Шпаргалка по "Менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 05:02, шпаргалка

Описание работы

Экзаменационные вопросы по дисциплине
«Менеджмент»

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН.docx

— 307.70 Кб (Скачать файл)

Существует три базовых типа моделей. Речь идет о физических, аналоговых и математических моделях.

Физическая модель.

Представляет то, что исследуется  с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Такая  модель упрощает визуальное восприятие и помогает установить, сможет ли конкретное оборудование физически разместиться в пределах отведенного для него места, а также различить сопряженные  проблемы, например, размещение дверей, ускоряющих движение людей и материалов. Автомобильные и авиационные  предприятия всегда изготавливают  физические уменьшенные копии новых  средств передвижения, чтобы проверить  определенные характеристики типа аэродинамического  сопротивления. Будучи точной копией, модель должна вести себя аналогично разрабатываемому новому автомобилю или  самолету, но при этом стоит она  много меньше настоящего.

Аналоговая модель

Представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя так  как реальный объект, но не выглядит как таковой. График, иллюстрирующий соотношение между объемом производства и издержками, является аналоговой моделью. График, показывает, как влияет уровень производства на издержки. Другой пример – организационная  схема. Выстраивая ее, руководство в состоянии легко представить себе цепи прохождения команд и формальную зависимость между индивидами и деятельностью.

Математическая модель.

В этой модели, называемой еще символической, используются символы для описания свойств или характеристик объекта  или события. Пример математической модели и аналитической ее силы как  средства, помогающего нам понимать исключительно сложные проблемы, - формула Эйнштейна E=mc². Если бы Эйнштейн не смог построить эту математическую модель, в которой символы заменяют реальность, маловероятно, что у  физиков появилась даже отдаленная идея о взаимосвязи материи и  энергии.

Постановка задачи. Первый и наиболее важный этап построения модели, способный  обеспечить правильное решение управленческой проблемы.

Построение модели. Разработчик  должен определить главную цель модели, какие выходные нормативы или  информацию предполагается получить, используя модель, чтобы помочь руководству  разрешить стоящую перед ним  проблему.

Проверка модели на достоверность. Один из аспектов проверки заключается  в определении степени соответствия модели реальному миру. Специалист по науке управления должен установить – все ли существенные компоненты реальной ситуации встроены в модель.

Применение модели. После проверки на достоверность модель готова к  использованию

Обновление модели. Даже если применение модели оказалось успешным, почти  наверняка она потребует обновления.

Эффективность модели может быть снижена  за счет ряда потенциальных погрешностей, к которым можно отнести недостоверные  исходные допущения, информационные ограничения, непонимание модели самими пользователями и т.д. часто при моделировании  применяется теория игр. Она первоначально  разрабатывалась военными, чтобы  учесть возможные действия противника. В бизнесе она применяется  при моделировании поведения  конкурента, особенно часто в связи  с проблемами ценовой конкуренции.

Модель теории очередей (модель оптимального обслуживания). Эта модель используется для определения оптимального числа  каналов обслуживания по отношению  к потребностям в этих каналах.

Модель управления запасами. Эта  модель часто используется для оптимизации  времени исполнения заказов, а также  для определения необходимых  ресурсов и площадей для хранения той или иной продукции. Цель этой модели – свести к минимуму отрицательные  последствия при накоплении или  дефиците тех или иных запасов  продукции или ресурсов.

Модель линейного программирования. Эта модель применяется для определения  оптимального распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих  между собой потребностей.

Имитационное моделирование. Часто  применяется в ситуациях слишком  сложных для использования математических методов (маркетолог может создать  модель модификации покупательских потребностей в связи с изменением цен товаров на рынке).

Экономический анализ является одной  из форм моделирования. Примером тому может служить экономический  анализ эффективности той или  иной фирмы.

Количественные методы прогнозирования. Их можно использовать для прогноза, когда деятельность фирмы в прошлом  имела определенные тенденции, которые  можно и необходимо продолжить в  будущем, а информации для выявления  тенденций в рассматриваемом  периоде прогнозирования недостаточно. Одним из методов этого прогнозирования  является анализ временных рядов. Он основан на допущении, что на закономерностях  прошлого можно прогнозировать будущее.

Причинно-следственный метод применяется  в ситуациях, когда имеется несколько  неизвестных. Это исследование статистической зависимости между рассматриваемым  фактором и другими переменными.

Также есть и другие качественные методы прогнозирования.

Мнение жюри. Состоит в обобщении  и усреднении мнений экспертов определенной области. Исследование информации сбытовиков, то есть, когда торговые агенты на основе своего опыта предсказывают спрос  на определенном целевом рынке.

Модель ожидания. Она базируется на опросе потребителей и обобщения  их мнений.

Метод Дельфи. Заключается в том, что эксперты заполняют специальные  опросники по рассматриваемой проблеме. Каждый из них индивидуально формирует  свой прогноз. Затем эти прогнозы передаются всем экспертам, принимающим  участие в обсуждении. Они знакомятся с мнением коллег и как вариант  корректируют свой предшествующий прогноз  на базе новой информации, полученной из опросников коллег. Эта процедура  повторяется 3-4 раза, пока в конечном счете все эксперты на придут к  единому мнению.

 

3. Процесс принятия  управленческих решений. Насколько  адекватна концепция рациональности  принятия решений в современных  организациях (российский контекст).

Решение - это выбор наиболее приемлемой альтернативы из возможного многообразия вариантов. Управленческое решение  – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Цель организационного решения - обеспечение последовательного движения организации к намеченным целям. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий: выработку и постановку цели; изучение проблемы на основе получаемой информации; выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения; обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения; конкретизацию решения для его исполнителей.

В процессе принятия решений можно  выделить наиболее общие этапы:

1. Возникновение (выявление) проблемы.

2. Определение альтернативных вариантов  действий.

3. Анализ влияния каждой альтернативы  на решение проблемы.

4. Принятие решения (выбор наилучшей  альтернативы).

5. Анализ последствий решения  или выбора ( обратная связь).

 

 

Диагностирование сложной проблемы - это осознание и установление причин затруднений и имеющихся  возможностей их преодоления. К признакам  наличия проблем в организации  относятся: низкая прибыль; относительно малый сбыт продукции; низкая производительность труда и качество продукции; чрезмерные издержки в производственном процессе, различные конфликты в организации  и большая текучесть кадров. Причины  затруднений чаще всего зависят  от конкретной ситуации и руководителей: возможно, это недостаточное количество работников необходимой квалификации; отсутствие прогрессивной технологии; острая конкуренция; иногда даже действующие  законы и нормативные акты в данной стране. Формулировка набора альтернатив  или альтернативных решений является принципиально важным моментом. Очень  часто непродуманные немедленные  действия приводят к усугублению  данной проблемы. Желательно выявить  максимум возможных действий, которые  помогли бы решить данную проблему, а затем проранжировать возможные  действия по своей эффективности  и реализуемости. Решение окажется более оптимальным, если оно будет  согласовано с теми, кого непосредственно  затрагивает, или с теми, кто помогал  в подготовке принятия данного решения. В связи с этим, для успешной реализации любого значимого решения  целесообразно привлекать к его  выработке наибольшее количество сотрудников  организации. После того, как решение  принято, и начало осуществляться, обязательно  необходимо установление обратной связи. Система контроля необходима для  обеспечения оптимального исполнения данного процесса или действия. Обратная связь позволяет руководителю частично корректировать принятое решение, и  способствовать его лучшей реализации. Оценка результатов реализации решений  позволяет учесть имеющийся опыт просчетов и недостатков в  последующей работе.

Существуют другие факторы, влияющие на принятие решений. Личностные оценки руководителем важности данной проблемы часто содержат субъективные суждения. Подход к принятию управленческих решений  чаще всего основано на определенной системе ценностей. На принятие решений  влияют поведенческие ограничения, то есть факторы, затрудняющие межличностные  и внутриорганизационные коммуникации. Например, часто руководители по-разному  воспринимают существование и серьезность  проблемы. Они могут по-разному  воспринимать ограничения и альтернативы. Нередко это ведет к возникновению  различных конфликтов между ними в процессе принятия и реализации решений. В организации все решения, как правило, взаимосвязаны. Часто  важное решение базируется на предшествующих нескольких решениях, и в свою очередь, создает альтернативы для принятия последующих решений. Эта способность  видеть взаимосвязь решений является одним из главных критериев выбора и назначения руководителей высшего  звена.

 

4. «Тейлоризм»,классическая (административная) школа, школа  «человеческих отношений» в теории  управления. Значимы ли они для  современного российского менеджмента? 

Практика управления имеет древнюю  историю, но интерес к управлению как к научной дисциплине появился лишь около века назад.

Научное управление (1885 – 1920)

Тейлор, Френк, Гилберт, Тантт. Книга «Принципы научного управления»

Главное внимание исследователей и  практиков управления этой школы  уделялось вопросам эффективности  труда на основе анализа содержания работы и ее элементов (на уровне ниже управленческого)

Ключевые положения школы:

· Научные принципы организации  труда;

· Рационализация трудовых операций;

· Нормирование труда;

· Разделение труда в управлении;

· Разделение ответственности за результаты труда м/у менеджерами и рабочими.

Концепция научного управления показала, что управление явл. самостоятельной  областью научных исследований, что  методы и подходы, используемые наукой, могут быть эффективны в практике достижения целей орг-ции.

Школа научного управления дала немало идей, используемых в современном  менеджменте. Среди них:

· научный подход к менеджменту  и его принципам;

· анализ содержания работы и способов ее выполнения;

· нормирование труда;

· работа с кадрами (отбор, переквалификация…);

· мотивация труда работников.

Классическая или административная школа в управлении (1920 – 1950)

Классическая школа возникла на основе идей школы научного управления. Основоположники: Анри Файоль, Дж. Муни, Л. Урвик, Р. Дейвис, М. Вебер, Ч. Бернард.

Проблемы, рассматриваемые школой:

· принципы и функции менеджмента;

· принципы работы и функции менеджеров всех уровней управления;

· построение организации (структура  и управление работниками);

· процессный подход к управлению;

· власть и ответственность;

· справедливость оплаты труда.

Главной целью школы была разработка универсальных принципов управления. А.Файоль выделил 14 основных принципов  управления: 1)Разделение труда; 2)власть и ответственность; 3)дисциплина; 4)единство распорядительства (единоначалие); 5)единство руководства; 6)подчинение частных интересов  общим; 7)вознаграждение по труду; 8) централизация  и децентрализация; 9)иерархия руководства; 10)порядок; 11)справедливость; 12)постоянство  состава персонала; 13)инициатива; 14)единение персонала (корпоративность).

Основной вклад школы в современный  менеджмент состоит в рассмотрении управления как процесса, состоящего из взаимосвязанных функций, а также  в разработке концепции «менеджмента персонала».

Приверженцы классической школы не очень заботились о социальных аспектах. Они старались взглянуть на организацию  с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие закономерности. Традиционно функциями считались  финансы, производство и маркетинг.

Классическая школа заложила фундамент  мировой управленческой науки.

Школа человеческих отношений (1930 – 1950)

Основоположники: Мери Паркер Фоллет, Элтон Мэйо Ч. Бернард, А.Райс и др.

Основное внимание в «школе человеческих отношений» было уделено следующим  проблемам:

· социальная ответственность руководства  перед работником;

· индивидуальная психология;

· консультации с работниками;

· совершенствование труда в  самой системе управления;

· стимулирование у работников инициативы в достижении целей орг-ции;

· обеспечение единства целей и  усилий членов коллектива.

Большой вклад в развитие школы  «человеческих отношений» был сделан в 40-60-е гг., когда было разработано  несколько теорий мотивации. Одной  из них является иерархическая теория потребностей А. Маслоу. Он предложил  следующую классификацию потребностей личности:

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджмент"