Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 05:02, шпаргалка
Экзаменационные вопросы по дисциплине
«Менеджмент»
ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы – знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.
Открытая система
Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира. Даже для монастыря, чтобы действовать в течение длительного времени, необходимо, чтобы приходили люди и поступали продукты, поддерживался контакт с основавшей его церковью. Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, не могли удовлетворить всем ситуациям, поскольку в них предполагалось, по крайней мере неявно, что организации являются закрытыми системами. Они активно не рассматривали среду в качестве важной переменной в управлении.
Подсистемы. Крупные составляющие сложных систем, таких, как организация, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Понятие «подсистемы» - это важное понятие в управлении. Посредством подразделения организации на отделы, руководством намеренно создаются подсистемы внутри организации. Такие системы, как отделы, управления и различные уровни управления, играют важную роль в организации в целом, точно так же, как подсистемы человеческого теля, такие как кровообращение, пищеварение, нервная система и скелет. Социальные и технические составляющие организации считаются подсистемами.
Подсистемы, в свою очередь, могут
состоять из более мелких подсистем.
Посокльку все они
Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления – главным образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли определить все основные компоненты организации. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию. Более поздние исследования показывают, что это очень важный аспект работы организации. Сейчас очень широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют, какое из средств арсенала управления может оказаться подходящим и, вероятнее всего, успешным.
Модель организации как
Переменные и системный подход. Поскольку это довольно новый подход, еще нельзя полностью оценить истинное воздействие данной школы на теорию и практику управления. Тем не менее уже сейчас можно сказать, что его влияние велико и, кажется, будет расти в будущем. По словам профессоров Розенцвейга и Каста, теория систем обеспечила дисциплину управления основой для интеграции концепций, разработанных и предложенных более ранними школами. Многие из этих более ранних идей, несмотря на то, что они не могут рассматриваться как полностью правильные, имеют большую ценность. На системной основе, вероятно, можно будет синтезировать овые знания и теории, которые будут разрабатываться и появляться в будущем.
Однако теория систем сама по себе
еще не говорит руководителям, какие
же именно элементы организации как
системы особенно важны. Она только
говорит, что организация состояит
из многочисленных взаимозависимых
подсистем и является открытой системой,
которая взаимодействует с
7. Советская система управления экономикой ,ее характеристика с точки зрения теории менеджмента.
УБРАНО ИЗ СПИСКА ВОПРОСОВ
8. Организация
и ее определяющие черты.
Организация - это группа людей, которая сознательно координирует свои усилия для достижения общих целей, т. е. управляется. Управление - это целенаправленное воздействие на объект для достижения требуемого результата. Управление подразумевает наличие четырех основных элементов: вход основной системы, выход основной системы, канал обратной связи, блок управления. Такая система построена на принципе контроля результатов деятельности организации и увязке контролируемых параметров с целями на входе (такой вид управления получил название управление по целям).
Виды организаций: 1.Форамальные
организации - зарегистрированные в
установленном порядке
Официальные отношения регламентируются соответствующими инструкциями, приказами, распоряжениями, а неофициальные не регламентируются никем и ничем. Поэтому следует иметь в виду, что процесс управления относится к созданию и функционированию формальной организации. Однако надо знать, что внутри всякой формальной организации существуют и неформальные организации, которые в определенной мере влияют на политику формальной. Это связано с тем, что каждый член трудового коллектива принадлежит одновременно ко многим группам.
Характеристика организации: 1) Ресурсы. Для осуществления целей в общественных организациях идёт преобразование ресурсов в конечный результат. Основные ресурсы: человеческие ресурсы; капитал; материалы; оборудование; технологии; информация. 2) Зависимость от внешне среды определяется следующими факторами:- экономические условия- правительственные факторы- законодательства- конкурентные организации- профсоюзы- потребители 3) Разделение труда: Горизонтальное разделение труда, является самой очевидной характеристикой организации и происходит помощью образования подразделений, путём разделения большого объёма работы основные компоненты. Вертикальное разделение труда - это координация работы составных частей организации: отделов, служб, различных подразделений. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления. 4) Подразделения – характерны для всех организаций, которые в зависимости от специфики организации называется отделами, службами, цехами, лабораториями и т.д. 5) Необходимость управления, для того чтобы организация могла добиваться поставленных целей все задачи должны быть скоординированы с помощью вертикального разделения труда. В организации при назначенных руководителях чётко должен быть определён круг их обязанностей и ответственности.
Составляющие успеха организации.
Выживание (главная задача любой
организации существовать как можно
дольше). Выживание зависит от имеющихся
ресурсов и от потребности рынков
в продукции производственных организаций.
Результативность и эффективность
(результативность- следствие того,
что организация поставила
Организация как открытая система. Организации взаимодействует с внешней средой, должна приспосабливаться к изменениям в ней, чтобы нормально функционировать, и в силу этого должна рассматриваться как "открытая система". Открытая система зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают из внешней среды. С точки зрения системного подхода, организация как открытая система - это механизм преобразования входной информации или ресурсов в конечную продукцию (в соответствии со своими целями).
9. Понятие внешней
среды (прямого и косвенного
действия). Принципиальные изменения
во внешней среде и в
Выделяют следующие основные характеристики
внешней среды: взаимосвязанность
факторов внешней среды — уровень
силы, с которой изменение одного
фактора воздействует на другие факторы.
Изменение какого-либо фактора окружения
может обуславливать изменение
других; сложность внешней среды
— число факторов, на которые
организация обязана
Среда прямого воздействия включает
факторы, которые непосредственно
влияют на деятельность организации. К
ним относят поставщиков, акционеров,
трудовые ресурсы, законы и учреждения
государственного регулирования, профсоюзы,
потребителей (в рыночной экономике
действует принцип: "Потребитель
- король рынка") и конкурентов (руководство
предприятия должно понимать, что
неудовлетворенные нужды
Под средой косвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются на ее функционировании. Это состояние экономики (состояние мировой экономики влияет на стоимость ресурсов и способность покупателей приобретать товары и услуги. Если в экономике прогнозируется спад, то необходимо уменьшить запасы готовой продукции, чтобы преодолеть трудности сбыта, кроме этого следует учесть увеличение или уменьшение ставки процента на займы, возможное колебание курса валют), научно-технический прогресс, социокультурные изменения (жизненные ценности и традиции, обычаи, установки, которые оказывают существенное влияние на деятельность организации) и политические изменения (система налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты по экологии), влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.
Организация как открытая система
зависит от внешнего мира в отношении
поставок ресурсов, энергии, кадров, а
также потребителей. Поскольку от
руководства зависит выживание
организации, менеджер обязан уметь
выявлять существенные факторы в
окружении, которые повлияют на его
организацию. Он должен также предложить
подходящие способы реагирования на
внешние воздействия. Организации,
подобно биологическим
10. Раскрыть содержание
«ситуационного подхода» в
Вариант 1
Ситуационный подход к менеджменту
основывается на том, что пригодность
различных методов управления определяется
ситуацией. Поскольку имеются