Шпаргалка по "Менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 05:02, шпаргалка

Описание работы

Экзаменационные вопросы по дисциплине
«Менеджмент»

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН.docx

— 307.70 Кб (Скачать файл)

Традиционные школы управления пытались определить принципы управления. Комплекс теоретических знаний о  том, как должны работать руководители, традиционно рассматривается как  научный компонент управления. Применение этих принципов на практике традиционно  рассматривалось как искусство, т.е. как нечто, чего можно достичь  только через опыт, методом проб и ошибок. Сторонники ситуационного  подхода внесли большой вклад  в теорию управления, используя возможности  прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Их точка  зрения заключается в том, что  управление – это искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а потом следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающий и универсальный характер.

Сторонники ситуационного подхода, разработанного в конце 60-х годов, не считают, что концепции традиционной теории управления, бихейвиористской школы и школы науки управления неверны.

Однако лишь в конце 60-х годов  управление и смежные дисциплины социальных наук получили достаточное  развитие, чтобы справиться с переменными, влияющими на организацию и эффективность  управления в различных ситуациях. Такая увязка очень важна для  сравнения стилей управления в различных  культурах. Например, хотя многие организации  недавно предприняли попытку  заимствовать японские методы управления, успех их может зависеть лишь от выбора методов, соответствующих культуре людей, которыми управляют.

Ситуационный подход не является простым  набором предписываемых руководств, это, скорее, способ мышления об организационных  проблемах и их решениях. В нем  также сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но в рамках ситуационного подхода  признается, что, хотя общий процесс  одинаков, специфические приемы, которые  должен использовать руководитель для  эффективного достижения целей организации, могут значительно различаться.

Так, все организации должны создавать  структуры для того, чтобы добиться своих целей. Однако существует множество  различных способов построения организационных  структур: с разным количеством уровней  управления; с различным уровнем  участия в принятии решений для  руководителей среднего и низшего  звеньев.

Если определенный род деятельности может логически соответствовать  двум различным подразделениям, руководство  должно решить, кто же из них будет  конкретно заниматься этим. Например, научные исследования и разработки могут осуществляться под руководством вице-президента по маркетингу или  по производству, но могут рассматриваться  как важная самостоятельная функция  с подчиненностью непосредственно  президенту компании. Руководство должно определить, какая структура или  прием управления наиболее подходит для данной ситуации. Более того, поскольку ситуация может меняться, руководство должно решать, как следует  поменять организационную структуру, чтобы сохранить эффективность  организации.

Методологию ситуационного подхода  можно представить как четырехшаговый процесс.

1. Руководитель должен быть знаком  со средствами профессионального  управления, которые доказали свою  эффективность. Это требует понимания  процесса управления, индивидуального  и группового поведения, системного  анализа, методов планирования  и контроля и количественных  методов принятия решений.

2. Каждая из управленческих концепций  и методик имеет свои сильные  и слабые стороны, в применении  к конкретной ситуации. Руководитель  должен уметь предвидеть вероятные  последствия, как положительные,  так и отрицательные, от применения  данной методики или концепции.  Например, предложение удвоить зарплату  всем служащим в ответ на  дополнительную работу, вероятно, вызовет  значительное повышение их мотивации  на какое-то время. Но прирост  затрат может превзойти полученные  выгоды и привести к разорению  организации.

3. Руководитель должен уметь  правильно интерпретировать ситуацию, определив, какие факторы являются  наиболее важными в данной  ситуации и какой эффект может  повлечь за собой изменение  одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен уметь  увязывать конкретные приемы, которые  вызвали бы наименьший отрицательный  эффект и имели бы меньше  всего недостатков, с конкретными  ситуациями, тем самым обеспечивая  достижение целей организации  наиболее эффективным образом  в существующих условиях.

Ситуационные переменные

Успех или неуспех применения ситуационного  подхода в значительной степени  базируется на третьем шаге, определяющем переменные ситуации и их влияние: Если это не будет сделано правильно, нельзя полностью оценить сравнительные  характеристики различных методик  или приспособить метод к ситуации.

Определение этих основных переменных, особенно в области руководства  и поведения организационных  структур и количественных оценок, явилось наиболее важным вкладом  ситуационного подхода в управление. Ситуационный подход представляет собой  наиболее широкую и удовлетворительную систему, разработанную до настоящего времени, для того, чтобы сделать  управление эффективным.

Ситуационные переменные можно  разделить на внешние, относящиеся  к среде, в которой функционирует  организация (экономика, политика, технология, поставщики, потребители, конкуренты и  т.д.), и внутренние - структура, культура и ресурсы (материальные, финансовые, людские и информационные). Некоторые  авторы (В. Хойер), говоря о внутренних переменных, требующих особого внимания руководства организации, перечисляют  цели, задачи, структуру, технологию и  людей, подчеркивая их взаимозависимость.

Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку  организации представляют собой  созданные людьми системы, то внутренние переменные, в основном, являются результатом  управленческих решений. Это, однако, вовсе  не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто "данное", что руководство  должно преодолеть в своей работе. Так, монотонность и усталость, связанные  с работой на автосборочном конвейере, не могут быть преодолены путем отказа от сборочных конвейерных линий, потому что это поставит под угрозу существование компании. Вместо отказа от конвейера руководство должно признать его неблагоприятное воздействие  на работников и производительность их труда и принять меры, снижающие  это отрицательное влияние.

Цели организации меняются в  зависимости от изменений политической, экономической, демографической ситуаций в регионе, стране. 3адачи, вытекающие из целей, также будут претерпевать изменения, к какой бы категории они не относились: работа с людьми, предметами (будь то машины, материалы или инструменты), информацией. Кстати, изменения в характере и содержании задач тесно связаны с эволюцией специализации.

Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные  в такой форме, которая позволяет  наиболее эффективно достигать целей  организации. Связанная с целями, организационная структура должна изменяться вместе с ними.

Человеческая переменная в ситуационном подходе к управлению может рассматриваться  в трех аспектах поведения: отдельных  людей, людей в группах и руководителей. Поведение человека в обществе и  на работе является следствием сложного сочетания характеристик внешней  среды и личности, которая, в свою очередь, может быть описана рядом  характеристик, важнейшие из которых - взгляды и установки, жизненные  ценности и притязания, потребности  и ожидания.

Если рассматривать эффективность  различных стилей лидерства, то очевидно, что существенными компонентами успеха являются личные качества и  поведение руководителя. Однако решающую роль могут сыграть дополнительные факторы: например, потребности и  личные качества подчиненных, характер задания, имеющаяся у руководителя информация. Руководитель-лидер должен вести себя по-разному в различных  ситуациях.

Когда у подчиненных наблюдается  большая потребность в самоуважении и принадлежности, самым подходящим будет стиль поддержки, ориентированный  на человека и человеческие отношения. Если у подчиненных присутствует потребность к автономии и  самовыражению, предпочтительнее окажется ориентированный на задачу стиль.

Таким образом, ситуационный подход нельзя просто приравнять к рекомендации «Действуйте  по обстоятельствам».

Для решения некоторой управленческой проблемы в конкретной ситуации необходимы следующие составляющие:

1) правильная интерпретация ситуации;

2) знание управленческих концепций  и методик;

3) опыт управленческой деятельности;

4) умение предвидеть возможные  последствия управленческих действий;

5) умение увязать конкретные  действия с конкретной ситуацией.

Вариант 2

Раскрыть содержание «ситуационного подхода» в теории управления. Показать, почему это нечто большее, чем  рекомендация: «поступайте по обстоятельствам».

Основная идея ситуационного подхода  – предположение что лидерское  поведение должно быть разным в разных ситуациях. Ситуационный подход к изучению лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных, для того чтобы выявить причинно следственные связи в отношениях лидерства и предсказать возможное  поведение лидера и его последствия.

Существует несколько моделей  ситуационного лидерства:

Континуум лидерского поведения Танненбаума  – Шмидта

Модель ситуационного лидерства  Фидлера

Модель ситуационного лидерства  Херсея и Бланшарда

Модель «путь – цель» Хауза  – Митчела

Модель Стинсона – Джонсона

Ситуационная модель принятия решения  Врума – Йеттона – Яго

Все модели ситуационного лидерства  обращают главное внимание на воздействие  внешних факторов и дополняют  друг друга в понимании лидерства. Эти модели определяют различные  лидерские стили и обосновывают с помощью ситуационных переменных эффективность их применения. Различия моделей заключаются в наборах  лидерских стилей, ситуационных факторов и путей нахождения связи между  ними, в определении эффективности  лидерства.

Переменные

Фидлер

Херсей - Бланшард

Хауз - Митчел

Врум – Йеттон - Яго

Ситуационные факторы

Отношения лидер – последователь

Структурированность работы

Властная позиция лидера в организации

Степень зрелости последователей:

Зрелость в работе

Психологическая зрелость

Характеристики последователей

Организационные факторы

Качество решения

Обязательства последователей по решению

Время

Стоимость

Развитие

Что лидер думает о последователях

Последователи предпочитают лидерские  стили в зависимости от структурированности работы, в каких отношениях с ними находится лидер и его властной позиции в организации

Последователи могут находиться на разных ступенях зрелости, и это будет определять внимание лидера к отношениям и работе, что соответствует изменению им своего стиля

У последователей имеются различные  потребности, которые должны быть удовлетворены в рамках соответствующего лидерского стиля.

В определенных ситуациях последователи  желают участвовать в принятии решений

Лидерские стили

Лидер с высоким НПР (ориентирован на отношения)

Лидер с низким НПР (ориентирован на работу)

Указывающий

Убеждающий

Участвующий

Делегирующий

Директивный

Поддерживающий

Ориентированный на достижения

Участвующий

Автократический I/II

Консультационный I/II

Групповой

Что делает эффективный лидер

Стремится подстроить работу или отношения, или то, и другое под свой индивидуальный стиль. Эффективность – успех  в этом направлении

По мере «взросления» последователей лидер переходит от одного стиля  к другому. Эффективность – совпадение ситуации и стиля.

Используя соответствующие стиль  и технику мотивирования, лидер  «расчищает» путь последователям к  наивысшей эффективности.

Определяет критические ситуационные факторы и адаптирует к ним  свой стиьл руководства. Стиьл должен наилучшим образом подходить  как для ситуации так и для  последователей.


 

Дополнительный материал

Системная теория

 

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению  системных методов анализа. Так  называемый системный подход в управлении был связан с применением общей  теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию  как совокупность взаимосвязанных  элементов, таких, как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.

 

Главная идея системной теории состоит  в том, что ни одно действие не предпринимается  в изоляции от других. Каждое решение  имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет  избежать ситуаций, когда решение  в одной области превращается в проблему для другой.

 

На базе системного подхода разрабатывались  задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой  оказывается управленец, может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача управленца в этой ситуации состоит в том, чтобы  проанализировать все факторы в  отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).

 

В 70-е годы появилась идея открытой системы. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться  к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, зависит от энергии, информации и материалов, поступающих  извне, имеет способность приспосабливаться  к изменениям во внешней среде.

 

Таким образом, следуя теории систем, можно предположить, что любая  формальная организация должна иметь  систему функционализации (различные  формы структурного деления); систему  результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад  в групповые действия; систему  власти; систему логического принятия решений.

 

11. Дать характеристики  «внутренней среды» организации,  которые используются для ее  описания (российский пример).

ВС управленческой деятельности включает корпоративную культуру, организационную  структуру, технологию производства и  все принадлежащие компании здания и сооружения, машины, оборудование. Наиболее значимым фактором ВС с точки  зрения конкурентных преимуществ компании является корпоративная культура. Внутренняя культура должна соответствовать требованиям внешней среды и стратегии фирмы. И в случаях достижения такого соответствия всецело заинтересованные в своем труде работники формируют эффективно работающую организацию.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджмент"