Разработка проекта совершенствования стратегического управления ТД «Славэкс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 10:21, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования данного дипломного проекта является разработка проекта совершенствования стратегического управления ТД «Славэкс».
Для достижения цели выполняются следующие задачи:
1) излагаются теоретические основы темы;
2) проводится анализ и оценка существующей системы управления коммерческой деятельностью торгового предприятия ТД «Славэкс» (краткая правовая и организационная характеристика, оценка организационной культуры, стратегический анализ, оценка социальных целей и т.д.);

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 2.06 Мб (Скачать файл)

 


 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Стратегическое управление как вполне определённая разновидность менеджмента сформировалось относительно недавно. Во второй половине XX века менеджменту стало уделяться повышенное внимание. Интерес к вопросам управления бизнесом постоянно удерживается на высоком уровне. И связано это, по моему мнению, не только с тем, что менеджмент играет очень важную роль в бизнесе, но и с тем, что менеджмент как практическая деятельность постоянно развивается, обретая иногда такие формы, которые по своей сущности в корне противоположны тому, что прежде в практике и в теоретическом осмыслении считалось образцом правильного управления.

Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, особенно резко возросло в последние десятилетия.

Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде.

Если раньше считалось, что большой имеет лучшие шансы победить в конкуренции по сравнению с маленьким, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Практика бизнеса показывает, что не существует стратегии, единой для всех компаний, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма по своему уникальна, и процесс выработки стратегии для каждой фирмы индивидуален и уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики её развития, её потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и ещё многое другое.

В то же время есть ряд основополагающих моментов, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах осуществления стратегического управления. Всегда следует помнить, что стратегическое управление - это, прежде всего продукт творчества высшего руководства, но и в то же время можно говорить и о теории стратегического управления, знание которого позволяет более эффективно осуществлять управление организацией.

Актуальность данной темы заключается в том, что стратегическое управление коммерческой деятельностью позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, то есть, почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка. Поэтому теория стратегического управления формируется на основе обобщения практики, успешного решения стратегических задач управления фирмой и на основе выделения отдельных управленческих схем в управлении, которые указывают и на то, с помощью чего можно добиться успешного результата.

Целью исследования данного дипломного проекта является разработка проекта совершенствования стратегического управления ТД «Славэкс».

Для достижения цели выполняются следующие задачи:

1) излагаются теоретические основы темы;

2) проводится анализ и оценка существующей системы управления коммерческой деятельностью торгового предприятия ТД «Славэкс» (краткая правовая и организационная характеристика, оценка организационной культуры, стратегический анализ, оценка социальных целей и т.д.);

3) разрабатывается программа стратегии развития предприятия, создаются предпосылки для её успешной реализации, оценивается социально-экономическая эффективность проекта.

Предметом исследования дипломного проекта выступает центральная сфера деятельности торгового предприятия - коммерческая деятельность.

Объектом исследования в данной работе является предприятие торговли - ТД «Славэкс», которое зарекомендовало себя на рынке текстильной промышленности в городе е как прибыльное, быстро развивающееся, ищущее перспективы дальнейшего развития и сотрудничества с зарубежными мировыми производителями текстиля.

 

1 ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

1.1 Стратегическое управление как тип менеджмента

 

Стратегическое управление - процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных задач.

В качестве ведущих идей, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения. Своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.

Деятельность торговых предприятий охватывает следующие вопросы:

  • изучение спроса населения и рынка сбыта товаров;
  • выявление и изучение источников поступления и поставщиков 
    товаров, организация рациональных связей с поставщиками, включая 
    разработку и предоставление им заявок на товары, заключение 
    договоров на поставку товаров, организацию учета и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств;
    • организация оптовой продажи товаров, формирование оптимального 
      ассортимента, управление товарными запасами;
    • организация рекламно-информационной деятельности;
    • организация продаж, направленная на рост прибылей торговой 
      организации;
    • организация финансовой деятельности;
    • оказание торговых услуг [15].

Организация коммерческой деятельности в современных условиях строиться на основе принципа полного равноправия торговых партнеров по поставкам товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств рождается при умелом руководстве в недрах коллектива, поэтому возникает необходимость рассмотрения более подробно его управление.

Управление всегда складывается из управления людьми и управления деятельностью. Управление предприятием нацелено на достижение нужных результатов в конкретной ситуации. Коммерческо-функциональные критерии работы предприятия: его рост, платежеспособность, рентабельность, финансовое положение, эффективность труда персонала. Критерии поддержания коммерческой деятельности: социальная ответственность, действительность, осведомленность работников о результатах своего труда, организационный климат, представление о фирме - "имидж".

Необходимо учитывать, что управление представляет собой сложную систему элементов. В разнообразных общественных системах содержание этих элементов различно. Корни административно - командной системы традиционного советского общества была иерархия, носившая «всеобщий характер». Все имело какую-то линию подчинения, вышестоящую инстанцию. Параллельно с этим общество активно использовало и «жесткую» культуру в качестве мощного воздействия на своих членов (идеология, членство в партии). Административно-хозяйственная система была хорошо отлажена и позволяла держать общество и конкретные организации «в узде», добиваясь целей, поставленных сверху, невзирая на издержки, подавляя внешние проявления конфликтов. Другие общественные системы создали иные системы управления, имеющие свои принципы, методы, цели.[21, 19, 24].

Управление включает следующие компоненты: механизм управления, структуру управления, процесс управления, механизм развития искусство управленческой деятельности ( рис. 1 ).

 Рассмотрим основные компоненты системы управления. Механизм управления включает цели, задачи, принципы, функции и методы управления. Управление рассматривается на торговом предприятии - объекте управления.

Как уже было раннее рассмотрено торговое предприятие представляет собой организацию - группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Рисунок 1 - Система управления

 

Цели в организации, - «это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотела добиться группа, работая вместе».

Генеральная цель торгового предприятия - обеспечение оптимального функционирования торговой системы. А это значит, обеспечить выживание организации в сложных условиях и ее развитие - ежегодный прирост всех основных показателей хозяйственной деятельности. Генеральная цель достигается посредством достижения подцелей:

    • коммерческих — направленных на получение наибольшей прибыли;
    • экономических — разработка задач и проверка результатов;
    • социальных — кадры и социальное развитие коллектива;
    • хозяйственных - материально — техническое обеспечение торговых процессов.

Подцели являются целями подразделений, то есть функциональных областей торговой организации: коммерческой фирмы, экономического отдела и бухгалтерии, отдела кадров и отдела по общим вопросам [8, 9, 5].

Каждое подразделение обеспечивает достижение системы частных целей. Целевой подход в управление позволяет достигать генеральную цель организации через подцель, достигаемые посредством достижения частных целей. Целевое управление - процесс, состоящий из четырех независимых этапов:

    • разработка ясной сжатой формулировки целей;
    • разработка реалистических планов их достижения;
    • систематический контроль и изменение качества работы и 
      результатов;
    • принятие корректирующих мер по достижению планируемых результатов [5, 8]

За свою историю управленческая мысль обогащалась различными теориями и сейчас представляет сплав различных подходов (принципов управления), которые руководителю необходимо учитывать:

1. На современном предприятии  четко очерчены управленческие  группы, управленческая работа отделяется от неуправленческой деятельности. Возрастает число руководителей среднего звена. Упор делается на коллективную работу.

2. Учет в управлении поведенческих, социальных аспектов. Мотивация  работников. Усиление внимания не  только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, собственности, в управленческих функциях.

3. Согласно процессному подходу, управление необходимо рассматривать как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют планирование, организация, мотивация, контроль.

4. Руководитель должен рассматривать организацию как целостную систему, все элементы которой - люди, структура, задачи, технология целей - взаимосвязаны. Каждая часть системы вносит свой вклад в характеристики целого, неправильное функционирование одной из них приведет к неправильному функционированию системы в целом. Организация, как система имеет: входы - информация, капитал, материалы, трудовые ресурсы; в процессе преобразования организация преобразовывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги; эта продукция или услуги являются выходами организации, которая она вносит в окружающую среду.

5. Организация - открытая система, взаимодействующая с внешней средой. Такая система не является само обеспечивающейся, она зависит от энергии, информации, материалов, поступающих из вне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование. Все факторы во внешней среде подразделяются на факторы прямого и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия для российского предприятия торговли: поставщики, трудовые ресурсы, законы и государственное налоговое регулирование, потребители, конкуренты, политические изменения. Косвенные факторы - состояние экономики, НТП, социокультурные и политические и изменения, влияние групповых интересов, события в других странах.

6. Необходимо учитывать конкретную ситуацию и условия, в которых находится организация. Ситуационный подход к управлению пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации.

7. Возрастает роль экономико-математических методов в управлении.

Информация о работе Разработка проекта совершенствования стратегического управления ТД «Славэкс»