Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 05:02, шпаргалка
Экзаменационные вопросы по дисциплине
«Менеджмент»
Существует три базовых типа моделей. Речь идет о физических, аналоговых и математических моделях.
Физическая модель.
Представляет то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Такая модель упрощает визуальное восприятие и помогает установить, сможет ли конкретное оборудование физически разместиться в пределах отведенного для него места, а также различить сопряженные проблемы, например, размещение дверей, ускоряющих движение людей и материалов. Автомобильные и авиационные предприятия всегда изготавливают физические уменьшенные копии новых средств передвижения, чтобы проверить определенные характеристики типа аэродинамического сопротивления. Будучи точной копией, модель должна вести себя аналогично разрабатываемому новому автомобилю или самолету, но при этом стоит она много меньше настоящего.
Аналоговая модель
Представляет исследуемый
Математическая модель.
В этой модели, называемой еще символической,
используются символы для описания
свойств или характеристик
Постановка задачи. Первый и наиболее важный этап построения модели, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы.
Построение модели. Разработчик должен определить главную цель модели, какие выходные нормативы или информацию предполагается получить, используя модель, чтобы помочь руководству разрешить стоящую перед ним проблему.
Проверка модели на достоверность.
Один из аспектов проверки заключается
в определении степени
Применение модели. После проверки на достоверность модель готова к использованию
Обновление модели. Даже если применение
модели оказалось успешным, почти
наверняка она потребует
Эффективность модели может быть снижена
за счет ряда потенциальных погрешностей,
к которым можно отнести
Модель теории очередей (модель оптимального обслуживания). Эта модель используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребностям в этих каналах.
Модель управления запасами. Эта модель часто используется для оптимизации времени исполнения заказов, а также для определения необходимых ресурсов и площадей для хранения той или иной продукции. Цель этой модели – свести к минимуму отрицательные последствия при накоплении или дефиците тех или иных запасов продукции или ресурсов.
Модель линейного
Имитационное моделирование. Часто
применяется в ситуациях
Экономический анализ является одной из форм моделирования. Примером тому может служить экономический анализ эффективности той или иной фирмы.
Количественные методы прогнозирования.
Их можно использовать для прогноза,
когда деятельность фирмы в прошлом
имела определенные тенденции, которые
можно и необходимо продолжить в
будущем, а информации для выявления
тенденций в рассматриваемом
периоде прогнозирования
Причинно-следственный метод применяется
в ситуациях, когда имеется несколько
неизвестных. Это исследование статистической
зависимости между
Также есть и другие качественные методы прогнозирования.
Мнение жюри. Состоит в обобщении и усреднении мнений экспертов определенной области. Исследование информации сбытовиков, то есть, когда торговые агенты на основе своего опыта предсказывают спрос на определенном целевом рынке.
Модель ожидания. Она базируется на опросе потребителей и обобщения их мнений.
Метод Дельфи. Заключается в том, что эксперты заполняют специальные опросники по рассматриваемой проблеме. Каждый из них индивидуально формирует свой прогноз. Затем эти прогнозы передаются всем экспертам, принимающим участие в обсуждении. Они знакомятся с мнением коллег и как вариант корректируют свой предшествующий прогноз на базе новой информации, полученной из опросников коллег. Эта процедура повторяется 3-4 раза, пока в конечном счете все эксперты на придут к единому мнению.
3. Процесс принятия
управленческих решений.
Решение - это выбор наиболее приемлемой альтернативы из возможного многообразия вариантов. Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Цель организационного решения - обеспечение последовательного движения организации к намеченным целям. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий: выработку и постановку цели; изучение проблемы на основе получаемой информации; выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения; обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения; конкретизацию решения для его исполнителей.
В процессе принятия решений можно выделить наиболее общие этапы:
1. Возникновение (выявление)
2. Определение альтернативных
3. Анализ влияния каждой
4. Принятие решения (выбор
5. Анализ последствий решения или выбора ( обратная связь).
Диагностирование сложной
Существуют другие факторы, влияющие
на принятие решений. Личностные оценки
руководителем важности данной проблемы
часто содержат субъективные суждения.
Подход к принятию управленческих решений
чаще всего основано на определенной
системе ценностей. На принятие решений
влияют поведенческие ограничения,
то есть факторы, затрудняющие межличностные
и внутриорганизационные
4. «Тейлоризм»,классическая
(административная) школа, школа
«человеческих отношений» в
Практика управления имеет древнюю историю, но интерес к управлению как к научной дисциплине появился лишь около века назад.
Научное управление (1885 – 1920)
Тейлор, Френк, Гилберт, Тантт. Книга «Принципы научного управления»
Главное внимание исследователей и практиков управления этой школы уделялось вопросам эффективности труда на основе анализа содержания работы и ее элементов (на уровне ниже управленческого)
Ключевые положения школы:
· Научные принципы организации труда;
· Рационализация трудовых операций;
· Нормирование труда;
· Разделение труда в управлении;
· Разделение ответственности за результаты
труда м/у менеджерами и
Концепция научного управления показала, что управление явл. самостоятельной областью научных исследований, что методы и подходы, используемые наукой, могут быть эффективны в практике достижения целей орг-ции.
Школа научного управления дала немало идей, используемых в современном менеджменте. Среди них:
· научный подход к менеджменту и его принципам;
· анализ содержания работы и способов ее выполнения;
· нормирование труда;
· работа с кадрами (отбор, переквалификация…);
· мотивация труда работников.
Классическая или
Классическая школа возникла на основе идей школы научного управления. Основоположники: Анри Файоль, Дж. Муни, Л. Урвик, Р. Дейвис, М. Вебер, Ч. Бернард.
Проблемы, рассматриваемые школой:
· принципы и функции менеджмента;
· принципы работы и функции менеджеров всех уровней управления;
· построение организации (структура и управление работниками);
· процессный подход к управлению;
· власть и ответственность;
· справедливость оплаты труда.
Главной целью школы была разработка
универсальных принципов
Основной вклад школы в
Приверженцы классической школы не
очень заботились о социальных аспектах.
Они старались взглянуть на организацию
с точки зрения широкой перспективы,
пытаясь определить общие закономерности.
Традиционно функциями
Классическая школа заложила фундамент мировой управленческой науки.
Школа человеческих отношений (1930 – 1950)
Основоположники: Мери Паркер Фоллет, Элтон Мэйо Ч. Бернард, А.Райс и др.
Основное внимание в «школе человеческих отношений» было уделено следующим проблемам:
· социальная ответственность руководства перед работником;
· индивидуальная психология;
· консультации с работниками;
· совершенствование труда в самой системе управления;
· стимулирование у работников инициативы в достижении целей орг-ции;
· обеспечение единства целей и усилий членов коллектива.
Большой вклад в развитие школы
«человеческих отношений» был сделан
в 40-60-е гг., когда было разработано
несколько теорий мотивации. Одной
из них является иерархическая теория
потребностей А. Маслоу. Он предложил
следующую классификацию