Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 05:02, шпаргалка
Экзаменационные вопросы по дисциплине
«Менеджмент»
Традиционные школы управления
пытались определить принципы управления.
Комплекс теоретических знаний о
том, как должны работать руководители,
традиционно рассматривается
Сторонники ситуационного
Однако лишь в конце 60-х годов управление и смежные дисциплины социальных наук получили достаточное развитие, чтобы справиться с переменными, влияющими на организацию и эффективность управления в различных ситуациях. Такая увязка очень важна для сравнения стилей управления в различных культурах. Например, хотя многие организации недавно предприняли попытку заимствовать японские методы управления, успех их может зависеть лишь от выбора методов, соответствующих культуре людей, которыми управляют.
Ситуационный подход не является простым
набором предписываемых руководств,
это, скорее, способ мышления об организационных
проблемах и их решениях. В нем
также сохранена концепция
Так, все организации должны создавать структуры для того, чтобы добиться своих целей. Однако существует множество различных способов построения организационных структур: с разным количеством уровней управления; с различным уровнем участия в принятии решений для руководителей среднего и низшего звеньев.
Если определенный род деятельности
может логически
Методологию ситуационного подхода
можно представить как
1. Руководитель должен быть
2. Каждая из управленческих
3. Руководитель должен уметь
правильно интерпретировать
4. Руководитель должен уметь
увязывать конкретные приемы, которые
вызвали бы наименьший
Ситуационные переменные
Успех или неуспех применения ситуационного
подхода в значительной степени
базируется на третьем шаге, определяющем
переменные ситуации и их влияние: Если
это не будет сделано правильно,
нельзя полностью оценить
Определение этих основных переменных,
особенно в области руководства
и поведения организационных
структур и количественных оценок,
явилось наиболее важным вкладом
ситуационного подхода в
Ситуационные переменные можно разделить на внешние, относящиеся к среде, в которой функционирует организация (экономика, политика, технология, поставщики, потребители, конкуренты и т.д.), и внутренние - структура, культура и ресурсы (материальные, финансовые, людские и информационные). Некоторые авторы (В. Хойер), говоря о внутренних переменных, требующих особого внимания руководства организации, перечисляют цели, задачи, структуру, технологию и людей, подчеркивая их взаимозависимость.
Внутренние переменные - это ситуационные
факторы внутри организации. Поскольку
организации представляют собой
созданные людьми системы, то внутренние
переменные, в основном, являются результатом
управленческих решений. Это, однако, вовсе
не означает, что все внутренние
переменные полностью контролируются
руководством. Часто внутренний фактор
есть нечто "данное", что руководство
должно преодолеть в своей работе.
Так, монотонность и усталость, связанные
с работой на автосборочном конвейере,
не могут быть преодолены путем отказа
от сборочных конвейерных линий,
потому что это поставит под угрозу
существование компании. Вместо отказа
от конвейера руководство должно
признать его неблагоприятное
Цели организации меняются в зависимости от изменений политической, экономической, демографической ситуаций в регионе, стране. 3адачи, вытекающие из целей, также будут претерпевать изменения, к какой бы категории они не относились: работа с людьми, предметами (будь то машины, материалы или инструменты), информацией. Кстати, изменения в характере и содержании задач тесно связаны с эволюцией специализации.
Структура организации - это логические
взаимоотношения уровней
Человеческая переменная в ситуационном
подходе к управлению может рассматриваться
в трех аспектах поведения: отдельных
людей, людей в группах и
Если рассматривать
Когда у подчиненных наблюдается
большая потребность в
Таким образом, ситуационный подход нельзя просто приравнять к рекомендации «Действуйте по обстоятельствам».
Для решения некоторой
1) правильная интерпретация
2) знание управленческих
3) опыт управленческой
4) умение предвидеть возможные
последствия управленческих
5) умение увязать конкретные
действия с конкретной
Вариант 2
Раскрыть содержание «ситуационного подхода» в теории управления. Показать, почему это нечто большее, чем рекомендация: «поступайте по обстоятельствам».
Основная идея ситуационного подхода
– предположение что лидерское
поведение должно быть разным в разных
ситуациях. Ситуационный подход к изучению
лидерства исследует
Существует несколько моделей ситуационного лидерства:
Континуум лидерского поведения Танненбаума – Шмидта
Модель ситуационного
Модель ситуационного
Модель «путь – цель» Хауза – Митчела
Модель Стинсона – Джонсона
Ситуационная модель принятия решения Врума – Йеттона – Яго
Все модели ситуационного лидерства обращают главное внимание на воздействие внешних факторов и дополняют друг друга в понимании лидерства. Эти модели определяют различные лидерские стили и обосновывают с помощью ситуационных переменных эффективность их применения. Различия моделей заключаются в наборах лидерских стилей, ситуационных факторов и путей нахождения связи между ними, в определении эффективности лидерства.
Переменные |
Фидлер |
Херсей - Бланшард |
Хауз - Митчел |
Врум – Йеттон - Яго |
Ситуационные факторы |
Отношения лидер – последователь Структурированность работы Властная позиция лидера в организации |
Степень зрелости последователей: Зрелость в работе Психологическая зрелость |
Характеристики последователей Организационные факторы |
Качество решения Обязательства последователей по решению Время Стоимость Развитие |
Что лидер думает о последователях |
Последователи предпочитают лидерские стили в зависимости от структурированности работы, в каких отношениях с ними находится лидер и его властной позиции в организации |
Последователи могут находиться на разных ступенях зрелости, и это будет определять внимание лидера к отношениям и работе, что соответствует изменению им своего стиля |
У последователей имеются различные потребности, которые должны быть удовлетворены в рамках соответствующего лидерского стиля. |
В определенных ситуациях последователи желают участвовать в принятии решений |
Лидерские стили |
Лидер с высоким НПР (ориентирован на отношения) Лидер с низким НПР (ориентирован на работу) |
Указывающий Убеждающий Участвующий Делегирующий |
Директивный Поддерживающий Ориентированный на достижения Участвующий |
Автократический I/II Консультационный I/II Групповой |
Что делает эффективный лидер |
Стремится подстроить работу или отношения, или то, и другое под свой индивидуальный стиль. Эффективность – успех в этом направлении |
По мере «взросления» последователей лидер переходит от одного стиля к другому. Эффективность – совпадение ситуации и стиля. |
Используя соответствующие стиль и технику мотивирования, лидер «расчищает» путь последователям к наивысшей эффективности. |
Определяет критические |
Дополнительный материал
Системная теория
Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в управлении был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких, как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.
Главная идея системной теории состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.
На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается управленец, может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача управленца в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).
В 70-е годы появилась идея открытой
системы. Организация как открытая
система имеет тенденцию
Таким образом, следуя теории систем,
можно предположить, что любая
формальная организация должна иметь
систему функционализации (различные
формы структурного деления); систему
результативных и эффективных стимулов,
побуждающих людей вносить
11. Дать характеристики
«внутренней среды»
ВС управленческой деятельности включает корпоративную культуру, организационную структуру, технологию производства и все принадлежащие компании здания и сооружения, машины, оборудование. Наиболее значимым фактором ВС с точки зрения конкурентных преимуществ компании является корпоративная культура. Внутренняя культура должна соответствовать требованиям внешней среды и стратегии фирмы. И в случаях достижения такого соответствия всецело заинтересованные в своем труде работники формируют эффективно работающую организацию.