Социальная ответсвенность бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) – политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в Конституциях, а также высших законодательных актах многих стран мира.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………. 3
I. Теоретические основы социальной ответственности бизнеса ………………… 6
1.1. Философский и материалистический подход к этике и морали …………… 6
1.2. Социальная ответственность бизнеса как социальный аспект современности …………………………………………………………………………...12
1.3. Структура этики бизнеса ……………………………………………………. 19
1.4. Принципы социальной ответственности бизнеса …………………………..24
II. Анализ и оценка социальной ответственности………………………………....35
2.1. Краткая характеристика ООО «Газпром трансгаз Сургут»………………..35
2.2. Анализ взаимодействия с заинтересованными сторонами ………………...41
2.3. Оценочные показатели социальной ответственности ……………………..51
2.4. Рекомендации по повышению социальной ответственности ……………...59
Заключение ………………………………………………………………………………62
Литература ……………………………………………………………………………….64

Файлы: 1 файл

ГОУ ВПО2.doc

— 853.00 Кб (Скачать файл)

     В качестве главных принципов международного бизнеса выделены следующие приоритеты:

    • ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых                            партнеров;
    • экономическое и социальное влияние бизнеса на развитие прогрессивных процессов в мировом сообществе;
    • этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;
    • уважение правовых норм;
    • поддержка многосторонних торговых отношений;
    • забота об окружающей среде;
    • отказ от противозаконных действий.

     Указанные принципы определяют характер взаимоотношений между макро субъектами социальной и экономической структуры общества, т.е. между организациями, государством, обществом в целом. Макро уровневый подход особенно значим для экономик переходного периода, когда происходит трансформация основных экономических институтов.

     В Декларации Ко предложены также ключевые принципы взаимоотношений на микроуровне, т.е. организации с покупателями, владельцами (инвесторами), персоналом, поставщиками, конкурентами.

     Так, в основу взаимоотношений организации с покупателями должны быть положены ключевые принципы:

    • обеспечение своих клиентов товарами и услугами высшего качества                    в соответствии с их требованиями;
    • обходиться с ними честно во всех аспектах коммерческой деятельности компании, обеспечивая высокий уровень обслуживания, удовлетворяя потребности клиентов;
    • принимать необходимые усилия для гарантии того, что товары и услуги будут поддерживать или улучшать здоровье и безопасность клиентов, а также состояние окружающей среды;
    • гарантировать уважение человеческого достоинства, предлагая товары, занимаясь маркетингом и рекламой; уважать целостность культуры клиентов.

     Отношения организации с владельцами (инвесторами) должны строиться на принципиальных основах:

    • гарантирование справедливой и конкурентоспособной прибыли на капитал владельцев и инвесторов;
    • гарантирование владельцам и инвесторам открытого доступа                                    к информации, ограниченного только рамками закона и условиями конкуренции;
    • сохранение, защита и приумножение активов владельцев и инвесторов;
    • внимательное отношение к требованиям, предложениям, резолюциям участников бизнес процесса.

     Отношения организации с персоналом рекомендуется  строить на основополагающих факторах:

    • обеспечение работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни;
  • создание условий труда для работников, не наносящие ущерба их здоровью и человеческому достоинству;
  • честность в общении со своими работниками и обеспечение им открытого доступа к информации, ограниченного лишь рамками закона и условиями конкуренции;
  • участие в случае возникновения конфликтов в открытых переговорах                   с трудовым коллективом;
  • во избежание дискриминационной политики  гарантировать персоналу равных права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений; стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех участках, где они могут принести наибольшую пользу;
  • обеспечение охраны труда во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • поощрение работников и помощь им в развитии необходимых навыков и умений, внимательно относиться к серьезным проблемам занятости, часто связанным с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничество                                        с правительственными органами, трудовыми объединениями, другими службами и друг с другом по вопросам размещения рабочей силы.

     С точки зрения международных подходов к принципам СОБ следует отметить Руководство по социальной ответственности – ISO 26000.

     Международный Стандарт ISO 26000 представляет руководство                                     по принципам, лежащим в основе социальной ответственности, основным темам и проблемам, касающимся социальной ответственности, и способам интеграции социальной ответственного поведения в стратегии, системы, практики и процессы организации.

     Международный Стандарт подчеркивает важность результатов и улучшения результативности. ISO 2600017 предназначен для того, чтобы быть полезным для организаций всех типов, функционирующих как в развитых, так и развивающихся странах. Хотя не все части настоящего Международного Стандарта будут одинаково полезны для всех типов организаций, все основные темы применимы для каждой организации. Определение того, что для организации применимо и на что ей важно реагировать, путём самостоятельного анализа и диалога с заинтересованными сторонами является ответственностью отдельной организации. 
Государственные организации могут по желанию использовать этот Международный Стандарт. Он, однако, не предназначен для того, чтобы заменить, изменить или каким-либо образом поменять обязательства государства. 
Стандарт ISO 26000 предназначен для добровольного применения, и он не предназначен и не подходит для целей сертификации, обязательного или контрактного применения. Он не предназначен для создания нетарифных барьеров       в торговле, а также для изменения законодательно определенных обязательств организации. Более того, он не предназначен для того, чтобы составить надлежащую основу для юридических действий, жалоб, защиты в суде или других заявлений в любых международных, национальных или иных судебных процессах,   а также не предназначен для того, чтобы цитироваться в качестве свидетельства эволюции обычного международного права.

     Каждой  организации рекомендуется повысить уровень своей социальной ответственности, применяя данный Международный Стандарт, в том числе принимая во внимание ожидания заинтересованных сторон, соблюдая законодательство, а также согласовав с международными нормами поведения.

     ISO 26000 был подготовлен РГ «Социальная  ответственность», образованной при  Техническом совете ISO. 

 Схема ISO 26000 в виде рисунка 

     Развивая  свою социальную ответственность, организации  следует понимать три взаимосвязи:

Взаимосвязь между организацией, ее заинтересованными сторонами и обществом 

       
  • Между организацией и обществом. Организации следует понимать, как её решения и деятельность влияют на общество. Организации также следует понимать ожидания относительно ответственного поведения, предъявляемые обществом и касающиеся этого влияния. Это следует делать, рассматривая основные темы и проблемы социальной ответственности;
  • Между организацией и её заинтересованными сторонами. Организации следует знать о своих различных заинтересованных сторонах. Решения и деятельность организации могут оказывать потенциальное и реальное воздействие на этих частных лиц и организации. Это потенциальное и реальное воздействие является основой «интереса», который заставляет рассматривать организации или частных лиц как заинтересованные стороны;
  • Между заинтересованными сторонами и обществом. Организации следует понимать взаимосвязь между интересами заинтересованных сторон, на которые оказывает влияние организация, с одной стороны, и ожиданиями общества с другой. Хотя заинтересованные стороны являются частью общества, они могут иметь интересы, которые не соответствуют ожиданиям общества. Заинтересованные стороны имеют уникальные по отношению к организации интересы, которые могут отличаться от ожиданий общества относительно социально ответственного поведения по каждому из вопросов. Например, интерес поставщика в том, чтобы получить оплату, и интерес сообщества в соблюдении договорных условий могут быть различными сторонами одной проблемы.

     При признании своей социальной ответственности  организации будет необходимо учитывать все три взаимосвязи. Организация, её заинтересованные стороны и сообщество, вероятно, будут иметь различные взгляды из-за того, что их цели различны. Следует признавать, что частные лица и организации могут иметь многие и разнообразные интересы, на которые могут повлиять решения и деятельность организации.

     Для того чтобы определить область охвата своей социальной ответственности, выявить применимые проблемы и установить свои приоритеты, организации следует  рассмотреть следующие основные темы:

1. Организационное управление;

2. Права человека;

3. Трудовые практики;

4. Окружающая среда;

5. Добросовестные деловые практики;

6. Проблемы, связанные с потребителями;

7. Участие  в жизни сообществ и их развитие.

Семь  основных тем 

     Экономические аспекты, также как аспекты, относящиеся  к здоровью и безопасности и цепочке создания добавленной стоимости, охватываются в рамках семи основных тем в соответствии с содержанием. Также учитываются различия           в том, каким образом затрагиваются каждой из семи ключевых тем мужчины и женщины.

     Каждая  из основных тем содержит спектр проблем, связанных с социальной ответственностью. Они описаны в данном разделе  наряду с относящимися к ним действиями и ожиданиями. Социальная ответственность  динамична и отражает эволюцию озабоченности социальными и экологическими проблемами, поэтому в будущем могут возникнуть и другие проблемы.

     Действие  относительно этих основных тем и  проблем должно основываться на принципах  и практиках социальной ответственности. Относительно каждой основной темы организации следует определить и контролировать все проблемами, которые оказывают важное или существенное влияние на её решения и деятельность. При оценке применимости проблемы следует учитывать краткосрочные и долгосрочные цели. Тем не менее, не существует заранее определенного порядка, в котором организации следует рассматривать основные темы и решать проблемы; этот порядок будет зависеть от самой организации и её стратегии.

     Несмотря  на то, что все основные темы взаимосвязаны и дополняют друг друга, природа организационного управления в некоторой степени отличается от остальных основных тем. Эффективное организационное управление дает организации возможность предпринимать действия относительно других основных тем и проблем и внедрять принципы:

  • Подотчётность. Принцип: организации следует быть подотчетной за её воздействие на общество и окружающую среду.
  • Прозрачность. Принцип: организации следует быть прозрачной в её решениях и деятельности, которые оказывают воздействие на общество и окружающую среду.
  • Этичное поведение. Принцип: организации следует постоянно вести себя этично.
  • Уважение интересов заинтересованных сторон. Принцип: организации следует уважать, учитывать и реагировать на интересы её заинтересованных сторон.
  • Соблюдение верховенства закона. Принцип: организации следует принять то, что соблюдение верховенства закона обязательно.
  • Соблюдение международных норм поведения. Принцип: организации следует соблюдать международные нормы поведения, при этом следуя принципу соблюдения верховенства закона.
  • Соблюдение прав человека. Принцип: организации следует соблюдать права человека и признавать их важность и всеобщность.

     Организации следует рассматривать основные темы как целое; то есть ей следует  рассматривать все основные темы и проблемы, и их взаимосвязи, а не просто концентрироваться на решении одной проблемы.

       Следует обеспечить, что отдельные  улучшения, направленные на решение  отдельной проблемы, не отражаются  негативно на решении других  проблем или не оказывают негативное воздействие на жизненный цикл продукции или услуг, на её заинтересованных сторон или на цепочку создания добавленной стоимости.

     Предпринимая  действия в ответ на эти основные темы и проблем, и интегрируя социальную ответственность в рамках своих  решений и деятельности организация может получить важные преимущества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Анализ  и оценка социальной ответственности                                                                           ООО «Газпром трансгаз Сургут»
    1. Краткая характеристика   ООО «Газпром трансгаз Сургут»                                  
 

 
 
 
 

     В 1975 году из состава производственного объединения «Тюментрансгаз» Нижневартовское линейно-производственное управление  магистральных газопроводов было передано в состав Всесоюзного промышленного объединения «Тюменгазпром». В соответствии с приказом № 174 от 01.07.1975 года Всесоюзного промышленного объединения по  добыче  газа  в Тюменской области «ТЮМЕНГАЗПРОМ» (ВПО «Тюменгазпром») базовым городом определён Сургут Тюменской области. 

     Предприятие переименовано  в  Сургутское  линейно-производственное   управление   магистральных  газопроводов.

     На  базе Сургутского линейно-производственного  управления магистральных газопроводов в г. Сургуте ВПО «Тюменгазпром» было принято решение организовать Сургутское производственное объединение по транспортировке и поставке газа «Сургуттрансгаз» в г. Сургуте в составе ВПО «Тюменгазпром»18.

     Приказом  от 09.10.1985 года № 240 Министерства газовой  промышленности СССР ВПО «Тюменгазпром» преобразовано в  Главное производственное управление по добыче газа в Тюменской области (ГЛАВТЮМЕНГАЗПРОМ).

Информация о работе Социальная ответсвенность бизнеса