Социальная ответсвенность бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) – политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в Конституциях, а также высших законодательных актах многих стран мира.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………. 3
I. Теоретические основы социальной ответственности бизнеса ………………… 6
1.1. Философский и материалистический подход к этике и морали …………… 6
1.2. Социальная ответственность бизнеса как социальный аспект современности …………………………………………………………………………...12
1.3. Структура этики бизнеса ……………………………………………………. 19
1.4. Принципы социальной ответственности бизнеса …………………………..24
II. Анализ и оценка социальной ответственности………………………………....35
2.1. Краткая характеристика ООО «Газпром трансгаз Сургут»………………..35
2.2. Анализ взаимодействия с заинтересованными сторонами ………………...41
2.3. Оценочные показатели социальной ответственности ……………………..51
2.4. Рекомендации по повышению социальной ответственности ……………...59
Заключение ………………………………………………………………………………62
Литература ……………………………………………………………………………….64

Файлы: 1 файл

ГОУ ВПО2.doc

— 853.00 Кб (Скачать файл)

     Практически все направления корпоративной  этики имеют правила, соответствующие нормам поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность и т.п.

     Цели  организации  должны принимать во внимание разнообразные интересы различных сторон, которые будут представлять некий тип неформальной коалиции. Относительная власть различных групп влияния является ключевым моментом при оценке их значения, и организации часто ранжируют их по отношению друг к другу, создавая иерархию относительной важности.

     В этой связи интересно рассмотреть  теорию заинтересованных сторон       (англ. stakeholder concept, stakeholder theory) – направление, формирующее и объясняющее стратегию развития фирмы с точки зрения учёта интересов,                                  так называемых стейкхолдеров (заинтересованных сторон).

     При достижении целей деятельности организации следует принимать                          во внимание разнообразные интересы различных заинтересованных сторон, которые будут представлять некий тип неформальной коалиции.                                     Между заинтересованными сторонами также могут существовать различные отношения, которые не всегда носят характер сотрудничества, совпадения интересов, а могут быть и конкурентными. Однако всех стейкхолдеров можно рассматривать как единое противоречивое целое, равнодействующая интересов частей которого будет определять траекторию развития организации. Такое целое называется «коалицией влияния» или «коалицией участников бизнеса» организации13.

     Компания – это не только экономическая целостность и инструмент для извлечения прибыли, но и элемент той среды, в которой она действует, а также система, которая влияет и сама испытывает влияние своего окружения: местных сообществ, потребителей, поставщиков, общественных организаций, а также персонала, инвесторов и акционеров.

       Рассел Акофф у Вашингтонского Университета (St. Louis), май 1993г.

     В середине 70-х Р. Акоффом в качестве групп, заинтересованных                                  в деятельности корпорации, называл не только поставщиков, покупателей, наёмных работников, инвесторов и кредиторов, правительство, но и будущие поколения. Поэтому, по мнению Р. Акоффа, менеджеры не должны принимать решений, которые ограничат сферу выбора новых поколений в будущем. Считая организацию открытой системой, он был убежден, что многие социальные проблемы можно преодолеть, если переустроить основные институты и наладить эффективное взаимодействие «заинтересованных лиц» в системе.

     В современном виде «концепция стейкхолдеров» получает распространение                 с середины 80-х годов XX века. Роберт Эдвард Фримена вводит понятие «заинтересованная сторона» (stakeholder), даёт его определение и предлагает                          к рассмотрению оригинальную модель фирмы. Идея Э. Фримена состоит                       в представлении фирмы, её внешнего и внутреннего окружения, как набора заинтересованных в её деятельности сторон, интересы и требования которых менеджеры фирмы должны принимать во внимание и удовлетворять14.

     Теория  стейкхолдеров (заинтересованных сторон) заключает в себе универсальный  подход к ведению бизнеса. Бизнес – это лишь часть объединённого моралью мира, в котором мы живём. Национальные и культурные особенности стран, безусловно, имеют значение, но мне еще не встречалась компания, у которой бы не было покупателей, поставщиков и работников, и которая не имела бы отношений с местным сообществом. Думаю, что с позиции создания ценности компании всего мира очень похожи15.

     Одним из важных направлений приложения теории стейкхолдеров является теория стратегического управления. Стратегическое управление как сфера деятельности нацелено на формирование и поддержание устойчивых конкурентных преимуществ организации. Этого можно достичь, активно взаимодействуя                              с многочисленными группами и индивидами, поскольку их поддержка необходима при реализации стратегии. Реализуя такую стратегию, организация получает устойчивые конкурентные преимущества, что обеспечивает ей долгосрочную конкурентоспособность и уровень прибыли выше среднего16.

     В соответствии с требованиями теории стейкхолдеров современные компании воспринимают стейкхолдеров не как  элемент внешней среды, а почти  как своих коллег. Проводятся совместные заседания с покупателями, поставщиков включают            в группы совместного планирования, с конкурентами создаются временные союзы. Сегодня взаимодействие компаний с различными группами заинтересованных сторон теснее всего связано с подготовкой нефинансовой отчётности                         (социального отчёта).

     В последние годы практику взаимодействия с заинтересованными cторонами все  чаще начинают использовать не только компании, но и государственные, муниципальные  учреждения, а также некоммерческие организации. Кроме того, НКО и сами выступают в роли стейкхолдеров, становясь участниками процесса принятия решений бизнесом, властью, другими НКО.

     Социальная  ответственность бизнеса носит  многоуровневый характер:

     1. Базовый уровень социальной ответственности бизнеса предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности – предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

     2. Второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы.

     Такой тип социальной ответственности бизнеса был условно назван «корпоративной ответственностью».

     3. Третий, высший уровень социальной ответственности бизнеса предполагает благотворительную деятельность.

     К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

     1. Безопасность труда

     2. Стабильность заработной платы

     3. Поддержание социально значимой  заработной платы

     4. Дополнительное медицинское и  социальное страхование сотрудников

     5. Развитие человеческих ресурсов  через обучающие программы и  программы подготовки и повышения  квалификации

     6. Оказание помощи работникам в критических ситуациях

     К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

     1. Спонсорство и корпоративная  благотворительность

     2. Содействие охране окружающей  среды

     3. Взаимодействие с местным сообществом  и местной властью

     4. Готовность участвовать в кризисных ситуациях

     5. Ответственность перед потребителями  товаров и услуг (выпуск качественных  товаров).

     На  практике бизнес сообщество осуществляет следующие типы социальных программ:

    • собственные программы компаний;
  • программы партнерства с местными, региональными и федеральными органами государственного управления;
  • программы партнерства с некоммерческими организациями;
  • программы сотрудничества с общественными организациями и профессиональными объединениями;
  • программы информационного сотрудничества со СМИ.

     Безусловными  становятся мотивы социальной ответственности бизнеса:

     1. Развитие собственного персонала  позволяет не только избежать  текучести кадров, но и привлекать  лучших специалистов на рынке.

     2. Рост производительности труда в компании.

     3. Улучшение имиджа компании, рост репутации.

     4. Реклама товара или услуги.

     5. Освещение деятельности компании  в СМИ.

     6. Стабильность и устойчивость  развития компании в долгосрочной  перспективе.

     7. Возможность привлечения инвестиционного  капитала для социально-ответственных компаний выше, чем для других компаний.

     8. Сохранение социальной стабильности  в обществе в целом.

     9. Налоговые льготы.

     Инструментами при реализации социальных программ становятся:

     1. Благотворительные пожертвования  и спонсорская помощь.

     2. Добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы.

     3. Корпоративное спонсорство.

     4. Корпоративный фонд.

     5. Денежные гранты.

     6. Социальные инвестиции.

     7. Социальный маркетинг. 

     1.4. Принципы социальной ответственности  бизнеса

     Как отмечалось раннее, общепринятого определения социальной ответственности бизнеса в международной практике не существует, что даёт повод понимать термин «социальная ответственность бизнеса» каждому по-своему.

     Под социальной ответственностью бизнеса  понимается благотворительность  и меценатство, корпоративная социальная ответственность, и социально-маркетинговые программы, и спонсорство, и филантропия и т.д.

     Обобщая можно сказать, что социальная ответственность бизнеса –                             это влияние бизнеса на общество, ответственность тех, кто принимает                          бизнес решения, перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения влияют.

     Данное  определение социальной ответственности  бизнеса скорее идеальное, и не может  быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что просчитать все последствия одного решения просто невозможно. Но социальная ответственность бизнеса – это не правило, а этический принцип, который должен быть задействован в процессе принятия решения.

     Таким образом, идеальной, хотя и весьма отдалённой, целью мирового делового сообщества становится тип отношений, основанный на торжестве морально-этических принципов.

     Одним из важнейших шагов в этом направлении  можно считать принятую                       в 1994 г. в швейцарском городе Ко (Caux) Декларацию Ко – «Принципы бизнеса».       В преамбуле «Принципов бизнеса», в частности, говорится: «Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к действию. Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. Разделяемые всеми ценности, включая обязательство о содействии всеобщему процветанию, также важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба.

Информация о работе Социальная ответсвенность бизнеса