Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:42, курсовая работа
Как и в большинстве стран мира система по предоставлению образовательных услуг в Республике Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих составляющих:
-преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
-сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
-органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организацийВ».
1 Научные основы управления качеством
1.1 Методологические подходы к управлению качеством высшего образования
1.2 Качественное образование - как фактор стабильного социально-экономического развития страны
1.3 Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности учебных заведений
2. Анализ и оценка развития системы высшего образования в Казахстане
2.1 Состояние системы высшего образования в РК
2.2 Анализ моделей управления качеством вузовского образования
2.3 Государственный контроль и стимулирование качества профессионального образования
3. Разработка механизмов обеспечения качества вуза
3.1 Социально-экономическая оценка привлекательности вуза
3.2 Система внутреннего обеспечения качества деятельности вуза
Заключение
Шаг 3. Внедрение процедуры аккредитации, ориентированной на миссию и основанной на динамической модели повышения качества, предполагает принципиально новый подход к разработке процесса самооценки вуза как одного из ключевых механизмов системы управления его качеством. Такой подход должен учитывать несколько важных, на наш взгляд, моментов:
- существующую
- состав и содержание
направлений деятельности
- отсутствие отечественного
опыта проведения аккредитации
и самооценки, включая правовой,
организационный,
С одной стороны, это предполагает учет зарубежного опыта организации и проведения процедуры самооценки, а с другой - учет особенностей направлений деятельности вузов РК, специфики вузовской и национальной системы управления качеством образования и его регулирования.
Отсюда вывод пятый: наиболее целесообразным методом разработки процедуры самооценки, согласующимся с направленностью государственной политики РК в области образования, является ее проектирование на основе имеющихся зарубежных моделей-аналогов данной процедуры, с использованием тех моделей или составляющих их элементов, которые в наибольшей степени отвечают специфике содержания системы образования Республики Казахстан и условий функционирования вузов РК, с их последующей адаптацией к этим условиям.
Шаг 4. Ориентация самооценки на повышение качества не является самоцелью. В ее основе - направленность на повышение конкурентоспособности и максимальное удовлетворение существующих в обществе потребностей в образовательных услугах и их качестве.
Отсюда вывод шестой: состав
критериев по функциональным зонам самооценкидолжен отражать учет потребностей
(интересов) всех заинтересованных в качестве
образовательных услуг контактных аудиторий
(лиц): студентов, выпускников, профессорско-
Этапы самооценки. Несмотря на разнообразие моделей самооценки,
последовательность ее проведения, на
наш взгляд, может быть представлена универсальными
этапами действий, включающими организационно-
Большая часть содержания
работ организационно-
Определение формата самооценки - является важным моментом подготовительно-
Принятый формат самооценки определяет содержание, порядок, последовательность и структуру проведения самооценки и с этой точки зрения, на наш взгляд, должен отвечать следующим требованиям: соответствовать целям самооценки; исключать дублирование по функциональным зонам оценки; обеспечивать логическую целостность и полноту информации в соответствии с требованиями по критериям самооценки; компактно, ясно и четко (в наиболее доходчивой и наглядной форме) отражать содержание результатов самооценки.
В контексте соответствия целей формат содержания самооценки и его структура определяется исходя из следующих соображений:
- как механизм постоянного
совершенствования и повышения
качества процесс самооценки
должен давать четкое описание
содержания деятельности вуза
по критериям качества, иллюстрировать
наличие эффективных,
- как всесторонняя, объективная
информация, отражающая состояние
управления качеством
Структура формата самооценки. С учетом изложенного, в структуре формата самооценки должны найти отражение следующие блоки вопросов:
- фактор (сфера) самооценки. Состав сфер самооценки в некоторых моделях качества существующих процедур аккредитации представлен в таблице 7. В зависимости от целей самооценки состав факторов оценки определяется содержанием процедуры аккредитации (моделью качества) или вузом самостоятельно. Число таких сфер самооценки в зарубежных процедурах аккредитации колеблется от 10 (модель качества EQUAL) и выше. Стандартами и критериями институциональной аккредитации вузов РК (проект 2006 года) предусматривается 13 сфер оценки.
Таблица - Состав сфер самооценки в моделях качества процедур аккредитации
Модель качества |
Сферы самооценки в рамках принятой модели качества |
|
Модель качества EQUAL (10 сфер самооценки) |
Миссия и стратегические
цели, управление, учебные программы,
профессорско- |
|
Модель качества COMEQ, адаптированная для Центральной Азии (7 сфер самооценки) |
Управление, учебные программы,
профессорско- |
|
Национальная модель качества РК (проект, 13 сфер самооценки) |
Миссия, цели и задачи; руководство
и управление; планирование, распределение
ресурсов и самопроверка; студенты;профессорско- |
|
Как показывает анализ количественный состав сфер самооценки в рамках процедур аккредитации, как правило, зависит от того насколько содержание сфер самооценки детализировано или, наоборот, укрупнено. Поскольку управление, например, вузами США традиционно носит стратегический характер, то в процедурах аккредитации такие элементы стратегического менеджмент а, как миссия, стратегические цели, задачи и приоритеты, видение вуза, управление вузом рассматриваются как самостоятельные сферы оценки. В процедурах аккредитации отечественных вузов, адаптированных к аналогичным зарубежным процедурам, в силу отсутствия достаточного опыта по реализации вузами стратегического менеджмент а, все перечисленные выше элементы стратегического планирования и управления, как правило, объединяются в одну сферу самооценки, например Влуправление; руководство и управление; управление и администрирование и т.д.В». Еще более широкий диапазон сфер самооценки наблюдается в составе аналогичных внутривузовских процедур.
В зависимости от целей самооценки вуз может в рамках принятых в национальной системе обеспечения качества процедур аккредитации самостоятельно, в более или менее детализированном виде определять сферы самооценки своей деятельности;
- описание содержания и состояния деятельности по критериям оценки: в соответствии с требованиями к формату самооценки отчет по ее результатам должен максимально исключать прямое дублирование информации по функциональным зонам оценки, обеспечивать логическую целостность и полноту информации в соответствии с требованиями по критериям самооценки. Кроме того, информация должна излагаться четко, компактно, в наиболее оптимальной, для той или иной ситуации, форме: текст, таблицы, графики, диаграммы и т.д.
Анализ зарубежного опыта самооценки вуза, особенно в рамках процедуры аккредитации, указывает на наличие элементов дублирования в содержании критериев оценки по функциональным зонам (сферам) самооценки. При этом фактор дублирования не предполагает прямого повторения информации, а используется как инструмент перекрестного контроля и оценки. Это требует от исполнителей, осуществляющих самооценку и подготовку отчета по ее результатам, высокого уровня компетентности, чтобы, не нарушая логической целостности оценки фактора и содержания отчета, дать исчерпывающий ответ по критериям оценки, максимально исключив дублирование информации. Это тоже одна из актуальных проблем определения формата самооценки. Ее решение, на наш взгляд, определяется грамотностью и умением исполнителей видеть причинно-следственные связи, которые вытекают из формулировки вопроса (параметра оценки), так как один и тот же вопрос (параметр оценки) по разным функциональным зонам оценки может предполагать характеристику различных аспектов (описание политики, системообразующих факторов, содержания процедур, процессов, механизмов, состава используемых методов и инструментов и т.д.).
- свидетельства наличия в вузе (
эффективных процедур и механизмов его обеспечения, включая контроль и оценку - предполагает описание внутривузовских формализованных процедур и механизмов обеспечения качества и оценку их эффективности.
Формализованные процедуры
- это документированные
- наличие доказательств
прогресса в развитии вуза (в
том числе в
База доказательств по
процедуре самооценки (в том числе
иллюстрирующая прогресс развития) формируется
автономно. Для внешних экспертов
она является доказательством правдивости
самооценки. Для вуза - дополнительной
мерой по ревизии и упорядочению
системы внутреннего
- сильные стороны
деятельности вуза и
- слабые стороны деятельности вуза, барьеры и угрозы его развития: выявление и диагностика слабых сторон деятельности и идентификация барьеров и угроз развития вуза (реально существующих и потенциальных) - важная, необходимая для процесса стратегического планирования информация, указывающая на элементы функциональных зон и процесса управления, нуждающихся в улучшении, с одной стороны, и для принятия упреждающих мер и решений, с другой.
Если самооценка проводится
в целях совершенствования
При самооценке в рамках процедуры
аккредитации, при подготовке отчета
от вуза не требуется системного, детального
анализа и оценки слабых сторон своей
деятельности, что перегружает отчет
и увеличивает его в объеме.
Как и при оценке сильных сторон,
в отчете они могут указываться
как один из вариантов в резюмирующей
части оценки по функциональным зонам.
Наиболее целесообразным, на наш взгляд,
представляется их обобщенное отражение
в отчете при описании деятельности
вуза по критериям оценки, что облегчает
и повышает эффективность работы
экспертов группы внешнего аудита при
выработке рекомендаций по совершенствованию
деятельности высшего учебного заведения
и повышению ее качества. Опыт прохождения
Павлодарским университетом
Методология самооценки. Принципиально важным моментом организационно-
Информация о работе Разработка механизмов обеспечения качества вуза