Шпаргалка по "Менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 05:02, шпаргалка

Описание работы

Экзаменационные вопросы по дисциплине
«Менеджмент»

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН.docx

— 307.70 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН

 

Экзаменационные вопросы по дисциплине

«Менеджмент»

 

1. Основные функции  управления. Раскрыть содержание: основных  функций бизнеса; функций собственно  менеджмента (классический подход). Особенности функций менеджеров  высшего, среднего, низового (примеры  в российском контексте).

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в  оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных  функций: планирования, организации, мотивации  сотрудников и контроля.

1. Планирование. С помощью этой  функции определяются цели деятельности  организации, средства и наиболее  эффективные методы для достижения  этих целей. Важным элементом  этой функции являются прогнозы  возможных направлений развития  и стратегические планы. На  этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она  может добиться, оценить свои  сильные и слабые стороны, а  также состояние внешней среды  (экономические условия в данной  стране, правительственные акты, действия  конкурирующих организаций, предпочтения  потребителей, развитие технологий).

2. Организация. Эта функция управления  формирует структуру организации  и обеспечивает ее всем необходимым  (персонал, средства производства, денежные  средства, материалы и т.д.). То  есть на этом этапе создаются  условия для достижения целей  организации.

3. Мотивация - это процесс побуждения  других людей к деятельности  для достижения целей организации.  Выполняя эту функцию, руководитель  осуществляет материальное и  моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные  условия для проявления их  способностей и профессионального  "роста". При хорошей мотивации  персонал организации выполняет  свои обязанности в соответствии  с целями этой организации  и ее планами. Прежде, чем мотивировать  персонал на более эффективную  работу, руководитель должен выяснить  реальные потребности своих работников.

4. Контроль. Эта функция управления  предполагает оценку и анализ  эффективности результатов работы  организации. При помощи контроля  производится оценка степени  достижения организацией своих  целей, и необходимая корректировка  намеченных действий. Процесс контроля  включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов,  сравнение этих результатов с  планируемыми и, если нужно,  пересмотр первоначальных целей.  Контроль связывает воедино все  функции управления, он позволяет  выдерживать нужное направление  деятельности организации и своевременно  корректировать неверные решения.

Роль является «набором определенных поведенческих правил, соответствующих  конкретному учреждению или конкретной должности».

Более общеупотребимый способ описания уровней управления состоит в  выделении руководителей (управляющих) низового звена, или операционных управляющих, руководителей (управляющих) среднего звена и руководителей (управляющих) высшего звена. РУКОВОДИТЕЛИ НИЗОВОГО ЗВЕНА. Это организационных уровень, находящийся непосредственно над  рабочими и другими работниками (и управляющими). Младшие начальники в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий  для непрерывного обеспечения непосредственной информации о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена  часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным названием должности является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом и дрИсследования показывают, что работа руководителя низового звена  является напряженной и наполненной  разнообразными действиями. Она характеризуется  частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Задачи сами по себе потенциально краткие. РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА Работа младших начальников  координируется и контролируется руководителями среднего звена. В большой организации  может быть столько руководителей  среднего звена, что возникает необходимость  в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникают 2 уровня. Первый из которых называется верхним уровнем среднего звена  управления, а второй - низшим. Т.о. образуется 4 основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний  и низовой. Типичными должностями  руководителей среднего звена в  управлении являются: заведующий отделом (в бизнесе), декан и другие. Некоторые  организации предоставляют своим  руководителям среднего звена большую  ответственность, делая их работу в  определенной степени похожей на работу руководителей высшего звена. Руководитель среднего звена часто  возглавляет крупное подразделение  или отдел в организации. Характер его работы в большой степени  определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. В  основном, однако, руководители среднего звена являются буфером между  руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена и передают эти  решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям, хотя существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена происходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового звеньев. РУКОВОДИТЕЛЯ ВЫСШЕГО ЗВЕНА Высший организационный уровень - руководство высшего звена - гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена - всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе - это председатель Совета, президент, вице-президент корпорации и казначей корпорации. Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании.

Основной причиной напряженного темпа  и огромного объема работы является тот факт, что работа руководителя высшего звена не имеет четкого  завершения. Поэтому и руководитель высшего звена не может быть уверен, что он (она) успешно завершили  свою деятельность. Поскольку организация  продолжает действовать и внешняя  среда продолжает меняться, всегда существует риск неудачи.

 

2. Отличие scientific management от management science.

 

Scientific management – научное управление.

Научное управление связано с работами Ф.Тейлора, Гибельта. Они использовали наблюдения, замеры, логику и анализ операций ручного труда для усовершенствования его выполнения.

определение компонентов работы и  анализ содержания работы. (например, количество угля на лопате, движение рабочих). Это  дало возможность установить нормы  производства и платить дополнительно  тем, кто превышал минимум.

также признавалась необходимость  физического и интеллектуального  отбора работников для определенных операций и закрепления этой работы за ними. Отсюда вышло отделение  управленческой работы от производственной, что дало увеличение производительности. Гилберт произвел усовершенствование в кладке кирпича (измеряя продолжительность  каждой операции и изучив движение руки – убрали лишнее из обучения каменщиков). Центральным моментом системы Тейлора  было желание рационализировать  и стандартизировать методы производства в интересах экономики, эффективности  производства и всеобщего процветания.

Принципы научного управления.

использование научного анализа для  определения лучших способов выполнения задачи;

отбор работников, лучше подходящих для выполнения задач и обеспечения  их обучения;

систематическое и правильное использование  материального стимулирования для  повышения производительности;

отделение планирования и обдумывания  от самой работы;

Научный менеджмент – это не способ эффективности производства… его  внедрение предполагает совершение подлинной ментальной революции  сознания работника, которая изменит  его отношение к работе, к товарищам  и к нанимателям. Равным образом, такая же революция, затрагивающая  отношение к коллегам по работе, к работникам и ко всему кругу  насущных проблем, должна произойти  и в сознании управленцев –  мастера, заведующего, владельца предприятия, совета директоров «пахан бюро» J. Без  этой ментальной революции с обеих  сторон использование научного менеджмента  невозможно. (Тейлор, 1911/1972, р.26-27)

В этих словах кратко изложена его  программная цель, состоящая отнюдь не в хронометрировании, но в куда более амбициозном проекте внедрения  научного менеджмента, который исключал бы возникновение производственных конфликтов. Как заметил Линделл  Урвик, «он подарил миру не только быстрорежущую сталь, систему планирования (или) мнемоническую классификацию, а прежде всего идею «ментальной  революции», которую он считал необходимым  условием для практического воплощения его методов» (Urwick, 1929, р.57).

Теорию научного управления развили  и усовершенствовали представители  классической школы. Научная школа  посвящала свои исследования производству (уровню ниже управленческого), а классическая (административная) школа выработала подходы к управлению организацией в целом.

Классическая школа.

Анри Файоль был руководителем  угледобывающей компании. Файоль рассматривал организацию с точки зрения взаимодействия нескольких функций (например, планирования и организации). Исходя из своих наблюдений, он вывел 14 принципов управления:

разделение труда;

полномочия и ответственность;

дисциплина;

единоначалие;

единство направления;

подчиненность личных интересов общим;

 

вознаграждение персонала;

централизация;

скалярная цепь;

порядок;

справедливость;

стабильность рабочего места для  персонала;

инициатива;

корпоративный дух;

Далее научная и классическая школы  обогатились школой человеческих отношений, так как в этих школах не полностью  осознавался человеческий фактор. Психология в то время не была очень развитой наукой и эффективность человеческого  фактора недооценивалась.

Школа человеческих отношений Мери Фоллет, Элтон Мэйо.

Школа внесла в науку об управлении два фактора:

Применение приемов управления межличностными отношениями для  повышения степени удовлетворенности  и производительности.

Применение науки (психологии) таким  образом, чтобы каждый работник мог  быть полностью использован в  соответствии с его потенциалом.

Science management.

Наука управления или количественные подходы, или исследование операций (экономико-математические методы).

До второй мировой войны математические методы почти не использовались в  науке управления. Англия использовала математические методы для построения системы противоздушной обороны, минирования  портов и поиска подводных лодок.

Суть методов – это разработка модели ситуации. Модель – это форма (упрощенная) представления реальности. Модель облегчает понимание сложностей реальности (например, карта). После  создания модели, переменным задаются количественные значения. Это позволяет  их (переменные) сравнивать. С развитием  компьютеров появилась возможность  применять все более сложные  модели. Школа науки управления использует количественные методы (модели и исследования операций) для повышения эффективности  и принятия все более правильных управленческих решений.

Отличительные особенности науки  управления:

использование научного метода, т.е. наблюдение, формулировка гипотезы, подтверждение  достоверности гипотезы.

системная ориентация

использование моделей

моделирование

«Модель - это представление объекта, системы или идеи в некоторой  форме, отличной от самой целостности». Схема организации, к примеру, это  и есть модель, представляющая ее структуру.

Существует ряд причин, обусловливающих  использование модели вместо попыток  прямого взаимодействия с реальным миром. К ним относятся: естественная сложность многих организационных  ситуаций, невозможность проведения экспериментов в реальной жизни, даже когда они необходимы, и ориентация руководства на будущее.

Сложность. Как все школы управления, наука управления стремится быть полезной в разрешении организационных  проблем реального мира. Реальный мир организации исключительно  сложен и фактическое число переменных, относящихся к конкретной проблеме, значительно превосходит возможности  любого человека и постичь его  можно, упростив реальный мир с помощью  моделирования.

Эксперимент. Встречается множество  управленческих ситуаций, в которых  желательно опробовать и экспериментально проверить альтернативные варианты решения проблемы. Конечно, руководители фирмы были бы неправы, если бы вложили  огромные средства в новое изделие, сначала не установив экспериментально, что оно будет функционировать  как намечено, и, вероятно, будет  принято потребителями. Когда фирма  «Боинг» проектирует самолет, «Нисан» - новый автомобиль, а «Эппл» новую  модель компа, всегда изготавливают  образец, проверяют его в реальных условиях и только потом начинают полномасштабное производство.

Ориентация управления на будущее. Невозможно наблюдать явление, которое  еще не существует и может быть никогда не состоится, как и проводить  прямые эксперименты. Моделирование  – единственный к настоящему времени  систематизированный способ увидеть  варианты будущего и определить потенциальные  последствия альтернативных решений, что позволяет их объективно сравнивать.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджмент"