ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН
Экзаменационные
вопросы по дисциплине
«Менеджмент»
1. Основные функции
управления. Раскрыть содержание: основных
функций бизнеса; функций собственно
менеджмента (классический подход).
Особенности функций менеджеров
высшего, среднего, низового (примеры
в российском контексте).
Управление - это процесс планирования,
организации, мотивации и контроля,
необходимый для того, чтобы сформулировать
и достичь целей организации (Мескон
М. Х.). Суть управления состоит в
оптимальном использовании ресурсов
(земли, труда, капитала) для достижения
поставленных целей. Управление представляет
собой реализацию нескольких взаимосвязанных
функций: планирования, организации, мотивации
сотрудников и контроля.
1. Планирование. С помощью этой
функции определяются цели деятельности
организации, средства и наиболее
эффективные методы для достижения
этих целей. Важным элементом
этой функции являются прогнозы
возможных направлений развития
и стратегические планы. На
этом этапе фирма должна определить,
каких реальных результатов она
может добиться, оценить свои
сильные и слабые стороны, а
также состояние внешней среды
(экономические условия в данной
стране, правительственные акты, действия
конкурирующих организаций, предпочтения
потребителей, развитие технологий).
2. Организация. Эта функция управления
формирует структуру организации
и обеспечивает ее всем необходимым
(персонал, средства производства, денежные
средства, материалы и т.д.). То
есть на этом этапе создаются
условия для достижения целей
организации.
3. Мотивация - это процесс побуждения
других людей к деятельности
для достижения целей организации.
Выполняя эту функцию, руководитель
осуществляет материальное и
моральное стимулирование работников,
и создает наиболее благоприятные
условия для проявления их
способностей и профессионального
"роста". При хорошей мотивации
персонал организации выполняет
свои обязанности в соответствии
с целями этой организации
и ее планами. Прежде, чем мотивировать
персонал на более эффективную
работу, руководитель должен выяснить
реальные потребности своих работников.
4. Контроль. Эта функция управления
предполагает оценку и анализ
эффективности результатов работы
организации. При помощи контроля
производится оценка степени
достижения организацией своих
целей, и необходимая корректировка
намеченных действий. Процесс контроля
включает: установление стандартов,
измерение достигнутых результатов,
сравнение этих результатов с
планируемыми и, если нужно,
пересмотр первоначальных целей.
Контроль связывает воедино все
функции управления, он позволяет
выдерживать нужное направление
деятельности организации и своевременно
корректировать неверные решения.
Роль является «набором определенных
поведенческих правил, соответствующих
конкретному учреждению или конкретной
должности».
Более общеупотребимый способ описания
уровней управления состоит в
выделении руководителей (управляющих)
низового звена, или операционных управляющих,
руководителей (управляющих) среднего
звена и руководителей (управляющих)
высшего звена. РУКОВОДИТЕЛИ НИЗОВОГО
ЗВЕНА. Это организационных уровень,
находящийся непосредственно над
рабочими и другими работниками
(и управляющими). Младшие начальники
в основном осуществляют контроль за
выполнением производственных заданий
для непрерывного обеспечения непосредственной
информации о правильности выполнения
этих заданий. Руководители этого звена
часто отвечают за непосредственное
использование выделенных им ресурсов,
таких как сырье и оборудование.
Типичным названием должности является
мастер, мастер смены, сержант, заведующий
отделом и дрИсследования показывают,
что работа руководителя низового звена
является напряженной и наполненной
разнообразными действиями. Она характеризуется
частыми перерывами, переходами от
одной задачи к другой. Задачи сами
по себе потенциально краткие. РУКОВОДИТЕЛИ
СРЕДНЕГО ЗВЕНА Работа младших начальников
координируется и контролируется руководителями
среднего звена. В большой организации
может быть столько руководителей
среднего звена, что возникает необходимость
в разделении данной группы. И если
такое разделение происходит, то возникают
2 уровня. Первый из которых называется
верхним уровнем среднего звена
управления, а второй - низшим. Т.о. образуется
4 основных уровня управления: высший,
верхний средний, низший средний
и низовой. Типичными должностями
руководителей среднего звена в
управлении являются: заведующий отделом
(в бизнесе), декан и другие. Некоторые
организации предоставляют своим
руководителям среднего звена большую
ответственность, делая их работу в
определенной степени похожей на
работу руководителей высшего звена.
Руководитель среднего звена часто
возглавляет крупное подразделение
или отдел в организации. Характер
его работы в большой степени
определяется содержанием работы подразделения,
чем организации в целом. В
основном, однако, руководители среднего
звена являются буфером между
руководителями высшего и низового
звеньев. Они готовят информацию
для решений, принимаемых руководителями
высшего звена и передают эти
решения обычно после трансформации
их в технологически удобной форме в виде
спецификаций и конкретных заданий низовым
линейным руководителям, хотя существуют
вариации, большая часть общения у руководителей
среднего звена происходит в форме бесед
с другими руководителями среднего и низового
звеньев. РУКОВОДИТЕЛЯ ВЫСШЕГО ЗВЕНА Высший
организационный уровень - руководство
высшего звена - гораздо малочисленнее
других. Даже в самых крупных организациях
руководителей высшего звена - всего несколько
человек. Типичные должности руководителей
высшего звена в бизнесе - это председатель
Совета, президент, вице-президент корпорации
и казначей корпорации. Руководители высшего
звена отвечают за принятие важнейших
решений для организации в целом или для
основной части организации. Сильные руководители
высшего звена накладывают отпечаток
своей личности на весь облик компании.
Основной причиной напряженного темпа
и огромного объема работы является
тот факт, что работа руководителя
высшего звена не имеет четкого
завершения. Поэтому и руководитель
высшего звена не может быть уверен,
что он (она) успешно завершили
свою деятельность. Поскольку организация
продолжает действовать и внешняя
среда продолжает меняться, всегда
существует риск неудачи.
2. Отличие scientific management
от management science.
Scientific management – научное управление.
Научное управление связано с работами
Ф.Тейлора, Гибельта. Они использовали
наблюдения, замеры, логику и анализ
операций ручного труда для усовершенствования
его выполнения.
определение компонентов работы и
анализ содержания работы. (например, количество
угля на лопате, движение рабочих). Это
дало возможность установить нормы
производства и платить дополнительно
тем, кто превышал минимум.
также признавалась необходимость
физического и интеллектуального
отбора работников для определенных
операций и закрепления этой работы
за ними. Отсюда вышло отделение
управленческой работы от производственной,
что дало увеличение производительности.
Гилберт произвел усовершенствование
в кладке кирпича (измеряя продолжительность
каждой операции и изучив движение
руки – убрали лишнее из обучения каменщиков).
Центральным моментом системы Тейлора
было желание рационализировать
и стандартизировать методы производства
в интересах экономики, эффективности
производства и всеобщего процветания.
Принципы научного управления.
использование научного анализа для
определения лучших способов выполнения
задачи;
отбор работников, лучше подходящих
для выполнения задач и обеспечения
их обучения;
систематическое и правильное использование
материального стимулирования для
повышения производительности;
отделение планирования и обдумывания
от самой работы;
Научный менеджмент – это не способ
эффективности производства… его
внедрение предполагает совершение
подлинной ментальной революции
сознания работника, которая изменит
его отношение к работе, к товарищам
и к нанимателям. Равным образом,
такая же революция, затрагивающая
отношение к коллегам по работе,
к работникам и ко всему кругу
насущных проблем, должна произойти
и в сознании управленцев –
мастера, заведующего, владельца предприятия,
совета директоров «пахан бюро» J. Без
этой ментальной революции с обеих
сторон использование научного менеджмента
невозможно. (Тейлор, 1911/1972, р.26-27)
В этих словах кратко изложена его
программная цель, состоящая отнюдь
не в хронометрировании, но в куда
более амбициозном проекте внедрения
научного менеджмента, который исключал
бы возникновение производственных
конфликтов. Как заметил Линделл
Урвик, «он подарил миру не только
быстрорежущую сталь, систему планирования
(или) мнемоническую классификацию,
а прежде всего идею «ментальной
революции», которую он считал необходимым
условием для практического воплощения
его методов» (Urwick, 1929, р.57).
Теорию научного управления развили
и усовершенствовали представители
классической школы. Научная школа
посвящала свои исследования производству
(уровню ниже управленческого), а классическая
(административная) школа выработала
подходы к управлению организацией
в целом.
Классическая школа.
Анри Файоль был руководителем
угледобывающей компании. Файоль рассматривал
организацию с точки зрения взаимодействия
нескольких функций (например, планирования
и организации). Исходя из своих наблюдений,
он вывел 14 принципов управления:
разделение труда;
полномочия и ответственность;
дисциплина;
единоначалие;
единство направления;
подчиненность личных интересов общим;
вознаграждение персонала;
централизация;
скалярная цепь;
порядок;
справедливость;
стабильность рабочего места для
персонала;
инициатива;
корпоративный дух;
Далее научная и классическая школы
обогатились школой человеческих отношений,
так как в этих школах не полностью
осознавался человеческий фактор. Психология
в то время не была очень развитой
наукой и эффективность человеческого
фактора недооценивалась.
Школа человеческих отношений Мери
Фоллет, Элтон Мэйо.
Школа внесла в науку об управлении
два фактора:
Применение приемов управления
межличностными отношениями для
повышения степени удовлетворенности
и производительности.
Применение науки (психологии) таким
образом, чтобы каждый работник мог
быть полностью использован в
соответствии с его потенциалом.
Science management.
Наука управления или количественные
подходы, или исследование операций
(экономико-математические методы).
До второй мировой войны математические
методы почти не использовались в
науке управления. Англия использовала
математические методы для построения
системы противоздушной обороны, минирования
портов и поиска подводных лодок.
Суть методов – это разработка
модели ситуации. Модель – это форма
(упрощенная) представления реальности.
Модель облегчает понимание сложностей
реальности (например, карта). После
создания модели, переменным задаются
количественные значения. Это позволяет
их (переменные) сравнивать. С развитием
компьютеров появилась возможность
применять все более сложные
модели. Школа науки управления использует
количественные методы (модели и исследования
операций) для повышения эффективности
и принятия все более правильных
управленческих решений.
Отличительные особенности науки
управления:
использование научного метода, т.е. наблюдение,
формулировка гипотезы, подтверждение
достоверности гипотезы.
системная ориентация
использование моделей
моделирование
«Модель - это представление объекта,
системы или идеи в некоторой
форме, отличной от самой целостности».
Схема организации, к примеру, это
и есть модель, представляющая ее структуру.
Существует ряд причин, обусловливающих
использование модели вместо попыток
прямого взаимодействия с реальным
миром. К ним относятся: естественная
сложность многих организационных
ситуаций, невозможность проведения
экспериментов в реальной жизни,
даже когда они необходимы, и ориентация
руководства на будущее.
Сложность. Как все школы управления,
наука управления стремится быть
полезной в разрешении организационных
проблем реального мира. Реальный
мир организации исключительно
сложен и фактическое число переменных,
относящихся к конкретной проблеме,
значительно превосходит возможности
любого человека и постичь его
можно, упростив реальный мир с помощью
моделирования.
Эксперимент. Встречается множество
управленческих ситуаций, в которых
желательно опробовать и экспериментально
проверить альтернативные варианты
решения проблемы. Конечно, руководители
фирмы были бы неправы, если бы вложили
огромные средства в новое изделие,
сначала не установив экспериментально,
что оно будет функционировать
как намечено, и, вероятно, будет
принято потребителями. Когда фирма
«Боинг» проектирует самолет, «Нисан»
- новый автомобиль, а «Эппл» новую
модель компа, всегда изготавливают
образец, проверяют его в реальных
условиях и только потом начинают
полномасштабное производство.
Ориентация управления на будущее.
Невозможно наблюдать явление, которое
еще не существует и может быть
никогда не состоится, как и проводить
прямые эксперименты. Моделирование
– единственный к настоящему времени
систематизированный способ увидеть
варианты будущего и определить потенциальные
последствия альтернативных решений,
что позволяет их объективно сравнивать.