Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2014 в 01:03, курсовая работа
Байкал - это мировое достояние, природное и культурное наследие общества. Озеро расположено в самом центе Сибири. Его площадь – 31.5 тыс. квадратных километров – равняется площади таких европейских стран как Бельгия, Дания или Нидерланды. Его название переводится одинаково с многих древних языков народов живших на его берегах – «море», «океан». Русская поэзия наделила его морскими эпитетами: «Славное море, священный Байкал!».
Введение .....................................................................................………………...3.
1.Глава I. Развитие транспорта на Байкале:
дореволюционный период………………………………………………....10.
§1. Возникновение судоходства на Байкале....................................................11.
§2. История создания Кругобайкальской железной дороги: история……..20.
2. Глава II. Транспорт на Байкале: анализ документального потока…………………………………………………………………………26.
§1. Общая характеристика публикаций, посвященных изучению водного транспорта Байкала.………………………………...……................................27.
§2. Издательско-хронологический анализ публикаций по КБЖД……….33.
§3. Характеристика потока периодических изданий по КБЖД….…….......38.
§4. Тематико-хронологический анализ потока публикаций по КБЖД……42.
3. Глава III. Состояние исследований по развитию транспорта на Байкале: аналитический обзор……………………………………………..47.
§1. Основные исследователи судоходства на Байкале……………………48.
§2. Основные направления исследований о Кругобайкальской железной дороге…………………………………………………………………………..64.
4. Глава IV. Характеристика развития транспорта на Байкале в дореволюционный период: информационный анализ………………..84.
§1. База данных по теме «Транспорт на Байкале: дореволюционный период»…………...……………………………………………………………85.
Заключение …………………………………………………………………...90.
Список используемой литературы……………………
Не имея достаточного капитала, мы, конечно же, воспользовались услугами бесплатного хостинга сайта Hut.ru. Почему мы выбрали именно этот сайт? Потому, что Hut.ru предоставляет неограниченное дисковое пространство - изначально мы получили в свое распоряжение 100 мегабайт, однако, как только нам станет не хватать дискового пространства, мы через Панель управления сайтом пишем запрос в службу поддержки с обоснованием увеличения нам дисковых объемов и в течение суток они выделяют нам необходимое дисковое пространство. Также, зарегистрировав свой сайт, мы получили доменное имя третьего уровня вида «kbd.hut2.ru». И что еще немаловажно - при соблюдении правил хостинга администрация сайта гарантирует нам, что наш домен навсегда останется за нами и не будет передан третьему лицу, а также продан или аннулирован.
Сайт обладает довольно дружелюбным интерфейсом и несложной структурой. «Шапка» сайта (логотип) – вид парома-ледокола «Ангара» на пристани. Щелкая по нему, всегда можно вернуться на Главную страницу. В левой части находиться Меню, содержащее разделы и подразделы:
- Главная;
- История:
- Судоходство;
- КБЖД;
- Статьи;
- Архивные материалы;
- Фотогалерея;
- Источники;
В основной части сайта отображается материал, соответствующего раздела.
На «Главной» странице содержится материал о чем этот сайт и кто его создал. Раздел «История» наполнен информацией исторического характера с тематическими подразделами о судоходстве на озере Байкал, а также о Кругобайкальской железной дороге. Раздел «Статьи» отражает информацию по теме «Транспорт на Байкале». «Архивные материалы» содержит оцифрованные исторические документы. «Фотогалерея» имеет, как оцифрованные фотографии старых годов, так и современные панорамные виды озера Байкал, паромов-ледоколов «Байкал» и «Ангара», Кругобайкальской железной дороги. Раздел «Источники» содержит список литературы, с помощью которого был наполнен сайт.
Данный сайт – «Транспорт на Байкале» планируется продвигать во всемирной Сети и сделать конкурентно способным среди аналогичных ему. Намечается дальнейшее дополнение, как существующих разделов, так и создание дополнительных, т.к. многие разделы не заполнены полностью из соображения сохранения авторских прав правообладателей.
Также, для посетителей на главной странице сайта указан адрес электронной почты – для замечаний и предложений по доработке сайта. Все это, конечно же, будет учитываться в дальнейшей работе.
Заключение
Изучение источников по теме помогает изучить, понять и узнать историю развития транспортной сети в Байкальском регионе.
Малочисленное население и обширность сибирских территорий, отсутствие хороших дорог определяли большое значение транспорта на озере Байкал. В те времена озеро играло важную роль в поддержании сообщения между разными районами.
Развитие водного и железнодорожного транспорта на Байкале стимулировало экономическое развитие прилегающих к нему территорий, постепенно создавались условия для формирования местных рынков, которые со временем были вовлечены в общероссийский рынок.
В XIX веке в Сибири увеличивается спрос на продукцию сельского хозяйства, промышленные товары, возрастает количество грузоперевозок. Велось активное хозяйственное освоение сибирского края, Россия стремилась закрепить за собой территории Дальнего Востока. Постепенно завершалась эпоха парусного флота, на смену которому пришли паровые суда. Возникла идея создания единого водного и единого сухопутного пути, в котором Байкал должен был стать одними из ключевых элементов. От активности использования озера Байкал зависело промышленное освоение юга Восточной Сибири.
В целях изучения темы, выделения основных этапов её развития было проведено источниковедческое исследование, анализ документального потока. Этапы проведения исследования:
Анализ массива публикаций показал, что тема в равной степени представлена книжной и статейной продукцией. Тема была широко освещена как в материалах научных исследований, так и на страницах периодической печати.
Хронологические границы определились периодом 1988-2008 год. Хронологический анализ публикаций показал, что самым активным периодом опубликования материала по теме являются 2000-2008 года. За этот период выявлено 42 публикации. Средняя тенденция выпуска продукции – 4 публикации в год, в основном это статьи из источников периодической печати.
Издательско-хронологический анализ показал, что основной поток документов по теме был опубликован региональными, областными издательствами Иркутской области и г. Новосибирск. На их территории издано 41% источников по теме «Транспорт на Байкале в дореволюционный период» из общего числа выявленных, центральными издательствами (г. Москва и Санкт-Петербург) – 26%, местными издательствами – 19%, без указания издательства -14%. Основные издательские центры «АН СССР», «Наука», «Недра», «Восточно-Сибирское книжное издательство», «СО РАН», «Бурятское книжное издательство» и др.
Тематический анализ источников позволил выявить основные аспекты изучения темы. В массиве публикаций выделено два направления: судоходство на Байкале и Кругобайкальская железная дорога. В ходе исследования было проанализировано 25 источников по судоходству. Было выявлено, что основная их часть посвящена грузоперевозкам по Байкалу и паромам Байкала. Имеются публикации посвященные портам и маякам на озере.
Главным направлением в изучении темы является строительство железной дороги по берегу Байкала. В нее входят следующие тематические направления: предпосылки и предыстория строительства КБЖД, исследования местности и описание маршрута, строительство и проблемы строительства железной дороги по побережью Байкала. Выявлено 94 публикации. Наиболее изучен аспект – исследование местности и выбор проложения железной дороги. Основной проблемой проложения путей сообщения являлся труднопроходимый Байкал, поэтому исследование его берегов и карты описания возможных вариантов строительства железной дороги, долгое время волновало передовые умы России. Проложение маршрута исследовалось по двум направлениям. Поэтому наибольшее количество публикаций посвящено именно этому аспекты изучения темы, как основополагающего.
История развития транспорта на Байкале продолжает оставаться важной темой для исследований. Однако не многие авторы занимаются детальным изучением освоения Сибири, навигации на Байкале, формировании судоходства на Байкале. В исследовании этих проблем может помочь изучение массива публикаций с 17 по 20 вв.
Сегодня развитие транспортной сети на Байкале не только исторический вопрос, но и перспективный туристический ресурс. В целях ознакомления с темой, быстрого доступа к информации и уточнения фактов создана электронная коллекция.
Работа с большим количеством публикаций по теме, позволила сформировать электронную базу данных «Транспорт на Байкале: дореволюционный период».
База данных представлена в виде сайта. В коллекцию вошли библиографические, архивные, текстовые, фотоматериалы, раскрывающие развитие транспорта на Байкале в дореволюционный период. Данная база может быть полезна в изучении истории Сибирского края, развития промышленность и транспортной сети России для широких кругов пользователей, студентов, библиотек и других специалистов, интересующихся данной отраслью.
Транспортная сеть Байкала продолжает развиваться и сегодня, становясь новым ресурсом для привлечения туристов, но интерес к истории становления путей продолжает расти знакомить нас с историей родного, Сибирского края.
Список используемой литературы:
Приложение 1.
Таблица 1.
Байкальские казенные суда, 1726-1839 гг.
Наименование |
Год постройки |
Примечание |
Бот (без имени) |
1726 |
- |
Бот (без имени) |
1733 |
- |
Бот (без имени) |
1735 |
В 1764 г. по ветхости сожжен на железо |
Бот «Козьма Святоградец» |
1765 |
В 1772 г. выброшен на берегу у Посольского монастыря и сожжен на железо |
Бот «Борис и Глеб» |
1765 |
В 1778 г. по ветхости сожжен на железо |
Бот «Андриан и Наталия» |
1773 |
В 1787 г. после повреждений сожжен на железо |
Бот «Петр и Павел» |
1783 |
В 1789 г. штормом выброшен на берег |
Бот «Александр Невский» |
1789 |
В 1800 г. сдан в разлом |
Бот «Петр и Павел» |
1800 |
- |
Бот «Посольск» |
1804 |
Разломан по ветхости в 1816 г. |
Пакетбот «Александр» |
1814 |
- |
Бот «Николай» |
1819 |
- |
Бот «Михаил» |
1822 |
В 1826 г. сдан в разлом после крушения |
Транспорт «Ермак» |
1827 |
После упразднения Иркутского адмиралтейства сгнил на берегу в 1850-х гг. |
Ботик «Бурят» |
1829 |
Использовался для перевозки почты |
Транспорт «Иркутск» |
1835 |
В 1838г. потерпел крушение и затонул возле Посольсого монастыря |
Транспорт «Иртыш» |
1838 |
Недостроен, после упразднения Иркутского адмиралтейства сгнил на берегу. |
Приложение 1.
Таблица 2.
Данные о судах пароходства А.Я. Немчинова на Байкале и Селенге в 1894-1895 гг.
Наименование |
Бассейн |
Грузопадьемност, пуд. |
Пассажировместимость, чел. |
Мощность машин |
Добрыня |
р. Селенга |
- |
- |
40 |
Николай |
р. Селенга |
500 |
50 |
45 |
Тарзан |
р. Селенга |
1500 |
200 |
80 |
Иннокентий |
р. Селенга |
- |
- |
20 |
Иаков |
оз. Байкал |
- |
- |
100 |
Без назв. |
оз. Байкал |
- |
- |
120 |
Димитрий |
оз. Байкал |
4000 |
300 |
200 |
Иннокентий |
оз. Байкал |
600 |
50 |
30 |
18 барж |
Байкал-Селенга |
От 3 до 22 тыс. |
- |
- |
7-14 парусных судов |
оз. Байкал |
От 5 до 15 тыс. |
- |
- |
Тимонов В.Е. Очерки из гидрографии Азиатской России; река Селенга // Журнал МПС. 1896, С.194.
Информация о работе Состояние исследований по развитию транспорта на Байкале: аналитический обзор