Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2014 в 01:03, курсовая работа
Байкал - это мировое достояние, природное и культурное наследие общества. Озеро расположено в самом центе Сибири. Его площадь – 31.5 тыс. квадратных километров – равняется площади таких европейских стран как Бельгия, Дания или Нидерланды. Его название переводится одинаково с многих древних языков народов живших на его берегах – «море», «океан». Русская поэзия наделила его морскими эпитетами: «Славное море, священный Байкал!».
Введение .....................................................................................………………...3.
1.Глава I. Развитие транспорта на Байкале:
дореволюционный период………………………………………………....10.
§1. Возникновение судоходства на Байкале....................................................11.
§2. История создания Кругобайкальской железной дороги: история……..20.
2. Глава II. Транспорт на Байкале: анализ документального потока…………………………………………………………………………26.
§1. Общая характеристика публикаций, посвященных изучению водного транспорта Байкала.………………………………...……................................27.
§2. Издательско-хронологический анализ публикаций по КБЖД……….33.
§3. Характеристика потока периодических изданий по КБЖД….…….......38.
§4. Тематико-хронологический анализ потока публикаций по КБЖД……42.
3. Глава III. Состояние исследований по развитию транспорта на Байкале: аналитический обзор……………………………………………..47.
§1. Основные исследователи судоходства на Байкале……………………48.
§2. Основные направления исследований о Кругобайкальской железной дороге…………………………………………………………………………..64.
4. Глава IV. Характеристика развития транспорта на Байкале в дореволюционный период: информационный анализ………………..84.
§1. База данных по теме «Транспорт на Байкале: дореволюционный период»…………...……………………………………………………………85.
Заключение …………………………………………………………………...90.
Список используемой литературы……………………
Всего по истории судоходства было выявлено 25 источников. Чаще всего заметки по судоходству печатались в журналах, например: «Морской сборник», «Сибирский вестник», «Исторический вестник», «Природа»; или многотомных изданиях, например «Живописная Россия». Лишь одна статья была посвящена отдельно судоходству на Байкале - Сгибнев А.С. «Байкал и его судоходство»(86).
Первые шаги в изучении истории судоходства на Байкале были предприняты еще дореволюционными авторами. В первой трети XIX в., вопросам истории Сибири, сибирского речного транспорта уделяли внимание в обобщающих работах представители так называемого первого краеведческого направления, к числу которых, например, принадлежали Н.В. Семивский, П.А. Словцов. П.А. Словцов дает краткий обзор водных и сухопутных путей Сибири. В отличие от него Н.В. Семивский более детально рассматривает судоходство по Байкалу и р. Ангаре. Он обращает внимание на некоторые особенности казенного и частного парусного байкальского судоходства, отмечает основные направления грузоперевозок через Байкал, протяженность водного пути, наличие гаваней. В то же время, исследование Н.В. Семивского не позволило подробно остановиться на характеристике байкальского судоходства.
Весомый вклад в изучение истории судоходства на Байкале внес труд морского офицера А.С. Сгибнева «Байкал и его судоходство», давший развернутую характеристику развития и становления судоходства на Байкале с момента появления на озере первых казацких дощаников в 40-х гг. XVII века и до организации парового сообщения через озеро Байкал. Используя отчеты, рапорты, разного рода делопроизводственную документацию, переписку, А. С. Сгибнев подробно осветил деятельность Иркутского адмиралтейства. Эта работа содержит подробные сведения о строительстве первых судов, их видах, появлении частного и казенного судоходства, перевозках, возникновении навигацких школ и многом другом. На сегодняшний день, эту работу можно назвать наиболее популярным очерком истории парусного судоходства на озере Байкал, к которому обращаются исследователи.
Большой интерес представляет работа Г. Спасского «Описание Байкала» (87), где кроме подробного описание озера, автор рассматривает начало и последствия судоходства на Байкале. Также он приводит предложения о введении на Байкале пароходов, описывает бедствия, случавшиеся на Байкале с судами.
Ю.А. Гагемейстера в статье «Статистическое обозрение Сибири», кратко описывает водные и сухопутные транспортных путей, местное судостроение. Автор приходит к выводу о слабости судостроительства на Байкале, по причине малочисленности сибирского населения и отсутствия удобных транспортных путей.
В первой половине XIX века материалы о судоходстве носили служебный характер и редко попадали в печать. В тех же случаях, когда это происходило, публикации отражали лишь отдельные аспекты байкальского судоходства. Более целенаправленно история сибирского водного транспорта стала освещаться с середины 50-х гг. XIX века, однако внимание чаще обращалось на Западную Сибирь. Развитие водного транспорта в Восточной Сибири рассматривалось в литературе значительно реже.
О Байкале также упоминал А. Мартос в «Письмах о Восточной Сибири» (68). В них автор описывает озеро, его флору и фауну, географические особенности, а также упоминает о судоходстве.
М. Геденшторм в «Отрывках о Сибири» более подробно останавливается на тех моментах судоходства и кораблестроения на Байкале, которые считает необъясненными другими авторами. Также описывает озеро, рассказывает об особенностях байкальских ветров.
Еще одним автором упоминавшем о судоходстве на Байкале был Н.С. Щукин. В своей статье «Море или озеро Байкал» он описывает историю возникновения судоходства, его развитии, о современном автору состоянии. Упоминает о постепенной замене парусных судов пароходами, влиянии этого на водную транспортную сеть Байкала.
В последней четверти XIX века внимание правительства к водному транспорту на Байкале усилилось. Это проявлялось в организации ряда научно-исследовательских экспедиций, изучавших возможности улучшения судоходства на Байкале. Материалы некоторых экспедиций, составленных на основе отчетов, были опубликованы.
Например, в работе «О результатах исследований на озере Байкале, произведенных в 1894 году экспедицией по изысканиям Забайкальской железной дороги», упоминается состояние и развитие судоходства.
Д. Стахеев, во второй части «Очерков Байкала» поместил сведения о судоходстве на Байкале. Он предлагает описание различных судов, интересные сведения о местности около Байкала, рассказывает о развитии пароходства. В другой его статье «Байкал», также приводятся данные о водном транспорте на Байкале.
В целом заслуга подобных статей - в добавлении в фактический материал мелких подробностей работы водного транспорта на Байкале, например, условий судоходства, чего нельзя встретить в официальных изданиях. В основу этих исследований ложились путевые заметки и наблюдения авторов.
С середины 80-х годов XIX века число работ, включавших сведения по истории водного транспорта Сибири и, в частности Байкала, заметно увеличилось. Этому способствовало издание таких журналов как «Русское судоходство» и «Журнала Министерства путей сообщения». Однако, чаще всего авторы уделяли внимание судоходству Западной Сибири.
О пароходном движении в Восточной Сибири упоминалось в статьях лишь иногда, и то очень кратко.
В серии очерков, опубликованных на страницах «Восточной Сибири», издания «Живописная Россия», оценивается состояние байкальского пароходства, «которое до сих пор не может устроиться, как следует, пароходы часто ломаются, портятся машины, горят палубы». Такую ситуацию авторы статьи о Байкале списывали на вечную «русскую беспечность».
О необходимости развития на Байкале пароходного сообщения и в связи с этим поиском удобных пристаней пишет в своем докладе Ф.К. Дриженко. он считает необходимостью проведение гидрографического исследования Байкала с целью составления подробных морских карт озера и его описи.
Многие работы отличались информативностью, имели практическую значимость. Это характерно и для публикаций начала XX века. Можно отметить научно-исследовательскую деятельность представителя Главного гидрографического управления, подполковника Ф.К. Дриженко. С началом строительства Кругобайкальской железной дороги и проектированием паромной железнодорожной переправы через озеро Байкал, возникла необходимость комплексного исследования Байкальского озера. Посвятив несколько лет изучению и описанию Байкала, Дриженко составил историко-географические описания Байкала. Он рассматривал геологию берегов, гидрологию, климатологию озера, его флору, фауну, коснулся образа жизни и хозяйственной деятельности местного населения, а также затронул историю и современное ему состояние судоходства на Байкале.
В начале XX века также появляются работы объединяющие материалы по истории плавания по Байкалу различных авторов. Например, в статье «Лоция и физико-географический очерк озера Байкал» собраны сведения начиная с открытия озера казаками в 1643 г., до возникновения пароходства и создания первых ледоколов.
Также первая половина XX века связана с появлением на Байкале первых ледоколов. Описание ледокола «Байкал» и «Ангара», история их строительства встречается в работах А.Я. Таранеца «На Байкале» (94), Ф. Нансена «В страну будущего».
Историю появления и развития на Байкале судоходства затрагивал и такой автор как В.Б. Шостакович, в своей работе «Озеро Байкал». Он пишет о Байкале как об удобном пути сообщения, особенно до проведения Сибирской железной дороги.
Появление железной дороги отрицательно повлияло на характер работы пароходства, что было отмечено в ряде работ по истории Сибири начала XX века. Постепенно пароходство оказалось в кризисной ситуации. По мнению автора книги «Сибирь под влиянием рельсового пути», для выхода пароходства из такого состояния, необходим поиск новых направлений работы, своевременное реагирование на нужды населения, усовершенствование конструкции пароходов.
В целом дореволюционная литература, накопив фактический материал, создала базу для дальнейшего изучения судоходства на Байкале. В работах того времени прослеживаются попытки обобщающего подхода к описанию транспортных путей Восточной Сибири, их роли в промышленном освоении края, однако есть некоторый недостаток исторических выводов, большинство работ носят описательный характер.
§2. Издательско-хронологический анализ публикаций по КБЖД.
Развитие транспорта на Байкале в дореволюционный период нашло отражение во многих печатных источниках. Создание Кругобайкальской железной дороги волновало не только министерство путей сообщения и научные общества, но и любителей-путешественников. Литература по данной теме продолжает издаваться и сегодня, что подтверждает актуальность темы.
В связи с увеличением интереса к туристическим ресурсам байкальского региона возникла необходимость в изучении исторических фактов строительства Кругобайкальской железной дороги, на основе анализа опубликованных источников. Одной из главных задач анализа является отследить тенденцию выпускающейся печатной продукции, выявить процент изученности темы.
Документальный поток по теме «Кругобайкальская железная дорога: дореволюционный период» представлен научными, научно-популярными, художественными и публицистическими источниками. Его основную часть составляют материалы научных исследований, расчеты, научные описания и статьи, реже встречаются литературно-художественные произведения.
По данной теме выявлено 92 источника, посвященных различным аспектам изучения темы. Из данного потока 46 книги (46,6%), 41 статья (43,6%) и 5 выписок из докладов, отчетов и телеграмм (8,8%). Среди источников имеются обзорные издания, которые охватывают тему фрагментарно, и издания которые посвящены отдельным аспектам строительства Кругобайкальской железной дороги. Материалов полностью охватывающих и раскрывающих тему относительно мало, всего 20 % от общего числа выявленного документального потока.
Издательско-хронологический анализ потока по теме показал, что литературу о развитии транспорта на Байкале издают в разных регионах России. Выявилось три основных группы издательств:
- центральные
- региональные
-местные
Из 42 выявленных книг о развитии Кругобайкальской железной дороги центральными издательствами издано 15 книг. К данной группе относятся издательства города Москва и Санкт-Петербург, это издательство Российской академии наук, «Мысль», «Наука», «Недра», «Знание», «Советская Россия», «Артиздат», «Оттиск», «АСТ: Восток-Запад», «Евросиб».
Наибольшее количество книг по теме выпущено издательством «Наука». Издательский дом «Наука», является отраслевой ветвью издательства Российской академии наук, из выявленных источников им издано пять книг, которые рассматривают отдельные аспекты изучения темы. В 1965 году - 2 книги о строительстве Кругобайкальской железной дороги, 1976, 2001 и 2005годах по одной. Например, «АН СССР. Тектоника Забайкалья и некоторые общие вопросы геологических структур.- М.: Наука, 1976» (4). В книге подробно описываются исследования геологии берегов Байкала, и возможные трудности возведения искусственных сооружений.
Издательством Академии наук СССР (РАН) издано две книги по данной теме: «Вопросы развития индустрии туризма на Байкале» и «Мои путешествия по Сибири» В. А. Обручева.- М.: Изд-во АН СССР, 1963 (29,73). Издательство «АН СССР, РАН» - образовано на базе Российской академии наук, которая была учреждена по распоряжению императора Петра I Указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 года. Она воссоздана Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 года как высшее научное учреждение России. Старейшее научное издательство (в 1999 году отметило свое 275-летие) является крупнейшей издательской организацией страны и одной из крупнейших в мире. На страницах выпускаемых книг находят отражение достижения высоко зарекомендовавшей себя в мире российской фундаментальной науки, исследования многих выдающихся ученых, итоги деятельности всемирно признанных научных школ Академии.
По три книги издано «Министерством путей сообщения» и издательством «Недра». В 1964 году в Москве было образовано издательство "Недра". Основной задачей издательства стало создание научно-технической и учебной литературы для предприятий и учебных организаций топливно-энергетического комплекса. За 45 лет работы под маркой издательства "Недра" было выпущено более 30 000 наименований книг различной тематики. По данной теме выявлено три книги. Помимо создания учебной и научно-технической литературы, у издательства есть большой опыт работы по выпуску справочников, регламентов, словарей, энциклопедических изданий, юбилейной литературы, сборников научных трудов. Одной из первых книг выпущенной издательством оказалась книга Салопа Л. И. по теме исследование местности проложения Кругобайкальской железной дороги - «Геология Байкальской горной системы. Том I. Стратиграфия. – М.: Недра, 1964» (85).
Среди выпуска продукции остальных центральных издательских учреждений выявлено в среднем по 1 книге, к ним относятся издательский комплекс «Атриздат». Артиздат – является мировым брендом, актуальное явление современной культуры, получившее стремительное развитие в 2000-х годах в Западной Европе и США, изданная им продукция известна во всем мире. Изданный Артиздатом путеводитель «Кругобайкальская железная дорога» стал особенно популярным и ценным источником для туристов. В нем описывается история и протяженность железной дороги, её достопримечательности, как исторического ландшафтного памятника.
Информация о работе Состояние исследований по развитию транспорта на Байкале: аналитический обзор