Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:58, курсовая работа
Цель нашей курсовой работы сводилась к тому, чтоб показать какие стили, методы руководства имеются, в распоряжении руководителя, а также их достоинства и недостатки. Также мы рассмотрели поведенческие аспекты управления.
Введение…………………………………………………………………..……...3
Глава 1. Теоретическая часть ………………………………………………......5
1. Руководство…………………………………………………………………....5
1.1. Руководство, его место и значение……………………………………….. 5
1.2. Личность руководителя……………………………………………………..7
1.3. Категории поведения руководителя Г. Юкла……………………………14
2. Стили руководства…………………………………………………………..20
2.1. Модель Дугласа МакГрегора……………………………………………..22
2.2. Исследования Левина……………………………………………………...26
2.3. Модель Лайкерта…………………………………………………………..26
2.4. Четыре системы Лайкерта……………………………………………….29
2.5. Стили руководства по классификации университета Огайо…………...31
2.6. Управленческая решетка Блейка и Мутона ……………………………..33
3. Формирование эффективного стиля руководства…………………………38
4. Поведенческие аспекты управления……………………………………….41
4.1. Групповая динамика……………………………………………………….48
4.2. Конфликт……………………………………………………………………52
Глава2.Организационно – управленческий анализ деятельности АЩЗ………….......................................................................................................71
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………...71
2.1.1. Характеристика внешней среды…………………………………………76
2.1.2.Обоснование проблемы…………………………………………………...77
2.2 Анализ системы стратегического планирования………………………….77
2.2.1.Анализ миссии организации………………………………………………77
2.2.2 Анализ системы целей деятельности организации, построение дерева целей………………………………………………………………………………78
2.2.3 Анализ внешней среды. Управленческое обследование внутренних функциональных зон…………………………………………………………….79
2.2.4 Анализ стратегии…………………………………………………………..80
2.3 Анализ организации реализации стратегии………………………………..81
2.3.1 Анализ организационной структуры……………………………………..81
2.3.2 Анализ организационно-регламентирующих документов………………85
2.3.3 Распределение обязанностей между отделами……………………..........87
2.4. Анализ системы мотивации работников предприятия…………………...88
2.5. Оценка системы и процедур контроля на предприятии………………….90
2.6. Анализ руководства на предприятии ………………………………………93
2.7. Исследование организационного поведения …………………………….100
Глава3. Обеспечение эффективности системы управления …………………104
3.1 Обоснование управленческого решения ………………………………….104
3.2 План мероприятий по повышению эффективности системы управления 108
Заключение………………………………………………………………………111
Список используемой литературы……………………………………………..112
Миссия завода соответствует целям и задачам, поставленным перед ним.
АЩЗ в своей деятельности ориентируется на достижение большого числа целей, которые взаимосвязаны и иерархически подчинены, то есть достижение крупных целей предполагает достижение нескольких обеспечивающих целей.
Цели депо:
Завод для решения целей обязано обеспечить:
Вышеперечисленные цели соответствуют данной формулировке миссии.
В SWOT-анализе необходимо не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для фирмы является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.
Возможности | Сильные стороны |
1.
Развитие науки и техники 2. потребление товаров остается на прежнем уровне способствует стабильному развитию предприятия; 3. ПВД. |
1. Высокий уровень
использования производственных мощностей;
2. Высокий уровень качества выпускаемой продукции; 3. Обеспечение организации квалифицированными кадрами; 4.Уровень технологии, обеспечивающий минимизацию затрат. 5. Знание потребностей покупателей; |
Угрозы | Слабые стороны |
1. Угроза не получения кредита;
2. возможности появления новых конкурентов; |
1. Тяжелые условия
труда;
2. Высокий средний возраст персонала; |
Как видно, все возможности фирмы имеют для нее большое значение и их надо обязательно использовать.
Угроза не получения кредита должна постоянно находиться в поле зрения руководства завода и устраняться в первостепенном порядке. Что касается тяжелых условий труда, то эта угроза должна быть обязательно и немедленно устранена.
Миссия ОАО «РЖД» должна реализовываться через достижение следующих стратегических целей:
Предстоит организовать работу компании на основе понятных принципов достижения корпоративной эффективности. Прежде всего, необходимо осуществление текущего управления на основе стратегических целей. Нужна увязка всех принимаемых решений, проектов, программ со стратегией развития компании. Только последовательное, выверенное, устойчивое управление может быть эффективным. Любые «шараханья» в угоду сиюминутной ситуации или субъективному мнению приводят к нерациональным затратам производственных ресурсов.
Второй
принцип — это повышение
Важным звеном в достижении целей компании являются функциональные стратегии. Здесь ключевая роль отводится отраслевым департаментам и вице-президентам компании. Поэтому любые функциональные задачи являются частью стратегии компании, корректировать которую никто, кроме правления, не имеет права.
Исходя из проведенного анализа, выбранной
стратегией для АЩЗ является стратегия
ограниченного роста, то есть незначительное
увеличение показателей деятельности
организации на основе улучшенного использования
имеющихся ресурсов. Завод из года в год
увеличивает свои основные показатели:
производительность труда, качества продукции,
численность персонала, профилактический
и капитальный ремонт оборудования, среднемесячная
зарплата. Выбор данной стратегии обоснован
тем, что никакие другие стратегии для
АЩЗ не подходят. Допустим, если возьмем
стратегию диверсификации, завод не может
резко поменять направление деятельности,
так как предприятие и его деятельность
формировалось годами и переход на производство
другой продукции или оказания услуг будет
нереальным и убыточным для железнодорожного
предприятия.
2.3 Анализ организации реализации стратегии
2.3.1 Анализ организационной структуры
При формировании
организационной структуры
1. Принцип
единства распорядительства и
персональной ответственности,
2. Принцип установления точных границ между линейным и функциональным руководством. По определению линейное руководство должно осуществлять управления процесса ремонта и технического обслуживания, а функциональное – оказывает линей ному руководству помощь (готовит рекомендации, снабжает материалами и т.п.). В системе управления завода начальник предприятия, мастер, бригадир – линейные руководители, остальные – функциональные.
3. Принцип
распространенности контроля –
количество подчиненных,
4. Принцип
четкого функционального
5. Принцип
соответствия прав, обязанностей
и ответственности каждого
Руководство АЩЗ осуществляет начальник завода. Главный инженер отвечает за работу дробильно-сортировочного цеха, отдела охраны труда и технического отдела. Учёт и контроль за расходованием материалов, финансовых ресурсов осуществляет главный бухгалтер депо. Главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем организации документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными. Так же право подписи имеет зам. главного бухгалтера, бухгалтер по основным фондам и зам. начальника, на время отсутствия вышестоящих. Бухгалтерия АЩЗ должна обеспечивать выполнение учетных задач в минимальные сроки и с высоким качеством, главные задачи:
Отдел кадров ведает подбором, оформлением приёма и увольнением работников, организует контроль за ведением табельного учёта на участках и отделениях завода.
Нормировщики ведут разработку, и внедрение прогрессивных технически обоснованных норм времени и норм выработки на производственных участках, организует внедрение наиболее прогрессивных норм оплаты труда, разрабатывает мероприятия по ликвидации потерь рабочего времени и повышению производительности труда, ведут анализ выполнения плана по труду и заработной платы, совместно с инженером - технологом. Мастерами и начальниками участков, осуществляют организацию рабочих мест на научной основе.
В АЩЗ централизованная структура управления, которая основывается на следующих принципах: единоначалия, централизации, функций специализации, соблюдение нормы управляемости.
Организационная структура предприятия имеет линейно-функциональную форму. Её основная идея – разделение линейных и аппаратных (функциональных) полномочий. Линейно-функциональная система управления завода имеет недостатки: склонность таких систем управления к искусственному расширению аппарата управления, его отрыв от производства. Эта система управления достаточно эффективна при стабильной социально-экономической ситуации в стране, когда решаются повторяющиеся, неизменные в течение длительного времени задачи. Однако рассматриваемая форма связей теряет свои гибкость и приспособляемость при возникновение новых задач в связи с фундаментальными изменениями в экономике страны. Новые задачи могут периодически появляться по другим причинам.
В этом
случае целесообразно использовать
программно-целевую форму
Данная форма связей не отрицает сложившуюся линейно-функциональную структуру, а сосуществует с ней. Для этого в аппарате управления завода назначается ответственный руководитель, создается координирующий орган, работающий по определенной программе. Задача – в короткий срок решить поставленные вопросы.
В координирующий орган направляются специалисты из разных функциональных отделов. После достижения поставленной цели и окончания работы по специальной программе координирующий орган расформировывается, а его работники возвращаются в функциональные подразделения, в которых ранее работали.