Шпаргалка по "Менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 05:02, шпаргалка

Описание работы

Экзаменационные вопросы по дисциплине
«Менеджмент»

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН.docx

— 307.70 Кб (Скачать файл)

ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы – знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.

Открытая система характеризуется  взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы –  это объекты обмена с внешней  средой через проницаемые границы  системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит  от энергии, информации, материалов, поступающих  извне. Кроме того, открытая система  имеет способность приспосабливаться  к изменениям во внешней среде  и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что  все организации являются открытыми  системами. Выживание любой организации  зависит от внешнего мира. Даже для  монастыря, чтобы действовать в  течение длительного времени, необходимо, чтобы приходили люди и поступали  продукты, поддерживался контакт  с основавшей его церковью. Подходы, развиваемые ранними школами  в управлении, не могли удовлетворить  всем ситуациям, поскольку в них  предполагалось, по крайней мере неявно, что организации являются закрытыми  системами. Они активно не рассматривали  среду в качестве важной переменной в управлении.

Подсистемы. Крупные составляющие сложных систем, таких, как организация, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Понятие «подсистемы» - это важное понятие в управлении. Посредством подразделения организации на отделы, руководством намеренно создаются подсистемы внутри организации. Такие системы, как отделы, управления и различные уровни управления, играют важную роль в организации в целом, точно так же, как подсистемы человеческого теля, такие как кровообращение, пищеварение, нервная система и скелет. Социальные и технические составляющие организации считаются подсистемами.

Подсистемы, в свою очередь, могут  состоять из более мелких подсистем. Посокльку все они взаимозависимы, неправильное функционирование даже самой  маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Проржавевший проводок от аккумулятора не подает тока в электросистему автомобиля, вследствие чего не может работать вся машина. Точно также работа каждого отдела и каждого работника в организации  очень важна для успеха организации  в целом.

Понимание того, что организации  представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых  подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась  практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская  школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления – главным  образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли определить все основные компоненты организации. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию. Более поздние исследования показывают, что это очень важный аспект работы организации. Сейчас очень широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют, какое из средств арсенала управления может оказаться подходящим и, вероятнее  всего, успешным.

Модель организации как открытой системы. Рисунок представляет собой  упрощенное исзображение как открытой системы. Сначала оргнизация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация  обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта  продукция ли услуги являются выходами организации, которые она выносит  в окружающую среду. Если организация  управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие, как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж (в  бизнесе), реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации  и т.д.

Переменные и системный  подход. Поскольку это довольно новый подход, еще нельзя полностью оценить истинное воздействие данной школы на теорию и практику управления. Тем не менее уже сейчас можно сказать, что его влияние велико и, кажется, будет расти в будущем. По словам профессоров Розенцвейга и Каста, теория систем обеспечила дисциплину управления основой для интеграции концепций, разработанных и предложенных более ранними школами. Многие из этих более ранних идей, несмотря на то, что они не могут рассматриваться как полностью правильные, имеют большую ценность. На системной основе, вероятно, можно будет синтезировать овые знания и теории, которые будут разрабатываться и появляться в будущем.

Однако теория систем сама по себе еще не говорит руководителям, какие  же именно элементы организации как  системы особенно важны. Она только говорит, что организация состояит из многочисленных взаимозависимых  подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с внешней  средой. Эта теория конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления. Не определяет она и того, чтов окружающей среде  влияет на управление и как среда  влияет на результат деятельности организации. Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации  как ситемы, для того, чтобы применять  теорию систем к процессу управления. Это определение переменных и  их влияния на эффективность организации  является основным вкладом итуационного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.

 

7. Советская  система управления экономикой ,ее  характеристика с точки зрения  теории менеджмента.

УБРАНО  ИЗ СПИСКА ВОПРОСОВ

 

8. Организация  и ее определяющие черты. Формальные  и неформальные отношения в  организации. Их отличия (дать  российский пример).

Организация - это группа людей, которая  сознательно координирует свои усилия для достижения общих целей, т. е. управляется. Управление - это целенаправленное воздействие на объект для достижения требуемого результата. Управление подразумевает  наличие четырех основных элементов: вход основной системы, выход основной системы, канал обратной связи, блок управления. Такая система построена  на принципе контроля результатов деятельности организации и увязке контролируемых параметров с целями на входе (такой  вид управления получил название управление по целям).

Виды организаций: 1.Форамальные  организации - зарегистрированные в  установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают  как юридические или неюридические  лица. Главная функция - выполнение конкретных задач и достижение целей  организации. Отношения между людьми регулируются различного рода нормативными документами: законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и т.д; 2. Неформальные организации - незарегистрированная в  государственном органе организация, объединяющая людей, связанных личными  интересами, имеющая лидера и не ведущая финансово-хозяйственную  деятельность, направленную на получение  прибыли. Отношения между членами  формируются на основе личных симпатий, члены группы связаны общностью  взглядов, склонностей и интересов, отсутствие списка членов коллектива, указаний на обязанности, согласованные  роли. Для организации важно, чтобы  неформальные группы не доминировали; 3. Сложные организации – многопрофильные  организации, которые имеют много  направлений в своей работе и  имеют набор взаимосвязанных  целей.

Официальные отношения регламентируются соответствующими инструкциями, приказами, распоряжениями, а неофициальные не регламентируются никем и ничем. Поэтому следует иметь в виду, что процесс управления относится к созданию и функционированию формальной организации. Однако надо знать, что внутри всякой формальной организации существуют и неформальные организации, которые в определенной мере влияют на политику формальной. Это связано с тем, что каждый член трудового коллектива принадлежит одновременно ко многим группам.

Характеристика организации: 1) Ресурсы. Для осуществления целей в  общественных организациях идёт преобразование ресурсов в конечный результат. Основные ресурсы: человеческие ресурсы; капитал; материалы; оборудование; технологии; информация. 2) Зависимость от внешне среды определяется следующими факторами:- экономические условия- правительственные  факторы- законодательства- конкурентные организации- профсоюзы- потребители 3) Разделение труда: Горизонтальное разделение труда, является самой очевидной характеристикой организации и происходит помощью образования подразделений, путём разделения большого объёма работы основные компоненты. Вертикальное разделение труда - это координация работы составных частей организации: отделов, служб, различных подразделений. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления. 4) Подразделения – характерны для всех организаций, которые в зависимости от специфики организации называется отделами, службами, цехами, лабораториями и т.д. 5) Необходимость управления, для того чтобы организация могла добиваться поставленных целей все задачи должны быть скоординированы с помощью вертикального разделения труда. В организации при назначенных руководителях чётко должен быть определён круг их обязанностей и ответственности.

Составляющие успеха организации. Выживание (главная задача любой  организации существовать как можно  дольше). Выживание зависит от имеющихся  ресурсов и от потребности рынков в продукции производственных организаций. Результативность и эффективность (результативность- следствие того, что организация поставила правильные цели). Эффективность- следствие того, что выполнение поставленных целей  даст желаемый эффект. Производительность относительная характеристика организации  и она выражается в количественных показателях, и чем больше эффективность  организации, тем больше и производительность, что особенно важно в условиях конкуренции. Практическая реализация (цель управления выполнение реальной работы реальными людьми). Успешным управленческим решением считается такое, которое полностью реализуется в результативное и эффективное действие.

Организация как открытая система. Организации взаимодействует с  внешней средой, должна приспосабливаться  к изменениям в ней, чтобы нормально  функционировать, и в силу этого  должна рассматриваться как "открытая система". Открытая система зависит  от энергии, информации, материалов, которые  поступают из внешней среды. С  точки зрения системного подхода, организация  как открытая система - это механизм преобразования входной информации или ресурсов в конечную продукцию (в соответствии со своими целями).

 

9. Понятие внешней  среды (прямого и косвенного  действия). Принципиальные изменения  во внешней среде и в организационных  формах управления в России  в условиях радикальных реформ .

Выделяют следующие основные характеристики внешней среды: взаимосвязанность  факторов внешней среды — уровень  силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения  может обуславливать изменение  других; сложность внешней среды  — число факторов, на которые  организация обязана реагировать, а также уровень вариативности  каждого фактора; подвижность среды  — скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Подвижность внешнего окружения  может быть выше для одних подразделений  организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация  или подразделение должны опираться  на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные  решения; неопределенность внешней  среды — соотношение между  количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные  решения.

Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно  влияют на деятельность организации. К  ним относят поставщиков, акционеров, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, профсоюзы, потребителей (в рыночной экономике  действует принцип: "Потребитель - король рынка") и конкурентов (руководство  предприятия должно понимать, что  неудовлетворенные нужды потребителей создают свободные ниши на рынке  для конкурирующих организаций).

Под средой косвенного воздействия  понимают факторы, которые могут  не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются  на ее функционировании. Это состояние  экономики (состояние мировой экономики  влияет на стоимость ресурсов и способность  покупателей приобретать товары и услуги. Если в экономике прогнозируется спад, то необходимо уменьшить запасы готовой продукции, чтобы преодолеть трудности сбыта, кроме этого  следует учесть увеличение или уменьшение ставки процента на займы, возможное  колебание курса валют), научно-технический  прогресс, социокультурные изменения (жизненные ценности и традиции, обычаи, установки, которые оказывают  существенное влияние на деятельность организации) и политические изменения (система налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о  защите потребителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты  по экологии), влияние групповых  интересов и существенные для  организации события в других странах.

Организация как открытая система  зависит от внешнего мира в отношении  поставок ресурсов, энергии, кадров, а  также потребителей. Поскольку от руководства зависит выживание  организации, менеджер обязан уметь  выявлять существенные факторы в  окружении, которые повлияют на его  организацию. Он должен также предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия. Организации, подобно биологическим организмам, должны приспосабливаться к своей  среде, чтобы выжить и сохранить  эффективность.

 

10. Раскрыть содержание  «ситуационного подхода» в теории  управления. Показать, почему это  нечто большее, чем рекомендация: «поступайте по обстоятельствам».

Вариант 1

Ситуационный подход к менеджменту  основывается на том, что пригодность  различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку имеются многочисленные факторы как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого "наилучшего" способа  управлять организацией. Поэтому, осуществляя  все необходимые управленческие действия, такие как планирование, руководство или контроль, менеджеры  должны исходить из того, в какой  ситуации они действуют. Самым эффективным  методом в конкретной ситуации является метод, который в наибольшей степени  соответствует данной ситуации.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджмент"