Разработка механизмов обеспечения качества вуза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Как и в большинстве стран мира система по предоставлению образовательных услуг в Республике Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих составляющих:
-преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
-сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
-органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организацийВ».

Содержание работы

1 Научные основы управления качеством
1.1 Методологические подходы к управлению качеством высшего образования
1.2 Качественное образование - как фактор стабильного социально-экономического развития страны
1.3 Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности учебных заведений
2. Анализ и оценка развития системы высшего образования в Казахстане
2.1 Состояние системы высшего образования в РК
2.2 Анализ моделей управления качеством вузовского образования
2.3 Государственный контроль и стимулирование качества профессионального образования
3. Разработка механизмов обеспечения качества вуза
3.1 Социально-экономическая оценка привлекательности вуза
3.2 Система внутреннего обеспечения качества деятельности вуза
Заключение

Файлы: 1 файл

referat 1 Pargev.docx

— 152.98 Кб (Скачать файл)

Студенты и различные  категории слушателей специальных  образовательных программ вуза, курсов повышения квалификации являются основными  потребителями образовательных  услуг вуза и, с этой точки зрения, наиболее заинтересованным субъектом  системы оценки качества вузовской  деятельности. Вовлеченность студентов  в процедуру самооценки качества учебных программ, образовательной  среды вуза, студенческой жизни - один из способов получения информации для  процедуры самооценки и процесса стратегического планирования деятельности вуза.

С другой стороны, студенты одновременно являются как клиентами, так и  основным продуктом деятельности вуза. Как потребители образовательных  услуг они выступают носителями качества этих услуг в процессе обучения и одним из основных факторов оценки результата (продукта) деятельности вуза.

В системе самооценки, наряду со студентами, носителями результата (продукта) образовательной деятельности вуза (знаний, умений, компетенций) выступают  выпускники.

По студентам как фактору  самооценки существует и второй аспект качества. Он связан с качеством  набора, внешними и внутренними процессами, определяющими политику и принципы набора, их связь с миссией и  требованиями по программам подготовки (специальностям).

Зарубежный опыт самооценки студенческого контингента как  фактора качества указывает на широкое  использование в этих целях системы  и количественных и качественных показателей. В составе количественных показателей чаще всего применяются  статистические данные по набору, динамике студенческого контингента, доводимости  до защиты дипломного проекта, среднему баллу диплома, результатам сдачи  комплексного государственного экзамена и защиты дипломного проекта, динамике трудоустройства и т.д.

Система качественных показателей  характеризует систему целей, процессов  мониторинга, оценки и управления развитием  студентов и их личностным ростом, формированием профессиональных навыков  и компетенций, поддержки в обучении и трудоустройстве в соответствии с миссией, стратегическими целями и приоритетами развития вуза, содержанием  программ подготовки, потребностями  рынка и т.д.

Работодатели являются потребителями  продукта образовательных услуг - знаний, умений, профессиональных навыков и  компетенций выпускников вуза. В  рамках рынка труда работодатели представляют спрос на специалистов и ту совокупную потребность, на удовлетворение которой ориентирована образовательная  деятельность вуза, а степень удовлетворенности  работодателей подготовкой выпускников  вуза является главным критерием  оценки качества его образовательной  деятельности. Этим объясняется широкая  вовлеченность работодателей в  процесс самооценки вузов за рубежом. Как правило, это различные формы  анкетирования и интервьюирование работодателей, не получившие распространение  в практике внутренней и внешней  оценки качества образовательной деятельности отечественных вузов (за исключением  анкет-отзывов на выпускников). Изучение спроса и потребностей в образовательных  услугах - основа управления их качеством. Основным механизмом этого процесса в практике управления качеством  зарубежных вузов является развитие корпоративных связей с работодателями. Поэтому весь комплекс аспектов оценки зарубежных вузов, связанных с работодателями, рассматривается по такой сфере  его самооценки, как корпоративные  связи.

МОН РК в системе внешних  связей отечественных высших учебных  заведений является фактором внешней  среды, влияющим на содержание процесса управления вузом: степень его автономии, ориентиры развития и критерии соответствия, а также состав факторов (барьеров), ограничивающих развитие вуза. С этой точки зрения, механизмы государственного регулирования высшей школы РК в  системе самооценки вузов логично  рассматривать как элемент внешней (окружающей) среды процесса управления вузом (сфера самооценки - управление).

Ресурсы вуза - фактор, формирующий условия качественного функционирования вуза, достижимости его целей и реализации миссии. К основным ресурсам вуза, подлежащим самооценке, относятся материально-технические, информационные и финансовые ресурсы. Анализируется адекватность ресурсов миссии, целям и задачам развития вуза. Оценивается качество ресурсов с точки зрения соответствия целям образовательных программ. Анализируется и оценивается эффективность процессов управления развитием и расширением ресурсного потенциала вуза. Каждый вид ресурсов вуза ввиду специфики их содержания и назначения, целесообразно рассматривать как автономную сферу самооценки.

Финансовые ресурсы определяют состояние всего совокупного, ресурсного потенциала вуза. Направленность самооценки финансовых ресурсов вуза - анализ и  оценка финансовых возможностей вуза по ресурсному обеспечению направлений  реализации миссии и оценка адекватности финансовых ресурсов стратегическим целям  и приоритетам развития вуза.

Материально-технические  ресурсы обеспечивают нормальные условия  функционирования образовательной, научной  и иных видов деятельности вуза. По процедурам лицензирования и государственной  аттестации материально-технические  ресурсы рассматриваются как  один из основных факторов оценки качества вузовской деятельности и оцениваются  системой количественных показателей - минимальных стандартов качества. Самооценка материально-технических  ресурсов вуза включает: оценку их соответствия целям и содержанию деятельности по образовательным программам; оценку адекватности материально-технической  базы вуза стратегическим целям его  развития (в том числе по функциональным зонам его деятельности); оценку эффективности существующих формализованных  процедур и механизмов развития и  повышения качества материально-технической  базы и имеющихся в этом направлении  достижений (прогресса).

Информационные ресурсы - один из важнейших приоритетов развития высшей школы РК, включающий развитие информационных технологий и компьютеризацию  деятельности вузов. Основная цель самооценки информационных ресурсов - анализ и  оценка их состояния, системности и  эффективности мер по их развитию.

Контекст реализации видов вузовской деятельности характеризует их внешнюю направленность: региональную (или масштабы республики) и международную.

Особенность региональной и  международной деятельности вуза как  сферы самооценки заключается в  том, что она по своему содержанию является не только фактором качества, но и направлением, сквозь призму которого оценивается развитие всех сфер деятельности (самооценки) вуза. Объектом самооценки является эффективность принятых в  вузе форм и механизмов организации  образовательной и научной деятельности в регионе, в рамках республики и  за рубежом и результаты, которые  вуз по этим направлениям достиг. Результаты оцениваться с точки зрения их внутренней направленности (обеспечение  реализации миссии, формирование имиджа) и внешней направленности (вклад  в развитие регионального сообщества; вклад в развитие международной  деятельности и интеграции системы  образования РК в мировое образовательное  пространство).

В контексте изложенного  выше, основные потенциальные сферы  самооценки деятельности вуза представлены в таблице.

Таблица - Рекомендуемые сферы  самооценки деятельности вуза

 

Факторы внутренней среды

Факторы внешней среды

 

- управление вузом: самостоятельная,

ключевая сфера самооценки;

- учебные (образовательные)  программы вуза:

самостоятельная сфера самооценки;

- научная деятельность: самостоятельная

сфера самооценки;

- воспитательная деятельность:

самостоятельная сфера самооценки (или

фактор в составе других сфер самооценки);

- методическая деятельность: фактор в составе

других сфер самооценки;

- ресурсы вуза (материально-технические,

информационные, финансовые):

самостоятельные сферы самооценки по

видам ресурсов;

- профессорско-преподавательский  состав:

самостоятельная сфера самооценки;

- студенты и выпускники: самостоятельная сфера самооценки;

- внешняя среда (механизмы  госрегулирования вузовской деятельности  и обеспечения ее качества): фактор  в составе других сфер самооценки;

- связи с корпоративным  миром (корпоративные связи): самостоятельная  сфера самооценки;

- региональная (масштабы  республики), международная направленность  деятельности вуза - самостоятельная  сфера самооценки.

 
     

Параметры и критерии оценки. Центральным моментом процедуры самооценки является описание системы параметров и критериев оценки. Параметр оценки - объект процедуры самооценки. Критерий - принятая вузом или процедурой аккредитации форма определения соответствия параметра самооценки стандарту его качества. Параметры и критерии самооценки могут быть как качественные, так и количественные. Количественные параметры и критерии целесообразно разрабатывать с целью определения соответствия деятельности вуза основным стандартам качества, установленным в рамках НСОКО. Качественные параметры, из зарубежного опыта самооценки, предполагают описание или характеристику состава и содержания деятельности, форм, механизмов, процедур, процессов и т.д. по различным аспектам того или иного фактора самооценки.

Они формулируются в виде вопросов, на которые необходимо дать ответ или заданий типа: опишите, покажите, прокомментируйте, продемонстрируйте  и т.д.

Пример аналогичных параметров по опыту прохождения Павлодарским университетом (ИнЕУ) международной  аккредитации: опишите внутренний процесс, определяющий миссию вуза; продемонстрируйте, каким образом миссия трансформируется в стратегические цели; приведите  свидетельства направленности вуза на сотрудничество с корпоративными клиентами по каждому аспекту  его миссии; перечислите основные действия, предпринятые в прошлом  и планируемые в будущем для  улучшения соответствия между миссией  и целями учебных программ; укажите  главные изменения в учебных  программах за последние 5 лет; покажите, как цели учебных программ отражают направленность на развитие у студентов  профессиональных компетенций; оцените  адекватность учебных планов бакалаврских и магистерских программ требованиям  рынка; представьте доказательства удовлетворенности программами  подготовки основными группами заинтересованных лиц; покажите, какие механизмы используются для обеспечения доступности  преподавателей студентам; осветите политику и практику вуза по развитию межкультурных  навыков студентов и владения языками; проанализируйте влияние  вовлеченности в общественные мероприятия  на прогресс студентов в обучении и т.д.

Таковы в составе системы  внутреннего контроля и оценки качества системные компоненты модели самооценки вузовской деятельности на основе миссии учреждения образования. 

 

заказ работы у честного автора без посредников

Я занимаюсь написанием авторских работ в течение  многих лет, что подтверждается длительным временем существования этого сайта.

Два высших образования (экономика и менеджмент), а также  приобретенный во время выполнения разнообразнейших заданий опыт, позволяют  выполнять работы с высоким качеством


Информация о работе Разработка механизмов обеспечения качества вуза