Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 20:04, шпаргалка
1.Характеристика этапов исторического развития управления персоналом.
2.Содержание понятий «персонал», «человеческие ресурсы», «трудовой потенциал работника», «человеческий капитал».
3.Понятие «структура персонала» и основные признаки структурирования персонала организации
4.Сущность философии организации и философии управления персоналом, различие философии управления персоналом в разных странах
5.Различие английской, американской, японской и российской философии управления персоналом.
Двойственный хар-р тр. Тр, с одной стороны, взаимод-вие м/у чел-ком и природой, а с др – взаимод-вие м/у самими людьми в процессе тр-а. В этом и закл его двойственный хар-р. Если рассм тр с этой т.зр, то можно выделить неск-ко эл-тов: предметы тр-а – сырье (необработанное вещество) и полуфабрикаты (частично обработанное вещество); ср-ва тра (орудия тр, ср-ва произв-ва).; продукт тра – получившее окончательную обработку вещество природы, законченная вещь. При помощи ср-тв тр-а чел-к осущ заранее намеченные изменения в предмете тр-а и получает продукт опред вида.
Содержание тр-а — сов-ть тр-вых ф-ций, обусловленных спецификой тр деят-ти чел-ка, техникой и технологией произ-ва. В понятие «содерж тр-а» вкл не только его ф-ции (функц-ные обязанности раб-ка), но и опред качественные хар-тики: интеллектуализация и творческое начало.
Понятие содержательности тр характ-т важнейшую кач-ую сторону тр как вида чел-й д-ти. Под содержательностью тр понимается степень его насыщенности творческими элементами по сравнению со станд-ми, рутинными.
В процессе тр люди вступают в соц-тр отношения, взаимод-уя др с др. Соц-тр отнош-я позволяют определить соц значимость, роль, место, общ-ое положение индивида и группы.
Социология тра. Соц труда ведет накопление знаний о соц процессах и явлениях. Сущность соц труда раскрывается ч/з познание объектив законов и закономерностей труда. В узком смысле соц-я тра означает поведение раб-лей и наемных раб-ков в ответ на действие эк-их и соц-х стимулов к тр-у. Предметом соц-и тр как специальной соц-ой теории явл структура и механизм соц-тр отнош-й, а также соц-х процессов и явлений в процессе тр.
Еще одна категория, кот
социологи уделяют большое
Следующее важнейшее обстоят-во, к-ое находится в центре внимания социологов, — это отношение к тр. Это понятие означ совок-ть реальных мотивов тр деят-и личности. Понятно, что отнош к тр, а точнее к выполняемой работе, опред-ся комплексом объективных и субъек факторов и усл-й.
В теор-м плане можно выделить след группы отношений: отношение ч-ка к тр как моральной ценности; отнош к опред-у виду тр, профессии; отношение к выполняемой работе; отнош к тр как к способу самореализ; отнош к тр как к средству сущ-ия.
Отнош к тр предст собой сложное соц явл-е, вкл 3 осн элемента: 1) мотивы и ориентация тр-о поведения; 2) реальное и фактическое тр поведение; 3) оценку раб-ми тр ситуации.
Удовлетв-ть тр-м – обобщ-й эмпирический показатель отношения к тр. Он хар-ет сознание субъектов тр и проявл в вербальном поведении раб-в. Чем больше орг отвечает запросам и требованиям раб-в, тем выше их удовлет-ть трудом.
92. Роль обучения П и контроля знаний для снижения травматизма на пр-ях.
При орг-ции работы с П по вопросам обучения технике без-ти согласно ФЗ «Об основах ОхТ в РФ» надлежит исходить из принципа гос-ной пол-ки о признании и обеспечении приоритета жизни и здоровья раб-ков по отнош к рез-там произ-ной д-ти. Работа по обеспечению безоп-ных УТ и снижению уровня травматизма должна проводиться на принципах единоначалия.
Формы обучения безоп-м приемам труда зависят от категории П. Так, для админ-технич П предусмотрены след формы обучения: 1. Вводный и целевой инструктаж по ОхТ; 2. Проверка знаний правил, норм по ОТ, правил пожар бе-ти и др норматив док-тов; 3. Профессион допол образ-е для непрерыв повыш квал-ции. С оперативны и операт-ремонтным П проводятся: 1. Вводный, первичный на раб месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи по ОТ, инструктаж по пожар без-ти; 2.подготовка по новой должности или профессии с обучением на раб месте (стажировка); 3. Проверка знаний правил, норм по ОТ, правил пожар безоп-ти и др норматив док-тов; 4. Дублирование; 5. Спец подготовка; 6. Контрольные противоаварийные и противопожарные тренировки; 7. Профессион допол образ-е для непрерыв повыш квал-ции. С ремонтным П проводятся: 1. Вводный, первичный на раб месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи по ОТ, инструктаж по пожар без-ти; 2.подготовка по новой должности или профессии с обучением на раб месте (стажировка); 3. Проверка знаний правил, норм по ОТ, правил пожар безоп-ти и др норматив док-тов; 4. Профессион допол образ-е для непрерыв повыш квал-ции.
Подробнее о стажировке, инстуктаже и дублировании. Стажировкой назыв практическое освоение, непосредственно на раб месте, навыков выполнения работы или группы работ, приобритенных при профес подготовке. Для обучения раб-ку опред-ся сроки, достаточные для ознакомления с оборуд-ем, аппаратурой, схемами в целях дальнейшей безопасной работы с ними. Продолжит-ть стажировки от 2 до 14 смен.
Инструктаж – указания по безопасному выпол-ю конкр работы, охватывающие категорию раб-ков, определенных нарядом или распоряжением, от выдавшего наряд, отдавшего распоряжение до члена бригады или исполнителя. Бывают: вводный, первичн на раб месте, повторн, внеплан, целевой.
Дублированием назыв выполнение ф-ций на раб месте, исполняемые под наблюдением лица, ответственного за подготовку раб-ка. Продолжит-ть от 2 до 12 смен. В процессе дублирования раб-ник должен принять участие в контрольных противоавар и противопожар тренировках с оценкой ре-тов.
Контроль знаний по технике без-ти осущ-ся посредством проверок, к-рые подраздел на первичную и периодическую (очередную и внеочередную). Первичная проверка знаний проводится у раб-ков, впервые поступивших на работу, или при перерыве в проверке знаний более 3 лет. Очередная проверка производится в различ сроки в завис от категории П: 1. Для электротехнич П и П, имеющего право выдачи нарядов, распоряжений – 1 р в год; 2. Для админ-техн П и спец-тов по ОТ – 1 раз в 3 года. Внеочередная проверка проводится при: 1. При введении на пред-ях новых или переработанных норм и правил; 2. При установке нового оборуд-я, реконструкции и изменении главных схем; 3. При назначении или переводе раб-ка на другую работу; 4. При нарушении требований по ОТ и технике без-ти; 5. По треб-ю оргнов гос надзора; 6. По заключению комиссии, проводившей раслед несч случаев; 7. При проверке знаний после получения неудовлет оценки; 8. При перерыве в работе в данной должности более 6 мес.
Т.О., все эти меры обучают раб-ков безопасным приемам и методам работы на раб местах, что напрямую влияет на снижение уровня травматизма и обеспечение безопасных УТ.
93.Взаимосвязь охраны труда с орг-цией труда, трудовой дисциплиной и культурой произ-ва
Как известно, несчаст случаи на пр-ве надолго парализуют работу пр-я, нарушая не только обстановку в коллективе, но и принося существ. финанс потери. Все это ставит на повестку дня вопросы ОТ как первоочередные задачи развития пр-я.
С од стор, решение этих задач дает рук-лю опред. степень защищенности и уверенности. С др - решение вопросов ОТ дает уверенность П пр-я. ОТ очень тесно взаимосвязана с орг-цией труда, трудовой дисциплиной и культурой произ-ва.
Дисциплина труда - это не только строгое соблюдение правил внутр труд распорядка, но и сознательное, творческое отношение к своей работе, обеспечение ее высокого качества, производительное использование раб времени. Это опред. порядок, в рамках которого соверщ-ся труд. д-сть.
ТрДисц закреплена в Конституции, ТК РФ, в правилах внутр.труд. распорядка, в уставах о дисциплине, кол.договорах, должностных, рабочих и технич.иснтрукциях.
В этих док-тах д.б отражены:
- продолж-сть раб.дня
- время начала и окончания работы
- обед и др.перерывы
- усл-я работы
- порядок проведения каждого вида работ
- способы их безопасного проведения
- выполнение треб-ий рук-ля работ
- работа в аварийных усл-ях и чрезв. ситуациях.
Труд. дисциплина обесп-ся
созданием необходимых орг-ных
и эк-ких условий для
Правила внутр труд распорядка имеют целью способствовать воспитанию культуры произ-ва у раб-ков, их сознательного отношения к труду, дальнейшему укреплению труд дисциплины, орг-ции труда на научной основе, высокому качеству работы.
Правильная орг-ция труда, четкая трудя дисциплина, культура пр-ва, обеспечивающие соблюдение требований ОхТ, способствует достижению максимального соц. и экон. эффектов от ОхТ.
Социал значение ОТ проявляется во влиянии на изм-е 3х основных пок-лей, хар-щих уровень разв-я обществ. произ-ва: 1) сохранение труд. ресурсов и повышение проф активности раб-щих за счет улучшения сост-я здоровья, 2) увеличения ср. прод-сти жизни = > труд.стажа; 3) повышения проф уровня вследствие увелич-я труд. стажа; возм-сти использ-я остаточной труд.активности пенсионеров.
Экономическое значение ОТ опр-ся след. экономич. факторами.
1) Повышение произв-сти труда, а =>, и экономич. рез-тов д-ти пр-я за счет создания комфортных усл-й для труд. д-сти.
2) Увеличение ФРВ за счет сокращения t неявки на работу из-за травм и заболеваний.
3) Экономия расходов на льготы и компенсации за работу в неблагопр УТ.
4) Снижение затрат
из-за текучести кадров по
94.Причины производственного травматизма и профзаболеваний
Произ-ный травматизм - это совок-сть несчастх случаев на производстве (предприятии).
Проф заболевание - это повреждение здоровья раб-ка в рез-ате постоянного или длительного воздействия на организм вредных условий труда.
Различают острые (возникшие внезапно, в течение 1 смены) и хронические проф заболевания. Проф.заболевание, при ко-ом заболело 2 и более раб-ков, называется групповым проф. заболеванием.
Различают несколько
причин произв.травматизма и проф.