Социальная ответсвенность бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) – политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в Конституциях, а также высших законодательных актах многих стран мира.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………. 3
I. Теоретические основы социальной ответственности бизнеса ………………… 6
1.1. Философский и материалистический подход к этике и морали …………… 6
1.2. Социальная ответственность бизнеса как социальный аспект современности …………………………………………………………………………...12
1.3. Структура этики бизнеса ……………………………………………………. 19
1.4. Принципы социальной ответственности бизнеса …………………………..24
II. Анализ и оценка социальной ответственности………………………………....35
2.1. Краткая характеристика ООО «Газпром трансгаз Сургут»………………..35
2.2. Анализ взаимодействия с заинтересованными сторонами ………………...41
2.3. Оценочные показатели социальной ответственности ……………………..51
2.4. Рекомендации по повышению социальной ответственности ……………...59
Заключение ………………………………………………………………………………62
Литература ……………………………………………………………………………….64

Файлы: 1 файл

ГОУ ВПО2.doc

— 853.00 Кб (Скачать файл)

     По  сути, сталкиваясь с понятием, этика, мы сталкиваемся с понятием практической философией – философские дисциплины о человеческой деятельности.

     Этика –  философия морали.

     В этике спрашивается:

       «Существует ли разница между  правильными, с точки зрения  морали, и неправильными поступками, ценностями, законами?», 

     «Абсолютны  или относительны все ценности?»,                

       «Как правильнее жить?»,

     «Существует ли единая нормативная ценность, от которой зависят все основные ценности?» и, если нет, как мы должны понимать их онтологический2 статус?».

     Следовательно, термин этика применим для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы. В свою очередь, перед каждой социальной группой на этапе или определённом отрезке времени встаёт ряд общечеловеческих проблем:

    • Проблема определения и выработки критерий добра и зла.
    • Проблема смысла жизни и назначения человека.
    • Проблема справедливости.
    • Проблема должного.

     В этой связи человеческое сообщество определило этические ценности:

  • Главные человеческие ценности, которые в большей или меньшей степени входят во все др. этические ценности (ценность жизни, сознания, правды, деятельности, страдания, силы, свободы воли, предвидения, целеустремленности);
  • добродетели (справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь              к ближнему, правдивость и искренность, верность и преданность, доброта                           и сострадание, доверие и вера, скромность и смирение, ценность обращения                            с другими);
  • более частные этические ценности (любовь к самому далёкому, способность дарить другим своё духовное достояние, ценность личности, любовь, направленная на идеальную ценность чужой личности).

 Фрагмент картины Рафаэля «Афинская школа». Философы Платон и Аристотель. Пример разности философских интересов: Платон держит в руках натурфилософский диалог «Тимей», Аристотель – «Этику». 

     Термин  «этика» впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью нравственного поведения Аристотель называл счастье – деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека – это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель – это умеренность и благоразумие.

     Так называемое «золотое правило этики» – «не делай другим того, чего не желаешь себе», существовало в том или ином виде независимо в разных культурах. Оно присутствует у Конфуция3, встречается в Мишне4.

     Более того, в силу того факта, что этика  рассматривает индивидуальную мораль, относящуюся к защищённым подсознательным механизмам, глубокий анализ затрудняется срабатыванием психологической защиты, блокирующей критический анализ подсознательных установок.

     Мораль (лат. moralis касающийся нравов) – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе;                                                   особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.             Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

     Современный философ Фрэнсис Фукуяма рассматривает мораль                           как социальный капитал, определяющий степень жизнеспособности общества. Такому пониманию морали близко её определение как коллективной интуиции.

     Мораль  направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.

     Так называемая «общественная мораль» – мораль, принятая определённым обществом, как правило, эндемична для культуры или исторического периода, иногда даже для социальной или религиозной группы, хотя разные моральные системы могут быть в определённой степени схожи5.

     Мораль  формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени – в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции6.

     Мораль  служит предметом изучения этики.

     Одним из факторов формирования морали является общественность человека, его способность к сопереживанию другим и альтруистические позывы.

     Следование  морали возможно и из эгоистических побуждений – в этом случае человек ожидает, что к нему будут относиться в рамках той же морали.                              В таком случае оно приводит к улучшению репутации. Эволюционный подход                     к морали и широкое освещение вопроса репутации в социуме содержится                          в книге Мэтта Ридли «Происхождение добродетели».

     Социология морали изучает закономерности как формирования систем моральных ценностей различных социальных групп, так и взаимодействия этих социальных групп, обусловленные действием существующих моральных систем. Социология морали занимается исследованием характера причин конфликтов между индивидами и социальными группами, вызванных несовпадением их моральных ценностей, а также определением судьбоносных тенденций развития общества                      в условиях разрешения им моральных проблем.

     При этом мораль изменяется в процессе нормотворчества людей, самостоятельно, со всей ответственностью за моральность  своего выбора принимающих решения  о выборе целей и средств.

     Моральные суждения можно обосновать в рамках некоторой нормативной системы, в случае же, когда сталкиваются противоречащие моральные суждения из разных нормативных систем, нет  оснований для выбора между ними7.

     Таким образом, некорректно называть какую-то систему моральных ценностей хорошей или плохой без упоминания того, что оценивается она с позиций другой моральной системы. При таком понимании морали общечеловеческие ценности теоретически невозможны из-за разнообразия моральных норм. Практически же в мире идёт постоянная борьба различных цивилизаций, одной из причин которой, по мнению наблюдателей, является именно несовпадение моральных ценностей. Согласно другой точке зрения, общечеловеческие ценности, в которых терпимость находится на центральном месте, должны стать частью любой моральной системы именно с целью избежать подобных конфликтов и сопутствующего насилия.

     В этой связи интересны слова Карла Маркса:

     «У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего – иная, чем у неимущего, у мыслящего – иная, чем у того, кто не способен мыслить».

     Мораль  и право тесно переплетены. Формализованная мораль может становиться правом.

      «Моисей со скрижалями законов», Рембрандт, 1659.

     Десять заповедей – это одновременно моральный и правовой закон многих культур. Нравственная оправданность норм права для создания правового государства настолько же важна, как и их единство.

     В праве отражено понятие «морального вреда», однако мораль остаётся сферой высших идей, делом совести, которая служит критерием для исторических правовых реформ.

     Кроме того, практика тоталитарных режимов  показала, что иногда мораль может  вступать в противоречие с правом. И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:

    • право вырабатывается государством, мораль – обществом;
    • право закреплено в государственных актах, мораль – нет;
  • за нарушение нормы права предполагаются санкции государства,                         за нарушение нормы морали – общественное осуждение и критика.
 
    1. Социальная  ответственность бизнеса как  социальный аспект современности

     Социальная  ответственность  бизнеса – ответственность субъектов бизнеса за соблюдение норм и правил, неявно определённых или неопределённых законодательством (в области этики, экологии, милосердия, человеколюбия, сострадания и т. д.), влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом.

     Ответственность наступает в результате игнорирования или недостаточного внимания субъектов бизнеса к требованиям и запросам общества и проявляется                в замедлении воспроизводства трудовых ресурсов на территориях, являющихся ресурсной базой для данного вида бизнеса.

     Социальная  ответственность бизнеса (СОБ) – это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

     Данное  определение скорее идеальное, и  не может быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что просчитать все последствия  одного решения просто невозможно. Но социальная ответственность —  это не правило, а этический принцип, который должен быть задействован в процессе принятия решения.

     Понятие социальной ответственности бизнеса  в последнее время широко используется как в научной литературе, так  и в высказываниях различных  общественных и политических деятелей. При этом его значение имеет множество толкований, а иногда интерпретируется и совершенно противоречивым образом. Очевидно, что речь идёт об определённых действиях бизнес сообщества, направленных на решение имеющихся в обществе проблем.                                        Вместе с тем, конкретное содержание такой деятельности вызывает живой интерес и дискуссии.

     В странах с развитой рыночной экономикой социальная ответственность бизнеса – социальный институт, появившийся в ответ на возникшую общественную потребность, имеющий в настоящее время устоявшиеся принципы и нормы, одобряемые обществом и поощряемые государством, что и позволяет ему выполнять свои социальные функции.

Информация о работе Социальная ответсвенность бизнеса