Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2014 в 01:03, курсовая работа
Байкал - это мировое достояние, природное и культурное наследие общества. Озеро расположено в самом центе Сибири. Его площадь – 31.5 тыс. квадратных километров – равняется площади таких европейских стран как Бельгия, Дания или Нидерланды. Его название переводится одинаково с многих древних языков народов живших на его берегах – «море», «океан». Русская поэзия наделила его морскими эпитетами: «Славное море, священный Байкал!».
Введение .....................................................................................………………...3.
1.Глава I. Развитие транспорта на Байкале:
дореволюционный период………………………………………………....10.
§1. Возникновение судоходства на Байкале....................................................11.
§2. История создания Кругобайкальской железной дороги: история……..20.
2. Глава II. Транспорт на Байкале: анализ документального потока…………………………………………………………………………26.
§1. Общая характеристика публикаций, посвященных изучению водного транспорта Байкала.………………………………...……................................27.
§2. Издательско-хронологический анализ публикаций по КБЖД……….33.
§3. Характеристика потока периодических изданий по КБЖД….…….......38.
§4. Тематико-хронологический анализ потока публикаций по КБЖД……42.
3. Глава III. Состояние исследований по развитию транспорта на Байкале: аналитический обзор……………………………………………..47.
§1. Основные исследователи судоходства на Байкале……………………48.
§2. Основные направления исследований о Кругобайкальской железной дороге…………………………………………………………………………..64.
4. Глава IV. Характеристика развития транспорта на Байкале в дореволюционный период: информационный анализ………………..84.
§1. База данных по теме «Транспорт на Байкале: дореволюционный период»…………...……………………………………………………………85.
Заключение …………………………………………………………………...90.
Список используемой литературы……………………
Типографией М. Стасюлевича выпущено одно из самых ценных, ретроспективных изданий – книга Мушкетова И. В. Наивыгоднейшее направление Кругобайкальской железной дороги с геологической точки зрения // "Геологическiя изслъедованiя вдоль линiи Кругобайкальской желъезной дороги, произведенныя подъ общим руководствомъ профессора И. В. Мушкетова". – СПб.: Типография М. Стасюлевича, 1904 (69).
Наибольшее количество изданий «вышло в свет» на территории Федерального Сибирского округа (ФСО). Региональными издательствами выпущено 17 книг. К данной группе относятся: «Восточно-Сибирское книжное издательство», «РИКО», «Агентство РИП», «Глазковская типография», «Папирус», «Иркутское книжное издательство», «Управление Сибирской железной дорогой», « Издательство СО РАН», «Типография М. Стасюлевича».
«Восточно-Сибирское книжное издательство», является лидером среди выпущенных книг по теме развития Кругобайкальской железной дороги. За период с 1833 по 2008 год среди выявленных изданий им выпущено шесть книг. В 1971 году издана книга Россолимо Л. Л. «Байкал: научно-популярный очерк». – Иркутск: Восточно–Сибирское книжное издательство,– 175 с. Раскрывает просторы озера Байкал, описывает маршрут КБЖД. В 1972 году выходит книга М. М. Кожова «Очерки по Байкаловедению», в 1986 – А.И. Голенковой «Следопыты Байкала. Очерки» (37), в 1979 – «Байкал сегодня и в 2000», в 1987– справочник Галазийя Г. И. «Байкал в вопросах и ответах» (35). Основной выпускаемой продукцией издательства о Байкале, и его окружающей среде являются исторические очерки, мемуары, энциклопедии и справочники.
Большую роль в изучении темы сыграла продукция, выпущенная издательским центром СО РАН. Основные направления деятельности издательства - выпуск научных, научно-популярных и учебных изданий, научные журналы институтов Сибирского отделения, университетов и вузов г. Новосибирска. В них публикуются оригинальные статьи с результатами теоретических и экспериментальных исследований по многим вопросам истории и современной науки, а также творческие и научные дискуссии, методические разработки, сообщения, рецензии. Тематика научных и научно-популярных изданий включает весь спектр научных направлений фундаментальных и прикладных исследований. Современные учебные пособия, выпущенные издательством, подготовлены профессорами крупнейших сибирских вузов.
Местными издательскими центрами издано 4 публикации по теме «Кругобайкальская железная дорога в дореволюционный период». Это две книги, изданные Бурятским книжным издательством, одна – издательство Бурятского государственного университета и одна книга изданная «ГЖК Бурятия».
«Бурятское книжное издательство» – одно из известнейших издательств Республики Бурятия и России. Тематический выпуск продукции не ограничен. По теме изданы книги Буянтуев Г. Р. «Байкал – жемчужина Советского Союза: научно-популярный очерк» (20) в 1973 и книга Тиваненко А. В. «Вокруг Байкала» в 1979 (95).
16 книг и 8 статей из всего 92-х выявленных публикаций выпущены издательскими центрами города Иркутска.
Восемь выявленных книг выпущены без указания издательства.
Таким образом, издательско-хронологический анализ показал раскрытие данной темы в книгах различных издательств, основываясь на профиле издательства можно сказать, что основными материалами отражения темы были исторические очерки и материалы научных исследований.
§3. Характеристика потока периодических изданий по КБЖД
Из 41 одной публикации, выявлено 29 статей из периодической печати. Наиболее активным периодическим изданием в освещении данной темы является журнал «Мир Байкала». Журнал "Мир Байкала" проект издательского дома «ЭКОС», выпускается в Республике Бурятия. В 2006 году научно- популярный журнал «Мир Байкала» получил «Национальную экологическую премию». «Национальная экологическая премия» присуждена за вклад в укрепление экологической безопасности и устойчивое развитие России в номинации «СМИ и окружающая среда». На его страницах можно узнать о проблемах природопользования на Байкальской территории, внедрении эколого-безопасных технологий, формировании экологической культуры. По данной теме в журнале опубликовано 4 статьи, в 2004 году статья Артемьевой М. о строительстве дорог по берегу озера Байкал – «Байкальские тропы прокладывает весь мир», в 2005 статья Б. Ангаева непосредственно о строительстве железнодорожной магистрали, самого сложного участка Транссиба – «Вокруг Байкала: от слов к делу». В 2007 году статья Г. Гладкевича - «Либо плыть, либо мост строить». В статье рассматривают предпосылки строительства железной дороги, попытки первых проектов и размышления. В 2008 году опубликована статья В. Олту «Золотая пряжка на стальном поясе России». Еще задолго до начала движения и вплоть до революции Байкальский участок Транссибирской магистрали называли «золотой упряжкой». Автор статьи приводит исторические факты названия, описывает историю строительства и эксплуатацию поездов по Кругобайкальской железной дороги.
Три статьи опубликовано в журнале «Наука и жизнь». Это ежемесячный научно-популярный иллюстрированный журнал широкого профиля. Основанный в 1890 году. Изначально целью журнала провозглашалась популяризация науки. Журнал выходил раз в неделю и был небольшим по объёму (16 страниц). В 1938 — «Наука и жизнь» становится органом Академии Наук СССР. Журнал издается Всесоюзным обществом по распространению политических и научных знаний (Всесоюзное общество «Знание») (112). В 1961 — журнал меняет свое направление и содержание в сторону доступности для широкого круга читателей. По теме развитие Кругобайкальской железной дороги опубликованы статьи Гусева О. К. Вокруг Байкала: отрывки из дневника путешественника в 1971 году и Вокруг Байкала в 1973, а также статья Климентова А. Н. «Дорога длиною в век» в 1996 год.
В журнале «Земля Иркутская» по данной теме опубликовано три статьи в начале 2000-х годов. «Земля Иркутская» – это единственный в Восточно-Сибирском регионе научно-популярный журнал, посвященный вопросам истории, краеведения, архитектуры и археологии, пропаганде историко-культурного наследия, имеющий общественную и социальную направленность. В конце XIX в. – первых десятилетиях XX в. выходили журналы «Сибирский архив», «Сибирская летопись». Журнал продолжает заложенные ими традиции научности в подходах к рассматриваемым проблемам, достоверности в изложении фактического материала, освещение широкого спектра исторических событий, явлений, персоналий, объектов и т.д. Название журнала определяется историческими и географическими факторами, в него вложено большое содержание. Все, что когда-либо было связано с Иркутской губернией, Иркутской провинцией, Иркутской областью, с Восточно-Сибирским краем – в общем, с Иркутской землей, границы которой в разное время простирались от берегов Тихого океана до современного Красноярского края и от Северного Ледовитого океана до границ с Монголией и Китаем, все события, происшедшие на этой территории, находят свое отражение на страницах этого журнала (113). Опубликованная в 2001 году в журнале «Земля Иркутская» статья Александра Хобта «Иркутск и Кругобайкальская железная дорога» позволили, поближе ознакомится, с маршрутом, проложенным на берегу озера Байкал. Точная протяженность пути и движение поездов, роль Иркутска в строительстве КБЖД. Там же опубликована статья А. В. Хобта «КБЖД – памятник инженерного искусства и уникального ландшафта» (Земля Иркутская. – 2002). Описание ландшафта и искусственных сооружений известным геологом, позволили широкому кругу читателей понять на каком грунте расположен Байкальский участок великой Транссибирской магистрали, каким путем приходилось идти Министерству путей сообщения и инженерам, чтобы выстроить настолько прочный железнодорожный путь, который функционирует до сих пор. Статья А. Чертилова «Дорога, достойная Книги рекордов Гиннеса» (Земля Иркутская. – 2003) раскрывает основные сложности расположения этого удивительного сооружения – дороги вокруг озера Байкал, сколько искусственных сооружений проложено и как природные условия повлияли на строительство магистрали.
"Восточно-Сибирская правда" - особая газета в Иркутской области. На ее страницах представлена история сибирского края в XX веке. Рождались и росли северные города, появлялись промышленные гиганты, происходили бурные политические события в стране - обо всех новостях читатели узнавали из этой газеты. Она укрепляет свои позиции на информационном поле. У газеты есть собственное телевидение. На её базе выпускается пятничный городской выпуск "Иркутск", а также приложения и целевые страницы "Подворье", "Компьютер-класс", "Ветеран", "Бизнес-клуб", "Вечная молодость" находят своих читателей и авторов, 100-тысячным тиражом еженедельно выходит рекламно-информационное приложение "Спутник ВСП" (108). По данной теме в газете опубликовано три статьи, это статья В. Агалакова «Подвиг у Байкала» 1997 год, статья О.В. Ремезовой, А.К. Чертилова «Летопись Кругобайкальской железной дороги: Изыскания. Строительство. Эксплуатация» 2002 год и статья А. В. Хобта «О чем молчат тоннели?»(99).
По две публикации посвященные аспектам строительства Кругобайкальской железной дороги в дореволюционный период опубликовано в журналах «Сибирь», «Иркутская жизнь» и «Байкал». В профильный журнале «Железнодорожный транспорт» опубликована лишь одна статья по тем, так как он в большей степени охватывает современность.
§4 . Тематико-хронологический анализ потока публикаций по КБЖД.
Тема «Транспорт на Байкале в дореволюционный период» интересна своей малоизученностью и историей. Она опубликована в 92-х выявленных источниках. Из них 42 книги и 46 публикаций в различных источниках, т.е. 29 статей из периодической печати, 6 статей из научных сборников, 1 заметка из регистрационного журнала, фрагменты изложения темы в 2-х альбомах, в 1 атласе и одна статья в глоссарии, 4 выписки из официальных документов (положений, докладов, телеграмм). Таким образом, отражение темы в большей степени осуществляется в книгах 45,6%, в статьях 44,6 %, доля публикаций по теме из официальных документов всего потока выявленных источников составляет приблизительно 8,8 %.
Анализ литературы позволил выявить, что появление транспорта на Байкале ведет свою историю с 1833, из выявленных источников известно, что именно в этом году началась разработка проектов проложения путей сообщения через далекие Сибирские земли (Журнал Телескоп). Тема многоаспектна. Её можно рассматривать с разных сторон: исторической, технической, литературной. Об актуальности темы свидетельствуют материалы, опубликованные в источниках по геологии, тектоники, экологии, экономики, истории, машиностроению и дорожной работы. Анализ документального потока по теме «Кругобайкальская железная дорога» позволил выявить следующие тематические направления:
- история развития транспорта на Байкале;
- предыстория строительства КБЖД;
- исследования местности
строительства и расположения
Байкальского участка
- описание маршрута;
- строительство Кругобайкальской железной дороги;
- проблемы строительства КБЖД.
История развития транспорта на Байкале рассматривается с транспортных путей с целью исследования Сибирских земель, затрагивая развитие водного транспорта на озере Байкал и сухопутные лошадиные тропы. Например, Брянский В. П. Вокруг Байкала. Кругобайкальская пешеходная тропа// "Здравствуй, Байкал!".- Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1989 г. По данной теме опубликовано 3 статьи и одна книга.
Предыстория строительства КБЖД раскрывает предпосылки строительства железной дороги по берегу южной части озера, её необходимость и сущность. Разработку первых проектов, предположения по развитию транспортной сети России. Например в книге «Создание Великого Сибирского пути/под. Ред. Ильина Ю.Л.» (93) описывается: «…Сезонность и дороговизна перевозок по воде, мучения по преодолению волн и волоков, частая порча и утеря грузов, длительность путешествий заставляли искать, находить и строить новые сухопутные дороги и тракты. Но состояние старых и новых сухопутных также не позволяло успешно выполнять необходимые перевозки. Миллионы пудов грузов месяцами лежали на постоялых дворах и на пристанях, разворовывались и портились в ожидании ямщицких подвод, пароходов, высокой воды или хорошей погоды. Полупроезжие шоссейные дороги, тракты и речные пути сообщения, а подчас и полное бездорожье во многих богатейших районах Сибири приводили жизнь этого огромного края к глубокому застою…» (93). И это далеко не все причины и предпосылки строительства железной дороги по скалистому берегу Байкала.
Исследования местности строительства и расположения Байкальского участка Транссибирской магистрали раскрывают природно-климатические и экологические особенности, геологическое строение пути, возможности безопасного многовекового проложения рельс, систему горных пород и создание в них искусственных сооружений.
Описание маршрута дает нам картину создаваемого пути, описывая незабываемы красоты пейзажа, а также протяженность дороги, её следование, преломление ландшафтом. Создается карта Кругобайкальской железной дороги. Имея данные исследования местности и описания маршрута инженеры, принялись за расчеты. Графическое описание маршрута необходимо для того, чтобы преступить к строительству Байкальского участка Транссибирской магистрали.
Одним из основных аспектов изучения темы является строительство Кругобайкальской железной дороги. Начало строительства вызвало много споров по установлению точной даты. В разных источниках приводятся разное датирование. Однако большинство источников регламентирует начало строительства Кругобайкальской железной дороги 1902 годом. Строительство дороги – основная часть развития транспортного пути в дореволюционный период в Байкальском регионе.
Проблемы строительства КБЖД, их характеристика приводится в различных источниках в зависимость от характера проблемы, с двух сторон: техническая и природно-климатическая. Из строительства всей все Транссибирской магистрали этот участок дороги самый сложный. В дореволюционные годы его называли золотой упряжкой. Трудности, связанные со строительством дороги можно разделить на временные (сезонные) и постоянные. К временным, относятся климатические, погодные условия, и техническая подвозка строительных материалов. Постоянными затруднениями являются природно-геологическое и тектоническое строение горных пород. Приходилось постоянно прорубать скалы, бороться с осыпающимися берегами, планировать и укреплять искусственные сооружения на основаниях движущихся горных и сланцевых пород. К естественным трудностям добавлялись экономические проблемы, и малоизученность сибирских земель. Но, несмотря на все проблемы, строительство дороги закончилось раньше запланированного времени.
Хронологические рамки
документального потока по
Информация о работе Состояние исследований по развитию транспорта на Байкале: аналитический обзор