Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2014 в 01:03, курсовая работа
Байкал - это мировое достояние, природное и культурное наследие общества. Озеро расположено в самом центе Сибири. Его площадь – 31.5 тыс. квадратных километров – равняется площади таких европейских стран как Бельгия, Дания или Нидерланды. Его название переводится одинаково с многих древних языков народов живших на его берегах – «море», «океан». Русская поэзия наделила его морскими эпитетами: «Славное море, священный Байкал!».
Введение .....................................................................................………………...3.
1.Глава I. Развитие транспорта на Байкале:
дореволюционный период………………………………………………....10.
§1. Возникновение судоходства на Байкале....................................................11.
§2. История создания Кругобайкальской железной дороги: история……..20.
2. Глава II. Транспорт на Байкале: анализ документального потока…………………………………………………………………………26.
§1. Общая характеристика публикаций, посвященных изучению водного транспорта Байкала.………………………………...……................................27.
§2. Издательско-хронологический анализ публикаций по КБЖД……….33.
§3. Характеристика потока периодических изданий по КБЖД….…….......38.
§4. Тематико-хронологический анализ потока публикаций по КБЖД……42.
3. Глава III. Состояние исследований по развитию транспорта на Байкале: аналитический обзор……………………………………………..47.
§1. Основные исследователи судоходства на Байкале……………………48.
§2. Основные направления исследований о Кругобайкальской железной дороге…………………………………………………………………………..64.
4. Глава IV. Характеристика развития транспорта на Байкале в дореволюционный период: информационный анализ………………..84.
§1. База данных по теме «Транспорт на Байкале: дореволюционный период»…………...……………………………………………………………85.
Заключение …………………………………………………………………...90.
Список используемой литературы……………………
Содержание:
Введение ..............................
1.Глава I. Развитие транспорта на Байкале:
дореволюционный период………………………………………………....
§1. Возникновение судоходства
на Байкале.......................
§2. История создания Кругобайкальской железной дороги: история……..20.
2. Глава II. Транспорт на Байкале:
анализ документального потока………………………………………………………………
§1. Общая характеристика публикаций,
посвященных изучению водного транспорта
Байкала.………………………………...…….....
§2. Издательско-хронологический анализ публикаций по КБЖД……….33.
§3. Характеристика потока периодических изданий по КБЖД….…….......38.
§4. Тематико-хронологический анализ потока публикаций по КБЖД……42.
3. Глава III. Состояние исследований по развитию транспорта на Байкале: аналитический обзор……………………………………………..47.
§1. Основные исследователи судоходства на Байкале……………………48.
§2. Основные направления исследований
о Кругобайкальской железной дороге………………………………………………………………
4. Глава IV. Характеристика развития транспорта на Байкале в дореволюционный период: информационный анализ………………..84.
§1. База данных по теме «Транспорт
на Байкале: дореволюционный период»…………...…………………………………………
Заключение …………………………………………………………………...
Список используемой литературы………………………………………….93.
Приложение……………………………………………………
Введение.
Байкал - это мировое достояние, природное и культурное наследие общества. Озеро расположено в самом центе Сибири. Его площадь – 31.5 тыс. квадратных километров – равняется площади таких европейских стран как Бельгия, Дания или Нидерланды. Его название переводится одинаково с многих древних языков народов живших на его берегах – «море», «океан». Русская поэзия наделила его морскими эпитетами: «Славное море, священный Байкал!».
Байкал — самое глубокое озеро на нашей планете (наибольшая его глубина, нанесенная на современных картах, была открыта в 1984 г. офицерами-гидрографами А. И. Сулимовым и Л. Г. Колотило). Это самое крупное на Земле хранилище пресной питьевой воды. Озеро обладает уникальным растительным и животным миром, многие из которых существуют только там и нигде более. Многие его физико-географические особенности, присущи только морям и океанам.
Ежегодно публикуются результаты исследований посвященных Байкалу, проводящиеся, российскими и зарубежными учеными. Рассматриваются вопросы разных сфер, экология, геология, биология озера и др.
Вызывает интерес то, что на озере Байкал почти 100 лет существовала военная флотилия, по Байкалу доставлялась почта, в Иркутске функционировало адмиралтейство и многое другое. Моряки строили суда и плавали на них по озеру, изучали и измеряли, составляли карты и описания Байкала, а рельсовый путь проходил через паромную переправу.
Темой дипломной работы является «Транспорт на Байкале: информационно-документальное обеспечение». Данная тема включает в себя два основных направления:
1. Развитие водного транспорта – судоходство на озере Байкал
2. Развитие сухопутного транспорта - Кругобайкальская железная дорога.
Актуальность
В последнее время развитие туристических ресурсов байкальского региона набирает обороты. КБЖД сегодня это не только исторический памятник, отражающий героический период строительства Транссиба. Но и туристский объект, привлекающий своей необычностью как российских, так и зарубежных туристов. Существует множество вопросов по развитию транспортной сети на Байкале, которые еще досконально не изучены. Как возникли судостроение и судоходство на озере, какими были первые проекты строительства железной дороги по берегу Байкала? Кто создал подробные и точные карты озера, послужившие основой для его изучения? Кто создавал лоции и маяки Байкала? Какие известные путешественники и ученые бывали на озере?
Интерес к изучению истории развития транспорта на Байкале диктуется необходимостью углубления знаний об освоении Сибирского региона, общем состоянии транспортной сети, парусного, парового флота Байкала, навигации и Кругобайкальской железной дороги. Тема развития транспорта на Байкале в дореволюционный период остается малоизученной. В связи с этим всестороннее изучение истории судоходства и железной дороги по Байкалу в процессе освоения Сибири представляется актуальным.
Целью дипломной работы является – изучить состояние информационно-документального обеспечения темы: «Транспорт на Байкале в дореволюционный период».
Задачи:
Объектом исследования является транспорт на Байкале в дореволюционный период
Предмет исследования – развитие документального потока по теме «Транспорт на Байкале в дореволюционный период».
Изучением озера Байкал занимались многие специалисты, однако систематизированных работ по развитию транспорта создано не было. До сих пор в отечественной истории судоходство и сухопутный путь побережья не стали предметом специальных исследований; лишь в общих работах по истории транспорта Сибири, затрагиваются отдельные моменты истории судоходства, и отдельно истории Кругобайкальской железной дороги.
Например, такие авторы как А.С. Сгибнев, Г. Спасский, А. Мартос, Д. Стахеев, Ф.К. Дриженко, и др. описывали в своих статьях историю возникновения судоходства на Байкале, с момента появления в Сибири казаков и заканчивая современным им состоянием судоходства. А о развитии железной дороги публиковали свои материалы А. Хобта, А Иванов, П. Кропоткин, В. Обручев и др.
Методы исследования: В процессе изучения темы использовался поисковый, сравнительный и аналитический метод обработки информации. Аналитический метод позволяет воссоздать наиболее полную картину развития источников по теме, выпуска книг и статей в различные временные периоды, выявить типы и виды документов, профильные издания и т.д. Сравнение по типу источников, содержания документов позволили выявить основные тематические направления развития темы.
Источниковая база: Велась активная работа по выявлению источников. Путем просмотра библиографических указателей, каталогов и картотек библиотек города, работы с интернет ресурсами, был выявлен список литературы для получения информации. Для получения фактографических данных был посещен музей «Ледокол-паром Ангара» в городе Иркутск.
Терминологический анализ понятий:
Документальный поток – множество семантически взаимосвязанных документов разного типа, жанра, – книг, статей, опытно-конструкторских разработок, алгоритмов и программ, диссертаций и т.п. (116).
Документы – это объекты, содержащие на любом носителе при помощи любой знаковой системы информацию, предназначенную для передачи во времени и пространстве (1qy.ru).
Документ - это материальный носитель с закрепленной на ней социальной (функционирующей в обществе) информацией в т.ч. научной, учебной, производственной (109).
Железная дорога (устар. железянка) обозначает оборудованную рельсами полосу земли либо поверхности искусственного сооружения (тоннель, мост, эстакада), которая используется для движения рельсовых транспортных средств. Железная дорога может состоять из одного пути или нескольких. Железные дороги бывают с электрической, дизельной, турбинной, паровой или комбинированной тягой. Особый вид железных дорог — зубчатые. Обычно железные дороги оборудуются системой сигнализации, а железные дороги на электрической тяге — также контактной сетью. Различают железные дороги общего пользования, промышленные железные дороги (подъездные пути предприятий и организаций) и городские железные дороги — метрополитен и трамвай (109).
Кругобайкальская железная дорога или «Кругобайкалка» (сокращённо КБЖД) — историческая железная дорога в Иркутской области России, в прошлом — часть Транссибирской магистрали, уникальный памятник инженерного искусства, одна из живописных достопримечательностей Прибайкалья. Проходит вдоль северного побережья южной оконечности озера Байкал от города Слюдянка до посёлка Байкал по южной части Олхинского плато (115).
Водный транспорт — транспорт, использующий естественные и искусственные водоёмы. Основным транспортным средством является судно.
Он очень популярен у туристов и вообще любителей активного отдыха. Используются и большие туристические суда, и разнообразнейшие катера, яхты и лодки. Для погрузки и выгрузки служат порты (морские и речные); для пассажиров сооружают морские и речные вокзалы (109).
Судоходство - плавание судов по водным путям. По району плавания различают морское, внутреннее и смешанное плавание, по функциональному признаку — коммерческое, промысловое и др. В древности С. с помощью береговых ориентиров осуществлялось по рекам, озёрам, а также в море вдоль побережья (114).
Судоходство — древнейшая отрасль транспорта, зародившаяся еще в далеком прошлом. И ныне морской транспорт — очень важная составная часть мировой транспортной системы, без которой нормальное функционирование мирового хозяйства было бы невозможным. Во второй половине ХХ в. развитию водного транспорта способствовали формирование очень большого территориального разрыва между районами производства и потребления, увеличение зависимости большинства экономически развитых стран от заморских поставок топлива и сырья, а также от сбыта своей продукции (109).
Операционализация понятий:
Транспорт на Байкале в дореволюционный период:
-история возникновения – рассмотрение, изучение, анализ.
- развитие транспортной сети на Байкале – выявление общих тенденций и направлений развития.
-анализ документального
потока – характеристика
Дипломная работа состоит из введения, 4 глав, 9 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении раскрывается тема работы, её актуальность и изученность, терминологический анализ часто употребляемых в тексте выражений и операционализации понятий.
В первой главе Развитие транспорта на Байкале: дореволюционный период рассматривается аспекты изучения темы по двум направлениям возникновение и развитие судоходства на Байкале и история создания Кругобайкальской железной дороги.
Во второй главе Транспорт на Байкале: анализ документального потока Рассматривается основной массив публикаций по теме, их направления, хронологический период и отражение в обществе. Проведен издательско-хронологический анализ потока, выявлены основные издательства выпускающие продукцию по теме, их активность в определенный период времени. Основная характеристика издательских центров и выявление профильного издательства, освещенность темы в периодической печати.
В третье главе III Состояние исследований по развитию транспорта на Байкале: аналитический обзор. Раскрывает содержательную сторону выявленных источников по теме, позволяет выявить наиболее удобные для изучения темы издания и полноту материалов. Рассмотрены основные документы раскрывающие развитие водного транспорта на озере Байкал и источники, посвященные созданию и проблемам строительства Кругобайкальской железной дороги. Выявлены наиболее полные информационные источники, по разным аспектам изучения темы.
Четвертая глава Характеристика развития транспорта на Байкале в дореволюционный период: информационный анализ дает описание электронной базы данных по теме «Транспорт на Байкале в дореволюционный период», основные этапы её создания.
В заключении представлены итоги исследований по теме развития транспорта на Байкале.
Список литературы составлен в алфавитном порядке и содержит публикации выявленные по теме.
В конце дипломной работы прилагаются таблицы анализа источников и редкие документы по теме.
ГЛАВА I:
Развитие транспорта на Байкале:
Информация о работе Состояние исследований по развитию транспорта на Байкале: аналитический обзор