Совершенствование маркетинговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:36, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение маркетинговой концепции в туристской фирме.

Для достижения данной цели выделим ряд задач:

1. Рассмотреть сущность маркетинга в туризме.

2. Рассмотреть особенности использования маркетинга в туризме.

3. Провести анализ особенностей маркетинговой деятельности на примере туристской фирмы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1. Сущность и понятие туристического маркетинга
1.1. Сущность и понятие туризма…………………………………………..……7
1.2. Совершенствование маркетинговой деятельности в сфере туризма……11
1.3. Функции и цели туристичского маркетинга……………………………...14
1.4. Концепции туристического маркетинга…………………………………...19

2. Анализ маркетинговой деятельности на туристическом предприятии
2.1. Общая характеристика ООО «Навигатор»………………………………..25
2.2. Финансово-экономические показатели деятельности организации……..29
2.3. Маркетинговая концепция в ООО «Навигатор»………………………….39

3. Совершенствование маркетинговой деятельности в ООО «Навигатор»
1. Анализ маркетинговых исследований потребителей туристического продукта предприятия ООО «Навигатор»…………………...…...………..45
2. Совершенствование маркетинговой деятельности в
ООО «Навигатор»…………………………………………………………...54
3. Экономическая эффективность проводимых мероприятий……………..59

Файлы: 1 файл

целая работа.docx

— 85.99 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

1. Сущность и понятие  туристического маркетинга

1.1. Сущность и понятие  туризма…………………………………………..……7

1.2. Совершенствование маркетинговой  деятельности  в сфере туризма……11

1.3. Функции и цели  туристичского маркетинга……………………………...14

1.4. Концепции туристического  маркетинга…………………………………...19

 

2. Анализ маркетинговой  деятельности на туристическом  предприятии

2.1. Общая характеристика ООО «Навигатор»………………………………..25

2.2. Финансово-экономические  показатели деятельности организации……..29

2.3. Маркетинговая концепция  в ООО «Навигатор»………………………….39

 

3. Совершенствование маркетинговой  деятельности в ООО «Навигатор»

1.   Анализ маркетинговых  исследований потребителей туристического  продукта предприятия  ООО  «Навигатор»…………………...…...………..45

2.   Совершенствование  маркетинговой деятельности в

       ООО «Навигатор»…………………………………………………………...54

3.    Экономическая  эффективность проводимых мероприятий……………..59

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..………67

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..69

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Туризм, сочетает  в себе рыночные аспекты экономических  связей и социально ориентированные  цели развития общества. В современных  условиях туризм превратился  в один из ведущих секторов  мирового хозяйства. Во многих  странах мира он является высокодоходной  и наиболее динамично развивающейся  отраслью экономики. Туризм служит  интересам человека, общества в целом и является источником доходов как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

      Прием иностранных  туристов - надежный источник валютных  поступлений и одна из выгодных  форм международной торговли. Велика  его роль и в стабилизации  занятости населения.

      Существенные  структурные изменения в сфере  туризма происходят и в России. Туризм стал отраслью, наиболее  привлекательной для предпринимательства.  Туристический бизнес в нашей  стране находится в стадии  структурной перестройки, институционального  становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых, межрегиональных  и внешнеэкономических связей. Совершенствуется  туристическая инфраструктура, формируется  соответствующий сегмент рынка  труда, создается новая система  государственного регулирования  туристической деятельности.

      Маркетинговая  концепция в туризме – это  система управления и организации  деятельности туристских компаний  по разработке новых, более  эффективных видов туристско-экскурсионных  услуг, их производству и сбыту  с целью получения прибыли  на основе повышения качества  туристского продукта и учета  процессов, которые протекают  на мировом туристском рынке.

      Роль маркетинга в деятельности предприятия определяется тем, что он раскрывает потенциальные возможности сбыта и продажи услуг, разрабатывает оптимальную товарную политику, определяет направление и стратегию конкурентной борьбы и завоевание рынка, предлагает набор социально-экономических и организационных инструментов для стимулирования спроса, создает эффективную структуру товародвижения, позволяет оценить качество услуг, формирует систему оценок и прогнозирования развития деятельности. В конечном счете, маркетинг создает предпосылки для эффективного управления предприятием.

      Что касаемо  степени изученности данной проблемы  в настоящее время, то следует  отметить, что зародившись в производственной  сфере, маркетинг достаточно длительное  время не находил соответствующего  применения в сфере туризма.  Однако возрастание конкуренции, коммерциализации туристской деятельности привели к необходимости скорейшего внедрения основных элементов маркетинга в практику работы туристских предприятий. Вместе с тем туризм имеет определенные особенности, связанные с характером оказываемых услуг, формами продаж, характером труда и т.д. в силу этого маркетинг в туризме имеет целый ряд характерных черт (особенностей), которые даже выделили его в отдельное направление маркетинга как науки и учебной дисциплины.

Целью дипломной работы является изучение маркетинговой концепции  в туристской фирме.

      Для достижения  данной цели выделим ряд задач:

     1. Рассмотреть  сущность маркетинга в туризме.

     2. Рассмотреть  особенности использования маркетинга  в туризме.

     3. Провести  анализ особенностей маркетинговой  деятельности на примере туристской  фирмы.

   Объектом в дипломной  работе является туристская фирма  «Навигатор», на основе данных  которой проводились исследования  с целью достижения вышепоставленной цели.

      Нужно отметить, что проблемой маркетинга на  туристских предприятиях в свое  время занимались такие зарубежные  и отечественные ученые, как: Дж. Бейтсон, Дж. Чепиель, П. Эгле, У Джордж, К. Гренроос, Ю. Джонсон, Э. Ланжар, К. Лавлок, Л. Шостак, Дурович А.П.; Филип Котлер; Папирян Г.А.; Джеймс Мейкенз; Рогов Г.К.; Азар В.И.; Джон Боуэн; Розанова Т.П.; Ригер А.; Карпова Г.А.; Соундерс Дж.;Гаранин Н.И. и другие.

   Предметом – маркетинговые  концепции в туризме.

   Методологическую  основу составляют: социологический,  эмпирический и аналитический  методы.         Научную основу исследования составляют работы Азара В. А., Назайкина А. Н.Аржаных Е.В.,  Ушакова Д.С. Хорошилова А.В  и др.

   Структура работы  состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Во  введении обосновывается актуальность, цели и задачи выпускной квалификационной  работы. В первой главе рассмотрены  теоретические основы туристического  маркетинга (рассмотрена сущность  туризма, основные функции и  цели туристического маркетинга, выявлены концепции в туристическом  маркетинге); во второй главе проведен  анализ маркетинговой деятельности  на ООО «Навигатор» (дана экономическая характеристика предприятия; проведен анализ структуры финансовых ресурсов и их источников; проанализирована маркетинговая концепция в ООО «Навигатор»); в третьей главе предложены методы и пути совершенствования маркетинговой деятельности (проведен анализ маркетинговых исследований, обозначены предложения по улучшению маркетинговой деятельности предприятия на 2011 год).

 

1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ  О ТУРИСТИЧЕСКОМ МАРКЕТИНГЕ

 

1.1. Сущность и понятие  туризма

      Последние  десятилетия двадцатого века  характеризуются глубокими сдвигами  в мировой экономике и международных  отношениях. Происходит интенсивное  расширение торговых, культурных, научно-технических  связей, обусловливающих в свою  очередь развитие туризма, как  социально-экономического явления  и вида предпринимательской деятельности.

      На сферу  туризма приходится около 10% стоимости  мирового валового национального  продукта, 7% мировых инвестиций, 11 % мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений.1 Данные  цифры демонстрируют прямой экономический  эффект функционирования мировой  индустрии туризма. С уверенностью  можно сказать, что иностранный  туризм способствует стабилизации  платежного баланса принимающей  страны, а также созданию резервов  иностранной валюты.

      Туризм - явление  сложное, многоуровневое, оно характеризуется  наличием большого количества  дефиниций. Одни из них носят  узкоспециальный характер, касаются  отдельных экономических, социальных, правовых и других аспектов  туризма или его видовых особенностей  и выступают в качестве инструмента  для решения конкретных задач,  как, например, определение туризма  в целях статистики. Другие, концептуальные  или сущностные определения, охватывают  предмет в целом, раскрывая  внутреннее содержание туризма,  выражающееся в единстве всего  многообразия свойств и отношений, и позволяют отличить его от сходных, часто взаимосвязанных, но разнородных явлений.

      По определению,  принятому Организацией Объединенных  Наций, туризм трактуется как  активный отдых, влияющий на  укрепление здоровья, физическое  развитие человека, связанный с  передвижением его за пределы  постоянного места жительства. Статистической  комиссией Организации Объединенных  Наций было принято более широкое  определение туризма: «Туризм  - это деятельность лиц, которые  путешествуют и осуществляют  пребывание в местах, находящихся  за пределами их обычной среды,  в течение периода, не превышающего  одного года подряд, с целью  отдыха, деловыми и прочими целями».  Азар В.И. рассматривает туризм как экономическую систему с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом[1].

      В иностранной  литературе широкое распространение  получило определение туризма,  предложенное швейцарскими специалистами  Хунцикером и Крапфом. Оно используется Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма. Согласно данному определению, туризм есть «совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы»[2].

Как вид предпринимательства  туризм представляет собой сферу  коммерческой деятельности, основанную на организации и реализации туристического предложения, удовлетворяющего требованиям  туристов и обеспечивающего таким  образом получение ответного  положительного экономического эффекта.

      Вышеприведенные  определения туризма отражают  различные стороны одного социально-экономического  явления. Говоря о многогранности  и сложности туризма как системы,  необходимо отметить, что основными  действующими звеньями в ней  выступают: субъект туризма - турист  и объект туризма - центр туристского  притяжения (местность, населенный  пункт), без которых данное явление  не может существовать.

В этой связи необходимо разграничить два понятия: «путешественник» и  «турист», т.к. последний может называться и путешественником, а первого  туристом назовешь не всегда.

Международная организация  туризма делит путешественников на две группы:

      1) туристы,  т.е. люди, пребывание которых  в посещаемой стране длится  не менее 24 часов, но не более  года;

      2) экскурсанты  - лица, временно пребывающие в  стране вне места своего постоянного  проживания не более 24 часов,  например, пассажиры круизных судов,  сходящие на берег на экскурсии,  экипажи судов и воздушных  лайнеров.

      Федеральный  закон РФ № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 года устанавливает, что туристом  является гражданин, посещающий  страну временного пребывания  в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без  занятия оплачиваемой деятельностью  в период от 24 часов до 6 месяцев  подряд или осуществляющий не  менее одной ночевки.

Нам представляется возможным  отнести к группе туристов еще  одну категорию путешественников. В  предложенных определениях, не учитываются  путешественники, деловая миссия которых  за пределами постоянного места  проживания может длиться более  одного года и является неоплачиваемой в стране пребывания. Например, археологи, биологи, географы и т.д. Тем не менее, данная категория путешественников использует туристическую инфраструктуру и ресурсы страны пребывания, принося  тем самым, доход в ее казну.

      Исходя из  вышеизложенного, нами предлагается  рассматривать туризм как явление,  характеризующееся процессом перемещения  человека за пределы постоянного  места жительства с целью, реализация  которой ограничена временными  рамками, не включает оплачиваемую  деятельность на месте пребывания  и предполагает использование  туристических ресурсов и инфраструктуры  территориального туристического  объекта.

      Подчеркивая  значение туризма как отрасли  рыночной экономики, нельзя недооценивать  его социальную сторону, возрастающую  роль в развитии человека, его  личности, формировании уровня и  качества жизни. «Экономическая  рентабельность, - отмечается в Декларации  Всемирной Конференции по туризму  в Маниле (1990г.), - какой бы реальной  и значительной она ни была, не может представлять собой  единственный критерий определения  содействия, которое должны оказывать  государства этому виду деятельности[3]. Кроме его хорошо известных  экономических аспектов он пробрел  культурный и духовный аспекты,  которые должны быть поддержаны  и защищены от негативных последствий,  обусловленных экономическими факторами»[4]. Туризм способствует развитию  духовных ценностей и должен  быть учтен как фактор воспитания  личности и человеческого достоинства.  Он предназначен не только  для того, чтобы разнообразить  ход жизни и работы. Это фактор  единения человека и окружающего  его мира, т.к. туризм допускает  прямой контакт человека с  природой.

      Следствием  туризма является процесс окультуризации, который выражается в адаптации человека к новой культуре, предполагающей иной образ мышления, иные нормы поведения, манеры общения, традиции и устои. Контакт туристов из различных государств мира делает возможным создание тесных связей и взаимного обогащения национальных культур. Туризм оказывает воздействие на интересы, мировоззрение и образ жизни населения принимающей стороны, вызывая так называемый демонстративный эффект, приводящий к росту потребностей у иностранных посетителей, и у местных жителей. Страна, принимающая туристов, ощущает конкуренцию в самых разных областях обслуживания туристов и вынуждена при предложении туристических услуг реагировать на возрастающие запросы клиентов, превращая тем самым туристическую индустрию в один из факторов общественного прогресса. Таким образом, формируются повышенные стандарты потребления у жителей принимающей стороны, и у приезжающих туристов.

Информация о работе Совершенствование маркетинговой деятельности