Социальная ответсвенность бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) – политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в Конституциях, а также высших законодательных актах многих стран мира.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………. 3
I. Теоретические основы социальной ответственности бизнеса ………………… 6
1.1. Философский и материалистический подход к этике и морали …………… 6
1.2. Социальная ответственность бизнеса как социальный аспект современности …………………………………………………………………………...12
1.3. Структура этики бизнеса ……………………………………………………. 19
1.4. Принципы социальной ответственности бизнеса …………………………..24
II. Анализ и оценка социальной ответственности………………………………....35
2.1. Краткая характеристика ООО «Газпром трансгаз Сургут»………………..35
2.2. Анализ взаимодействия с заинтересованными сторонами ………………...41
2.3. Оценочные показатели социальной ответственности ……………………..51
2.4. Рекомендации по повышению социальной ответственности ……………...59
Заключение ………………………………………………………………………………62
Литература ……………………………………………………………………………….64

Файлы: 1 файл

ГОУ ВПО2.doc

— 853.00 Кб (Скачать файл)
  • на чётком распределении функций и ответственности структурных подразделений и работников при выполнении своих функций;
  • на установлении и контроле выполнения целей и задач системы менеджмента, с анализом результатов;
  • на обеспечении эффективной взаимосвязи с заинтересованными сторонами, а также мониторингом и анализом для улучшения производственных и управленческих процессов и их взаимодействий;
  • на экологическом аудите, для своевременного выявления и анализа возникающих проблем и несоответствий с оперативным принятием соответствующих и предупреждающих мероприятий;
  • на постоянном улучшении надежности и безопасности транспортировки с приоритетом на минимизацию загрязнения окружающей среды.

     2. Целевого планирования действий  по снижению экологических рисков  и мероприятий по реализации  экологической политики.

     3. Выделения достаточных организационных, материальных, кадровых и финансовых ресурсов для обеспечения выполнения принятых обязательств.

     4. Применения доступных передовых,  энергоэффективных технологий и  современного оборудования в  сферах производственно-хозяйственной  деятельности, а также при проведении капитального строительства, реконструкции и ремонта объектов Общества.

     5. Включения экологических факторов  в политику закупок технологий, материалов и оборудования, заказов  на разработку проектных и  изыскательских работ, а также  в выполняемые и оказываемые услуги подрядчиков.

     6. Проведения организационно-технических  мероприятий по минимизации и  компенсации наносимого окружающей  среде ущерба.

     7. Участия в программах, направленных  на достижение устойчивого развития, сохранения климата и биоразнообразия.

     8. Активного и осознанного участия  всего коллектива Общества в  улучшении состояния окружающей  среды.

     9. Совершенствования системы экологического  обучения и мотивации персонала  для использования творческого  потенциала каждого работника  с целью минимизации экологических рисков и максимизации ресурсосбережения.

     10. Активного взаимодействия со  структурами гражданского общества, заинтересованными в экологически  безопасной деятельности Общества.

     Настоящая экологическая политика является приоритетной и доводится до сведения каждого работника Общества.

     Реализация  экологической политики будет осуществляться посредством закрепления в договорах  с подрядчиками и поставщиками Общества обязательств в области охраны окружающей среды в регионах, в которых  осуществляется деятельность Общества.

     Экологическая политика должна поддерживаться и соблюдаться  партнерами ООО «Газпром трансгаз Сургут».

     Экологическая политика – документ, предполагающий расширение сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами, корректировку и совершенствование при изменении приоритетов развития и условий деятельности Общества.

     Руководство Общества уверено в активном и  сознательном участии всех работников в реализации настоящей политики. 

    1. Оценочные  показатели социальной ответственности

     Понятие социальной ответственности, а также ответственной конкурентоспособности, корпоративной ответственности, социального партнерства охватывает широкий круг вопросов повседневного взаимодействия собственников, членов трудового коллектива, деловых партнеров, государственных чиновников, представителей общественности, международных организаций. В научной литературе эти отношения обычно определяют как взаимодействие «бизнеса и власти» или «бизнеса и общества». Россия принимает на себя обязательства реализации требований стандарта 26000 на своей территории.

     Противоречивость, а часто и конфликтность интересов  субъектов социального партнерства, масштабность и значимость последствий  социализации экономики определяют необходимость внутреннего и  внешнего контроля, который может принимать различные формы: мониторинга, оценки бюджетной эффективности, оценки удовлетворенности потребителей, оценки удовлетворенности персонала, оценки удовлетворенности деловых партнеров, оценки рыночной стоимости компании, результативности природоохранной деятельности или экологической экспертизы, оценки общественного мнения.

     Государственно-частное  партнерство (ГЧП) рассматривается как интерактивная форма сотрудничества власти и бизнеса в предоставлении общественных благ, социальной защите и обеспечении экологической безопасности.

     Исторически в России часть социальных проблем  решается через благотворительность  и спонсорство предпринимательского класса. Организованное партнерство  власти и бизнеса строится на принципах, которые гарантируют более прогнозируемые, долгосрочные и взаимовыгодные отношения. Оно, как правило, принимает формы распределительных и контролируемых отношений путем создания фондов целевого использования за счет частных, внебюджетных и бюджетных средств. Бизнес и общество хотят быть уверенными в том, что деньги и другие блага доходят до адресата, поэтому открытые и подотчетные отношения в рамках ГЧП создают наиболее благоприятные условия для социального партнерства.

     Очевидно, что постановка проблемы социальной ответственности бизнеса базируется на разграничении интересов и соответствующих им экономических ресурсов. Для проведения системного анализа результатов и эффективности реализации социальных программ и проектов в целях обеспечения трудовой, демографической, научно-технической, природоохранной, финансово-экономической динамики необходима развернутая информационная база, основу которой должен составлять эффективный мониторинг результативности социальной ответственности бизнеса.

     Конкретизируем  взаимные ожидания участников ГЧП в отношении важнейших результатов государственно-частного партнерства:

     1. Ожидания органов власти по  отношению к бизнесу – обеспечение реального участия в реализации национальных и федеральных программ и снижение бюджетной нагрузки на их реализацию, экологическое улучшение ситуации и снятие социального напряжения, экологически социально ответственное поведение.

     2. Ожидания бизнеса по отношению  к органам власти города или  региона состоят в получении  бюджетной поддержки, формировании  условий, мотивирующих социальные инвестиции (налоговые и кредитные льготы), протекционизм, государственный заказ, информационная поддержка (стимулы, доступ к рынкам, к инвестиционным ресурсам и т.п.).

     3. Ожидания населения по отношению  к органам власти – создание достойных и безопасных условий жизни, обеспечение занятости, индексации дохода, роста уровня благосостояния и качества жизнедеятельности.

     4. Ожидания населения по отношению  к бизнесу – занятость, средства к существованию, возможность самореализации в процессе труда, в коллективе, безопасность труда, социально значимая заработная плата, помощь в критических ситуациях, выпуск качественной продукции, экологическая безопасность жизнедеятельности.

     5. Ожидания бизнеса по отношению к населению – привлечение квалифицированной рабочей силы как фактора производства, спрос на товары и услуги предприятия, предложение инноваций, лояльность жителей, потребителей, работников.

     6. Ожидания органов власти по  отношению к населению – поддержка государственных решений, участие в социальных проектах, предпочтение экологически лучшим товаропроизводителям.

     7. Ожидания деловых партнеров по  отношению к организации –  соблюдение договорной дисциплины, законопослушание, страхование ответственности,  прозрачность отношений.

     Количественной  мерой результатов, эффектов и эффективности отношений социального партнерства для инвестора является интегральный показатель – специальная статья бухгалтерского баланса – «godwile» (МСФО).                                        Эта статья является отражением стоимостного измерения социальных технологий, т. всех видов непроизводственной деятельности организации по предоставлению дополнительных социальных и общественных благ трудовому коллективу и гражданскому обществу, осуществляемой как в рамках самостоятельной инициативы, так и в отношениях государственно-частного партнёрства.

     Выделяют 5 видов социальных технологий:

     1)технологии  создания механизма мотивирующего  рост производительности труда;

     2) технологии создания корпоративной  культуры,

     3) технологии брендинга; 

     4) технологии развития человеческого капитала;

     5) технологии решения местных, региональных, национальных и глобальных проблем.

     Социальная  технология всегда направлена на достижение определённой цели и предполагает об обязательный контроль и оценку обратной связи.

     В этой связи представляет интерес  определить «систему мониторинга результативности социального партнерства», как специального структурно-информационного комплекса  для проведения организованного  наблюдения, сбора, оценки и анализа  сведений о факторах влияния, состоянии, бюджетировании и тенденциях развития социальных бизнес-продуктов. Цель – обеспечения долгосрочного роста рыночной стоимости нематериальных активов организации, координации отношений государственно-частного партнёрства и поддержания конкурентоспособности.

     Мониторинг  рассматривают как непрерывную  функцию управления, определяющую систематическую  совокупность данных относительно значимых показателей (или индикаторов) развития. Важный этап – выбор оценочных показателей результативности социальных технологий, комплекса сопутствующих эффектов, общей эффективности механизма финансирования выполнения, ресурсного обеспечения и выполнения соответствующих программ; социально-экономические эффектов по уровням потребления.

     Показатели  должны в полной мере соответствовать утвержденной стратегии и социальной политике; методика расчета и формат отчета должны быть четкими и понятными потенциальным пользователям; исполнение системы показателей должно сопровождаться регулярным контролем и анализом и учетом обратной связи (гудвилла).

     Группы  показателей отражают многообразные  инновационно-инвестиционные, производственно-экономические; производственно-технические, технологические; финансовые; коммуникативные; социальные и экологические возможности  субъекта хозяйствования.

     Согласно  общепринятым подходам эффективные  показатели отвечают ряду требований:

  • обоснованность – показатель отражает максимально полно ту информацию, которую необходимо оценить и проанализировать,
  • ясность – показатель имеет четкую формулировку, не содержит двусмысленности, не может быть подвержен различной интерпретации;
  • однозначность – показатель имеет четкое, общепринятое определение, единицы измерения и привязанность к определенному отчетному периоду;
  • измеримость – показатель поддается измерению в понятных и неизменных единицах;
  • устойчивость – в ходе оценки доступны переменные (динамические) среды данных мониторинга по конкретному показателю;
  • доступность – данные, необходимые для расчета показателя, доступны в традиционных источниках информации;
  • достижимость – поставленное целевое значение показателя может быть достигнуто с использованием располагаемых ресурсов;
  • конкретность – показатель относится к специфической области социальной политики, к определенному социальному продукту;
  • сравнимость – возможность аналитической оценки разных объектов;
  • достаточность – позволяют обосновать выводы и управленческие решения в соответствии с поставленными целями анализа.

     Этапы построения сбалансированной системы  показателей эффективности СОБ  включают:

Информация о работе Социальная ответсвенность бизнеса