Разработка механизмов обеспечения качества вуза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Как и в большинстве стран мира система по предоставлению образовательных услуг в Республике Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих составляющих:
-преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
-сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
-органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организацийВ».

Содержание работы

1 Научные основы управления качеством
1.1 Методологические подходы к управлению качеством высшего образования
1.2 Качественное образование - как фактор стабильного социально-экономического развития страны
1.3 Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности учебных заведений
2. Анализ и оценка развития системы высшего образования в Казахстане
2.1 Состояние системы высшего образования в РК
2.2 Анализ моделей управления качеством вузовского образования
2.3 Государственный контроль и стимулирование качества профессионального образования
3. Разработка механизмов обеспечения качества вуза
3.1 Социально-экономическая оценка привлекательности вуза
3.2 Система внутреннего обеспечения качества деятельности вуза
Заключение

Файлы: 1 файл

referat 1 Pargev.docx

— 152.98 Кб (Скачать файл)

Общими элементами методологии  самооценки является принцип, на котором  она базируется:

- задавать вопросы - получать  ответы;

- вовлеченность в процесс  самооценки, через системы анкетирования  студентов, выпускников, работодателей,  профессорско-преподавательского состава  вуза;

- интервьюирование экспертами  внешнего аудита контактных аудиторий  вуза - как метод подтверждения  соответствия представленной в  отчете по самооценке информации, а также форма привлечения  к оценке и форма учета в  процессе оценки мнения всех  заинтересованных в качестве  образовательных услуг вуза лиц.

Согласно такой методологии  самооценки вуз должен задавать себе вопросы, честно и объективно на них  отвечать. При прохождении процедуры  аккредитации структура и содержание этих вопросов по зонам самооценки будет определяться содержанием  деятельности вуза по данному направлению. В этой связи очень важно, чтобы  система параметров и критериев  самооценки отвечала внутренней логике оцениваемого фактора как процесса.

Концептуальное  видение модели процедуры самооценки. В отличие от процедуры лицензирования и государственной аттестации, в основе которых анализ количественных индикаторов, процедура аккредитации базируется на принципиально новом для казахстанских вузов методологическом подходе к оценке на основе миссии, последовательности, системности и эффективности деятельности вуза по ее реализации и учете потребностей всех заинтересованных в качестве образовательных услуг вуза лиц.

Специфика данного подхода  определяет концептуальное видение  модели самооценки с точки зрения состава подлежащих оценке ключевых функциональных сфер деятельности вуза в системе их причинно-следственных связей.

Миссия учреждения образования с позиции стратегического менеджмент а и стратегического планирования является главной, генеральной целью, определяющей его назначение и приоритеты развития. Миссия, по своему существу, является отправной точкой, на которой основано управление вузом и тем конечным результатом, на достижение которого нацелен процесс управления. С миссией вуза в системе стратегического планирования связаны такие элементы стратегическогоменеджмент а, как: видение вуза, позиционирование вуза на рынке образовательных услуг, стратегии и стратегические цели и приоритеты развития вуза, через которые миссия конкретизируется и трансформируется в стратегический план и через оргструктуру, с помощью системы функциональных (обеспечивающих) планов реализуется через сферы деятельности вуза (зоны оценки).

При оценке миссии, исходя из внутренней логики процесса обеспечения  ее реализации круг вопросов, которые  должен задать себе вуз (критерии оценки), на наш взгляд, сводится к следующему:

- миссия как цель управления  учреждением образования должна  отвечать

определенным общим требованиям. Она должна быть четкой и понятной, реалистичной, достижимой и измеримой;

- реализация миссии обеспечивается  через механизм управления, поэтому  организационная структура, процесс  управления должны быть адекватны  содержанию миссии, иметь внутренний  потенциал (организационный и  ресурсный) для ее эффективной  реализации;

- основными направлениями,  определяющими состав и содержание  конкретных действий по реализации  миссии, являются функциональные  зоны вуза, через которые реализуется  управление качеством его деятельности  и которые являются объектом  самооценки. Это предполагает согласованность  миссии и целевых установок  по зонам самооценки и наличие  по функциональным зонам эффективных  формализованных процедур и механизмов  ее обеспечения.

Рассмотренная выше особенность  миссии определяет и контекст задаваемых при ее самооценке вопросов (а соответственно, и критериев), которые, с учетом изложенного  выше, сводятся к собственно оценке миссии и оценке наличия эффективных  механизмов ее реализации, в целом  и по зонам самооценки.

Видение вуза - образ вуза в будущем, представленный системой характеристик, отражающих уровень развития вуза в контексте составляющих его миссии. Самооценка должна показать соответствие миссии и видения вуза, с одной стороны, и эффективность намеченных и фактических действий вуза по их обеспечению, с другой.

Позиционирование - формирование в общественной среде и среде заинтересованных в образовательных услугах лиц образа вуза, отражающего его индивидуальность и конкурентные преимущества.

Стратегия, стратегические цели и приоритеты - характеризуют пути, наиболее важные и значимые направления и ожидаемые результаты развития вуза и реализации его миссии.

Поскольку стратегия - это  выбор вузом одного из возможных  путей своего развития, то процедура  самооценки должна показать адекватность стратегии существующей миссии, пути трансформации миссии в стратегические цели и приоритеты и их соответствие стратегическому положению и  ресурсным возможностям вуза. В ИнЕУ стратегические цели и приоритеты формируются  в виде контрольных нормативов, которые  доводятся до структурных подразделений  университета и трансформируются в  их стратегические цели и задачи.

Стратегический  план - официальный документ, конкретизирующий пути достижения миссии вуза в разрезе его стратегических приоритетов и целей развития.

В зарубежных методиках по самооценке каждый из этих факторов, в  силу своей важности и значимости в управлении качеством вуза, рассматриваются  как самостоятельная сфера оценки.

Казахстанскими вузами, находящимися в стадии перехода к управлению

на принципах стратегического менеджмент а, эти инструменты в практике деятельности используются слабо. С этой точки зрения, нецелесообразно оценивать их самостоятельно и наряду со стратегическим планом и организационной структурой управления, рассматривать их как инструменты (элементы) системы управления вузом.

С учетом изложенного, менеджмент вуза (управление) является одной из ключевых сфер самооценки вуза.

Принцип укрупнения сфер оценки объективно диктуется спецификой содержания систем управления вузами РК и является одним из направлений адаптации  западных процедур самооценки к условиям их функционирования.

В руководстве по самооценке в рамках международной аккредитации ПаУ по сфере оценки ВлУправлениеВ», наряду с описанием процесса управления вузом и оценкой его эффективности, рассматриваются такие элементы стратегического менеджмент а и факторы, влияющие на содержание и эффективность управления вузом, как: окружающая среда вуза, его миссия, видение и индивидуальность вуза, стратегические цели, автономность учреждения образования, институциональная этика и вклад вуза в развитие местного сообщества.

Технология определения  состава остальных сфер самооценки вуза, на наш взгляд, базируется на учете, представленных в таблице следующих его факторов: ключевые направления деятельности вуза; контекст реализации деятельности вуза; состав лиц, заинтересованных в образовательных услугах вуза; ресурсы вуза.

Таблица - Факторы, определяющие состав обследуемых (диагностируемых) сфер самооценки вуза

 

Объект оценки

Контекст реализации

видов вузовской деятельности

Заинтересованные в качестве образовательных услуг лица

Ресурсы вуза

 

Основные виды деятельности вуза:

-образовательная

(объект оценки -качество  образовательных программ)

- научная (объект оценки - качество научно-исследовательской  деятельности)

- региональный

- национальный (республиканский)

- международный

А. Внутренняя среда вуза:

- студенты

- выпускники

- профессорско-преподавательский  состав

- учредители и руководство  вуза (административный персонал)

В. Внешняя среда вуза:

- корпоративные партнеры  вуза (и в первую очередь - работодатели)

- государство (МОН РК)

- материально-технические

-информационные

- финансовые

- профессорско-преподавательский  состав (человеческие ресурсы)

 
         

Основными видами деятельности казахстанских вузов, входящими в состав рейтинга, процедуры лицензирования и государственной аттестации являются образовательная и научно-исследовательская деятельность.

Объектом и сферой оценки образовательной деятельности является качество образовательных (учебных) программ (сфера самооценки вуза).

Оценка образовательных  программ имеет внутреннюю и внешнюю  направленность:

- внутренняя: соответствие  миссии, стратегическим целям и  приоритетам развития вуза;

- внешняя: соответствие  потребностям рынка, на котором  функционирует вуз (региональный, национальный, международный аспект).

Спрос и потребности рынка  представлены работодателями - корпоративными партнерами вуза. В рамках модели управления качеством вуза, ориентированной  на удовлетворение потребностей в образовательных  услугах, корпоративные партнеры вуза и качество его корпоративных  связей являются одной из принципиально  важных сфер оценки. Корпоративный  мир является фактором внешней среды, влияющим на качество процесса управления вузом в целом, а соответственно, на качество содержания деятельности вуза по всем его сферам оценки внутренней среды. Такая особенность связей вуза с корпоративным миром предполагает, с одной стороны, выделение корпоративных  связей в самостоятельную сферу  оценки, а с другой, оценку вуза по всем зонам оценки его деятельности сквозь призму эффективности организации  корпоративных связей.

Объектом и сферой оценки научной деятельности вуза является качество его научно-исследовательской  работы.

Направленность оценки научно-исследовательской  деятельности вуза:

- внутренняя: соответствие  миссии и целям финансового  развития и развития профессорско-преподавательского  состава вуза;

- внешняя: соответствие  научно-исследовательской деятельности  целям развития внешних связей  вуза в региональном, национальном  и международном контексте.

Оценка качества научной  деятельности вуза является самостоятельной  сферой самооценки с перекрестной оценкой  в разрезе таких сфер самооценки вуза, как управление развитием профессорско-преподавательского состава и управление финансовым развитием. Это объясняется логической внутренней взаимосвязью факторов: наука - профессорско-преподавательский состав и наука - финансовое развитие вуза. В первом случае оценивается эффективность  и результативность организации  научно-исследовательской деятельности вуза в целом. Во втором случае оценивается  эффективность научной деятельности с точки зрения развития кадрового  потенциала вуза и его соответствия миссии и эффективность организации  финансируемой научной деятельности вуза как одно из условий обеспечения  реализации миссии.

Важным направлением деятельности вузов РК (в свете государственной  молодежной политики) является воспитательная работа и развитие студенческого  самоуправления. Она рассматривается  как самостоятельная сфера самооценки вуза.

Методическая деятельность профессорско-преподавательского состава  вуза и ее качество в составе процедуры  государственной аттестации является обязательным компонентом оценки. В  системе причинно-следственных связей методическая деятельность ППС связана  с двумя факторами: образовательными программами вуза (качеством их обеспечения) и профессорско-преподавательским  составом вуза (качеством развития ППС). С учетом этого методическая деятельность может рассматриваться  как автономно, так и в составе  названных выше сфер самооценки.

Лица, заинтересованные в качестве образовательных услуг вуза представлены в таблице. Это различные категории субъектов, имеющих с вузом тесное двустороннее взаимодействие. Анализ их состава и роли в управлении вузом позволяет выделить следующие сферы самооценки: профессорско-преподавательский состав, студенты и выпускники.

Профессорско-преподавательский  состав является субъектом системы  управления качеством вузовской  деятельности. Его роль в системе  управления качеством вуза двояка: с одной стороны, ППС является одним из главных факторов, определяющих качество образовательной деятельности, а с другой, субъектом системы  оценки качества внутривузовской образовательной  среды.

В первом случае профессорско-преподавательский  состав выступает как одна из ключевых сфер самооценки качества вуза, а во втором - как субъект процедуры  самооценки (внутреннее заинтересованное в качестве образования лицо). Различные  формы изучения мнения ППС о качестве вузовской деятельности и различных  аспектах ее организации, включая пакет  социальных программ развития вуза - важный момент процедуры самооценки, позволяющий  наиболее полно и объективно анализировать  и оценивать деятельность вуза, планировать  и управлять процессом повышения  ее качества.

Таблица - Контактные аудитории  вуза и их роль в управлении качеством  его образовательных услуг

 

Среда

вуза

Заинтересованные лица

 
 

Состав

Роль в системе управления (СУ)

качеством вуза

Роль в процедуре

самооценки

 

Внутренняя

Профессорско-преподавательский  состав

Фактор качества (влияющий на его уровень);

субъект системы оценки качества внутривузовской образовательной среды (респондент процедуры оценки);

Одновременно является фактором процедуры самооценки и субъектом  оценки (в составе интервьюируемых  контактных лиц вуза)

 
 

Студенты

Субъект системы оценки качества услуг (респондент процедуры оценки);

фактор качества;

носитель качества (его  результата)

Одновременно являются факторами  процедуры самооценки и субъектами оценки (в составе интервьюируемых  контактных лиц вуза)

 
 

Выпускники

Носитель качества (его  результата);

фактор качества (влияющий на его уровень);

субъект системы оценки качества (респондент процедуры оценки);

   

Внешняя

Работодатели (корпоративные  партнеры)

Субъект системы оценки качества как потребитель образовательных  услуг (респондент процедуры оценки);

Субъект оценки (в составе  интервьюируемых контактных лиц  вуза)

 
 

МОН РК

Субъект системы нормативно-правового  контроля

и регулирования качества

Фактор оценки (определяет качество внешней среды вуза)

 
         

Информация о работе Разработка механизмов обеспечения качества вуза