Социальная ответсвенность бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) – политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в Конституциях, а также высших законодательных актах многих стран мира.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………. 3
I. Теоретические основы социальной ответственности бизнеса ………………… 6
1.1. Философский и материалистический подход к этике и морали …………… 6
1.2. Социальная ответственность бизнеса как социальный аспект современности …………………………………………………………………………...12
1.3. Структура этики бизнеса ……………………………………………………. 19
1.4. Принципы социальной ответственности бизнеса …………………………..24
II. Анализ и оценка социальной ответственности………………………………....35
2.1. Краткая характеристика ООО «Газпром трансгаз Сургут»………………..35
2.2. Анализ взаимодействия с заинтересованными сторонами ………………...41
2.3. Оценочные показатели социальной ответственности ……………………..51
2.4. Рекомендации по повышению социальной ответственности ……………...59
Заключение ………………………………………………………………………………62
Литература ……………………………………………………………………………….64

Файлы: 1 файл

ГОУ ВПО2.doc

— 853.00 Кб (Скачать файл)

     1. Формулирование целей, задач, принципов социальной политики организации и требований к составу показателей ее реализации.

     2. Планирование бюджета конкретных  социальных продуктов и интеграция  его в общий операционный бюджет.

     3. Установление параметров контроля  отклонений в реализации целей и исполнении бюджетов СОБ с учетом требований.

     4. Идентификация балансирующих составляющих  системы показателей и методик их расчёта с учётом стратегических целей организации.

     5. Построение и внедрение в практику  управления рабочей сбалансированной системы показателей СОБ.

     Технология  мониторинга есть совокупность приёмов, методов, способов, операций, с помощью которых оцениваются текущее состояние, ресурсные возможности и потенциальные позитивные результаты реализации социальных продуктов. Технологии мониторинга можно распределить по трём группам.

     Технологии  первой группы включают в себя традиционные структурообразующие обязательные приемы и методы визуального наблюдения и измерения на рабочих местах (хронометраж, фотография, контрольные замеры), социологического опроса и анкетирования работников, потребителей, деловых партнеров, населения, элементы маркетинговых исследований и т.п.

     Технологии  второй группы – это аналитические приёмы работы с учетно-отчетными документами, бизнес-планами, локальными программами и др.

     Технологии  третьей группы включают более сложные финансово-экономические аналитические процедуры, элементы ситуационного моделирования и координации с результатами анализа бухгалтерского баланса, оценки, условий безубыточности производственно-хозяйственной деятельности и запаса финансовой прочности, общего финансового состояния организации, динамики рыночной стоимости активов и т.п.

     Результаты  мониторинга могут быть:

    • обосновывающими, т.е. позволяющими сформировать базу для принятия управленческих решений;
  • подтверждающими, т.е. дающими возможность убедиться                                     в правильности или, напротив, неправильности планов деятельности и развития социального партнерства, эффективности состава и структуры портфеля социальных продуктов;
  • исключающими  – позволяющими оценить целесообразность выбранной стратегии или тактики социального развития в целом.

     Мониторинг  всегда сопряжен с оценкой причинно-следственных связей в системе государственно-частного партнерства. Он должен не просто обеспечивать накопление сведений и подготовку отчётов, а предоставлять лицу, принимающему управленческое решение, такую информацию, которая помогала бы оптимизировать бизнес-деятельность и получать реальные конкурентные преимущества от социального партнерства в текущей, краткосрочной и долгосрочной перспективах. Посредством мониторинга обеспечивается своевременный сбор и накопление информации, идентификация происходящих негативных и позитивных изменений, последующий контроль и анализ, корректировка управленческих решений. Долгосрочная социализация бизнес-деятельности способствует стабилизации внешней рыночной ситуации, лояльности властных структур, росту доверия и отдачи трудового коллектива, вызывает прирост нематериальных активов, которые способствуют росту финансовых результатов и росту рыночной стоимости организации. В конечном итоге поддерживается или усиливается её конкурентоспособность. С учётом выявленных с помощью мониторинга причинно-следственных связей между ростом объёмов социальных продуктов и финансовых результатов принимаются управленческие решения.

     Последующие процедуры контроля, аудита, анализа  итогов производственно-хозяйственной  деятельности базируются на результатах  мониторинга эффективности социальных продуктов организации. Если ресурсные возможности организации балансируют с ожидаемыми общественными потребностями, организация получает дополнительный доход и наращивает нематериальные активы, то в долгосрочной перспективе обеспечивает рост рыночной стоимости имущества. На основе первичного частнособственнического интереса генерируются сопряженные денежные потоки в социальную сферу, в том числе и в интересах третьих лиц, чему способствуют мотивационные фискальные.

     Конкретные  виды деятельности и процедуры, характеризуемые назначением, целями и задачами, определяются как функции мониторинга. В условиях социально ориентированной конкурентной экономики социальная политика и социальные продукты позиционируются как приоритетные, что расширяет и придает значимость функциям мониторинга. Характер взаимодействия социальной и производственно-экономической политики на микроуровне, задачи государственно-частного партнерства и представленные схемы помогают понять и сформулировать структурообразующие функции социальной ответственности бизнеса и функции мониторинга, проследить их взаимосвязь (таблица).  

     Таблица 1

Функции социальной ответственности  бизнеса и мониторинга 

Функции социальной ответственности бизнеса Функции мониторинга социальной ответственности бизнеса
1. Социальная защита и стабилизация 1. Информационная
2. Воспроизводство  трудового капитала 2. Контрольная
3. Замещение  бюджета (локальное) 3. Оценочно-диагностическая
4.Формирование  имиджа 4. Прогнозная
5.Устойчивое  развитие нации 5. Имиджевая

     Обозначенные  причинно-следственные связи позволяют проанализировать и спрогнозировать возможные причины отклонений значений расчетных показателей, незапланированные потери имущества и резервы их покрытия, а главное, – оперативно скоординировать производственно-хозяйственную, финансовую, инвестиционную, рекламную и другую деятельность, оптимизировать денежные потоки и приблизиться к целевым показателям, сохранить конкурентоустойчивость организации в целом.

     Актуальность  задачи организации мониторинга  результативности социальной ответственности бизнеса обусловлена следующим:

  • в методологическом плане широким спектром задач и использованием множества критериев и показателей, что позволяет сравнивать и комплексно характеризовать социальные и другие процессы, группировать результаты социализации бизнес-деятельности по уровням иерархии в соответствии с интересами как бизнеса, так и выгодополучателя, включая государство;
  • в аналитическом плане возможностью одновременного рассмотрения и изучения стратегических позиций четырех заинтересованных сторон – бизнеса, общественных институтов, трудового коллектива и государства, а также сопоставление ожиданий интересов и выгод сторон с точки зрения их функциональной роли в процессе взаимодействия.                                                        Например, проекты государственно-частного партнёрства, оценивание экономической целесообразности и эффективности, резервов и ресурсов информационной поддержки с целю балансирования частных и общественных выгод.
  • в организационно-техническом плане – широкая ориентация на применение передовых информационных технологий для предоставления и обсуждения результатов мониторинга, отслеживание общественного резонанса, осуществление конструктивного взаимодействия между участниками процесса. Внешняя среда имеет существенные отраслевые и региональные особенности, что влияет на выбор социальных приоритетов.
  • в практическом плане – обозначается техника обоснования конкурентных преимуществ бизнес деятельности и сохранения конкурентоспособности социально-ответственной организации, «не рекламного» воздействия на общественное мнение, деловых партнеров и потребителей, «попадания» в поле государственного протекционизма. Идеология государственно-частного партнёрства предполагает фискальную и информационную поддержку социальных инициатив бизнеса через мониторинг, прежде всего, их бюджетной и социальной эффективности.
 
    1. Рекомендации  по повышению социальной ответственности

   В основе работы фирмы, её отношений с  клиентами, партнёрами, сотрудниками должна лежать Система ценностей. Приоритетом которой являются:

  • Профессионализм
  • Лидерство
  • Доверие
  • Партнёрство
  • Ответственность за результат

     Вместе  со своими клиентами бизнес проходит путь успешной трансформации, адаптации к сложным и изменчивым условиям современного рынка.

     Цель  работы – увеличение стоимости бизнеса клиентов и повышение его ценности для общества благодаря позитивным изменениям и инновациям, внедряемым в повседневную работу.

     Политика  фирмы в области корпоративной ответственности должна иметь отражение:

  • В компетентной помощи

     Фирма работаем только с теми клиентами, которым может быть полезен её опыт и знания. Акцент: работа сродни работе врача: помогаем оздоровить и усовершенствовать жизненно важные бизнес-процессы клиента, чтобы его бизнес был стабильным и процветающим.

  • Ценность профессиональной рекомендации

     Не  навязывание мнение, но всегда быть готовыми аргументировать его как собственным опытом, так и лучшими мировыми бизнес практиками, которые находятся в арсенале фирмы. Ценность рекомендации и несение за них ответственности.

  • Сформированная  система ценностей  компании

     В любой ситуации, где требуется  поделиться опытом (будь то публичное  выступление, публикация в СМИ или  консультация для клиента),  выражать точку зрения всей компании, а не отдельных её сотрудников. Каждый сотрудник компании в любой момент своей деятельности является представителем всего коллектива и разделяет ценности компании.

  • Интерактивность и мобильность

     Использование всех достижений современных технологий для достижения максимальной эффективности, которая понимается как совокупность ценности, созданной для клиентов, для себя, для бизнес экосистемы нашей компании и для общества в целом. Мы открыты для диалога и готовы помочь нашим клиентам всегда и везде.

  • Этика и толерантность
 

     Высокая оценка доверия клиентов. Такт и конфиденциальность являются основополагающими принципами работы наряду с объективностью и опытом. Работая с клиентами из разных отраслей, сфер бизнеса, стран и регионов, с глубоким уважением относится к различным традициям и подходам в области бизнес культуры, адаптируя свои рекомендации с учётом специфики деятельности, особенностей культуры и менталитета клиентов. Эти же принципы открытости, толерантности и уважения этических норм лежат в основе политики управления персоналом. Это позволяет привлекать наиболее талантливых сотрудников и создавать корпоративную культуру, ориентированную на развитие, партнерство и профессиональный рост.

     Деятельность  фирмы в области социальной ответственности является частью комплекса мер по добросовестному выполнению компанией своих обязательств перед государством и обществом. Наряду с соблюдением обязательных                      требований – уплате налогов, соблюдению Трудового кодекса, законодательства по охране окружающей среды и мерам по контролю качества оказываемых услуг,                        по собственной инициативе предпринимать усилия в ряде важных областей:

    • социальные и благотворительные проекты
    • социально-ориентированная политика в отношении персонала
    • экологические программы
    • дополнительные меры по контролю качества наших услуг и удовлетворенности клиентов

     Используя прогрессивные методы управления, развития бизнеса и сотрудничества, фирма в рамках принятой концепции социальной ответственности должна стремится к совершенствованию системы управления компанией, повышению эффективности контроля нефинансовых рисков и максимальному использованию возможностей, преимуществ и потенциала компании для успешного роста бизнеса и результативного сотрудничества с клиентами.

     Готовность  к диалогу, сотрудничеству, развитию накопленного опыта и его передаче клиентам залог успеха. Безусловно, еще многое предстоит сделать – но должна быть вера, что каждый период истории фирмы будет приносить новые подтверждения тому, что выбран правильный путь. 
 

Заключение

     В целом патриотически настроенное предпринимательское сообщество России понимает, что бизнес не заканчивается с получением прибыли. Есть куда более важная функция – это его ответственность за состояние дел в обществе в результате успешности или не успешности того или иного вида предпринимательства.                 Именно от того, насколько эффективен бизнес, от того каков его вклад в экономику, зависит количество бедных и число богатых в стране.                                                              Будет сфера приложения потенциала для 30 миллионов находящихся за чертой бедности в нашей стране – будет реализация социальной ответственности малого предпринимательства.                                                     

Информация о работе Социальная ответсвенность бизнеса