Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 10:57, курсовая работа
Цель данной работы провести анализ логистической деятельности предприятия. Задачи работы: изучить теоретические вопросы, дать характеристику основным аспектам логистики, провести анализ деятельности изучаемого предприятия, в том числе логистическую, сделать выводы, на основе которых дать рекомендации по улучшению логистической деятельности.
Объектом исследования является торговое предприятие ООО «Прод-Маркет».
Предмет исследования – логистическая деятельность предприятия ООО «Прод-Маркет».
Введение 3
1 Теоретические аспекты логистического подхода деятельности
предприятия 5
1.1 Роль логистики в повышении эффективности предприятия 5
1.2 Функциональные виды логистики 11
1.3 Особенности логистической деятельности предприятия 22
2 Оценка логистической деятельности 32
2.1 Характеристика предприятия 32
2.2 Организация логистической деятельности 41
2.3 Анализ эффективности логистической деятельности 56
3 Совершенствование логистической деятельности предприятия 64
3.1 Мероприятия совершенствования логистической
деятельности предприятия 64
3.2 Оценка эффективности мероприятий 70
Заключение 76
Список использованных источников 79
«Логистический подход предусматривает управление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого на предприятии необходимо выделить специальную логистическую службу, которая будет управлять материальными потоками, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и кончая доставкой покупателю готовой продукции. Таким образом, управление на предприятии будет выглядеть так: директор – Управляющий материальными потоками, который отвечает за планирование и контроль, правление операциями и управлять запасами».10
Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирм может выступать при соблюдении следующих условий методологического и технического характера: наличие хорошо отлаженной учетно-информационной системы, проведение комплексного анализа расходов и доходов структурных подразделений фирм и всех участников логистической цепи, основанного на применении принципа миссий и единой методологии исчисления издержек, определения доли прибыли от логистической деятельности в общей прибыли фирмы.11
Но при этом логистика может работать и помогать предприятию только при создании логистической системы.
«Логистическая система
– адаптивная система с
Свойства логистической системы: целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Логистическая система на микроуровне может быть представлена в виде подсистем: закупка, планирование и управление производством, сбыт. Между элементами системы должны быть связи, в логистической системе – это договор или внутрипроизводственные отношения. Логистическая система имеет организацию. И, конечно, она обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар в нужное время с минимальными затратами в нужном количестве, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.
Таким образом, подводя итог, мы сделали обоснование важности логистической системы в целом между предприятиями и каждой отдельной в частности. А данный момент многие компании не выделяют специальный логистический отдел и работают по старым схемам, не понимая и не желая терпеть лишние траты. Но как показывает практика и изучение ученых, вкладывая деньги в логистику, фирма получает отдачу в скором времени.
В функциональном разрезе логистика может быть представлена как:
- закупочная логистика
– обеспечение производства
- логистика производственных
запасов – создание запасов
товарно-производственных
- сбытовая логистика (посредническая
функция по распределению
- логистика складирования
(подсистема логистики
- транспортная логистика (распределение
перевозки грузовых потоков различными
транспортными средствами).13
Возьмем такие аспекты логистики как закупочная логистика, сбытовая логистика и транспортная логистика.
«Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами». На предприятии, обрабатывающее материальные потоки имеет в своем составе службу, которая осуществляет закупку, доставку и временное хранение предметов труда: сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. Главные цели этой службы: получение дополнительной прибыли от согласованных действий всех участников всех участников – то есть служба должна работать не на реализации целей изолировано своей компании, а как звено всей выстроенное логистической компании. В логистике отношение с поставщиками должны строиться на принципах: «обращаться с поставщиками так же, как с клиентами фирмы, не забывать на деле демонстрировать общность интересов, знакомить поставщиков со своими задачами и быть в курсе его деловых операций, проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика, соблюдать принятые на себя обязательства, учитывать в деловой практике интересы поставщика»
Кроме того, служба снабжения должна выступать связующим звеном между службами производства и сбыта. Цепь снабжение-производство-сбыт должна строиться на основе современной концепции маркетинга, то есть вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, стратегия развития производства и уже затем – стратегия снабжения производства.14
Вопросы, на которые должна ответить закупочная логистика, что закупить, сколько, у кого, а также на каких условиях, а также как системно увязать закупки с производством и сбытом и увязать деятельность предприятия с поставщиками. Отсюда вытекают задачи, которые преследует закупочная логистика: определение потребности в материальных ресурсах, исследование рынка закупок, выбор поставщиков, осуществление закупок, контроль поставок, подготовка бюджета закупок (включая вычисление затрат на выполнение заказа, на транспортировку, экспедирование и страхование, на грузопереработку, по контролю за соблюдением условий договора поставки, на приемку и проверку материальных ресурсов, на поиск информации о потенциальных поставщиках), координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками.15
Функция анализа рынка одна из важнейших функций закупочной логистики. Результаты анализа дают информацию по поводу, какова совокупная общественная потребность в соответствующих материальных ценностях, что входит в перечень номенклатуры продукции, представленной на рынке, по каким номенклатурным позициям наблюдается: дефицит, избыток и баланс спроса и предложения.16
Далее анализ выбора поставщиков уже на основе работы с ними, выполняются ли договорные отношения, соответствуют ли данные о поставщике действительности, надёжны ли поставки.
Определение метода закупок
закупка товара одной партией. Метода предполагает поставку товаров большой партией за один раз. Преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышение торговой скидки. Недостаток: потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.
регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определённого периода. Преимущества: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий, экономия площади складских помещений. Недостатки: вероятность заказа избыточного количества товаров, необходимость оплаты всего количества товаров, определенного в заказе. Широко используется там, где закупаются дешевые и быстро потребляемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно или ежемесячно и включают следующие сведения: полный печень товаров, количество товаров, имеющихся на складе, требуемое количество товаров. Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала, снижение затрат на складирование и хранение, своевременность поставок.
получение товара по мере необходимости. Особенности: количество товаров не устанавливается, а определяется приблизительно, поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем. Оплачивается только поставленное количество товара, по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.
закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода – покупка нечасто используемых товаров. Когда невозможно получать их по мере необходимости. Недостаток: увеличение издержек.17
Интересна на наш взгляд система поставок «точно в срок». «Система поставок «точно в срок» (система ТВС) понимается как философия и в тоже время технические приемы. Система основана на том, что в звено логистической системы не должно поступать никаких материалов, пока в этом звене не возникнет острой необходимости в этих материалах. Например, доставка к моменту монтажа или непосредственно в торговый зал магазина».
Суть системы «точно в срок» состоит в следующем: пока нет спроса, продукция не производится и не заказывается, не заказываются и не накапливаются комплектующие.18
Система ТВС напоминает движение материалов как течение реки. Поток обеспечивается за счёт «перепада высот» и возникшего потенциала (спроса). Ее противоположностью является система по традиционному движению товаров - поток обеспечивается за счёт накопительных запасов в ожидании спроса.
Общепринятое определение гласит, что система поставки «точно в срок» - это система производства и поставки комплектующих или товаров к месту производственного потребления или к моменту продажи в торговом предприятии в требуемом количестве и в нужное время.
В отличие от условий традиционного снабжения, система ТВС предусматривает работу потребителей с более низким запасом. Это значит, что резко повышаются требование к надежности всех участников логистического процесса, от директора до транспорта.
Поэтому в условия традиционного снабжения при выборе перевозчика, в первую очередь обращают внимание на тарифы, то в системах ТВС отдается перевозчику, способному гарантировать надежность соблюдения сроков доставки.
Сформируем основные слагаемые эффекта от использования ТВС:
- исключается ряд операций из технологической цепи поставок
(в обход идет экспедиционный склад, склад входного контроля, основное хранилище, подготовка к потреблению)
- сокращаются текущие запасы (предметы труда поступают либо в цех, либо в торговый зал)
- сокращаются страховые запасы (увеличивается надежность поставок за счет перехода на долгосрочные отношения с проверенными поставщиками и перевозчиками)
- сокращаются запасы в пути (сокращается время доставки за счет расположенных поблизостипоставщиков или их складов)
- улучшается качество товара(используются поставщики, у которых качество товаров сертифицировано)
- увеличивается надежность поставок (возникает совместная заинтересованность в функционировании ТВС)19.
Сбытовая логистика – составная часть общей системы логистики, осуществляющая функции по изучению рынка (маркетинг), складирование и транспортировке готовой продукции, хранению и транспортировке готовой продукции. А также запасных деталей к ней. Цель реализации – своевременная поставки производственного товара потребителю, которая осуществляется юридическими или физическими лицами и обеспечивает продвижения товара от производителя до покупателя с передачей юридический прав собственности на приобретенный товар.
Стадия проектирования включает следующие этапы разработки логистической сбытовой цепи (ЛСЦ):
-идентификация продуцентов и потребителей материального потока;
- выбор типа и основных характеристик каналов сбыта (селективного или эксклюзивного, мощности канала, его ширины, длины и т. д.);
-определение уровней канала;
-формирование маршрутов движения материального потока;
- организационно-правовые взаимоотношения участников ЛСЦ;
- экономическое обоснование ЛСЦ.
Коэффициентом эффективности ЛСЦ является отношение логистических затрат субъекта к полученным результатам. Отдельно требуется остановиться на проблеме определения и вычленения логистических затрат ЛСЦ.
Затраты ЛСЦ изменяются в широком диапазоне за счет использования разных факторов. В среднем они составляют от 30 до 70 процентов от себестоимости производства, а по данным некоторых аналитиков могут доходить до 300 процентов и более по различным отраслям и компаниям.
Затраты ЛСЦ можно укрупненно разделить на:
- затраты на создание и управление запасами;
- транспортные расходы;
- трансакционные затраты (поиск субъектов логистической цепи сбыта, оформление договоров, передача прав собственности и др.).
В заключение сформулируем "три золотых правила" сбытовой логистики.
ЛСЦ должна проникать как можно глубже к точкам конечного сбыта, использоваться как можно чаще и осуществлять транспортировку на как можно большее расстояние путем использования грузовых единиц продукции и грузовых транспортных единиц (transactionunits), обеспечивающих получение как можно больших вместимостей.
в ЛСЦ необходимо использовать минимальное количество TU (transactionunits) независимо от их вместимости.Минимальное количество TU согласуется с концепцией количества оборота этих единиц, т. е. количества раз, когда эти TU могут быть предоставлены потребителям вовремя. Это подразумевает интенсивное использование оборудования для технологической обработки указанных единиц и наличие инфраструктур, заинтересованных в эксплуатации TU при перевозке многими видами транспорта.Применение данного правила требует, чтобы в сфере сбыта производились сравнительные оценки эффективности возможных сценариев на макро- и микроуровнях.
стационарный склад (если нельзя избежать его создания) должен располагаться в центре ЛСЦ: компромисс между близостью к исходному производственному процессу и к конечным торговым точкам.
Информация о работе Совершенствование логистической деятельности предприятия