Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:30, дипломная работа
Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования проблемы социальной защиты инвалидов…………………………………………………..6
1.1 Социальные и медицинские характеристики современной инвалидности……………………………………………………………………...6
1.2 Социальная защита инвалидов: сущность, основные направления, методы……………………………………………………………………………10
1.3 Управленческие аспекты социальной защиты инвалидов………….21
Глава 2 Анализ проблемы социальной защиты инвалидов на современном этапе………………………………………………………………25
2.1 Основные направления социальной политики в РБ в отношении инвалидов………………………………………………………………………...25
Реабилитация инвалидов…………………………………………..42
2.3 Анализ уровня социальной защиты инвалидов по г. Стерлитамаку…………………………………………………………………….50
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию системы социальной защиты инвалидов……………………………………………………………….62
3.1 Проблема совершенствования методов социальной защиты инвалидов………………………………………………………………………...62
3.2 Рекомендации по совершенствованию методов социальной защиты инвалидов в г. Стерлитамаке……………………………………………………67
Заключение………………………………………………………………...82
Список использованной литературы…………………………………….85
Приложения………………………………………………………………..89
1.2 Социальная защита инвалидов: сущность, основные направления, методы
Современная Россия переживает
переходный период, который затронул
все сферы социально-
В соответствии с Конституцией РФ 1993 г., Российская Федерация провозглашена социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой социальной политике, которая, согласно ст. 7 Конституции РФ, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.11
Социальная политика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.12
Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.
Что касается социальной защиты населения, то она на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан.13
Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.
Социальная защита населения в широком смысле слова – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований.14
Характерным для современного этапа является быстрое развитие методологии и методики социальной защиты населения, что имеет важнейшее практическое и теоретическое значение. Необходимо отметить, что под методологией социальной защиты понимается система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие, а под методикой – совокупность приемов, методов исследования и операций практического и теоретического освоения социальной защиты населения как системы.
Система социальной защиты инвалидов на современном этапе включает в себя:
– социальное обеспечение;
– социальное страхование;
– социальную поддержку (помощь).
Осуществляется социальная защита инвалидов за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки, негосударственных фондов.
Основными принципами социальной защиты инвалидов являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.
Основные цели социальной защиты инвалидов сводятся к следующим:
1) избавление от абсолютной
нищеты, когда среднедушевой
2) оказание материальной помощи инвалидам;
3) содействие адаптации инвалидов к условиям рыночной экономики.
Одним из элементов социальной защиты инвалидов в кризисных условиях является социальная помощь, обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка инвалидов со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях.
Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
2) натуральная помощь
(топливо, продукты питания, од
Социальное обеспечение
- это система создаваемых
Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности – проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.
Объектами управления в системе социальной защиты инвалидов являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления – органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи инвалидов (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной защиты - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.
Основные уровни органов социальной работы:
– федеральный уровень (республика);
– регион;
– трудовой коллектив;
– негосударственные (благотворительные) общественные организации.
Основные функции управление социальной защиты инвалидов на федеральном уровне:
Функции управления социальной защиты инвалидов на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают:
Определенные функции
выполняют различные
В целом назначение системы социальной защиты проявляется в ее общих функциях:
1. Экономическая функция
выражается в оказании
2. Политическая функция направлена на сближение социального уровня инвалидов и других слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь инвалидам.
3. Социально-реабилитационная функция связана с удовлетворением потребностей инвалидов. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья.16
Социальное обслуживание инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению их потребностей в социальных услугах. Оно включает в себя совокупность социальных услуг уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга; содействие в организации ритуальных услуг и другие, которые предоставляются инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.
Организация осуществления социальной защиты инвалидов определяется нормативно-правовыми основами социальной защиты населения в РФ.17
Пути, способы познания
и преобразования объективной реальности
принято называть методами. Метод
– это путь исследования, способ
достижения какой-либо цели, решения конкретной
задачи.18 Он выступает как совокупность подходов,
приемов, операций практического или теоретического
освоения действительности. Методы социальной
защиты инвалидов подразделяются на
социально-экономические, организационно-
1. Методы социальной защиты должны строиться на базе социальных нормативов, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления различных благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности населения.19 Важнейшим среди социальных нормативов является минимальный потребительски бюджет.
Традиционно технологии разрабатывания минимального потребительского бюджета формировались на чисто статистической, нормативно-статистической и чисто нормативной базе, то есть информационно-методических основах. Статистический подход предполагал использование данных обследований бюджетов населения с уровнем доходов ниже средних. Исходя из них, определялось конкретное количество входящих в бюджет материальных благ и услуг и расходов на них. Значительно более распространенным является нормативно-статистический подход. Он предполагает разработку научно обоснованных нормативов для продуктов питания и наиболее важных услуг, прежде всего жилья, и оценки расходов на удовлетворение других видов потребностей по статистическим данным с учетом настоятельности различных потребностей, определяемых на базе тех же статистических закономерностей и экспертных оценок.
В настоящее время приводится в жизнь система адресной социальной помощи инвалидам. Основным отличием программы адресной социальной защиты от принятых ранее является планирование помощи (адресность материальная, натуральная и др.).20
Итак, группа социально-экономических методов объединяет все те способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности инвалидов. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи, установления льгот и выплаты единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкций и т.п.
2. Административные (организационные) методы имеют большое значение в практике управления. Они основаны на отношениях субординации, власти и подчинения, присущих системе управления.
В системе
управления используется достаточно большое
число методов административног
Если в качестве критерия рассматривать функцию, которую выполняют способы административного воздействия в реальном управлении, то можно выделить три большие группы: регламентирующие, распорядительные и дисциплинарные методы.
Распорядительные методы - это жесткий тип воздействия. С их помощью создается та или иная система организации, определяются задачи, права и ответственность структур управления, устанавливаются определенные правила, конкретные предписания к действию, рамки поведения руководителей и подчиненных.
К этой группе относятся: регламентирование, ориентация, организационные методы, инструментирование и др.
Регламентирование представляет собой разработку и применение положений, должностных инструкций и других документов.21
Регламентный метод включает в себя следующие положения: организационную структуру, состав органов управления и его подразделений; конкретное разграничение прав и обязанностей, полномочий органов управления; порядок разрешения противоречий, возникающих между отдельными органами управления в процессе профессиональной деятельности; перечень форм и методов управления в коллективе, организации, используемых для решения тех или иных вопросов (формы -общее собрание, конференция, комиссия, методы - коллективное обсуждение проблем, изучение общественного мнения, общественная экспертиза); конкретные процедуры принятия решений по отдельным социальным, профессиональным и другим вопросам; системы и меры материальной, моральной, административно-правовой защиты, системы стимулирования и т.д.
Информация о работе Совершенстование социальной защиты инвалидов