Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:42, курсовая работа
Как и в большинстве стран мира система по предоставлению образовательных услуг в Республике Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих составляющих:
-преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
-сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
-органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организацийВ».
1 Научные основы управления качеством
1.1 Методологические подходы к управлению качеством высшего образования
1.2 Качественное образование - как фактор стабильного социально-экономического развития страны
1.3 Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности учебных заведений
2. Анализ и оценка развития системы высшего образования в Казахстане
2.1 Состояние системы высшего образования в РК
2.2 Анализ моделей управления качеством вузовского образования
2.3 Государственный контроль и стимулирование качества профессионального образования
3. Разработка механизмов обеспечения качества вуза
3.1 Социально-экономическая оценка привлекательности вуза
3.2 Система внутреннего обеспечения качества деятельности вуза
Заключение
Студенты и различные категории слушателей специальных образовательных программ вуза, курсов повышения квалификации являются основными потребителями образовательных услуг вуза и, с этой точки зрения, наиболее заинтересованным субъектом системы оценки качества вузовской деятельности. Вовлеченность студентов в процедуру самооценки качества учебных программ, образовательной среды вуза, студенческой жизни - один из способов получения информации для процедуры самооценки и процесса стратегического планирования деятельности вуза.
С другой стороны, студенты одновременно
являются как клиентами, так и
основным продуктом деятельности вуза.
Как потребители
В системе самооценки, наряду со студентами, носителями результата (продукта) образовательной деятельности вуза (знаний, умений, компетенций) выступают выпускники.
По студентам как фактору самооценки существует и второй аспект качества. Он связан с качеством набора, внешними и внутренними процессами, определяющими политику и принципы набора, их связь с миссией и требованиями по программам подготовки (специальностям).
Зарубежный опыт самооценки студенческого контингента как фактора качества указывает на широкое использование в этих целях системы и количественных и качественных показателей. В составе количественных показателей чаще всего применяются статистические данные по набору, динамике студенческого контингента, доводимости до защиты дипломного проекта, среднему баллу диплома, результатам сдачи комплексного государственного экзамена и защиты дипломного проекта, динамике трудоустройства и т.д.
Система качественных показателей
характеризует систему целей, процессов
мониторинга, оценки и управления развитием
студентов и их личностным ростом,
формированием профессиональных навыков
и компетенций, поддержки в обучении
и трудоустройстве в
Работодатели являются потребителями
продукта образовательных услуг - знаний,
умений, профессиональных навыков и
компетенций выпускников вуза. В
рамках рынка труда работодатели
представляют спрос на специалистов
и ту совокупную потребность, на удовлетворение
которой ориентирована
МОН РК в системе внешних
связей отечественных высших учебных
заведений является фактором внешней
среды, влияющим на содержание процесса
управления вузом: степень его автономии,
ориентиры развития и критерии соответствия,
а также состав факторов (барьеров),
ограничивающих развитие вуза. С этой
точки зрения, механизмы государственного
регулирования высшей школы РК в
системе самооценки вузов логично
рассматривать как элемент
Ресурсы вуза - фактор, формирующий условия качественного функционирования вуза, достижимости его целей и реализации миссии. К основным ресурсам вуза, подлежащим самооценке, относятся материально-технические, информационные и финансовые ресурсы. Анализируется адекватность ресурсов миссии, целям и задачам развития вуза. Оценивается качество ресурсов с точки зрения соответствия целям образовательных программ. Анализируется и оценивается эффективность процессов управления развитием и расширением ресурсного потенциала вуза. Каждый вид ресурсов вуза ввиду специфики их содержания и назначения, целесообразно рассматривать как автономную сферу самооценки.
Финансовые ресурсы определяют состояние всего совокупного, ресурсного потенциала вуза. Направленность самооценки финансовых ресурсов вуза - анализ и оценка финансовых возможностей вуза по ресурсному обеспечению направлений реализации миссии и оценка адекватности финансовых ресурсов стратегическим целям и приоритетам развития вуза.
Материально-технические ресурсы обеспечивают нормальные условия функционирования образовательной, научной и иных видов деятельности вуза. По процедурам лицензирования и государственной аттестации материально-технические ресурсы рассматриваются как один из основных факторов оценки качества вузовской деятельности и оцениваются системой количественных показателей - минимальных стандартов качества. Самооценка материально-технических ресурсов вуза включает: оценку их соответствия целям и содержанию деятельности по образовательным программам; оценку адекватности материально-технической базы вуза стратегическим целям его развития (в том числе по функциональным зонам его деятельности); оценку эффективности существующих формализованных процедур и механизмов развития и повышения качества материально-технической базы и имеющихся в этом направлении достижений (прогресса).
Информационные ресурсы - один из важнейших приоритетов развития высшей школы РК, включающий развитие информационных технологий и компьютеризацию деятельности вузов. Основная цель самооценки информационных ресурсов - анализ и оценка их состояния, системности и эффективности мер по их развитию.
Контекст реализации
видов вузовской деятельности х
Особенность региональной и
международной деятельности вуза как
сферы самооценки заключается в
том, что она по своему содержанию
является не только фактором качества,
но и направлением, сквозь призму которого
оценивается развитие всех сфер деятельности
(самооценки) вуза. Объектом самооценки
является эффективность принятых в
вузе форм и механизмов организации
образовательной и научной
В контексте изложенного выше, основные потенциальные сферы самооценки деятельности вуза представлены в таблице.
Таблица - Рекомендуемые сферы самооценки деятельности вуза
Факторы внутренней среды |
Факторы внешней среды |
|
- управление вузом: ключевая сфера самооценки; - учебные (образовательные) программы вуза: самостоятельная сфера самооценки; - научная деятельность: самостоятельная сфера самооценки; - воспитательная деятельность: самостоятельная сфера самооценки (или фактор в составе других сфер самооценки); - методическая деятельность: фактор в составе других сфер самооценки; - ресурсы вуза (материально-технические, информационные, финансовые): самостоятельные сферы самооценки по видам ресурсов; - профессорско- самостоятельная сфера самооценки; - студенты и выпускники:
самостоятельная сфера |
- внешняя среда (механизмы
госрегулирования вузовской - связи с корпоративным миром (корпоративные связи): самостоятельная сфера самооценки; - региональная (масштабы республики), международная направленность деятельности вуза - самостоятельная сфера самооценки. |
|
Параметры и критерии оценки. Центральным моментом процедуры самооценки является описание системы параметров и критериев оценки. Параметр оценки - объект процедуры самооценки. Критерий - принятая вузом или процедурой аккредитации форма определения соответствия параметра самооценки стандарту его качества. Параметры и критерии самооценки могут быть как качественные, так и количественные. Количественные параметры и критерии целесообразно разрабатывать с целью определения соответствия деятельности вуза основным стандартам качества, установленным в рамках НСОКО. Качественные параметры, из зарубежного опыта самооценки, предполагают описание или характеристику состава и содержания деятельности, форм, механизмов, процедур, процессов и т.д. по различным аспектам того или иного фактора самооценки.
Они формулируются в виде вопросов, на которые необходимо дать ответ или заданий типа: опишите, покажите, прокомментируйте, продемонстрируйте и т.д.
Пример аналогичных параметров по опыту прохождения Павлодарским университетом (ИнЕУ) международной аккредитации: опишите внутренний процесс, определяющий миссию вуза; продемонстрируйте, каким образом миссия трансформируется в стратегические цели; приведите свидетельства направленности вуза на сотрудничество с корпоративными клиентами по каждому аспекту его миссии; перечислите основные действия, предпринятые в прошлом и планируемые в будущем для улучшения соответствия между миссией и целями учебных программ; укажите главные изменения в учебных программах за последние 5 лет; покажите, как цели учебных программ отражают направленность на развитие у студентов профессиональных компетенций; оцените адекватность учебных планов бакалаврских и магистерских программ требованиям рынка; представьте доказательства удовлетворенности программами подготовки основными группами заинтересованных лиц; покажите, какие механизмы используются для обеспечения доступности преподавателей студентам; осветите политику и практику вуза по развитию межкультурных навыков студентов и владения языками; проанализируйте влияние вовлеченности в общественные мероприятия на прогресс студентов в обучении и т.д.
Таковы в составе системы внутреннего контроля и оценки качества системные компоненты модели самооценки вузовской деятельности на основе миссии учреждения образования.
заказ работы у честного автора без посредников
Я занимаюсь написанием авторских работ в течение многих лет, что подтверждается длительным временем существования этого сайта.
Два высших образования (экономика и менеджмент), а также приобретенный во время выполнения разнообразнейших заданий опыт, позволяют выполнять работы с высоким качеством
Информация о работе Разработка механизмов обеспечения качества вуза