Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 20:04, шпаргалка
1.Характеристика этапов исторического развития управления персоналом.
2.Содержание понятий «персонал», «человеческие ресурсы», «трудовой потенциал работника», «человеческий капитал».
3.Понятие «структура персонала» и основные признаки структурирования персонала организации
4.Сущность философии организации и философии управления персоналом, различие философии управления персоналом в разных странах
5.Различие английской, американской, японской и российской философии управления персоналом.
2)Близкое окружение
человека и его семьи – друзья,
знакомые. Признание этим окружением
достижения явл-ся
3)внеслужебн макросреда – город, страна в к-ых мы живем, культура, ур-нь жизни, политика, знания событий делового мира, хар-р общественных отношений - основа орг-ции своей карьеры в соотв-вии с происходящими переменами во внеш среде.
Служебная представлена оргстр-рой, орг культурой, орг поведением, сотр-ками (коллегами), рук-лями и пространством отн-ний. 1)Знание оргстр-ры, связянных с ней должностных моделей, професс треб-ний, условий и закономер-тей кадр продвижения, помогает сотр-ку осуществ-ть карьеру. В соотв-вии с оргстр-рой реализ-ся 3 осн. типа карьеры: структурный, эволюционный, линейный. 2)Актив действия по презентации конкрет преимуществ при контакте с долж лицами. На первое место нужно поставить непостредств рук-ля: необх-мо опред-ть особен-ти стиля руков-ва и демонстрировать те кач-ва, к-ые в русле этого стиля.
В теории и практике упр рассматр-ся 4 варианта взаимод-вия сотр-ка с непосред рук-лем: а) возможн-ти целевого взаимод-ия ограничены – в этом случае нужно быть активным, выносить на суд рук-ля идеи, собств точки зрения и т.д. б) частые замены непосредств рук-ля - нужно быстро адаптир-тся к новым треб-ям, стилю, правилам. в) сотр-к наход-ся в подчинении у некомпетентного, недобросовестного или регрессирующего рук-ля - нужна личная устойчивость к негативным воздействиям, либо перейти в др подразделение и приложить усилия, чтобы в орг-ции узнали о ваших проф достоинствах, проявить себя в др сферах и в др окружении; г) наличие наставника, к-ым является сам непосредст рук-тель – это распростран явление, «-» - действует по методу «делай как я».
К окружению сотр-ка относ-тся управленческие и раб группы, коллеги.
«+»: все это влияет на развитие личности, умений, использования опыта старших, помощь коллег.
«-»: конфл взаимоотн-ия, зависть, помехи.
77. Формы орг-ии тр-а (ОТ) и эффективность.
Под ОрТ поним-ся рассм-е форм и методов соедин-я людей, техники и технологии в процессе труда. ОрТ — организационная с-ма, имеющая своей целью достижение наилучших результатов использования живого тр-а в процессе произв-ва. ОТ как с-ма вкл сов-сть эл-тов, находящихся в определенной связи друг с другом и образующих единое целое.
Формы орг-ции
труда - это ее разновидности, отличающиеся
др от др особенностями решения вопросов
по отдел элементам орг-ции труда. По способу установления
плановых заданий и учета выполненной
работы выдел след формы:
- индивидуальная (произв-ное задание,
учет выполненной работы и начисление
з\п осущ-ся для каждого раб-ка персонально);
- коллективная (произ-ное задание устан-ся
в целом подразделению предпр-я, учет выполненной
работы ведется по конечным рез-там труда
раб-ков, з\п первоначально начисляется
всему подразделению, затем делится между
раб-ми). В завис-ти от места подразделения
в иерархии упр-я на предприятии коллективные
формы могут быть звеньевыми, участковыми,
групповыми, отдельскими, цеховыми и др.
По способу формир-я средств
для осущ-ия деят-ти различают формы ОрТ,
характерные для индивидуальной трудовой
деятельности, для подрядных и арендных
коллективов, для кооперативов и малых
предприятий.
По способам взаимод-я
с вышестоящим руков-ом выделяют формы,
основанные на прямом подчинении, на договоре
подряда, на договоре аренды, на контракте.
Расчет эф-ти:
Эффективность=Эффект/Затраты;
Эффективность=Эффект/Ресурсы;
Эффективность=(Эффект – Ресурсы) * Нормативная эфф-сть.
Показатели
эффекта:
1. Экономия условно-годовых раб-ков;
Относит экономия численности П за счет
снижения трудоемкости продукции опред-ся
по ф-ле:
Эп = ("Сумма"(t1-t2)*B2) / (Ф1*Кн1), где
t1 и t2 - трудоемкость единицы прод-ции до
и после реализации мер-тия по ОрТ, нормо-час;
В2 - годовой объем продукции в натурал
выражении после реализации мер-тия по
ОрТ;
Ф1 - фонд раб времени одного раб-ка до реализации
мер-тия по ОрТ, ч;
Кн1 – коэф-нт выполнения норм выработки
до внедрения мер-тий по ОрТ.
2. Производительность труда;
3. Срок окупаемости (отдачи) инвестиций,
опред по формуле:
Чтобы опред-ть условия
эфф-сти форм ОрТ, нужно выделить
прогрессивные эл-ты, харак-ые для
отдельных форм. Прогрессивными можно
считать те эл-ты, к-ые обеспечивают
автономию и свободу выбора средств для решения
произ-ных задач, перемену труда и гармоничное
развитие людей в процессе труда; создают
условия для самоуп-я, проявления творчества
и инициативы; способствуют экономии времени,
росту производ-сти труда; повышают ответ-ть
за рез-ты труда.
К таким эл-там относятся: - частичная или
полная взаимозаменяемость раб-ков в колл-ве;
- план-е по единому наряду и оплата только
за конечный рез-т; - самоуп-е трудового
коллектива; - использование доп средств
в виде различных коэф-тов для распределения
коллективного заработка между раб-ми
тр колл-ва; - планирование и учет не только
выпуска продукции, но и тех средств, к-ые
необх-мо затратить на этот выпуск, поощрение
за экономию эксплуатационных затрат;
- сквозное построение подразделений,
работающих в многосменном режиме.
Четкое представление о сущности, содержании,
формах и функциях ОрТ на соврем предприятии
необходимо каждому спец-ту и рук-лю любого
ранга.
1
78. Проблемы управления нововведениями в кадровой работе
Как правило, любое новов-ие сопровож противоречиями, сопротивлением раб-ков, проблемами. Грамотно организованная кадровая работа может нейтрализовать данные факторы.
Известно, что чел-к и коллектив сопротивляются изменениям тогда, когда они не чувствуют себя в безоп-ти и не уверены в позитивности рез-тов и последствий изменений для себя. Отсюда можно сформул-ть мотивы сопрот-я рабо-ков новов-ям: 1) они вынуждены рисковать, а это противоречит их натуре; 2) они чувствуют, что в рез-те изменений могут оказаться лишними; 3) они чувст неспособность выполнять новую роль, отведенную им в рез-те изменения; 4) они чувст, что потеряют "лицо" в глазах руков-ва; 5) они не способны или не желают обучаться новому делу и осваивать новый стиль поведения.
Если гов о групповом сопрот-ии, то надо учитывать, что кол-тив харак-ся стабильностью и постоянством в гораздо большей мере, чем отдельный чел-к. Намного легче отодвинуть в сторону одного чел-ка, когда он стоит на пути прогресса, чем изменить отношение к прогрессу группы людей.
К числу факторов сопротивления новов-ям относятся: 1) степень несоотв-ия властных стр-р грядущим изменениям; 2) длит-сть периода нов-ний; 3) угроза потери престижа и власти для высших управляющих; 4) негат последствия изменений для кол-ва орг-ции; 5) безразличие раб-ков к целям выживания и развития орг-ции; 6) мощь антиинновационной ориентации в политич центрах силы.
К факторам, блокирующим новаторство, можно отнести: резкое отдаление администрат руков-ва и научно-инжен П; слабое участие (или неучастие) руков-ва в научно-инновационном процессе и отсюда недоверие руков-ва к выдвигаемым новым идеям; отсутствие систем-кой работы и необх-сть множества согласований по новым идеям; незамедлительная критика новаторов в связи с допущенными в ходе новов-ий ошибками; педантичный контроль за деят-ью новатора; "синдром всезнающих экспертов" у руков-ва и прин-щих решения о судьбе новов-я.
Для нейтрализации враждебных по отнош к переменам центров и раб-ков необходима последовател работа кадровиков. Для этого желательно, чтобы 1 шагом до начала новов-я стала "подготовка почвы" или создание "стартовой площадки нововв-ия". 2-ым этапом яв-ся анализ поведения ведущих раб-ков, которые либо поддержат изменения, либо окажут им сопротивление. На 3ем этапе принимаются меры по устранению излишнего сопротивления.
Необходимо четко
79. Подбор и расстановка перс-ла: понятие, задачи, принципы и методы
Известно, что эфф-сть работы орг-ции во многом зависит от качества подбора и расстановки П. Подбор – это сравнение профес-х, деловых и личностных качеств раб-ов с требованиями раб. места, должности и выбор наиболее подходящего (выполняющего работу на высоком уровне).
Подбор и расстановка – это рациональное распределение раб-ков орг-ции по структурным подразделениям и раб. местам в соответствии с требованиями содержания выполняемой работы (должности) и способностями, ПФкими и деловыми качествами самих раб-ков.
Расстановка кадров основывается на принципах: 1. Пр-п. соответствия треб-ям должности; 2. Пр-п. перспективности, вкл-щий устан-е возрастного ценза для раб-ков различ категорий должностей, опред-е продолжительности периода работы в одной должности, возможность изменения специальности и повышения квалификации, состояние здоровья; 3. пр. сменяемости, т.е. лучшее использование перс-ла ч/з внутриорг-ые перемещения. Это постоянное наблюдение, мониторинг П и смена раб мест, продвижение по службе, перемещение, понижение и увольнение в зависимости от рез-тов оценки потенциала, индивидуал вклада, возраста, стажа и квалиф-и и т.д., т.е. это планомерное, планируемое движение кадров.
Исходными данными для подбора и расстановки явл: философия УП и кадр полит, модели служебной карьеры, материалы аттестации, контракт сотрника, ШР, ДИ, личные дела сотрников и др.
Подбор и расстановка П должна обеспечивать слаженную д-ть коллектива с учётом объёма, хар-ра и сложности выполняемых работ, при условии равномерной и полной загрузки раб-ов, обеспечение необходимой взаимозаменяемости, ответственности каждого за выполнение работы, соц.-псих. совместимости сот-ков, соотношение возрастных и молодых раб-ков.
Осн. задача подбора и расстановки – это решение проблемы оптимального размещения П в зависимости от выполняемой работы; это рациональная расстановка кадров с учётом соот-ия раб-ка условиям раб места.
Для решения вопросов
расстановки и продвижения раб-
80. Осн задачи
и содержание правового обеспеч
Правовое обеспечение сис-мы УП состоит в использ-нии средств и форм юр-го воздействия на органы и объекты УП с целью достижения эффективной деят-ти орг-ции. Осн. задачи – это правовое регулир-ние тр-вых отношений, склад-хся междуд раб-лями и наёмными раб-ками; защита прав и законных интересов раб-ов, вытекающих из тр-вых отношений. Правовое обеспечение вкл-ет: соблюдение, исполнение и применение норм дейс-его зак-ва в области Т-а, тр-вых отношений; разработку и утверждение локальных нормативных и ненормативных актов разл-го хар-ра; подг-ку предложений об изменении дейс-щих или отмене устаревших нормат-ых актов.
Осущ-ние правового обеспечения возлагается на рук-ля и др. долж-ных лиц, а т.ж на рук-ля сис-ы УП и её раб-ов по вопросам, входящим в их компетенцию. Головным подразделением по ведению правовой работы в области УП явл-ся юридич. отдел.
Специфичность условий работы кадровых служб в том, что их повседневная д-ть связана непоср-но с людьми. Организовать работу по приёму, своевр-но обеспечить переводы на др. работу, произвести уволь-ние, не допустить возникновение конфл-х ситуаций, связанных с нарушениями по приёму, уволь-ию, и т.п. – все эти меры возможны только на основе чёткого урегулир-ния прав и обяз-тей всех участников тр-вых отн-ний. Это достиг-ся путём установления правовых норм централиз-го и локального хар-ра. Акты централиз-го регулир-ния – ТК РФ, постановления Правительства РФ, акты Минтруда РФ. Акты локального регулирования – приказы рук-ля орг-ции по кадровым вопросам (по приёму, увольнению, переводам), положения о подразделениях, должностные инструкции, стандарты орг-ции и др.
Осн. задачи юрид. отдела: 1. разработка проектов нормативных актов орг-ции; 2. правовая экспертиза нормат. актов, разработанных в сис-ме УП, на соответствие треб-ям зак-ва; 3. системат-ный учёт и хранение зак-ных и нормативных актов, поступающих в орг-цию и издаваемых ею; 4. разъяснение действующего трового законод-ва и порядка его применения и др.
В сис-у нормативных актов входят генеральные, отраслевые (тарифные), специальные (региональные) соглашения, кол договоры и др. правовые акты, применяемые в орг-ции. Правовые акты ненормированного характера – это распоряжения и указания, которые могут издавать рук-ли службы УП и всех подразделений по вопросам объявления дисциплинарного взыскания, поощрения раб-ков, техники безопасности, прекращения тр договора и т.п.
81. Методы
изучения затрат рабочего
Изучение затрат рабочего времени проводится с пом наблюдений: фотографий раб времени, хронометража и др методов.
Существуют след. методы изучения затрат раб. вр.: 1) Хронометраж – примен-ся для анализа затрат тра и измеряет длит-ть повтор-ся эл-ов операции. Объектом изучения явл. элементы оперативного времени. Цель – установл-е или уточнение норм вр., выявление причин невыполн-я норм отд. раб-ми. Способы проведения хронометрожа: а)непрерывный(сплошной) – по текущему времени; б)выборочный (для изучения отдельных эл-ов операции независимо от их послед-ти); в)цикловой (примен-ся, когда нужно с достат-й точностью измер. затраты вр. на отдельн. эл-ты операции, имеющ. небольш. продолж-ть; послед-е приемы объед-ся в группы с разн. составом изуч-х эл-ов). Для хроном-жа составл-ся таблицы, котор. обрабат-ся и на их основе вывод-ся рез-ты, формир-ся выводы. Больше наблюд-й – выше достоверн-ть, но большие затраты.