Шпаргалка по "Менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 05:02, шпаргалка

Описание работы

Экзаменационные вопросы по дисциплине
«Менеджмент»

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН.docx

— 307.70 Кб (Скачать файл)

· физиологические;

· в безопасности своего существования;

· социальные (принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о  других и пр.);

· престижные (авторитет, служебный  статус, чувство собственного достоинства, самоуважение);

· в самовыражении, полном использовании  своих возможностей, достижении целей  и личном росте.

Современный менеджмент в той или  иной степени включает все рассматриваемые  выше идеи и подходы. Последние книги  по менеджменту указывают на десятки  использующихся сегодня концепций  и методов, которые корнями уходят в прежние школы. Кроме того, для  решения задач, встающих перед менеджментом в условиях современного изменчивого  мира, предлагаются новые теории. Организации  переходят на новые, позволяющие  соответствовать требованиям внешней  среды и запросам потребителей методы управления. В настоящее время  в менеджменте выделяются две  новаторские тенденции: переход  к научающейся организации (НО) и  управление технологически ориентированным  рабочим местом.

К НО может быть отнесена организация, все члены которой участвуют  в идентификации проблем, что  дает ей возможность постоянно экспериментировать, изменяться и совершенствоваться, а  значит, развивать способности к  росту, обучению и достижению поставленных целей. В такой организации все  подчинено решению проблем, тогда  как идея традиционной организации  состоит в повышении эффективности.

Наделение властью (делегированием полномочий) называют раскрытие возможностей и  творческого потенциала работников путем предоставления им свободы, ресурсов. Традиционный менеджмент предполагает ограничение свободы работников.

Формирование НО идет рука об руку с ускоряющимся переходом к технологически ориентированному рабочему месту. Изучавшийся  Ф. Тейлором и другими приверженцами  научного менеджмента материальный мир во все меньшей степени  определяет ценности современных организаций  и общества. Идеи, данные, взаимоотношения  начинают превалировать над производственным оборудованием, материальными товарами и последовательностями рабочих  операций.

Научный менеджмент требовал, чтобы  управленцы тщательно структурировали  работу и контролировали ее выполнение. Мысли работников относительно процесса труда никого не интересовали. Сегодня  же иначе. Многие компании зависят не столько от физических возможностей, сколько от умственных способностей персонала.

5. Назвать четыре  традиционных школы в теории  управления и дать краткую  характеристику каждой из них. 

Научный менеджмент (1885 - 1920) Тейлор, Френк, Гилберт, Тантт. Книга «Принципы научного управления»

Главное внимание исследователей и практиков управления этой школы  уделялось вопросам эффективности  труда на основе анализа содержания работы и ее элементов (на уровне ниже управленческого). Ключевые положения  школы: Научные принципы организации  труда; Рационализация трудовых операций; Нормирование труда; Разделение труда  в управлении;Разделение ответственности  за результаты труда м/у менеджерами  и рабочими. Концепция научного управления показала, что управление является самостоятельной областью научных  исследований, что методы и подходы, используемые наукой, могут быть эффективны в практике достижения целей организации. Школа научного управления дала немало идей, используемых в современном  менеджменте. Среди них: научный  подход к менеджменту и его  принципам; анализ содержания работы и  способов ее выполнения;нормирование труда;работа с кадрами (отбор, переквалификация…);мотивация  труда работников.

Классическая  или административная школа в  управлении (1920 - 1950) Классическая школа возникла на основе идей школы научного управления. Основоположники: Анри Файоль, Дж. Муни, Л. Урвик, Р. Дейвис, М. Вебер, Ч. Бернард.

Проблемы, рассматриваемые  школой: принципы и функции менеджмента; принципы работы и функции менеджеров всех уровней управления; построение организации (структура и управление работниками); процессный подход к управлению; власть и ответственность; справедливость оплаты труда. Главной целью школы  была разработка универсальных принципов  управления. А.Файоль выделил 14 основных принципов управления: 1)Разделение труда; 2)власть и ответственность; 3)дисциплина; 4)единство распорядительства (единоначалие); 5)единство руководства; 6)подчинение частных  интересов общим; 7)вознаграждение по труду; централизация и децентрализация; Основной вклад школы в современный  менеджмент состоит в рассмотрении управления как процесса, состоящего из взаимосвязанных функций, а также  в разработке концепции «менеджмента персонала». Приверженцы классической школы не очень заботились о социальных аспектах. Они старались взглянуть  на организацию с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие закономерности. Традиционно  функциями считались финансы, производство и маркетинг. Классическая школа  заложила фундамент мировой управленческой науки.

Школа человеческих отношений (1930 - 1950) Основоположники: Мери Паркер Фоллет, Элтон Мэйо Ч. Бернард, А.Райс и др.

Основное внимание в «школе человеческих отношений» было уделено  следующим проблемам: социальная ответственность  руководства перед работником; индивидуальная психология; консультации с работниками; совершенствование труда в самой  системе управления; стимулирование у работников инициативы в достижении целей организации; обеспечение  единства целей и усилий членов коллектива. Большой вклад в развитие школы  «человеческих отношений» был сделан в 40-60-е гг., когда было разработано  несколько теорий мотивации. Одной  из них является иерархическая теория потребностей А. Маслоу. Он предложил  следующую классификацию потребностей личности: физиологические; в безопасности своего существования; социальные (принадлежность к коллективу, общение, внимание к  себе, забота о других и пр.); престижные (авторитет, служебный статус, чувство  собственного достоинства, самоуважение); в самовыражении, полном использовании  своих возможностей, достижении целей  и личном росте.

Главный вывод школы: правильное применение науки о поведении  всегда будет способствовать повышению  эффективности труда как отдельного работника, так организации в  целом. «Школу человеческих отношений» и «школу поведенческих наук»  рассматривают как единую школу. Основные идеи школ, рассматриваемые  в современном менеджменте: отношение  к работникам организации как  к активным человеческим ресурсам; использование факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и  лидерства; учет роли социальных, возрастных, половых, этнических и др факторов, влияющих на эффективность труда.

«Новая  школа» управления (50-60 гг) Создатели и последователи: Д. Форестер, Р.Люс, В.Леонтьев и др.

Характерной особенностью «новой школы» управления является замена словесных  рассуждений моделями, символами  и количественными значениями. Проблемы, рассматриваемые «новой школой»: управление и оптимизация запасов ресурсов организации и их распределение; использование теории игр при принятии решений; системный анализ целей организации; выбор стратегии поведения в условиях неопределенности; статистические методы анализа и оценки различных ситуаций; прогнозирование и др. На базе «новой школы» сложилась такая научная дисциплина, как теория управленческих решений, которая в настоящее время занимается математическим моделированием процессов выработки решений в коллективах, алгоритм выработки оптимальных решений с применением теории статистики, теории игр, количественных прикладных и абстрактных математических моделей экономических явлений. Наибольшую значимость в настоящее время приобрел системный подход и ситуационный подход в управлении, основы которых заложены в «новой школе». Системный подход - метод, рассматривающий связи и целостность сложных открытых систем. В рамках этого подхода организация рассматривается как открытая социальная система, которая приспосабливается к своей многообразной внешней и внутренней среде, а главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее.

 

6. Дать определение  понятия «система» и привести  пример системы (российский опыт). Почему при рассмотрении организации  продуктивен системный подход.

Вариант 1

СИСТЕМА – это набор взаимосвязанных  и взаимозависимых элементов  и частей единого целого, устремленных к достижению единой цели и функционирующих  совместно. Функционирование системы  описывается процессом получения  из внешней среды ресурсов и информации, трансформации их и возврата новых  ресурсов во внешнюю среду.

В качестве примеров систем можно  привести машины, компьютеры, биологические  организмы. Они состоят из множества  частей, каждая из которых работает во взаимодействии с другими для  создания целого, имеющего конкретные свойства. Эти части взаимосвязаны  и неправильное функционирование одной  из них приводит к неправильной работе всей системы.

Данная типология характерна для  любой организации и полностью  описывает ее деятельность. Входящие ресурсы для организации –  это материалы, финансы, люди, информация и другие ресурсы, используемые в  производстве товаров и услуг. Под  процессом трансформации понимают использование менеджментом организации  производственных технологий для превращения  входящих ресурсов в выход, т.е. готовые  товары и услуги. Для подобного  описания организации характерно использование  обратной связи для получения  информации о полученных организацией результатах.

В систему входит также внешняя  среда, включающая в себя социальные, экономические и политические силы. Если система динамично взаимодействует  с внешней средой, то она считается  открытой. Отсутствие обмена ресурсов приводит к образованию закрытых систем. В настоящее время организации  рассматриваются как открытые системы.

Крупные составляющие сложных систем называются подсистемами. Для организации  подсистемами являются ее структурные  подразделения. Каждая из подсистем  вносит свой вклад в общее функционирование.

Системный подход к рассмотрению организации  продуктивен вследствие того, что  он позволяет определить, из каких  составляющих складывается успешное функционирование организации и как выбрать  необходимые средства управления с  точки зрения воздействия на каждый элемент организации для достижения наилучшего результата. Кроме того, он позволяет выбрать наиболее важный элемент системы , ответственный  в данной ситуации за достижение поставленного  результата, оценить потребность  в ресурса, влияние внешней среды  и ожидаемый результат на выходе. Теория систем обеспечила дисциплину управления основой для интеграции концепций управления. На этой основе возможно синтезирование новых знаний и теории, которые будут разрабатываться  и появляться в будущем.

Вариант 2

СИСТЕМНЫЕ КОНЦЕПЦИИ.

Теория систем была впервые применена  в точных науках и технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим  вкладом школы науки управления. Системный подход – это не есть набор каких-то руководств или принципов  для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и  управлению. Чтобы осознать, как  системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более  эффективно достичь целей, давайте  сначала определим, что такое  система.

Мескон, стр. 90 Система – это  некоторая целостность, состоящая  из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого

Информация

Материалы

Капитал

Трудовые ресурсы

 

Обработка и преобразование входов

(зависит от эффективности управления)

 

Продукция или услуги

Прибыль (в бизнесе)

Специальная ответственность

Доля рынка

Рост

Удовлетворенность работников

Входы

 

Преобразования

 

Выходы


 

Рис. Организация – открытая система

Машины, компьютеры, телевизоры-все  это примеры систем. Они состоят  из множества частей, каждая из которых  работает во взаимодействием с другими  для создания целого, имеющего свои конкретные свойства. Эти части взаимозависимы. Если одна из них будет отсутствовать  или неправильно функционировать, то и вся система будет функционировать  неправильно. Например, телевизор не будет работать, если неправильно  установлена настройка. Все биологические  организмы представляют собой системы. Ваша жизнь зависит от многих взаимозависимых  органов, которые все вместе представляют собой уникальное существо, каким  являетесь вы.

Все организации являются системами. Поскольку люди являются в общем  смысле компонентами организаций (социальные компоненты) наряду с техникой, которые  вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими  системами. Точно так же, как и  в биологическом организме, в  организации части ее взаимозависимы. Не имеет никакого значения, насколько  упорно работает управляющий национальной службой сбыта «Ар Си Эй», стараясь привлечь новых покупателей видеомагнитофонов, если конструкции, разрабатываемые  техническим отделом, несовершенны, люди на конвейерах «Ар Си Эй» отказываются собирать выпускаемое оборудование или же компания не может оплатить поставку комплектующих деталей.

В следующей главе мы расскажем  об организации, состоящей из пяти основных частей: структуры, задач, людей и  целей. Точно так же как врач будет  собирать информацию о вашем дыхании, об обмене веществ, пульсе, привычке в  еде и о других жизненно важных функциях, прежде чем поставить диагноз  и выписать вам лекарство, так  и хороший руководитель должен собирать информацию обо всех существенных элементах  организации, для того чтобы диагностировать  проблемы и принимать корректирующие действия.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджмент"