Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:58, курсовая работа
Цель нашей курсовой работы сводилась к тому, чтоб показать какие стили, методы руководства имеются, в распоряжении руководителя, а также их достоинства и недостатки. Также мы рассмотрели поведенческие аспекты управления.
Введение…………………………………………………………………..……...3
Глава 1. Теоретическая часть ………………………………………………......5
1. Руководство…………………………………………………………………....5
1.1. Руководство, его место и значение……………………………………….. 5
1.2. Личность руководителя……………………………………………………..7
1.3. Категории поведения руководителя Г. Юкла……………………………14
2. Стили руководства…………………………………………………………..20
2.1. Модель Дугласа МакГрегора……………………………………………..22
2.2. Исследования Левина……………………………………………………...26
2.3. Модель Лайкерта…………………………………………………………..26
2.4. Четыре системы Лайкерта……………………………………………….29
2.5. Стили руководства по классификации университета Огайо…………...31
2.6. Управленческая решетка Блейка и Мутона ……………………………..33
3. Формирование эффективного стиля руководства…………………………38
4. Поведенческие аспекты управления……………………………………….41
4.1. Групповая динамика……………………………………………………….48
4.2. Конфликт……………………………………………………………………52
Глава2.Организационно – управленческий анализ деятельности АЩЗ………….......................................................................................................71
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………...71
2.1.1. Характеристика внешней среды…………………………………………76
2.1.2.Обоснование проблемы…………………………………………………...77
2.2 Анализ системы стратегического планирования………………………….77
2.2.1.Анализ миссии организации………………………………………………77
2.2.2 Анализ системы целей деятельности организации, построение дерева целей………………………………………………………………………………78
2.2.3 Анализ внешней среды. Управленческое обследование внутренних функциональных зон…………………………………………………………….79
2.2.4 Анализ стратегии…………………………………………………………..80
2.3 Анализ организации реализации стратегии………………………………..81
2.3.1 Анализ организационной структуры……………………………………..81
2.3.2 Анализ организационно-регламентирующих документов………………85
2.3.3 Распределение обязанностей между отделами……………………..........87
2.4. Анализ системы мотивации работников предприятия…………………...88
2.5. Оценка системы и процедур контроля на предприятии………………….90
2.6. Анализ руководства на предприятии ………………………………………93
2.7. Исследование организационного поведения …………………………….100
Глава3. Обеспечение эффективности системы управления …………………104
3.1 Обоснование управленческого решения ………………………………….104
3.2 План мероприятий по повышению эффективности системы управления 108
Заключение………………………………………………………………………111
Список используемой литературы……………………………………………..112
Использование программно – целевого управления позволит решать следующие задачи:
- своевременно
и эффективно реализовывать
- освобождать руководителей завода от повседневного оперативного руководства реализацией программ;
- повышать
оперативность решения задач
благодаря созданию прямых «
Итак, организационная структура управления есть единство уровней и звеньев управления в их взаимосвязи и подчиненности.
Требования к организационной структуре:
На предприятии АЩЗ с каждым работником заключен трудовой договор. Для каждого работника составляется должностная инструкционная карточка, где четко расписаны все обязанности для каждого работника, указана должность, кем замещается, образование, так же указаны права и обязанности.
Таблица 2.3.2 - Баланс прав, обязанностей и ответственности экономиста
АЩЗ.
Обязанности | Права | Ответственность |
1. Подготавливать исходные данные для составления проектов перспективных, годовых и оперативных планов хозяйственно-финансовой и производственной деятельности организации | 1.Имеет право издавать в пределах своей компетенции приказы, указания и другие нормативные акты, обязательные для исполнения работниками завода | 1. Ответственен за разработку соответствующих инструкций, типовых правил, нормативных документов; утвержденных лично и комитетом профсоюза организации. |
2. Выполнять расчёты по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимые для проведения работ, исследований и разработок | 2. Имеет право на составление приказа по случаю производственной необходимости. | 2.Ответственен за систематизацию и обобщение статистических материалов и др. данных по заданию в целом, его отдельным этапам |
3. Осуществлять экономический анализ хозяйственной деятельности, разрабатывать мероприятия по обеспечению режима экономии, повышения эффективности работ, выявлению резервов, предупреждению потерь, более рацинальному использованию всех видов ресурсов | 3. Имеет право давать работу подчинённым и с них спрашивать | 3. Ответственен за сбор, накопление научно-технической информации и др. необходимых материалов для плановой работы или выполнения отдельных заданий |
4. Определять экономическую эффективность проводимых работ | 4. Ответственен
за разработанные планы и | |
5. Принимать участие в рассмотрении разработанных планов, вопросов организации выполнения работ, а также совершенствование форм труда и управлений |
Распределение обязанностей в АЩЗ оформляется в форме карты выполнения процесса управления. В левой части указываются подфункции выполнения управленческой задачи, отражающие последовательность этапов её выполнения, а в правой части – распределение работ по исполнителям.
Этапы выполнения процесса | Администрация | Горный цех | Дробильно-сортировочный цех | Участок "Погрузка" | Автотранспортный цех |
Научно-исследовательские работы | ДПО
ВОМИ |
||||
комплексно изучают геологическое строение основных месторождений каменных пород | ВНР | ||||
поисковые работы по выявлению месторождений | ВОМИ | ||||
Эксплуатационнo- экспедиционная разведка | П | Т | |||
дробильно-сортировочные работы | ПЩ
ПП ПБК |
1.дают прогнозную оценку запасов сырья - ДПО
2.ведут опытно-методические исследования по совершенствованию существующих и разработке новых методов поисков и разведки месторождений - ВОМИ
3. внедряют научные разработки в практику геологоразведочных работ в компании-ВНР
4. производство щебня - ПЩ
5. производство песка - ПП
6. производство бутового камня – ПБК
7. погрузка – П
8. транспортировка
- Т
На основе составления технологической карты выяснилось, что распределение обязанностей между руководящими работниками довольно рациональное и даёт положительные результаты в деятельности предприятия.
Мотивация – процесс воздействия на поведение человека, приводящей к побуждению активизации деятельности для достижения поставленных целей.
Существуют следующие теории мотивации: А. Маслоу, МакКлелланда и Герцберга, - целью которых является определение потребностей, побуждающих людей к действию.
Мотивационная деятельность работников АЩЗ будет рассмотрена на двухфакторной модели Герцберга. Эта модель учитывает гигиенические факторы или факторы контекста, и мотивационные факторы, учитывающие удовлетворенность рабочих.
Политика администрации в отношении работника должна учитывать все потребности работника, разрабатывать моральное и материальное стимулирование, а также должна уделять внимание и учитывать мнения каждого. Численность АЩЗ составляет 178 человек. На планёрках иногда начальники обсуждают с подчинёнными, что не устраивает их в работе, и чтобы они предложили для улучшения работы. Руководство всё это учитывает, но не пытается быстро выполнять, а от рабочих требует полной отдачи.
Условия труда (работы). Цеха отремонтированы и соответствуют современным требованиям, хорошо оборудованы рабочие места, содержатся в чистоте и порядке.
Заработная плата – гибкая система премирования, премия составляет 30% от оклада у всех работников.
Характер
межличностных отношений –
Степень контроля за работой – всеобъемлющий, своевременный, гибкий.
Возможность достижения успеха за счёт выполнения плановых заданий.
Достижения
по службе - повышение статуса
работника признание
Повышение ответственности работы – расширение круга обязанностей.
Хорошие
возможности для
На железной дороге всегда был и существует авторитарный режим управления и технократический стиль управления, т.е. все цели направлены на достижение результата, при этом работник как человек рассматривается в виде средства труда. Руководство требует от подчинённых максимальной отдачи. Но система мотивации на предприятии разработана плохо. В двухфакторной модели Герцберга представлены мотивы, побуждающие к работе, но они не очень сильны, это можно видеть хотя бы по текучести кадров, которая составляет около 15%. Основной мотив, заставляющий работать это заработная плата, которая не отличается от средней по области, система премирования, социальная защита. Но АЩЗ даёт рабочие места населению. Несмотря на плохо организованную систему мотивации, производительность труда всё-таки увеличивается. Так в 2008 году производительность труда увеличивается по сравнению с 2007 годом на 7%.
Перевыполнение нормы у работников с повременной оплатой труда не является стимулом, т.к. руководство не нарушает законов, трудового кодекса, где чётко ограничена продолжительность рабочего дня и рабочей недели. За перевыполнение нормы доплата к зарплате небольшая.
Завод обеспечивает работников социальным пакетом, дающий право на пользование услугами больницы, поликлиники, детского сада и т.д.
В АЩЗ существует две системы оплаты труда: сдельная и повременная.
За 2008 год контингент в основной деятельности по АЩЗ составил 178 человек, в том числе в эксплуатации – 165 человека. Работников с повременной оплаты труда в общем контингенте - 87 %, со сдельной оплаты – 13 %. По категориям персонала удельный вес в общем контингенте:
Работники, выполняющие безукоризненно свою работу, нет замечаний и выговоров со стороны руководства, соблюдающие все требования техники безопасности и охраны труда получают премию в полном размере. А те, у кого замечены какие-то нарушения, начальство их может лишить 25, 50, 75 и 100 % премии. Причём премия даёт значительную прибавку к заработной плате. Это и является основным элементом материального стимулирования труда.
Системе мотивации, присущей на заводе, следует претерпеть изменения, её нужно усовершенствовать. Прежде всего, особое внимание нужно уделить политике администрации. Руководство должно немедленно реагировать на то, что не даёт работникам в полной мере и в нужном качестве выполнять свою работу.
Также стоит обратить внимание на бытовые условие. Хоть на заводе имеются и цеха, которые соответствуют современным требованиям, и столовая, где работники могут организованно пообедать, но не на всех цехах есть душ, где бы персонал мог себя привести в порядок после рабочего дня.
Руководство, особенно старшего поколения, должно изменить свой стиль управления и хоть как-то смягчить его, чтобы работники относились к нему не как к чему-то всемогущего, который может лишить его премии, а значит уменьшить зарплату, а как к наставнику, который может помочь в работе. У руководителей и подчинённых должны быть доверительные отношения.
А также, на наш взгляд, на предприятии должна быть психологическая служба, которая занималась бы психологическим аспектом на заводе, и могло разрешать конфликты, возникшие в ходе трудового процесса.
Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьёзными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Ангасольский щебеночный завод должен обеспечить безопасное и бесперебойное движения поездов с установленными скоростями. Cтрогий контроль ведётся за чётким выполнением требований охраны труда и техники безопасности.
Если рассматривать теорию Д. Магрегера X-Y, то руководство АЩЗ придерживается модели X, т.е. контроль на этом предприятии является всеобъемлющим, централизованным. Таким образом, начальство завода придерживается концепции тотального контроля.
В процессе работы осуществляются следующие виды контроля: предварительный, текущий и заключительный. Рассмотрим эти типы контроля с точки зрения охраны труда.
Предварительный контроль осуществляется до начала непосредственных работ. Его основная задача – проверка готовности системы, её персонала к работе. Он заключается в том, что при приёме на работу человек направляется на первичный инструктаж к своему непосредственному начальнику. Затем он направляется на вторичный инструктаж, т.е. сдаёт экзамен по охране труда.
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Каждый день на планёрках мастер 2-3 минуты уделяет внимание охране труда, где говорится о последних травматических случаях, произошедших на линейных предприятиях ОАО РЖД за последнее время. На заводе иногда проводят дни охраны труда, где читают лекции, вывешивают стенды и подводят итоги по нарушению требований техники безопасности. Также каждый квартал рабочие сдают экзамены по охране труда. В случае невыполнения каких-то инструкций, требований и правил по ТБ рабочих лишают премий, делают выговоры за нарушение дисциплины.
При заключительном контроле подводят итоги о проделанной работе.
Главной
целью контроля является сведение к
нулю нарушений техники
Выполненный ремонт и техническое обслуживание контролируют мастера, бригадиры и более высокие руководители, каждый на своём соответствующем уровне.
Несмотря на такой жёсткий контроль, на дороге иногда происходят аварии и катастрофы из-за халатности рабочих и невыполнения своих должностных инструкций.