Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:59, курсовая работа
Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) – политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в Конституциях, а также высших законодательных актах многих стран мира.
Введение …………………………………………………………………………………. 3
I. Теоретические основы социальной ответственности бизнеса ………………… 6
1.1. Философский и материалистический подход к этике и морали …………… 6
1.2. Социальная ответственность бизнеса как социальный аспект современности …………………………………………………………………………...12
1.3. Структура этики бизнеса ……………………………………………………. 19
1.4. Принципы социальной ответственности бизнеса …………………………..24
II. Анализ и оценка социальной ответственности………………………………....35
2.1. Краткая характеристика ООО «Газпром трансгаз Сургут»………………..35
2.2. Анализ взаимодействия с заинтересованными сторонами ………………...41
2.3. Оценочные показатели социальной ответственности ……………………..51
2.4. Рекомендации по повышению социальной ответственности ……………...59
Заключение ………………………………………………………………………………62
Литература ……………………………………………………………………………….64
В российских условиях ещё не сформировался институт социальной ответственности бизнеса: и ни в обществе, ни среди учёных-обществоведов нет чётких представлений о формах его реализации и функционирования.
Имеющаяся неопределённость вызвана не только очевидной молодостью российского бизнеса и предпринимательства, но и связана с целым комплексом социально-экономических факторов, предопределивших специфику отечественного предпринимательского слоя и экономики в целом. Анализ этих факторов – одна из актуальнейших задач российской науки, решение которой должно привести к формированию новых и более чётких представлений о механизмах функционирования социальной ответственности бизнеса в стране.
При этом социальная ответственность бизнеса, будучи принципом цивилизованной и взаимовыгодной связи между бизнесом и обществом, исходит из того, что «противоречие между частным интересом бизнеса (выгода, прибыль) и интересами общества (стабильность, успешное развитие для большинства) должно разрешаться бизнесом в пользу общества той системы, частью которой является сам бизнес.
Социальный фон становящегося бизнеса в России – поляризация и снижение уровня жизни большинства населения. В результате чего одной из серьезнейших проблем становится недоверие людей к нацеленным на извлечение прибыли компаниям, пользующимся удачной конъюнктурой на рынке природных ресурсов, полученных в собственность сомнительными с точки зрения закона и морали способами. Кроме того, крайне низкую оценку со стороны предпринимателей получают имеющиеся человеческие ресурсы, предложение которых на рынке труда стабильно превышает спрос.
В итоге те, кто реально создаёт добавочную стоимость, не имеют дохода, достаточного для достойной жизни, в то время как собственники получают сверхдоходы фактически за их счёт, а также за счёт совсем недавно принадлежащих всем природных ресурсов.
В такой ситуации, провоцирующей социальное напряжение и потому нуждающейся в немедленной корректировке, и приобретает особое звучание проблематика социально ответственного бизнеса.
Неотложной
задачей становится не просто всесторонний
анализ экономики страны с данных позиций,
но и осмысление механизмов воздействия
на бизнес со стороны общества и государства,
результатом которого стало бы изменение
нормативной базы предпринимательского
слоя в целом8.
Социальная ответственность бизнеса должна восприниматься как императив со стороны бизнеса и как социально одобряемый и поощряемый государством принцип ведения хозяйственной деятельности. Это означает, что социально ответственный бизнес должен сформироваться в полноценный социальный институт, что возможно только в результате целенаправленной деятельности общества и государства. Попытка ответить на вопрос о препятствиях, мешающих реализации этой задачи, и конкретных механизмах, с помощью которых общество и государство могут способствовать формированию социально ответственного бизнеса, содержится в данной работе.
Проблемы формирования социально ответственного бизнеса предопределила актуальность для современной России появление данной тематике. В первую очередь, в этой связи рассматривается этика бизнеса – философские основания социально ответственного бизнеса и делового этикета. Такого рода работы апеллируют к взаимосвязи всех этических категорий и рассматривают этику бизнеса как результат эволюционного развития имеющихся в обществе моральных представлений в преломлении к хозяйственной деятельности. В этом контексте рассматривается классическая этика, проявлявшая интерес к понятию ответственности со времен Аристотеля9, разработанного более детально Августином и получившая окончательное теоретическое оформление в этике И. Канта.
Непосредственно по отношению к различным аспектам экономической деятельности этические категории разрабатывались в концепциях утилитаризма и прагматизма, которые встречаем у И. Бентама, Дж.С. Милля, У. Джеймса.
В трудах М. Вебера10 экономическая ответственность понимается как идеальный тип (протестантская этика), с которым соотносится всякая социальная деятельность, она же формирует особый тип хозяйственной деятельности – капитализм. Будучи основой капиталистических экономических отношений, в которых получение прибыли является необходимым принципом деятельности, протестантская этика диктует капитализму требования социально ответственного способа ведения хозяйствования.
В середине XX века проблема этики у социальных мыслителей приобретает особый акцент: во-первых, актуальным становится исследование процессов формирования постиндустриального общества, рассматривающегося как способ преодоления классического капитализма и, соответственно, создающего новые моральные принципы и ценностные приоритеты в обществе (концепции Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хоркхаймера, Ю. Хабермаса). Во-вторых, становится очевидной необходимость пересмотра традиционного принципа «laissez-faire»11 и идеи невмешательства государства в экономику. Поиск концепции взаимовыгодного взаимодействия предпринимательства и общества и приводит к формированию понятия социальной ответственности.
В исследованиях западных мыслителей, где проблема социальной ответственности бизнеса на протяжении нескольких десятилетий является предметом серьезных дискуссий, возникли различные варианты теории социальной справедливости, в которых обосновывается необходимость участия бизнеса в решении социальных проблем. Согласно западной теории, в развитом обществе должны существовать элементы неравенства, однако необходимо также предпринимать действия, нацеленные на исправление, улучшение имущественного положения наиболее нуждающихся слоёв населения. Характерно, что для западной теории необходимость формирования социально ответственного бизнеса связана с коллективной ответственностью, являющейся единственной возможностью преодоления глобальных проблем: «Пренебрежение коллективными проблемами со стороны экономики могут принести реальные последствия угрожающего вида и угрожающих размеров. После окончания холодной войны экономика получила возможность для того, чтобы в программно либеральной концепции заняться коллективными проблемами и при создании теории особо подчеркнуть мысль о том, что частная собственность, частность и даже индивидуум восходит к коллективным договорённостям и коллективным предписаниям, и основаны на них»12.
В целом западные исследователи осмысливают социальную ответственность бизнеса через идею соотношения интересов различных социальных групп, на основе которого формируется общественное согласие. Зарубежные учёные настаивают на том, что первая предпосылка формирования социально ответственного бизнеса – создание условий, при которых такой способ осуществления хозяйственной деятельности является не только социально одобряемым, но и выгодным для самого бизнеса.
Социальная ответственность
Социальная
ответственность бизнеса в
В
этой связи, российскими исследователями
значительное внимание уделяют проблемам
формирования предпринимательского слоя
в нашей стране,
Корпоративная социальная ответственность (КСО) – относительно новое понятие для российской действительности. В последние годы отечественные компании стали одна за другой заявлять о формировании новых социальных стратегий, основная цель которых – не только рост прибыли, но и разработка особых подходов к взаимодействию с обществом.
Предпринимательский слой в России начал своё формирование в сложных и противоречивых условиях, предопределивших не только его собственную специфику, но и особенности его ценностно-нормативной базы, что непосредственно сказывается на понимании им своей социальной роли и специфики процессов социальной ответственности бизнеса в современной России.
Термин
«корпоративная социальная ответственность»
в России получил распространение только
с приходом к власти в начале 2000-х гг.
президента
В. Путина, сформулировавшего две основные
задачи для крупного бизнеса:
Корпоративная социальная ответственность – новый формирующийся институт, в рамках которого осуществляется добровольная некоммерческая деятельность компании, служащая долгосрочным интересам, как бизнеса, так и общества. Социальная ответственность бизнеса призвана уравновешивать его стремление к повышению прибыли и эффективности со стремлением общества к более справедливому распределению благ, что обеспечивает необходимый политический баланс интересов в социуме. Баланс интересов государства, общества и корпораций в рамках КСО способствует общественной стабильности, повышению качества и уровня жизни граждан, восполняет пробелы государственной социальной политики, снижает нефинансовые риски корпораций.
С одной стороны, эти процессы лежат в русле общемировых тенденций: реализуя социальные программы, бизнес стремится реабилитировать себя в глазах общества, снизить социальную напряжённость, одновременно надеясь улучшить свой имидж, укрепить репутацию брендов, и, естественно, увеличить прибыль. Социальная ответственность, таким образом, является инструментом снижения нефинансовых рисков компании, повышения конкурентоспособности, кроме того, представляется важным фактором сближения приоритетов развития корпораций, общества и государства.
С другой стороны, существует российская специфика данного феномена: отечественный бизнес вступил на путь социальной ответственности под значительным влиянием государства. В рамках социальной ответственности бизнес нацелен на реализацию своих корпоративных интересов, власть же стремится встроить их в более широкие рамки собственной социальной политики, обеспечивая тем самым решение значимых общественных проблем и устойчивость политической системы. Между тем, проблема социальной ответственности корпораций не изучена именно с политологической точки зрения, в плоскости взаимоотношений бизнеса с другими субъектами публичной политики, прежде всего, с органами государственной власти различных уровней.
Процесс формирования социальной ответственности бизнеса связан не только образованием предпринимательского слоя, в нём находит отражение трансформация социальной структуры в целом, а также проблемы адаптации россиян к изменениям социально-экономической ситуации.
Процессы
формирования социально ответственного
бизнеса в России должны регулироваться
в соответствии с принципами социального
управления –
со стороны общества и государства. Только
в случае обеспечения правовых условий
деятельности предпринимательства, стимулирующих
формирование социальной ответственности
бизнеса, начнут действовать также и механизмы
самоорганизации, благодаря которым должна
измениться нормативная база предпринимательского
слоя, то есть сформируется адекватное
современному этапу общественного развития
понимание бизнесом своей социальной
роли и ответственности.
1.3. Структура этики бизнеса
в котором мы живем.
…с позиции создания ценности компании всего мира очень похожи.
Роберт Эдвард Фримен
Этика включает в себя систему нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и, наоборот, практически все правила межличностных взаимоотношений находят свое отражение в служебной этике.