Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 10:57, курсовая работа
Цель данной работы провести анализ логистической деятельности предприятия. Задачи работы: изучить теоретические вопросы, дать характеристику основным аспектам логистики, провести анализ деятельности изучаемого предприятия, в том числе логистическую, сделать выводы, на основе которых дать рекомендации по улучшению логистической деятельности.
Объектом исследования является торговое предприятие ООО «Прод-Маркет».
Предмет исследования – логистическая деятельность предприятия ООО «Прод-Маркет».
Введение 3
1 Теоретические аспекты логистического подхода деятельности
предприятия 5
1.1 Роль логистики в повышении эффективности предприятия 5
1.2 Функциональные виды логистики 11
1.3 Особенности логистической деятельности предприятия 22
2 Оценка логистической деятельности 32
2.1 Характеристика предприятия 32
2.2 Организация логистической деятельности 41
2.3 Анализ эффективности логистической деятельности 56
3 Совершенствование логистической деятельности предприятия 64
3.1 Мероприятия совершенствования логистической
деятельности предприятия 64
3.2 Оценка эффективности мероприятий 70
Заключение 76
Список использованных источников 79
В идеальном случае, когда темпы производства и потребления примерно одинаковы, возможен нулевой запас. В реальных же условиях избежать запаса практически нельзя. Применение этого правила открывает возможности выбораего месторасположения - на местном рынке или у продуцента. Другими словами, необходим выбор между скоростью и надежностью сбыта.20
Наиважнейшую роль играет транспортная логистика. За последнее столетие многократно выросла мобильность населения, мобильность производства и бизнеса. Количество разновидностей грузоперевозок велико — от курьерских служб по доставке мелких предметов в пределах одного населенного пункта до многотоннажных транспортов, следующих с одного континента на другой.
Различные транспортные средства играют большую роль в осуществлении логистических операций на пути движения материального потока. Затраты на выполнение транспортных операций составляет около 50 процентов от суммы общих затрат на логистику.21
Транспорт можно разделить на 2 подсистемы:
- транспорт общего пользования. Его часто называют "магистральным" (магистраль - основная линия в системе, в данном случае - в системе путей сообщения) ТОП осуществляет перевозки пассажиров и различный грузов.
Понятие транспорта общественного пользования охватывает Ж/Д транспорт, водный (к нему относится морской и речной транспорт), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.
- транспорт необщего пользования. К нему относят внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям.
Целью транспортной логистики является оптимизировать транспортные процессы, а также процессы, сопряженными с транспортными. Другими словами: доставкой груза вовремя, в нужном качестве и количестве и с минимальными затратами для компании
Основными и одновременно приоритетными задачами транспортной логистики являются: обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспорта как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять смешанные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами. Комбинируя виды транспорта можно добиться существенного снижения стоимости перевозки, оптимизации времени доставки, повышения надёжности и безопасности перевозки. Технологическая сопряженность подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение. Согласование экономических интересов. С помощью экономической сопряженности исследуют конъюнктуру рынка: оценивают экономическую ситуацию, складывающуюся на рынке. Выявляют уровни спроса и предложения, следят за рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления и строят тарифную систему; определение рациональных маршрутов доставки. Использование единых систем планирования. Совместное планирование означает разработку и применение единых планов графиков.
При решении вопросов транспортной логистики немаловажно для предприятия вопрос о том иметь свой автопарк или пользоваться услугами транспортных компаний. «Решениеданной задачи зависит от ряда внешних факторов и от условий на самом предприятии. Значимым внешним фактором является степень развития транспортного сервиса в регионе функционированиякомпании. Наличие собственного транспортного парка снижает зависимость предприятия от колебаний конъюктуры на рынке транспортных услуг».22
Каждая компания выбирает для себя наиболее приемлемый вариант, исходя из плюсов и минусов.
Существуют два основных принципа организации транспортировки:
- экономия за счет масштаба грузоперевозки
Экономия за счет масштаба грузоперевозки происходит вследствие сокращения транспортных расходов на единицу груза вследствие его укрупнения. Чем больше партия отправки, тем меньше расходы на единицу груза. Это особенно актуально для железнодорожного и водного транспорта. Данный эффект возникает, когда постоянная составляющая стоимости перевозки распределяется на весь груз (административные расходы, стоимость простоев, погрузка-разгрузка, эксплуатационные расходы и т. д.).
- экономия за счет дальности маршрута
Экономия за счет дальности маршрута происходит за счет сокращения стоимости перевозки груза на единицу расстояния. Причины этого те же, что и при экономии за счет масштаба грузоперевозки.
Таблица 1- Основные преимущества и недостатки создания и содержания собственного парка ТС23
Преимущества |
Недостатки |
Снижается зависимость от колебаний транспортных тарифов |
Сложность организации транспортного хозяйства, связанного с решением множества специальных юридических, организационных, информационных и финансовых проблем |
Сокращаются переменные затраты, связанные с использованием автотранспорта |
Значительные затраты, связанные с эксплуатацией, охраной, хранением ТС, их качественным техническим обслуживанием и ремонтом |
Наличие собственных ТС обеспечивает возможность точного планирования их использования |
Возникают проблемы холостых пробегов подвижного состава и простоя машин в период спада деловой активности |
Обеспечивается прямое руководство деятельностью собственно транспортного хозяйства и его развитие в рамках стратегии компании |
Возникают проблема кадров, обладающих опытом и специальными знаниями в области регулирования и организации грузоперевозок и содержания подвижного состава |
Обеспечиваются более высокие (чем при наемного транспорте) возможности оказания услуг клиентам в процессе доставки товаров |
Требуются высокие капиталовложения в создание парка собственных ТС |
Продолжение таблицы 1 |
|
Преимущества |
Недостатки |
Повышается эффективность и качество работ, связанных со специализацией ТС и персонала транспортного хозяйства на конкретном виде перевозок |
Необходимость наличия ТС разных типов (в связи с различием транспортнозначимых характеристик перевозимого груза) |
Организационная структура, которая управляет логистической системой на предприятии, осуществляет следующие функции:
- развитие и формирование логистической системы – изменение организационной политики предприятия и условий рынка требует периодического пересмотра существующей на предприятии логистической системы.
- выработка стратегии логистической системы в связи с рыночной политикой предприятия – управляющий логистикой на предприятии несет ответственность не только за планирование подход к формированию логистических функций, но и за контроль и выполнение стратегических планов в таких областях, как закупки, транспортировка, формирование запасов, складская обработка, продажи и т.п.
- администрирование и координация взаимосвязанных функций – в организационной структуре предприятия почти все управленческие функции взаимосвязаны с логистикой. Поэтому организационная структура, управляющая логистической системой на предприятии, должна тесно взаимодействовать и координировать взаимосвязанные функции с другими структурами в области внешнего и внутреннего транспорта, контроля над запасами, складских операций, размещения заказов, управления финансовыми и информационными потоками и т.п.
В настоящее время управления логистической системой на предприятиях осуществляется как централизованно, так и децентрализовано на уровне отделов. Управленческая ответственность может быть распределена между различными организационными структурами или сконцентрирована у одного управляющего логистикой.
Управляющий логистикой, как правило, отвечает за следующий круг задач:
- транспорт и перевозки;
- контроль и снабжение;
- контроль запасов и производственных планов;
- управление продажами и заказами;
- обслуживание потребителей и складские операции на региональных складах;
- управление складским хозяйством;
- исследования в области логистики и совершенствование логистической системы.
Самое значительное влияние на логистическую систему оказывают стратегия и тактика маркетинга. Маркетинговый и логистический менеджмент взаимодействуют между собой в первую очередь в системе сбыта (распределения) предприятия. Здесь можно выделить следующие ключевые моменты:
- рациональный выбор логистических решений по транспортировке, складированию, грузопереработке и управлению запасами могут значительно сократить логистические издержки, расширив возможности маркетингового ценового маневра;
- ассортимент продукции, определяемый маркетинговой стратегией фирмы, непосредственно влияют на структуру логистической системы дистрибьюции. Изменение ассортимента и связанное с ним изменение весо-габаритных характеристик готовой продукции существенно влияет на операции по транспортировке, складированию и грузопереработке и может привести к возрастанию логистических издержек и, в конечном счете, к повышению цены товара, сводящему на нет ожидаемую прибыль от улучшения ассортимента;
- с точки зрения маркетинга важен внешний вид упаковки товара, ее привлекательность, наличие полной информации о товаре, то есть те параметры, которые позволяют выделить этот товар среди аналогичных товаров конкурентов. С точки зрения менеджера по логистике упаковка важна в первую очередь с точки зрения ее габаритов и способности защищать товар от возможных повреждений в процессе транспортировки и грузопереработки. Если при разработке упаковки приоритет будет отдан требованиям маркетинга, а требования логистики не будут учтены, это неизбежно приведет к росту логистических издержек;
- маркетинговые стратегии «вытягивания» и «проталкивания» товара через каналы распределения требую акцентирования внимания на различных логистических функциях. Стратегия «вытягивания», как правило, не требует создания и поддержания больших запасов готовой продукции в распределительной сети. В стратегии «проталкивания», наоборот, упор делается на регулировании запасов готовой продукции в распределительных каналах оптовых и розничных торговых партнеров;
- выбор места сбыта готовой продукции с позиций маркетинга (оптовикам или розничным торговцам) может существенно повлиять на эффективность логистической системы. Оптовики, как правило, являются более предсказуемыми партнерами, закупают готовую продукцию большими партиями, более эффективно управляют запасами, чем розничные торговцы.
Для развитых рыночных отношений становятся актуальными процессы интеграции маркетинга и логистики, основанные на взаимодействии двух концепций управления.
Взаимодействие маркетинга как концепции управления, ориентированной на рынок, и логистики как концепции управления, ориентированной на поток, создает возможности повышения материальной и информационной полезности и ценности продукта, определяемых покупателем или клиентов.
Такая интеграция создает основы для структуризации логистики на подсистемы, которые предоставляют покупателю возможность более эффективно и надежно использовать приобретенную продукцию.
Маркетинг-логистика как инструмент повышения эффективности маркетинговых коммуникаций является фактором, определяющим уровень конкурентоспособности системы сбыта.
Процесс маркетинг-логистики:
Рисунок 1 – Процесс маркетинг-логистики
Основными этапами и элементами этого процесса являются: исследование и прогноз требований потребителей, изучение (бенчмаркинг) предложений конкурентов; прогноз оборота и сбыта; планирование распределения; фрахт, заключение договора о поставке и приобретении сырья и материалов для производства товаров, имеющих спрос; организация приема сырья и материалов; организация складирования и контроль запасов сырья и материалов; оформление заказов с торговыми организациями или отдельными потребителями продукции фирмы; планирование производства; производство продукции; упаковка продукции; организация хранения готовой продукции на складах внутри территории фирмы; организация транспорта готовой продукции; организация хранения готовой продукции на складах фирмы, расположенных за пределами ее территории; сервисное обеспечение поставок и обслуживание покупателей; сбыт.
Процесс маркетинг-логистики характеризует технологию физического распределения товара и определяет основные ее функции, а также комплекс маркетинговых решений по реализации задач маркетинг-логистики.
Основными функциями маркетинг-логистики являются: исследование, планирование, реализация и контроль физических потоков материалов и готовой продукции при перемещении их от производителя до конечного потребителя.
Рисунок 2 – основные функции
Решение задач в системе маркетинг-логистики способствует достижению ее главной цели – обеспечение готовности поставки товаров покупателям с высоким уровнем сервиса их обслуживания и разумными затратами.
Рассматривая взаимодействие логистического и финансового менеджмента, можно выделить следующие ключевые аспекты:
- так как большую долю оборотного капитала составляют денежные средства, вложенные в запасы материальных ресурсов и готовой продукции, эффективность логистических решений оказывает непосредственное влияние на объем и оборачиваемость оборотного капитала фирмы;
- так как издержки во внешних логистических каналах сопоставимы, а иногда и превышают себестоимость готовой продукции, то финансовый и Логистический менеджмент должны объединять свои усилия в поиске путей снижения затрат, связанных с закупкой материальных ресурсов и сбытом готовой продукции.
Взаимодействие финансового и логистического менеджмента проявляется также в сфере бухгалтерского учета и отчетности:
Информация о работе Совершенствование логистической деятельности предприятия