность условий  труда / обучения, студенческого  быта и досуга;

- оснащенность рабочих  мест ППС / аудиторий и лабораторий;

- условия для выполнения  научной деятельности;

- эффективность и доступность  информационных ресурсов;

- размер заработной платы  / стоимость обучения;

- эффективность системы  софинансирования научной деятельности  и повышения квалификации ППС  и сотрудников / финансовой поддержки  студентов;

- пакет программ социальной  поддержки и т.д.

Международная составляющая деятельности вуза - одно из направлений  деятельности, повышающих его привлекательность  для абитуриентов - потребителей образовательных  услуг. Вуз самостоятельно определяет для себя направления и показатели оценки состояния ее развития.

Связь с общественностью  целесообразно анализировать и  оценивать с точки зрения эффективности  организации корпоративных связей с работодателями, местным сообществом (структурами власти, школами, общественными  и профессиональными организациями) и выпускниками. Вуз определяет для  себя основные формы и направления  развития связей с работодателями, местным сообществом и выпускниками и оценивает их эффективность.

Ценовая политика вуза, как  правило, определяется целями ценообразования. Чаще всего цена используется вузом  как инструмент формирования спроса или как индикатор качества его  образовательных услуг. При эластичном спросе более низкие цены увеличивают  набор, а более высокие - сокращают. Поэтому статистика и динамика набора - один из основных показателей ценовой  привлекательности вуза. Наряду со стоимостью обучения, к числу показателей  ценовой привлекательности вуза следует отнести условия индексации стоимости обучения по годам и  систему финансовой поддержки обучающихся (в том числе систему льгот).

Набор и его качество следует  рассматривать двухаспектно: как  результат эффективности довузовской  работы по организации набора (и  в этом плане как одну из функциональных зон деятельности вуза) и как обобщающий показатель оценки привлекательности  вуза. К числу показателей по данному  блоку, на наш взгляд, следует отнести: процент зачисленных из числа  подавших заявление в вуз; процент  зачисленных в вуз из числа  абитуриентов, участвовавших в комплексном  тестировании и конкурсе на государственные  образовательные гранты; количество зачисленных в вуз обладателей  государственных образовательных  грантов; средний балл сертификата (ЕНТ) зачисленных в вуз; проходной  балл при зачислении; удельный вес  зачисленных на отделение с государственным  языком обучения. В качестве показателей  оценки эффективности довузовской  работы по организации набора целесообразно  определять процент зачисленных  в вуз из базовых классов и  из числа обучающихся на подготовительных курсах, а также процент зачисленных  в вуз в разрезе закрепленных за кафедрами (факультетами) школ.

Показатели и критерии оценки могут быть детализированы в  зависимости от фактически сложившегося уровня привлекательности вуза (в  том числе в сравнении с  конкурентами) и значимости того или  иного фактора оценки для формирования его имиджа. Имеют свою специфику  и вузовские формы и механизмы  формирования и оценки его привлекательности.

В Инновационном Евразийском  университете, как и в большинстве  вузов РК, наибольшее распространение  в оценке качества и различных  аспектов привлекательности вуза получили количественные методы, в основе которых  контрольные показатели - как механизм формирования и эталон оценки привлекательности  и система нормативов для расчета  текущего уровня параметров привлекательности.

Контрольные нормативы в  ИнЕУ формируются по 9 направлениям деятельности вуза, в числе которых: учебно-методическая и научно-методическая работа; развитие системы довузовского образования и совершенствование  профориентационной работы и набора; реализация кадровой политики и системы менеджмент а качества; реализация программы информатизации; научно-исследовательская и международная деятельность; развитие материально-технической базы; развитие языков; воспитательная работа; финансовая деятельность. По каждому перечисленному направлению разрабатывается система мероприятий и контрольных нормативов с указанием сроков выполнения, исполнителей и лица, контролирующего их реализацию. Система контрольных нормативов в практике управления деятельностью ИнЕУ является основой процесса внутривузовского планирования, развития и повышения привлекательности вуза, механизм которого представлен на рисунке. Этот процесс носит комплексный характер и охватывает деятельность всех структурных подразделений университета, что позволяет управлять им целенаправленно, определяя основные стратегические цели развития вуза в виде системы контрольных нормативов, разработанных на основе его миссии и видения.

Рисунок - Внутренний механизм управления процессом формирования привлекательности вуза

В рамках установленных нормативов структурные подразделения университета имеют полную самостоятельность  выбора форм и механизмов их обеспечения  и планирования дополнительных мероприятий, способствующих повышению привлекательность  образовательных программ подготовки (специальностей - для кафедр и факультетов) или отдельных видов деятельности (для подразделений инфраструктуры вуза).

3.2 Система внутреннего  обеспечения качества деятельности  вуза

Эффективность и результативность управления качеством вузовской  деятельности во многом определяется уровнем организации и содержанием  процедур контроля и оценки, являющихся его информационной составляющей.

Несмотря на это, именно этап оценки сегодня является наиболее слабым звеном внутренних систем управления качеством образовательной деятельности казахстанских вузов. Как одно из направлений решения этой проблемы в исследовании предлагается, представленная на рисунке модель внутреннего механизма  обеспечения качества вузовской  деятельности на основе процедуры самооценки и рассматривается концептуальный подход к разработке модели самооценки, отвечающий основным тенденциям развития Национальной системы управления качеством  деятельности высших учебных заведений  Республики Казахстан.

Рисунок - Модель обеспечения  качества деятельности высшего учебного заведения на основе процедуры самооценки

Усиление роли самооценки как внутреннего механизма обеспечения  качества связано с внедрением в  системе внешнего контроля и оценки качества образовательной деятельности высших учебных заведений РК процедуры  государственной аккредитации и  повышением эффективности управления качеством вузовской деятельности.

Процедура самооценки в системе  внутреннего механизма обеспечения  качества вузовской деятельности является принципиально новой для казахстанских  вузов процедурой внутреннего обследования и оценки.

При ее разработке в исследовании учитывались следующие факторы:

- зарубежный опыт проектирования  процедур самооценки;

- отечественный опыт прохождения  международной аккредитации;

- направления реформирования  системы высшей школы, определяющие  тенденции и закономерности ее  развития и интеграции в мировое  образовательное пространство;

- национальные особенности  и специфика содержания факторов  внутренней и внешней среды  функционирования казахстанских  вузов.

Концептуально-методологический подход к разработке модели самооценки.Методологический подход как последовательность шагов в принятии решения по разработке внутреннего механизма обеспечения качества на основе процедуры самооценки для казахстанских вузов в исследовании представлен на рисунке и, на наш взгляд, схематично проиллюстрируется следующим образом.

Шаг 1. Основой, формирующей концептуальный подход к проектированию процедуры самооценки, определяющий ее направленность, целеполагание, содержание и принципы, на которых она базируется, являются концепция и программные документы, определяющие направления развития и реформирования высшей школы Республики Казахстан.

Анализ содержания проекта  новой редакции закона об образовании  и Государственной программы  развития образования Республики Казахстан  на 2005-2010 годы свидетельствует о  тенденции направленности системы управления деятельностью вузов РК на управление на основе стратегического планирования и внедрение стратегического менеджмент а, центральным моментом которых является миссия учреждения образования.

Отсюда вывод первый: ключевым элементом концептуального подхода к проектированию процедуры самооценки вуза является использование метода оценки на основе миссии, стратегии, стратегических целей и индикаторов. Это не исключает использование системы количественных показателей, но в процедуре самооценки они не являются доминирующими и приоритетными.

Вывод второй (как следствие вывода 1): результаты самооценки - информационная база стратегического планирования и текущей деятельности по совершенствованию качества образовательной деятельности вуза. Управление качеством тем эффективнее, чем полнее и объективнее результаты самооценки. Поэтому вуз, в первую очередь, заинтересован во всесторонней и честной самооценке.

Шаг 2. В Республике Казахстан процедура аккредитации (а соответственно, система самооценки вузов) является элементом системы контроля и регулирования качества высшей школы, в том числе - государственного уровня. В этой связи модель национальной системы обеспечения качества и концепция государственного (законодательного) видения содержания процедуры аккредитации являются основными факторами, определяющими модель процедуры самооценки и принципы, на которых она базируется. Согласно проекта новой редакции закона об образовании процедура аккредитации вузов РК - это не только механизм оценивания и признания качества вузовской деятельности, но и оценки наличия в вузе эффективных механизмов его постоянного совершенствования и повышения. Это условие выполнимо только в случае, если модель процедуры самооценки имеет динамический характер и основана на оценке имеющих системный характер внутривузовских формализованных процедур (механизмов и процессов) управления качеством.

Отсюда вывод третий: основа процедуры самооценки - динамическая модель оценки, ориентированная на постоянное стимулирование совершенствования и повышение качества образовательной деятельности вуза.

Вывод четвертый: основным методологическим подходом измерения качества,отвечающим содержанию процедуры аккредитации и самооценки являетсяпроцессный подход.

Модель самооценки на основе процессного подхода, с одной  стороны обеспечивает требование системности  в характере и содержании внутривузовских  формализованных процедур (механизмов) управления качеством. С другой стороны, наиболее полно согласуется с  содержанием процесса управления вузом  на основе систем менеджмент а качества, внедрение которых является одним из приоритетов развития и реформирования системы высшей школы РК.

Принципы самооценки. С учетом изложенного выше, основными принципами построения и функционирования процедуры самооценки, на наш взгляд, являются: системность, процессный подход, комплексность и целостность, гибкость, динамичность, внутренняя направленность, честность и объективность, вовлеченность, ресурсная обоснованность, гласность.

Информация о работе Разработка механизмов обеспечения качества вуза